План самообразования на 2023-2024 учебный год.
методическая разработка (младшая группа)

Фольклор

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 23-24.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2023-2024 учебный год.

Тема: «Фольклор- как средство эстетического воспитания и развития детей младшего возраста»

СОСТАВИЛА:

Ахметкиреева Альбина Нуритдиновна

Воспитатель детей дошкольного возраста

I квалификационная категория

Направление: социально-личностное, художественно-эстетическое, творческое, речевое.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 г.

Окончание работы: май 2024  г.

Форма самообразования: подгрупповая.

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

- Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

- Обогащать чувства детей, воображение и речь.

- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Предполагаемый результат:

- повысить  интерес  к устному народному творчеству;

-обогатить устную речь;

-развить фантазию и воображение;

-у родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития  ребенка;

-расширить представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.

Перспектива: Продолжить работу  через устное народное творчество, осваивая его красоту, лаконичность, приобщать к  культуре своего народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показать  его способности  и талант, получать  впечатления о ней.

Актуальность работы заключается в следующем: Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.  Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Большое внимание уделять знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей должна быть организована с учётом интеграции образовательных областей. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняются значения слов, которые дети услышат в потешке. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.  Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Проблема: В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

План работы на 2023-2024 учебный  год

Раздел

Сроки  

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентярь

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями.   Постановка целей и задач по теме: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Работа с детьми

Октябрь

Разучивание и  проговаривание потешек.

Беседа с детьми на тему: «Путешествие в страну потешек»

Декабрь

Повышать интерес к русскому народному творчеству, фольклорным произведениям, обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка об устном народном творчестве.

Открытый просмотр НОД  во второй младшей группе на тему: «День рождения Колобка»

Февраль

Дидактическая игра «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)

Занятие-игра на тему: «Как мы солнышко искали»

Май

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Изучение темы: « Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Интерактивная игра с участием детей и   педагогов ДОУ на тему: «Мы потешки распеваем и немного поиграем»

Работа с семьей.

Октябрь

Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами.

Симпозиум с участием родителей и педагогов ДОУ на тему: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Январь

Индивидуальные беседы на тему: «Влияние сказки на психику ребенка»

Фольклорный досуг с участием детей, родителей и педагогов ДОУ на тему: «Русский сказ да перепляс!»

Апрель

Создание  театрального уголка в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры)

Мастер-класс с участием педагогов ДОУ, для родителей: «Живая связь времен»

Самореализация

Ноябрь

Сообщение на педагогическом совете по данной теме.

Выступление на семинаре-практикуме на тему: «Музыкальный фольклор-как средство развития творческих способностей детей младшего возраста»

Январь

Участие на семинар-практикуме по распространению опыта.

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей младшего возраста»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Открытый показ непосредственно- образовательной деятельности на тему: «Путешествие на ковре-самолете в страну сказок».

Пополнение предметно- пространственной среды

Сентябрь-Ноябрь

Дидактическая игра «Узнай потешку», «Назови сказку».

Декабрь-Февраль

Лепбук : «Малые формы фольклора: пословицы, загадки, считалки».

Март-Май

Дидактическая игра: «Отгадай загадку» Дидактическая книга-игра: «Потешки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 учебный год Тема: «Русские народные сказки как средство развития речи дошколь-ников».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 учебный год         р.п. Дмитриевка 2023Ф.И.О. Середина Нелли АлександровнаДата рождения 22.11.1988Образование...

План самообразования на 2023-2024 учебный год "Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ"

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребен...

План самообразования на 2023-2024 учебный год

Тема самообразования: "Использование палочек Кюизенера в математическом развитии старших дошкольников"...

План самообразования на 2023-2024 уч.год

Методы Арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ...

План самообразования на 2023-2024 уч.год

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Им...

План самообразования на 2023-2024 учебный год

План самообразования на 2023-2024 учебный год...

План самообразования на 2023-2024 учебный год

План самообразования на 2023-2024 учебный год...