Рабочая программа кружка "Люби и знай свой край" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Гусева Наталья Анатольевна

Данная программа расчитана для детей 5 -7 лет, срок реализации 2 года.  Содержание программы направлено на изучение дошкольниками исторического прошлого и настоящего города Камышина и Волгоградской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_lyubi_i_znay_svoy_kra.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА                                                    «Люби и знай свой край»                                                                                      для детей старшего дошкольного возраста                                         срок реализации программы  2 года

( 2020 – 2022 учебный год)

 

  Разработала воспитатель   высшей квалификационной категории МБДОУ Детский сад № 15 городского округа – город Камышин     Гусева Наталья Анатольевна                                                                                                                                                                                                                  

Содержание.

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка. Актуальность программы

1.2 Основные цели и задачи реализации программы

1.3 Формы работы по реализации основных задач программы

1.4 Ожидаемые результаты освоения программы

II. Содержательный раздел

2.1 Календарно-тематическое планирование

III. Организационный раздел

3.1  Методическое обеспечение образовательного

процесса

3.2 Литература

I. Целевой раздел

  1.  Пояснительная записка.

        Одним из важных этапов работы с детьми по социальному – личностному  развитию  дошкольников является  накопление  жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.                                                                              Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.                                                         Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.                                                                               Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала .                                                         Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что он должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками.                                                                                                     Реализация данной программы поможет так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

1.2 Основные цели и задачи реализации программы.

Цель: Расширение знаний детей об истории и культуре города и Волгоградской области, развитие  интереса к прошлому своего края, воспитание патриотических чувств.

Задачи:

  • Формировать первичные представления об обществе, о семье (её составе, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);
  • Создать условия для более глубокого ознакомления детей с основными этапами и событиями  истории родного города;
  • Познакомить дошкольников с достопримечательностями Камышина и области;
  • Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
  • Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества, о героях – камышанах;
  • Познакомить с  традициями, народными праздниками;
  • Формировать у детей патриотические  качества  и чувство  сопричастности к истории Отечества;
  • Развивать познавательную и творческую активность детей дошкольного возраста;

1.3 Формы работы по реализации основных задач программы.

Основные организационные формы:
• беседы с детьми в процессе изучения темы;
• целевые прогулки по городу;
• развлечения;
• тематические выставки;
• работа в мини-музеи группы .

Методы и приемы:
• беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• решение проблемных ситуаций;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;

Программа рассчитана на  2 года обучения.

Одно занятие в неделю, продолжительностью 25 - 30 минут.

Предназначена для детей 5 – 7 лет.

1.4 Ожидаемые результаты освоения программы.

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети 5–6 лет:

  • Знают свой домашний адрес, название города, области.
  • Имеют представление о символике города, области.
  • Имеют краткие сведения об истории города. Узнают герб, флаг города Камышина  
  • Знают название близлежащих улиц.
  • Узнают  на фотографиях достопримечательности города,  области, могут рассказать  о них.
  • Знают профессии своих родителей.

Дети 6 – 7  лет:

  • Основные этапы истории города: возраст города, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;
  • Знают особенности быта, обычаи, праздники.
  • Имеют представления о погодно – климатических условиях области, обитателях местной флоры и фауны. Имеют представления о Красной Книге Волгоградской области, ее природных заповедниках.
  •  Знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе.
  •  Знают правила поведения в общественных местах;
  • Знают имена и  достижения знаменитых земляков;
  • Героев Великой Отечественной войны уроженцев Камышина и Волгоградской области;
  • Имеют представления о промышленных предприятиях города, экономике;
  • Будут сформированы общие учебные умения и личностные качества:

 развитая зрительная, слуховая и моторная память; устойчивость внимания, наблюдательность; любознательность;

II. Содержательный раздел.

2.1 Календарно - тематическое планирование

Старшая группы

месяц

№ занятия

 

Тема

Сентябрь

Я и моя семья

1

Первичный мониторинг

2

«Кто живет в моей квартире?»

3

«Профессии моих родителей»

4

«Что такое родословная»

Октябрь

Моя улица

1

«Какие бывают дома»

2

«Откуда берутся названия улиц»

3

«Транспорт в городе»

4

«Безопасность во дворе и на дорогах»

Ноябрь

Моя малая Родина

1

«Виртуальная экскурсия по улицам города Камышина»

2

«Герб и флаг Камышина»

3

«Как возник наш город»

4

 

Сюжетно – ролевая игра «Увлекательная прогулка»

Декабрь

Природа нашего края

1

«Растительный и животный мир нашего края»

2

«Природные заповедные места Волгоградской области»

3

«Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.»

4

«Волга - матушка»

Январь

Праздники, которые мы отмечаем

1

«Народные гуляния»

2

«Сказки народов Поволжья»

3

«Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем»

Февраль

Моя Родина - Россия

1

«Страна на карте: много рек, лесов и гор»

2

«Символы России»

3

«Москва - столица»

4

 «Славные защитники страны»

Март

Богатый край (промышленность, культура)

1

«Какие бывают магазины»

2

«Рабочие профессии»

3

«Природные богатства области»

4

«На прогулку в парк»

Апрель

Наш город богат талантами

1

«Земляки, прославившие Камышин»

2

«Творческая мастерская: Обложка к книге»

3

«Вечер стихов о Камышине»

4

«Подвижные игры народов Поволжья»

Май

Наш край в годы Великой Отечественной войны

1

«Камышане – участники Великой Отечественной войны»

2

«Мамаев Курган»

3

«Развлечение « Знатоки родного края»

4

Итоговый мониторинг

июнь

1

Виртуальная экскурсия по залам краеведческого музея

2

Летний отдых. Городской парк.

3

Конструирование «Игровая площадка»

4

Игра-путешествие «Встреча с прекрасным»  (по залам Художественной галереи)

июль

1

Спортивный Камышин

2

Рисование «Мой любимый вид спорта»

3

«Почему улицы имеют такие названия»

4

Викторина «Мы-юные туристы» (путешествие по улицам города)

август

1

Безопасность на воде

2

Рисование «Бородинский мост»

3

Составление рассказов из личного опыта «Мое любимое место в городе»

4

Конструирование «Макет улицы»

Подготовительная к школе  группа

месяц

№ занятия

 

Тема

Сентябрь

Тема: «Камышин – город старинный»

1

Первичный мониторинг

2

Страницы истории: Дмитриевск – Камышин.      Город на карте.

3

Краеведческий музей

4

Традиции, праздники : Арбузный фестиваль

Октябрь

«Транспорт в нашем городе»

1

Транспорт наших предков

2

Викторина: «Знатоки ПДД»

3

Прогулка к близлежайшей дороге. Наблюдение за движением ьранспорта

4

Конструирование транспортных средств из     подручного материала

Ноябрь

«Улицы Камышина»

1

Как строился наш город

2

Целевая прогулка по улице Некрасова

3

История города в названиях улиц

4

 

Архитектура города Конструирование: дома будущего

Декабрь

«Наш город трудовой»

1

Предприятия города. Профессии родителей.

2

Давайте отдохнем! ( культурная жизнь города)

3

Делу – время, потехе – час!» (спорт. развлечение)

4

Интервью: «Кем я хочу стать»

Январь

«Достопримечательности Камышина и Волгоградской области»

1

Интересные места. Памятники Камышина

2

Символика города и области

3

Путешествие по Волгоградской области

4

Камышин – туристический город Что рассказать о городе туристам.

Февраль

Сталинградская битва.

1

 Презентация «Сталинград в годы Вов» Виртуальная экскурсия «Музей – панорама Сталинградской битвы»

2

Акция «Памяти павших будем достойны!»

3

Изодеятельность «Война глазами детей»

4

Фестиваль стихов «Помним и гордимся!»

Март

«Город на Волге»

1

Великая река

2

Обитатели водоемов

3

Кого кормит река

4

Охрана воды. Безопасность на воде.

Апрель

Природные богатства Волгоградской области

1

Растительный и животный мир родного края. Красная Книга Волгоградской области

2

Природные заповедники

3

Что добывают в Волгоградской области

4

Природоохранная акция «Берегите природу родного края»

Май

«Дни Победы в нашем сердце»

1

Подвиги наших земляков. Виртуальная экскурсия по Аллее Героев.

2

Камышин – город тыловой

3

Викторина  «Что? Где? Когда?»

4

Итоговый мониторинг


                                     III. Организационный раздел

3.1 Комплекс методического обеспечения

образовательного процесса.

  • Дидактические и наглядные пособия;
  • Современные средства ТСО;
  • Методическая, краеведческая, художественная литература;
  • Фотоальбомы «Камышин – моя малая Родина», «Памятные места и достопримечательности Камышина», «Заповедники Волгоградской области », и т.д.
  • Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;
  • Карта Волгоградской области;
  • Символика России, города Камышина, области ;
  • Буклеты, наборы открыток;
  • Дидактические игры и пособия, настольно – печатные игры.

3.2 Литература.

  1. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Баранникова О.Н.Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду,-М.2007.
  3. В.Н. Матова «Краеведение в детском саду СПб.: ООО « Издательство «Детство-пресс». 2014.
  4. Ватаман В.П.Воспитание детей на традициях народной культуры.- Волгоград,2007.
  5. Г. Блинова  Познавательное развитие детей 5 – 7 лет .Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  6. Дошкольникам о защитниках Отечества под. Ред. Л.А. Кондрыкинской.-2007.
  7. Козлова С.А., Я - человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру.-М.1999.
  8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.«Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.
  9. Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я ,2003,№ 3.
  10. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
  11. Н.Г. Пантелеева «Знакомим детей с малой Родиной»: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера,2015.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

  Данная программа позволяет повысить эффективность развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма в школе....

Рабочая программа по теме: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через аппликацию и ознакомление с природой села Родино».

Аннотация к рабочей программе.Рабочая программа разработана Дедовой П.И, воспитателем старшей группы МКДОУ д.с. «Теремок».Срок реализации программы – 1 год.  Программа предназначена  для зан...

Рабочая программа по кружку "Хореографическая студия" для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по дополнительному образованию "Хореографическая студия для детей старшего дошкольного возраста. Разработана с учетом нормативных документов и трубований ФГОС....

Проект рабочей программы по теме: « Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через уважительное отношение к малой Родине».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, о...

«ОРИГАМИ» Рабочая программа по формированию художественно – творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Др...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...