Педагогический опыт на тему: «Современные подходы в работе по нравственно- патриотическому воспитанию воспитанию дошкольников»
методическая разработка (средняя группа)

Копанева Ирина Юрьевна

Педагогический опыт на тему:

 «Современные подходы в работе по нравственно- патриотическому воспитанию воспитанию дошкольников»

Нельзя пробудить чувство Родины

без восприятия переживания окружающего мира.

Пусть в сердце малыша на всю жизнь

останутся воспоминания о маленьком уголке

далекого детства.

Пусть с этим уголком связывается

образ великой Родины».

                                    В. А. Сухомлинский.

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитаниеПатриотизм-это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в патриотическом направлении.

   Среди наиболее острых проблем, стоящих перед современным дошкольным образованием, в соответствии с «Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ патриотизма, гражданственности.

     Нельзя говорить о воспитании любви к Родине, родному краю без сообщения детям определенных знаний о них. Отбор и систематизация таких знаний проводится мною в соответствии с задачами воспитания, а также с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу и т. д.

           В апреле 2021 г. МДОБУ Саракташский д/с № 2 присвоен статус инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России». Я работаю над программой , которая    включена в Образовательную программу МДОБУ Саракташский д/с № 2, в часть формируемую участниками образовательных отношений: «Я – гражданин России, я – саракташец».

    Направление экспериментальной работы: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и культуре родной земли" (конкретнее Саракташский район и родной поселок Саракташ, малая родина).

Ребенок -(патриот), человек укорененный в традиции, знающий и любящий свою историю и культуру.

Новизна программы состоит в том, что содержание патриотического воспитания обогащено посредством включения в него регионального компонента. При реализации программы будут использоваться современные образовательные технологии.

 

    В своей работе я использую комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих форм и методов работы с дошкольниками: беседы, ситуации общения, викторины, метод проектов, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия, работа с картой, рассматривание альбомов, иллюстраций, фотоматериалов, картин, экскурсии, целевые прогулки, музейная деятельность, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности, игровые ситуации, труд в природе и др. Особое значение для дошкольников имеют те формы работы, где они могут активно проявить свое отношение к родному селу, стране: тематические выставки рисунков, коллективных коллажей, совместное макетирование, музыкальные досуги и праздники. Всю работу по данному направлению осуществляю в форме сотрудничества, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.

   В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

     В старшей разновозрастной группе создана оптимальная предметно – пространственная развивающей среда. В неёвходит: уголок нравственно-патриотического воспитания, где дети могут развернуть игру, используя макеты ближайшего окружения детского сада, познакомиться с правилами дорожного движения, рассмотреть альбомы, фотографии, иллюстрации по данной теме.

Подобраны специальные художественно –дидактические пособия:

Альбомы: «Символы России, «Наш поселок», «Сотрудники нашего детского сада», «Папа, мама, я – наша дружная семья», «Государственные символы»

2. Тематические подборки картинок, иллюстраций, фотографий, открыток;

3. Систематизирована картотека стихов, пословиц, поговорок о родном селе и России, такие как: «Пословицы, поговорки, стихи о семье и родном доме», «Пословицы, поговорки о труде. Стихи и загадки о профессиях», «Стихи о Родине».

5.Дидактические игры: «Моя родина Россия», «Государственные символы», «Расскажи про свой город», «Угадай» (продукция предприятий), Лото «Профессии», «Дорожные знаки».

Свою работу по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» я разделила на четыре блока: «Семья и детский сад», «Мой посёлок», «Наш край – Урал», «Россия – моя Родина».

Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно-образовательного процесса, в своей работе использую современные педагогические технологии:

Моделирование. Использование картинок – моделей - «Часть – целое», предметно-схематическая модель «Мой поселок», модель «Законы юных художников», модель-алгоритм: «Последовательность рассматривания картины», схемы эмоций, что способствует активизации мышления детей и систематизации полученных знаний.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Мы используем такие приемы ТРИЗ, как морфологические дорожки «Виды поселков», системный оператор «Найди пару».

ОТСМ – общая теория сильного мышления. Этому способствуют такие игры, как «Саракташ – мой любимый поселок», «Угадай, что это?», «Угадай по описанию» и пр.

 

Проектная деятельность. Она позволяет взрослому вместе с детьми создавать краткосрочные и долговременные проекты по нравственно-патриотическому, экологическому, эстетическому воспитанию (проект «Моя семья», «Саракташ – мой любимый город».

 На основе полученных впечатлений от просмотра иллюстраций, экскурсий в природу и окружающий мир, посещения (видео) театров и прочитанных художественных произведений оформляем выставки детского художественного творчества: «Родные просторы», «День Победы» и другие.

  Моя работа не была бы полноценной без взаимодействия родителей. По нашему совету родители с детьми посещали с детьми выставочные музеи. Предлагали поговорить с детьми об увиденном, выслушать высказывания ребёнка, дополнить своим рассказом. Как говорил А. С.Макаренко: «в вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».

В работе с родителями использовали следующие формы:

- информационно-ознакомительные;

- родительские собрания «Нравственно-патриотическое воспитание в семье».

- консультации: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Путешествие по родному городу», «Познакомьте ребёнка с родным городом», «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».

- информационно-просветительские формы:

Результативность опыта:

• разработана и внедрена в практику современная модель организации работы по патриотическому воспитанию.

• разработаны и апробации современные формы, технологии, направленные на патриотическое воспитание дошкольников (флешмоб, акции, маршрутные игры, досуговые мероприятия по популярным телепроектам, проэктная деятельность, массовые мероприятия с родителями)

• разработано перспективное планирование по патриотическому воспитанию для детей среднего возраста

• обогащена предметно-пространственная и среда групы в соответствии с проектом,

• подготовлены методические консультативные материалы по работе с семьей (консультации для родителей, буклеты, рекомендации и другое)

• разработан план работы с родителями по формированию основ патриотического воспитания дошкольник

    Всё это способствует расширению кругозора и повышение познавательной активности детей. Они стали проявлять интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях нашего посёлка, людях-тружениках.

    Для определения уровня развития нравственно-патриотических чувств у моих воспитанников, я использовала мониторинг. Он заполняется на каждого ребенка группы в начале и в конце учебного года. Оценка осуществляется в соответствии трех уровней развития детей: В – высокий, С – средний, Н – низкий.

 

Начало учебного года

высокий уровень — 37 %

средний уровень — 63 %

Конец учебного года

высокий уровень – 74%

средний уровень – 26%

   В результате мониторинга выяснилось: дети проявляют дружелюбие, считаются с интересами других детей, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда.

Целью итогового эксперимента было выявление уровня развития основ нравственно – патриотического воспитания, сформированного в процессе эксперимента.

 

Заключительный этап эксперимента проходил в виде творческого вечера «С чего начинается Родина…»

Прикосновение к истории своей семьи вызывают у ребенка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Дети осознали сопричастность не только к своей семье, но и к городу, к народу России. Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.

  Заключение:

 

   В заключение хочется сказать, что работа по воспитанию патриотизма и гражданственности требует тесного контакта с семьёй, так как именно в семье ребёнок учится первым движениям сердца и поднимается от него к дальнейшим формам единения – Родина и государство. В своей работе я, как педагог, должна была научить детей помнить свою историю. Работая по данной теме, мне хотелось пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса. Дать понять детям, что нам есть чем гордиться и они не должны расти Иванами не помнящими родства. Я считаю, что с поставленными целями и задачами справилась, об этом говорят результаты полученные в процессе работы по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический опыт на тему:

 «Современные подходы в работе по нравственно- патриотическому воспитанию воспитанию дошкольников»

Нельзя пробудить чувство Родины

без восприятия переживания окружающего мира.

Пусть в сердце малыша на всю жизнь

останутся воспоминания о маленьком уголке

далекого детства.

Пусть с этим уголком связывается

образ великой Родины».

                                    В. А. Сухомлинский.

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитаниеПатриотизм-это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в патриотическом направлении.

   Среди наиболее острых проблем, стоящих перед современным дошкольным образованием, в соответствии с «Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ патриотизма, гражданственности.

     Нельзя говорить о воспитании любви к Родине, родному краю без сообщения детям определенных знаний о них. Отбор и систематизация таких знаний проводится мною в соответствии с задачами воспитания, а также с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу и т. д. 

           В апреле 2021 г. МДОБУ Саракташский д/с № 2 присвоен статус инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России». Я работаю над программой , которая    включена в Образовательную программу МДОБУ Саракташский д/с № 2, в часть формируемую участниками образовательных отношений: «Я – гражданин России, я – саракташец».

    Направление экспериментальной работы: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и культуре родной земли" (конкретнее Саракташский район и родной поселок Саракташ, малая родина).

Ребенок -(патриот), человек укорененный в традиции, знающий и любящий свою историю и культуру.

Новизна программы состоит в том, что содержание патриотического воспитания обогащено посредством включения в него регионального компонента. При реализации программы будут использоваться современные образовательные технологии.

    В своей работе я использую комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих форм и методов работы с дошкольниками: беседы, ситуации общения, викторины, метод проектов, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия, работа с картой, рассматривание альбомов, иллюстраций, фотоматериалов, картин, экскурсии, целевые прогулки, музейная деятельность, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности, игровые ситуации, труд в природе и др. Особое значение для дошкольников имеют те формы работы, где они могут активно проявить свое отношение к родному селу, стране: тематические выставки рисунков, коллективных коллажей, совместное макетирование, музыкальные досуги и праздники. Всю работу по данному направлению осуществляю в форме сотрудничества, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.

   В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

     В старшей разновозрастной группе создана оптимальная предметно – пространственная развивающей среда. В неёвходит: уголок нравственно-патриотического воспитания, где дети могут развернуть игру, используя макеты ближайшего окружения детского сада, познакомиться с правилами дорожного движения, рассмотреть альбомы, фотографии, иллюстрации по данной теме.

Подобраны специальные художественно –дидактические пособия:

Альбомы: «Символы России, «Наш поселок», «Сотрудники нашего детского сада», «Папа, мама, я – наша дружная семья», «Государственные символы»

2. Тематические подборки картинок, иллюстраций, фотографий, открыток;

3. Систематизирована картотека стихов, пословиц, поговорок о родном селе и России, такие как: «Пословицы, поговорки, стихи о семье и родном доме», «Пословицы, поговорки о труде. Стихи и загадки о профессиях», «Стихи о Родине».

5.Дидактические игры: «Моя родина Россия», «Государственные символы», «Расскажи про свой город», «Угадай» (продукция предприятий), Лото «Профессии», «Дорожные знаки».

Свою работу по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» я разделила на четыре блока: «Семья и детский сад», «Мой посёлок», «Наш край – Урал», «Россия – моя Родина».

Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно-образовательного процесса, в своей работе использую современные педагогические технологии:

Моделирование. Использование картинок – моделей - «Часть – целое», предметно-схематическая модель «Мой поселок», модель «Законы юных художников», модель-алгоритм: «Последовательность рассматривания картины», схемы эмоций, что способствует активизации мышления детей и систематизации полученных знаний.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Мы используем такие приемы ТРИЗ, как морфологические дорожки «Виды поселков», системный оператор «Найди пару».

ОТСМ – общая теория сильного мышления. Этому способствуют такие игры, как «Саракташ – мой любимый поселок», «Угадай, что это?», «Угадай по описанию» и пр.

Проектная деятельность. Она позволяет взрослому вместе с детьми создавать краткосрочные и долговременные проекты по нравственно-патриотическому, экологическому, эстетическому воспитанию (проект «Моя семья», «Саракташ – мой любимый город».

 На основе полученных впечатлений от просмотра иллюстраций, экскурсий в природу и окружающий мир, посещения (видео) театров и прочитанных художественных произведений оформляем выставки детского художественного творчества: «Родные просторы», «День Победы» и другие.

  Моя работа не была бы полноценной без взаимодействия родителей. По нашему совету родители с детьми посещали с детьми выставочные музеи. Предлагали поговорить с детьми об увиденном, выслушать высказывания ребёнка, дополнить своим рассказом. Как говорил А. С.Макаренко: «в вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».

В работе с родителями использовали следующие формы:

- информационно-ознакомительные;

- родительские собрания «Нравственно-патриотическое воспитание в семье».

- консультации: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Путешествие по родному городу», «Познакомьте ребёнка с родным городом», «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».

- информационно-просветительские формы:

Результативность опыта:

• разработана и внедрена в практику современная модель организации работы по патриотическому воспитанию.

• разработаны и апробации современные формы, технологии, направленные на патриотическое воспитание дошкольников (флешмоб, акции, маршрутные игры, досуговые мероприятия по популярным телепроектам, проэктная деятельность, массовые мероприятия с родителями)

• разработано перспективное планирование по патриотическому воспитанию для детей среднего возраста

• обогащена предметно-пространственная и среда групы в соответствии с проектом,

• подготовлены методические консультативные материалы по работе с семьей (консультации для родителей, буклеты, рекомендации и другое)

• разработан план работы с родителями по формированию основ патриотического воспитания дошкольник

    Всё это способствует расширению кругозора и повышение познавательной активности детей. Они стали проявлять интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях нашего посёлка, людях-тружениках.

    Для определения уровня развития нравственно-патриотических чувств у моих воспитанников, я использовала мониторинг. Он заполняется на каждого ребенка группы в начале и в конце учебного года. Оценка осуществляется в соответствии трех уровней развития детей: В – высокий, С – средний, Н – низкий.

Начало учебного года

высокий уровень — 37 %

средний уровень — 63 %

Конец учебного года

высокий уровень – 74%

средний уровень – 26%

   В результате мониторинга выяснилось: дети проявляют дружелюбие, считаются с интересами других детей, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда.

Целью итогового эксперимента было выявление уровня развития основ нравственно – патриотического воспитания, сформированного в процессе эксперимента.

Заключительный этап эксперимента проходил в виде творческого вечера «С чего начинается Родина…»

Прикосновение к истории своей семьи вызывают у ребенка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Дети осознали сопричастность не только к своей семье, но и к городу, к народу России. Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.

  Заключение:

   В заключение хочется сказать, что работа по воспитанию патриотизма и гражданственности требует тесного контакта с семьёй, так как именно в семье ребёнок учится первым движениям сердца и поднимается от него к дальнейшим формам единения – Родина и государство. В своей работе я, как педагог, должна была научить детей помнить свою историю. Работая по данной теме, мне хотелось пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса. Дать понять детям, что нам есть чем гордиться и они не должны расти Иванами не помнящими родства. Я считаю, что с поставленными целями и задачами справилась, об этом говорят результаты полученные в процессе работы по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт на тему :" Современные подходы в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, с...

Педагогический опыт на тему" Современные подходы в работе по патриотическому воспитанию детей"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 » Энгельсского муниципального района Саратовской области. Педагогический опыт на тему: «Современные подходы в ра...

Педагогический совет по теме: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО».

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию и краеведению.Задачи:1.Систематизировать и закрепить знания педагогов об о...

Педагогический опыт на тему: «Современные подходы в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».

Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, с...

Педагогический совет Тема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»

Педагогический советТема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»Цель: Повышение про...

30 ноября в ДОП «Ивушка» прошел педагогический совет на тему «Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного».

В ходе педсовета педагоги ДОП «Ивушка» познакомились с опытом работы дошкольной образовательной площадки по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Воспитатели  Котыхова ...