Консультация для педагогов ДОУ "Национальный колорит прививаем с детства"
консультация

Янбердина Гульсия Валериевна

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsionalnyy_kolorit.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное  учреждение

Детский сад № 3   «Мечта» муниципального района   Мелеузовский район  РБ

Консультация для педагогов ДОУ

 на тему: «Национальный колорит прививаем с детства»

        

                                                                               

        

                                                                                           Подготовила: Янбердина Г.В.        

                                                                                           воспитатель I квалификационной                        

                                                                                            категории                         

        

Мелеуз 2017г.

 Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством башкирского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Башкортостана; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих на территории республики.

Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы, педагоги вводим его в мир общечеловеческих ценностей.

В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. Использование национально регионального компонента ведется по нескольким направлениям.

Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература и фольклор.

Это колыбельные песни,  потешки, прибаутки, башкирские народные сказки и игры.

Реализация национально-регионального компонента в детском саду происходит не только в учебном процессе, но и в ходе праздников и развлечений. Все мы знаем, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, дружеских отношений к своему народу, его обычаям и традициям. Для того, чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру, полюбить язык своего народа.

Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории, в дошкольном учреждении у нас начинается с уголка национальной культуры. Ежегодно посещаем с детьми краеведческий музей нашего города, где собраны подлинные предметы быта наших предков. Именно здесь впервые дети видят старинную посуду (самовар, чугун, рогач, кочерга, прялка). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. В своей работе широко использую произведения декоративно-прикладного искусства народа. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы. На все эти занятия приходит в гости кукла в национальном башкирском наряде. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.

Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры. Анализируя и сравнивая произведения устного народного творчества, дети узнают, что многочисленные народы, проживающие на территории республики и башкиры одинаково оценивают моральные качества человека. Воспитывают доброту, честность, правдивость, смелость, отвагу, любовь к Родине, трудолюбие; бичуют трусость, ложь, жадность, лень.

В работе с детьми на занятиях и в кружковой работе, и в свободной деятельности широко использую неповторимый игровой фольклор,

так как радость движения в них сочетается с духовным обогащением детей.

Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни людей, их быт,

труд, национальные устои, представления народа о честности, смелости, мужестве, т.е. народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений. Участие детей в народных играх «Юрта», Спрячу платочек»», « Белый тополь – синий тополь», «Медный пень» позволяет им через игровое общение усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.

Тот опыт работы, который накоплен у меня, показывает, что проводимая работа позволяет детям с детских лет впитывать народные традиции, народный дух.

Все, чего достигла, далось нелегко, но этот труд, этот поиск оправдан, так как проводимая работа стала предпосылкой воспитания у детей интереса к народному искусству, понимания его ценности и необходимости для людей любой национальности, формирования чувства симпатии к народу - творцу талантливых произведений.

Самое главное, целенаправленная работа с детьми в этом направлении воспитывает уважение и взаимопонимание к другим народам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Национальный колорит прививаем с детства».

методичекие рекомендации для воспитателей ДОУ...

Консультация для воспитателей «Национальный колорит прививаем с детства»

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством  народа; с изобразительным и декоративно-п...

Выступление на семинаре "Национальный колорит прививаем с детства".

Национально - региональный компонент представляет воспитание детей в среде национального колорита: ознакомление детей с устно - поэтическим творчеством татарского народа; с изобразительной и декоратив...

Национальный колорит прививаем с детства

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декорат...

Консультация для родителей "Национальный колорит прививаем с детства"

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

«Национальный колорит прививаем с детства»

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования наци...

«Национальный колорит прививаем с детства

laquo;Национальный колорит прививаем с детства...