Роль дидактической игры в развитии речевой культуры детей на примере города Ставрополя
статья

Развитие речевой культуры дошкольников 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дидактической игры в развитии речевой

культуры детей на примере города Ставрополя

    С чего начинается Родина? У меленького ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к маме, папе, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда происходит воспитание основ гражданственности. Фундаментом воспитания гражданских чувств в дошкольном возрасте являются накопленные детьми социальный опыт жизни в своем Отечестве, формирование интереса к истории, культуре родного города. В настоящее время все чаще обсуждается проблема патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, которые позволяют проводить их с учетом национально-регионального компонента и местных условий.

    Задача педагогов–дошкольников состоит в том, чтобы воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщаться к богатством национальной и мировой культуры. С каждым годом представление дошкольников о родном городе расширяется. Формированию бережного отношения к родному городу, углублению и расширению представлений о родном городе  способствует использование в образовательном процессе местного краеведческого материала.
Одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольника наглядных и образных  представлений, умения увидеть красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с малых лет.

     Дошкольное детство - важный этап в становлении социального облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем мире, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном городе, об его историческом прошлом.

    Поэтому в формировании представлений о родном городе  так важно обратить внимание на дидактические игры, в которых  используются  все имеющиеся знания. Таким образом, задачами формирования представлений о родном городе, как отмечают исследователи, являются:
- прививание ребенку любви к семье, к дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитание бережного отношения к природе и всему живому;
- формирование уважительного отношения к труду;
- расширение знаний о городах России, знакомство с символами государства;
- формирование чувства ответственности и гордости за достижения страны, а также чувства уважения к другим народам, культурам, традициям.
       Нельзя забывать, что процесс обучения в дошкольном возрасте происходит в игровой форме. Рассматривая проблему взаимосвязи игры и обучения, А. В. Запорожец отмечал, что нельзя противопоставлять игру обучению, а необходимо выяснить, как в игре осуществляется обучение и как оно влияет на развитие способностей детей. Он указывал, что обучение на разных возрастных этапах имеет свои особенности, это может быть манипулирование с предметами, игра и специальная образовательная деятельность. По его мнению, в игре продолжается обучение в широком смысле.
      Игра имеет большое образовательное значение. Она проникает во все виды деятельности ребёнка-дошкольника. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Традиционно ведущей деятельностью дошкольников считается игра. Учебная деятельность таковой не является и, следовательно, не может в достаточной степени влиять на развитие новообразований этого периода жизни ребенка. Но трудно представить себе эти два вида деятельности отдельно существующими: учебная деятельность проистекает из игры, они взаимно переходят друг в друга.

    Включение игр в обучение детей повышает его эффективность, так как игра:
- создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;
- непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребенка;
- способствует раскрепощению ребенка, стимулирует к поиску творческих решений.

      Важное место в ряду методов и приемов в процессе обучения занимает не просто игра, а прежде всего дидактическая игра, которая представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Дидактическая игра широко используется педагогами как средство обучения и воспитания. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей. Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития.

   Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало.

Играя дети незаметно для себя для себя, закрепляют имеющиеся и приобретают новые знания о родном городе, учатся осуществлять поисковые действия, мыслить и творить, а самое главное игры позволяют педагогу повысить личностную значимость и привлекательность для дошкольников предлагаемого им краеведческого материала. Игра является методом и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством разностороннего воспитания личности ребенка одновременно. Дидактические игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. При использовании представленных игр следует придерживаться определенных принципов:

  1. Опираться на уже имеющиеся у детей знания;
  2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;
  3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
  4. Постепенно усложнять задачу и игровые действия;
  5. Конкретно и четко объяснять правила игры.

   Существует множество дидактических игр, направленных на разные стороны развития ребенка, которые делятся на три типа:

 - настольно-печатные (книги, картинки, карточки);

 - с игрушками и предметами;

 - словесные.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся использовать приобретенные ранее знания о городе в новых связях, в новых обстоятельствах. Например: Игра «Узнай описанию» - предлагаем детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их., «Продолжи фразу» - воспитатель начинает фразу, дети заканчивают, н-р, Я пойду в музей, чтобы  

Настольно-печатные игры  представляют собой различные пособия. Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей логического мышления, умения из отдельных частей составлять целый объект. Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества.

Использование игрушек или предметов наглядно показывает какой-либо образ. Н-р, можно построить макет небольшого города  или улицы и проиграть предложенную ситуацию.

      Подводя итог, хочется подчеркнуть, что воспитание любви к своей Родине, своему городу – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. И именно игра поможет сделать так, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация Роль дидактической игры в развитии речи детей.

Воспитание звуковой культуры  речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Ночевка М.Ю. г.Краснодар, д/сад №161...

Статья Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Статья о значении дидактических игр в развитии речи ребенка, начиная с раннего возраста и необходимости участия родителей в совместных играх детей....

Роль дидактической игры в развитии речи детей.

laquo;Нам необходимо добиваться того,чтобы дидактическая игра былане только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала быобщему развитию ребенка, служилаформированию ег...

Презентация. Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста....

"Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...

Консультация для педагогов ДОУ "Роль дидактической игры в развитии речи детей".

laquo;Нам необходимо добиваться того,чтобы дидактическая игра былане только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала быобщему развитию ребенка, служилаформированию ег...