Рабочая программа кружка "Люби и знай свой край" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Данная программа расчитана для детей 5 -7 лет, срок реализации 2 года. Содержание программы направлено на изучение дошкольниками исторического прошлого и настоящего города Камышина и Волгоградской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_lyubi_i_znay_svoy_kra.docx | 40.32 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Люби и знай свой край» для детей старшего дошкольного возраста срок реализации программы 2 года
( 2020 – 2022 учебный год)
Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Детский сад № 15 городского округа – город Камышин Гусева Наталья Анатольевна
Содержание.
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка. Актуальность программы
1.2 Основные цели и задачи реализации программы
1.3 Формы работы по реализации основных задач программы
1.4 Ожидаемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел
2.1 Календарно-тематическое планирование
III. Организационный раздел
3.1 Методическое обеспечение образовательного
процесса
3.2 Литература
I. Целевой раздел
- Пояснительная записка.
Одним из важных этапов работы с детьми по социальному – личностному развитию дошкольников является накопление жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края. Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала . Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что он должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками. Реализация данной программы поможет так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
1.2 Основные цели и задачи реализации программы.
Цель: Расширение знаний детей об истории и культуре города и Волгоградской области, развитие интереса к прошлому своего края, воспитание патриотических чувств.
Задачи:
- Формировать первичные представления об обществе, о семье (её составе, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);
- Создать условия для более глубокого ознакомления детей с основными этапами и событиями истории родного города;
- Познакомить дошкольников с достопримечательностями Камышина и области;
- Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
- Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества, о героях – камышанах;
- Познакомить с традициями, народными праздниками;
- Формировать у детей патриотические качества и чувство сопричастности к истории Отечества;
- Развивать познавательную и творческую активность детей дошкольного возраста;
1.3 Формы работы по реализации основных задач программы.
Основные организационные формы:
• беседы с детьми в процессе изучения темы;
• целевые прогулки по городу;
• развлечения;
• тематические выставки;
• работа в мини-музеи группы .
Методы и приемы:
• беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• решение проблемных ситуаций;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Одно занятие в неделю, продолжительностью 25 - 30 минут.
Предназначена для детей 5 – 7 лет.
1.4 Ожидаемые результаты освоения программы.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети 5–6 лет:
- Знают свой домашний адрес, название города, области.
- Имеют представление о символике города, области.
- Имеют краткие сведения об истории города. Узнают герб, флаг города Камышина
- Знают название близлежащих улиц.
- Узнают на фотографиях достопримечательности города, области, могут рассказать о них.
- Знают профессии своих родителей.
Дети 6 – 7 лет:
- Основные этапы истории города: возраст города, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;
- Знают особенности быта, обычаи, праздники.
- Имеют представления о погодно – климатических условиях области, обитателях местной флоры и фауны. Имеют представления о Красной Книге Волгоградской области, ее природных заповедниках.
- Знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе.
- Знают правила поведения в общественных местах;
- Знают имена и достижения знаменитых земляков;
- Героев Великой Отечественной войны уроженцев Камышина и Волгоградской области;
- Имеют представления о промышленных предприятиях города, экономике;
- Будут сформированы общие учебные умения и личностные качества:
развитая зрительная, слуховая и моторная память; устойчивость внимания, наблюдательность; любознательность;
II. Содержательный раздел.
2.1 Календарно - тематическое планирование
Старшая группы
месяц | № занятия
| Тема |
Сентябрь Я и моя семья | 1 | Первичный мониторинг |
2 | «Кто живет в моей квартире?» | |
3 | «Профессии моих родителей» | |
4 | «Что такое родословная» | |
Октябрь Моя улица | 1 | «Какие бывают дома» |
2 | «Откуда берутся названия улиц» | |
3 | «Транспорт в городе» | |
4 | «Безопасность во дворе и на дорогах» | |
Ноябрь Моя малая Родина | 1 | «Виртуальная экскурсия по улицам города Камышина» |
2 | «Герб и флаг Камышина» | |
3 | «Как возник наш город» | |
4
| Сюжетно – ролевая игра «Увлекательная прогулка» | |
Декабрь Природа нашего края | 1 | «Растительный и животный мир нашего края» |
2 | «Природные заповедные места Волгоградской области» | |
3 | «Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.» | |
4 | «Волга - матушка» | |
Январь Праздники, которые мы отмечаем | 1 | «Народные гуляния» |
2 | «Сказки народов Поволжья» | |
3 | «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» | |
Февраль Моя Родина - Россия | 1 | «Страна на карте: много рек, лесов и гор» |
2 | «Символы России» | |
3 | «Москва - столица» | |
4 | «Славные защитники страны» | |
Март Богатый край (промышленность, культура) | 1 | «Какие бывают магазины» |
2 | «Рабочие профессии» | |
3 | «Природные богатства области» | |
4 | «На прогулку в парк» | |
Апрель Наш город богат талантами | 1 | «Земляки, прославившие Камышин» |
2 | «Творческая мастерская: Обложка к книге» | |
3 | «Вечер стихов о Камышине» | |
4 | «Подвижные игры народов Поволжья» | |
Май Наш край в годы Великой Отечественной войны | 1 | «Камышане – участники Великой Отечественной войны» |
2 | «Мамаев Курган» | |
3 | «Развлечение « Знатоки родного края» | |
4 | Итоговый мониторинг | |
июнь | 1 | Виртуальная экскурсия по залам краеведческого музея |
2 | Летний отдых. Городской парк. | |
3 | Конструирование «Игровая площадка» | |
4 | Игра-путешествие «Встреча с прекрасным» (по залам Художественной галереи) | |
июль | 1 | Спортивный Камышин |
2 | Рисование «Мой любимый вид спорта» | |
3 | «Почему улицы имеют такие названия» | |
4 | Викторина «Мы-юные туристы» (путешествие по улицам города) | |
август | 1 | Безопасность на воде |
2 | Рисование «Бородинский мост» | |
3 | Составление рассказов из личного опыта «Мое любимое место в городе» | |
4 | Конструирование «Макет улицы» |
Подготовительная к школе группа
месяц | № занятия
| Тема |
Сентябрь Тема: «Камышин – город старинный» | 1 | Первичный мониторинг |
2 | Страницы истории: Дмитриевск – Камышин. Город на карте. | |
3 | Краеведческий музей | |
4 | Традиции, праздники : Арбузный фестиваль | |
Октябрь «Транспорт в нашем городе» | 1 | Транспорт наших предков |
2 | Викторина: «Знатоки ПДД» | |
3 | Прогулка к близлежайшей дороге. Наблюдение за движением ьранспорта | |
4 | Конструирование транспортных средств из подручного материала | |
Ноябрь «Улицы Камышина» | 1 | Как строился наш город |
2 | Целевая прогулка по улице Некрасова | |
3 | История города в названиях улиц | |
4
| Архитектура города Конструирование: дома будущего | |
Декабрь «Наш город трудовой» | 1 | Предприятия города. Профессии родителей. |
2 | Давайте отдохнем! ( культурная жизнь города) | |
3 | Делу – время, потехе – час!» (спорт. развлечение) | |
4 | Интервью: «Кем я хочу стать» | |
Январь «Достопримечательности Камышина и Волгоградской области» | 1 | Интересные места. Памятники Камышина |
2 | Символика города и области | |
3 | Путешествие по Волгоградской области | |
4 | Камышин – туристический город Что рассказать о городе туристам. | |
Февраль Сталинградская битва. | 1 | Презентация «Сталинград в годы Вов» Виртуальная экскурсия «Музей – панорама Сталинградской битвы» |
2 | Акция «Памяти павших будем достойны!» | |
3 | Изодеятельность «Война глазами детей» | |
4 | Фестиваль стихов «Помним и гордимся!» | |
Март «Город на Волге» | 1 | Великая река |
2 | Обитатели водоемов | |
3 | Кого кормит река | |
4 | Охрана воды. Безопасность на воде. | |
Апрель Природные богатства Волгоградской области | 1 | Растительный и животный мир родного края. Красная Книга Волгоградской области |
2 | Природные заповедники | |
3 | Что добывают в Волгоградской области | |
4 | Природоохранная акция «Берегите природу родного края» | |
Май «Дни Победы в нашем сердце» | 1 | Подвиги наших земляков. Виртуальная экскурсия по Аллее Героев. |
2 | Камышин – город тыловой | |
3 | Викторина «Что? Где? Когда?» | |
4 | Итоговый мониторинг | |
III. Организационный раздел
3.1 Комплекс методического обеспечения
образовательного процесса.
- Дидактические и наглядные пособия;
- Современные средства ТСО;
- Методическая, краеведческая, художественная литература;
- Фотоальбомы «Камышин – моя малая Родина», «Памятные места и достопримечательности Камышина», «Заповедники Волгоградской области », и т.д.
- Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;
- Карта Волгоградской области;
- Символика России, города Камышина, области ;
- Буклеты, наборы открыток;
- Дидактические игры и пособия, настольно – печатные игры.
3.2 Литература.
- «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Баранникова О.Н.Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду,-М.2007.
- В.Н. Матова «Краеведение в детском саду СПб.: ООО « Издательство «Детство-пресс». 2014.
- Ватаман В.П.Воспитание детей на традициях народной культуры.- Волгоград,2007.
- Г. Блинова Познавательное развитие детей 5 – 7 лет .Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Дошкольникам о защитниках Отечества под. Ред. Л.А. Кондрыкинской.-2007.
- Козлова С.А., Я - человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру.-М.1999.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.«Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.
- Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я ,2003,№ 3.
- Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
- Н.Г. Пантелеева «Знакомим детей с малой Родиной»: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера,2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НАПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»)
Эта программа великолепно подходит для того, чтобы сформировать у детей чувство патриотизма....
Рабочая программа по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Данная программа позволяет повысить эффективность развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма в школе....
Рабочая программа по теме: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через аппликацию и ознакомление с природой села Родино».
Аннотация к рабочей программе.Рабочая программа разработана Дедовой П.И, воспитателем старшей группы МКДОУ д.с. «Теремок».Срок реализации программы – 1 год. Программа предназначена для зан...
Рабочая программа по кружку "Хореографическая студия" для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа по дополнительному образованию "Хореографическая студия для детей старшего дошкольного возраста. Разработана с учетом нормативных документов и трубований ФГОС....
Проект рабочей программы по теме: « Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через уважительное отношение к малой Родине».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, о...
«ОРИГАМИ» Рабочая программа по формированию художественно – творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Др...
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...