"Фольклор – здоровье сберегающее средство народной педагогики"
статья

Ибрагимова Зульфия Фариловна

Публикация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ibragimova_z.f._na_seminar.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор – здоровье сберегающее средство народной педагогики

Ибрагимова Зульфия Фариловна,

воспитатель по обучению татарскому и русскому языкам,

I квалификационной категории МАДОУ №88, г. Нижнекамска

          Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного образования. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной, так как от состояния здоровья наших детей зависит благополучие общества в целом. К сожалению, сейчас во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.

В связи с этим дошкольное образовательное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья детей на всех этапах его обучения и развития.

          В  нашем детском саду эта проблема решается с разных сторон, в том числе и обращением к традиционной народной культуре, народной педагогике.

Фольклор – универсальное, ничем незаменимое здоровьесберегающее средство. Занятия с детьми фольклором подтверждает уникальность воздействия на весь организм,  она классически лаконична, выразительна и доступна ребёнку. Фольклор имеет развлекательную основу, и включают в себя элементы театрального, танцевального, музыкального и поэтического искусства, отражающая образ жизни, национальные традиции, обычаи.

          Радость движения сочетается в народных традициях с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.

Народные традиции  – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Народный фольклор вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Национальная культура развивает у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, моторику, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики;   формирует высокую нравственность. Народные традиции  издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Она учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Они доступны для детей, начиная с дошкольного возраста.
Фольклор является традиционным средством педагогики.  

В работе по приобщению детей к здоровому образу жизни через фольклор и народную педагогику  нами были определены цель, задачи и содержание деятельности.


Цель: проверить и обосновать эффективность использования фольклора, как одно из средств, приобщения дошкольника к ЗОЖ.

Задачи:
1.Формирование основ здорового образа жизни, развитие двигательных  способностей, умений и навыков при помощи татарской народной педагогики.
2.Развивать  интерес и расширять круг представлений о разнообразии народных  подвижных игр, песен, развлечений, досугов, праздников.

3.Познакомить детей с рядом новых форм фольклорной деятельности, формированием умения чётко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.

4.Формировать у детей чувство причастности к истории, культуре, традициях своего народа, используя народные традиции.

5.Создавать условия для формирования взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, проявление сопереживания, взаимопомощи.

Вот некоторые названия развлечений, досугов и праздников, которые проводятся у нас в саду. В сентябре – «Сөмбелә», в октябре – «Өлкәннәр көне» – «День пожилых людей», в декабре – « Нардуган»,  феврале – «Масленица», «Международный день родного языка» , марте – «Международный женский день»,  «Навруз», июне – «Сабантуй».

Каждое мероприятие включает в себя множество народных подвижных игр, песен, хороводов, народных танцев, сценок народного театра и др. Самые любимые детьми игры «Продаем горшки» («Чүлмәк сатыш» уены), «Серый волк», «Скок-перескок» («Күчтем-күч»), «Хлопушки», «Спутанные кони» («Тышаулы атлар»), игровые танцы  « Игра с платком», хороводные танцы -  

« Тюбетейка» и т. д.

Во время пения идет работа над дыханием. Дыхание становится более экономным, а по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека. Хочется отметить, что и песни и народные игры дети не просто поют, а инсценируют, поют песню с движениями, соответственно тексту, ритму, а постарше ребята, аккомпанируя себе на шумовых инструментах, обыгрывают текст песни в сценке.

           Ребёнок вырабатывает в народных играх, танцах качества, характеризующие уровень физического развития – ловкость, пластику и грацию движений, силу, выносливость, умение перемещать себя в пространстве и ориентироваться в нём.

Ситуации многих игр, сценок требуют смекалки, сообразительности, быстрой реакции, находчивость, следовательно, развивает детей интеллектуально. Фольклорные номера, песни, игры, сопровождающиеся рифмованной речью, ритмическими  движениями, активизируют центр речи, положительно влияя на развитие способности к чтению и письму.

           Голосовые упражнения (это «за клички», «веснянки», «голос янки») обеспечивают более качественное функционирование сердечнососудистой системы, активно работает диафрагма, происходит массаж всех внутренних органов. Следует добавить, что народные игры – это школа социального опыта…Ребёнку приходится координировать своё поведение других, выстраивать межличностные отношения. А социальное благополучие одна из составляющих здоровья ребёнка.

           Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям, к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

          На всех наших мероприятиях для детей мы всегда рады видеть родителей, бабушек и дедушек, не только в качестве зрителей, но и активными участниками. Общение детей с родителями в процессе совместного творчества. Совместной деятельности в играх, хороводах на праздниках, само по себе оказывает благотворное воздействие на ребёнка, а значит и на его благополучие, на его здоровье. Популярными стали в нашем саду «Развлечения», мастер-классы, праздники, открытые занятия.

         Свет, исходящий от сокровищ национальных песен, обрядов, танцевальных движений или театральных представлений, делает внешний и внутренний мир ребёнка ярче. 

          Вся наша работа даёт положительные результаты: дети стали меньше болеть, повысился индекс здоровья, показатель физического развития. Актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, используя возможности народной педагогики, мы, взрослые, можем в значительной степени улучшить физическое, умственное и социальное благополучие ребёнка дошкольника.

Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль. Вот поэтому и хочется нам, чтобы наши традиции запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого.

Список  литературы:

1. Кузнецова М.Н, Антонов Ю.Е.,  Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века – М. 2000

2. Галанов А.А. Игры, которые лечат. – М. 2001

3.Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений – М. 2002

4. . З. М.Зарипова, Р.С. Исаева «Развивающие игры»,методическое пособие, 2013 год, Казань.

5.Еременко Н.И. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ.Волгоград:Корифей,2009.- 3-4с.

6.Змановский Ю. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Дошкольное воспитание №9.1993,-23-25с.

7.Федоровская О. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ. Дошкольное воспитание №1,2004.-33с.

8.К.В. Закирова, Л.Р. Муртазина «Игры в детском саду», методическое пособие для воспитателей детских садов и инструкторов по физкультуре, 2012 год, Казань.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Русское народное творчество как средство народной педагогики"

Ознакомление родителей с народной педагогикой, различными видами устного народного творчества. Испльзование народной педагогики в воспитании ребенка....

Русское народное творчество как средство народной педагогики

      Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, на...

Проект "Матрешка"по объединению усилий детского сада и семьи и приобщение к народной культуре средствами народной педагогики в группе адаптации и развития детей младшего возраста

Ни для кого не секрет, что этап адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, особенно раннего возраста – это зачастую большой стресс для него, да и для семьи в целом. Вс...

Семинар-практикум: «Приобщение детей к здоровому образу жизни средствами народной педагогики»

Семинар-практикум:«Приобщение детей к здоровому образу жизни средствами народной педагогики»...

Семинар-практикум: «Приобщение детей к здоровому образу жизни средствами народной педагогики»

Семинар-практикум:«Приобщение детей к здоровому образу жизни средствами народной педагогики»...