РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Театральная деятельность как средство развития и воспитания детей раннего возраста .»
рабочая программа

Старовойтова Елена Юрьевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 «Театральная деятельность как средство развития и воспитания детей раннего возраста .»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_teatralizovannoy_deyatelnosti1.docx524.32 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Алёнушка\Desktop\РАЗНОЕ\Russkiybyt\Пустой.jpg

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение

 « Озерский детский сад»

 

     

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 «Театральная деятельность как средство развития и воспитания детей раннего возраста .»

                                       

                                                                           Разработала

                                                                              Воспитатель –Старовойтова Е . Ю.

                                                                                   

                                                       

С .Озерки .

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………

     Пояснительная записка………………………………………………………………………

     Основные направления работы с детьми……………………………………………….

Театральная игра.

 Средства образной выразительности.

 Работа по формированию творческих способностей                         

 Самостоятельная деятельность детей 

Развлечения и праздники

Развитие эмоционального мира дошкольников

            Роль педагога в организации театрализованной деятельности

           Особенности организации театрализованной деятельности

        

        Оборудование предметно – пространственной среды. Организация центра театрализованной деятельности…………………………………………………………..

                        

     Методическое обеспечение……………………………………………………………………

      Взаимоотношения с родителями…………………………………………………………

        Ожидаемые результаты…………………………………………………………………….

        Заключение…………………………………………………………………………………..

Литература……………………………………………………………………………………

Введение

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать

создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого

ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей

звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение

у нас, профессиональных артистов».

К.С.Станиславский

Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все дозволено. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно ярким, красочным и интересным. Для этого достаточно лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком .

. Одно из самых популярных и увлекательных направлений является театрализованная деятельность детей в ДОУ. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер.

К театрализованной деятельности детей в ДОУ нужно обязательно привлекать родителей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду.

         

1.Пояснительная записка

Цель  

  • развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Основные задачи:

1.Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).

3. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

5. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Принципы создания программы:

  1. Доступность:
  • учет возрастных особенностей детей;
  • адаптированность материала к возрасту.
  1. Систематичность и последовательность:
  • постепенная подача материала от простого к сложному;
  • частое повторение усвоенных норм.
  1. Наглядность:
  • учет особенностей мышления.
  1. Динамичность:
  • интеграция программы в разные виды деятельности
  1. Дифференциация:
  • учет возрастных особенностей;
  • создание благоприятной среды для реализации театрализованной деятельности, организации театрализованных игр

Программа определяет важнейшие дидактические принципы организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста:

  • Принцип психологической комфортности.

Это прежде всего – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

  • Принцип творчества.

Это максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

  • Принцип целостного представления о мире.

Это личностное отношение ребенка к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

  • Принцип вариантности.

Он предполагает у детей понимание возможности различных вариантов решения задач.

Программа составлена с учетом реализации

 межпредметных связей по разделам:

«Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.

«Художественное творчество», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.

«Познавательное развитие», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народов севера, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.

«Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.

«Речевое развитие» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.

        

Направленность данной программы

 • художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

        Основные направления программы:

1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения  фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:

Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

  • Готовностью педагогов и родителей воспитанников к открытию уникальной художественной культуры, через театрализованную деятельность
  • Определение совместного пути взрослых и детей в мир театральной культуры.

Методы реализации программы

Практические

Словесные

Наглядные

  1. Создание предметно – пространственной развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ.
  2. Театрализованная деятельность, театрализованные игры
  3. Создание  центров «Театра» в группе..
  4. Создание творческих проектов.

  1. Беседы.
  2. Чтение художественной

 литературы. Заучивание стихотворений.

  1. Дидактические игры.
  2. Сюжетно-ролевые  игры.
  3. Развлечения.
  4. Моделирование

ситуаций.

  1. Консультации.
  2. Наблюдения.
  1. Организация

выставок, конкурсов.

  1. Рассматривание

иллюстраций.

  1. Информационные

стенды.

  1. Театрализованная

деятельность.

                         

Работа над текстом:

- вспоминание и последовательное рассказывание сказки

- пересказ сказки по сюжетным картинкам.

        - чтение сказки

- беседа по содержанию;

            - рисование;

-рассказывание сказки по ролям;

Литературный материал для выразительного чтения и обыгрывания

И.Токмакова: «Ели», «Снеговик», «Гусеница»

А.Барто: «Бычок», «Зайка», «Котенок», «Мишка», «Машина»

С.Насауленко: «Лошадка», «Курочка и петушок», «Бегемотик»

Г.сапгир: «Крокодил и Петух»

В.Берестов: «Дракон», «Воробушки», «Снегопад», «Гололедица», «Котенок»

И.Лопухина: «Пять маленьких мышек»

Р.Сеф: «Я мою руки»

Н.Матвеева: «Прогулка»

В.Медведева: «У меня кругом друзья»

И.Мазнин: «Утренние стихи»

Д.Хармс: «Удивительная кошка», «Лиса и Заяц»

Н.Саконская: «Где мой пальчик»

В.Викторов: «Я зверей и птиц люблю»

А.Дуйсенбиев: «Хозяйка»

Шутки – малютки: «Новые штаны», «Исполнительные дети», «За столом», «Самостоятельность» Е.Захарченко

Произнесение отдельных фраз с различной интонацией: радостно, удивленно, обиженно,  сердито, жестоко. Иронично. Насмешливо, грубо, вопросительно, капризно и т.д.

Различные скороговорки для развития дикции: «Вез корабль карамель», «Курочка по зернышкам», «Маша шла, шла, шла» и т.д.

Выразительная декламация стихотворений:

Л.Шевченко: «О котах и кошках расскажу немножко», «У реки», «Времена года», «В гостях у Кати» и др.

Работать над сказкой, чтобы в результате получился полноценный детский спектакль, нужно по следующему плану:

1 .А) Чтение сказки.

Б) Показ музыкальных номеров.

В) Беседа по содержанию.

2.А) Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки.

Б) Чтение сказки по ролям.

З.А) Работа с ведущим ребенком.

 Б) Знакомство со вступлением.

4.А)Работа с артистами:

1)выразительное чтение;
2)игровые движения;
3)мимика.        

Б) Знакомство с рисунком танцев.

5.А) Индивидуальная работа по ролям с фонограммой.

Б) Разучивание танцев.

В) Закрепление.

6.А) Работа над танцами.

Б) Работа с фонограммой.

7.А) Объединенная репетиция для всех участников спектакля.

 Б) Закрепление.

8.Генеральная репетиция.

9.Премьера.

Из многообразия средств выразительности рекомендуется:

      - во второй младшей группе формировать простейшие образно - выразительные умения (например, имитирование характерных движений сказочных животных);

      - в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме);

      - в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;

     - в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

Работа по формированию творческих способностей

(исполнительских умений):

-  исполнение танцевальных движений, характерных героям;

-  изготовление атрибутов к сказке;

-  проговаривание реплик персонажа, изменяя голос;

-  совершенствование импровизационных способностей детей.

                             Самостоятельная деятельность детей

Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоение способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоцоинального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности-воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой самообразования.

1.Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении

Обычно дошкольники очень общительны, жизнерадостны, оптимистичны. Они вполне способны обходиться без общества  родителей, находя совместные занятия и игры. Обычно дети могут договориться между собой, однако иногда возникают трудности во взаимоотношениях между ними. Задача взрослого – ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств и показать, как можно преодолевать трудности в общении, не на словах, а на примерах из реальной жизни, сказках, историях. Ребенок должен чувствовать, что он не одинок, что иметь друзей – это здорово!

Следующие игры и упражнения научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать: «Клубочек», «Найди друга», «Секрет», «Рукавички», «Утка, утка, гусь», «Рычи, лев, рычи», «Поварята», «Передай улыбку другу», «Комплименты», «Ворона», «Гуляем по парку», «Запрещенное движение», «Передай мячик», «Поводыри».

2.Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Одним детям страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать на санках с горки, третьи цепенеют при виде крошечного паучка. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны. Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, поиграйте вместе с ним в следующие игры, лучше, если  в этом будут участвовать его сверстники: «Пастушок», «Мышь и мышеловка», «Неваляшка», «Гармоничный танец», «Жмурки»,  «Маски», «Рыбаки и рыбка», «Медвежонок», «Чехарда».

3.Игры и упражнения на снижение агрессии

 и ослабление негативных эмоций

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным.

Для снижения агрессивности детей рекомендуется использовать следующие упражнения и игры: «Уходи, злость, уходи!», «Два барана», «Тигр на охоте», «Минутка шалости и минутка тишины», «Ругаемся овощами», «Нет! Да!», «Театр прикосновений».

4.Упражнения и игры на развитие умения чувствовать

 настроение и сопереживать окружающим

В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других. Это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии (сопереживания) заложено изначально. Главным формирующим фактором в развитии эмпатии является сама жизнь, взаимоотношения в семье и с окружающим миром. Данные упражнения, помогут ребенку научиться глубже понимать чувства и настроения людей: «Фотография», «Тренируем эмоции», «Колечко», «Глаза в глаза», «Встреча эмоций», «По грибы», «Рисуем музыку», «Радуга», «Рисуем настроение».

      Роль педагога в организации театрализованной деятельности.

Общение педагога с детьми в процессе театрализованной деятельности регулируется следующими правилами:

Первое правило – формирование чувства «Мы», организация такого пространства в театрализованной деятельности, в котором каждый участник (педагог, ребенок) является полноправным членом. Оптимальная физическая дистанция в общении, воспринимаемая, как правило, бессознательно, благотворно влияет на самочувствие субъектов, взаимодействующих друг с другом.

Второе правило – демонстрация расположенности, которая проявляется в открытой, непринужденной улыбке ребенку, дружеской интонации, сдержанном, без раздражения, диалоге с детьми, в подбадривании в случае затруднения при выполнении заданий.

Третье правило – показ целей совместной деятельности, ориентация ребенка на процесс обучения для их достижения в театральной деятельности.

Четвертое  правило  —  использование  различных  вариантов  организации деятельности (сочетание групповой и индивидуальной форм).

Формула успеха заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных любимым делом. Он гарантирован при условии того, что:

а)        дети и воспитатели любят друг друга;

б)        малыши и музыкальный руководитель также испытывают взаимную
приязнь;

в)        между музыкальным руководителем и воспитателями достигнуто
обоюдное взаимопонимании.

Театрализованные занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут «Театральная пятница». Все части занятия могут выстраиваться в разной последовательности. Это зависит и от возрастной группы детей, времени года (начало, середина или коней учебного года) и, главное, от задач, которые ставит педагог.

Содержание театрализованных занятий включает себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры – драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.

        

  • -эмоциональному развитию детей (рассматривание альбомов, картинок, фотографий
  • Введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • Театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

  Форма организации занятий по театрализованной деятельности:

-  теоретические:

  • Занятия.
  • Игры - занятия.
  • Игры - загадки.
  • Занятия - путешествия.
  • Показ упражнений по формированию выразительности исполнения и по социально

- практические:

  • Подготовка и проведение спектаклей, сценок,
  • Изготовление атрибутов и костюмов для деятельности,
  • Игровые занятия,
  • Игры – драматизации,
  • Детско-взрослые проекты,
  • Литературные викторины
  • Игры, упражнения, этюде

        В совместной деятельности педагога с детьми используются

  • беседы
  •  прочтение, прослушивание и обсуждение художественных произведений
  • творческие мастерские
  • изготовление атрибутов, элементов костюмов
  • просмотр и обсуждение (слайдов, видеофильмов, мультфильмов)
  • дидактические, сюжетно – ролевые, творческие игры, игры - театрализации.

      Особенности организации театрализованной деятельности

 Младшая группа

В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми.

Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды "Солнышко встаёт", "Солнышко садиться", в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.

Планирование. Сценарии театрализованных занятий с детьми

(М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»)

месяц

неделя

Тема занятия

сентябрь

1

1

“Давайте познакомимся”.

2

2

        “Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое”.

3

3

“Мы не просто ребятки, а ребятки - цыплятки”

4

4

“Курочка и цыплята”.

октябрь

1

1

“Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить”.

2

2

“Каждому хочется котенку помочь”.

3

3

“Волшебная шкатулка”.

4

4

“Котенок наелся молока, стал довольным и веселым он тогда”.

ноябрь

1

1

“Желтый маленький комочек, любопытный очень - очень”.

2

2

“Быстро времечко пройдет и цыпленок подрастет”.

3

3

“Волшебный сундучок”.

4

4

“Мешок с сюрпризом”.

декабрь

1

1

“Потеряли котятки по дороге перчатки”.

2

2

“Отыскали перчатки, вот спасибо, котятки!”.

3

3

“Выросла репка большая - пребольшая”.

4

4

“Тянут – потянут – вытянуть не могут”.

январь

1

1

“К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали”.

2

2

“Дружно, весело с охотой быстро справились с работой”.

3

3

“Без друзей нам не прожить ни за что на свете”

4

4

“Очень жить на свете туго без подруги или друга”.

февраль

1

1

“Собачке грустно, ей не спится, с кем собачке подружиться”.

2

2

“Как собака друга искала”.

3

3

“Воробей клевал зерно, кот хозяйский цап его”.

4

4

“Воробей и кот”.

март

1

1

“Хитрый воробушек обманул кота”.

2

2

“Почему кот моется после еды”.

3

3

“Лисичку заяц в дом пустил и вот на улице один”.

4

4

“Каждый хочет заиньке помочь”.

апрель

1

1

“Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!”.

2

2

“Уходи, лиса с печи!”.

3

3

“Лиса, заяц и петух”.

4

4

“Стоит в поле теремок, теремок”.

май

1

1

“Кто в теремочке живет?”.

2

2

“В тесноте, да не в обиде”.

3

3

“Дайте только срок, построим теремок!”.

4

4

“Ох, красивый теремок! Очень, очень он высок!”.

Ребенок овладевает умениями и навыками восприятия театрального представления:

• узнавать и эмоционально положительно реагировать на содержание и просмотр знакомых сказок;

• сопереживать положительным героям;

• учиться говорить правильно, четко, выразительно.

В игровой деятельности:

• выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев;

• повторять отдельные действия в процессе показа настольного театра;

• выражать чувства мимикой, движениями;

• разыгрывать тексты потешек, знакомых сказок.

В сценической деятельности:

• инсценировать, с помощью взрослого тексты знакомых сказок с использованием атрибутов, костюмов в музыкальном сопровождении.

В процессе обучения ребенок узнает:

• о малых поэтических жанрах народного фольклора;

• про два вида театра (театр игрушек, кукольный);

Организация взрослым на занятии:

• игры импровизации;

• игры забавы;

• показ драматизации;

• показ настольного театра;

• показ театра игрушек;

Инициатива детей

• ряженье

• проговаривание стихотворений, запоминающихся текстов и сказок;

• пение песенок и колыбельных во время сюжетно-ролевых игр и  игр с игрушками.

Материал, рекомендованный для использования в процессе театральной деятельности

• книжка — игрушка;

• книжка-раскладушка;

• книги с яркими понятными иллюстрациями к сказке;

• настольный театр;

• резиновые, пластмассовые игрушки.

Показатели успехов и достижений:

• активно контактируют со взрослыми и сверстниками в процессе деятельности;

• имитируют движения согласно словам потешки, сказки;

• имитируют голоса животных, птиц во время разыгрывания сказок;

• с интересом и вниманием смотрит театральные постановки, эмоционально показывает свои чувства (громко смеется, подпрыгивает, жестикулирует).

Позиция взрослого и ребенка

Взрослый.

• инициатор общения, показа, организатор театральных действий;

Ребенок:

• с интересом слушает;

• манипулирует с игрушками;

• проявляет желание в участвовать в ряженьи.

Средняя группа

Ребёнок постепенно переходит:

- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;

- от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;

- от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

-на создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:

- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух - трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок;

- игры - драматизации по рассказам по рассказам на различную тематику

- постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера. Театрально - игровые этюды и упражнения положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно - образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям. Импровизационность становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.

Планирование. Сценарии театрализованных занятий с детьми

(М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»)

месяц

неделя

Тема занятия

сентябрь

1

1

Вводное        

Первое посещение детьми театрального зала в новом учебном году. Знакомство с новыми детьми.        

2

2

«Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я»

Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды.

3

3

«Пойми меня»        

Отгадывание загадок. Беседа Игровые упражнения.        

4

4

«Язык жестов»        

Игра «Где мы были, мы не скажем». Беседа с детьми. «Смелые мышки»        

октябрь

1

1

«Игры с бабушкой Забавой»

Создание игровой мотивации. Игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази героя».        

2

2

«Колобок наш удалой»        

Слушание сказки В. Бианки «Колобок – колючий бок» с показом настольного театра. Вопросы по содержанию. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.        

3

3

«Колобок не тот, а другой»        

Отгадывание загадок с изображением из героев. Показ и рассказывание сказки педагогом (с помощью детей)        

4

4

«Вот это Колобок – хитрый маленький зверек»        

Создание игровой мотивации. Ведение диалога с детьми в процессе показа и рассказывания сказки «Колобок – колючий бок».        

ноябрь

1

1

«Колобок – наш Колобок, Колобок – колючий бок».        

Рассматривание костюмов и ряжения. Драматизация сказки «Колобок – колючий бок».        

2

2

«Очень жить на свете туго без подруги или друга»        

Чтение стихотворения, беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья». Беседа по содержанию. Игра «Скажи о друге ласковое слово».        

3

3

«Косой хвастался, смеялся, чуть лисе не попался»        

Отгадывание загадки по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи образа.        

4

4

«Зайца съела бы лиса, если б не его друзья»        

Беседа с детьми. Рассказывание детям сказки «Лучшие друзья». Общий танец.        

декабрь

1

1

«Лучшие друзья»        

Подготовка к драматизации сказки.

Драматизация сказки «Лучшие друзья»        

2

2

«Вот как я умею»        

Игра «Что я умею». Чтение стихотворения

Б. Заходера «Вот как я умею».        

3

3

«Как лисица ни старалась, все ж ей утка не попалась»        

Упражнение а выразительность движений и мимики. Чтение сказки «Как утка лису вылечила». Упражнение на интонационную выразительность. Повторное чтение сказки.        

4

4

«Хитрая уточка»        

Упражнение на выразительность движений. Мимические этюды у зеркала.        

январь

1

1

«Как утка лису вылечила»        

Распределение ролей. Определение игрового пространства. Драматизация сказки «Как утка лису вылечила»        

2

2

«Игровой урок»        

Этюды на выразительность движений. Этюды на выражение основных эмоций.        

3

3

«Щенок спал около дивана, вдруг он услышал рядом «Мяу»!»        

Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал Мяу?». Пантомимические этюды.

4

4

«Только «мяу» где сыскать?»        

Рассказывание сказки «Кто сказал «мяу»? детьми с помощью воспитателя. Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».        

февраль

1

1

«Не вы ли «мяу-мяу» говорили?»        

Упражнение в интонировании диалогов. Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?»        

2

2

«Кто сказал «мяу»?»        

Подготовка к драматизации. Драматизация сказки «Кто сказал «мяу»?»        

3

3

«Невоспитанный мышонок один остался без друзей»        

Чтение стихотворения «Добры е слова». Игра «Назови вежливое слово». Рассказывание «Сказки о невоспитанном мышонке», беседа по содержанию. Проблемная ситуация.        

4

4

«Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить?»        

Загадывание загадки о сказке. Беседа по содержанию. Игра на интонирование вежливых слов. Рассказывание сказки детьми.        

март

1

1

«Чтоб друзей возвратить, решил мышонок вежливым быть»        

Чтение стихотворения. Беседа по содержанию сказки. Работа над выразительностью исполнения (выражением эмоций грусти и радости)        

2

2

«Сказка о невоспитанном мышонке»        

Подготовка к драматизации. Драматизация «Сказки о невоспитанном мышонке».         

3

3

«Упрямые ежата»        

Сюрпризный момент. Рассказывание истории про двух ежей. Беседа. Придумывание окончания истории детьми и показ на ширме.        

4

4

«Вот так яблоко!»        

Игра на выразительность мимики. Рассказывание сказки В. Сутеева «Яблоко». Беседа по содержанию. Слушание музыкальных фрагментов. Имитационные упражнения.

апрель

1

1

«Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех им разделить»        

Музыкальная загадка. Рассматривание отличительных особенностей героев В. Сутеева «Яблоко». Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.

        

2

2

«Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири!»        

Сюрпризный момент. Рассказывание и разыгрывание сказки В. Сутеева «Яблоко» с помощью перчаточных кукол. Пантомимическая игра «Пойми меня        

3

3

« Мишка всех помирил, уму-разуму научил»        

Подготовка к драматизации. Драматизация сказки В. Сутеева «Яблоко»        

4

4

«Сильный дождик припустил, муравьишку измочил»        

П/и «Дождь». Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию.        

май

1

1

«Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком»        

Сюрпризный момент – загадка. Рассказывание сказки «Под грибом» В. Сутеева. Игра – конкурс «Попросись под грибок»        

2

2

«Дождик льет, льет, а грибочек все растет!»        

Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций к сказке В. Сутеева «Под грибом», беседа по ним. Игра – имитация «Угадай, кто попросился под грибок»        

3

3

«Вот так гриб-великан, всем хватило места там!»        

Игра-имитация «Пойми меня». Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом». Заключительная пляска.        

4

4

Итоговое        

Вступительное слово педагога. Отгадывание загадок. Драматизация сказок детьми и родителями (По желанию). Веселая пляска.

Ребенок овладевает умениями и навыками восприятия театрального представления:

• узнавать и эмоционально положительно реагировать на смысл разыгрывания драматизации по смыслу знакомых сказок;

• сопереживать положительным героям и осуждать неправильные поступки театральных персонажей;

• учиться говорить правильно, четко, выразительно.

В игровой деятельности:

• выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев;

• повторять отдельные действия в процессе показа настольного и пальчикового театра;

• выражать чувства мимикой, движениями, интонацией;

• разыгрывать тексты потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок.

В сценической деятельности:

• инсценировать тексты знакомых сказок с использованием декораций, атрибутов, костюмов в музыкальном сопровождении.

В процессе обучения ребенок узнает:

• о малых поэтических жанрах народного фольклора и их значениях;

• про три вида театра (театр игрушек, кукольный, пальчиковый);

• про смысл театральной постановки.

Организация взрослым на занятии:

• игры импровизации;

• игры забавы;

• показ драматизации;

• показ настольного театра;

• показ театра игрушек;

• показ пальчикового театра.

Инициатива детей

• ряженье

• инсценировка стихов, сказок;

• проговаривание стихотворений, запоминающихся текстов и сказок;

• пение песенок и колыбельных во время сюжетно-ролевых игр и  игр с игрушками.

Материал, рекомендованный для использования в процессе театральной деятельности

• книжка — игрушка;

• книжка-раскладушка;

• книги с яркими понятными иллюстрациями к сказке;

• настольный театр;

• пальчиковый театр;

• резиновые, пластмассовые игрушки.

Показатели успехов и достижений:

• активно контактируют со взрослыми и сверстниками в процессе деятельности;

• показа театрального действия и театрализованной игры;

• имитируют движения согласно словам песни, стихотворения, сказки;

• имитируют голоса животных, птиц во время драматизации сказок;

• с интересом и вниманием смотрит театральные постановки, эмоционально показывает свои чувства (громко смеется, подпрыгивает, жестикулирует).

Позиция взрослого и ребенка

Взрослый.

• инициатор общения, показа, организатор театральных действий;

Ребенок:

• с интересом слушает;

• манипулирует с игрушками;

• инициатор ряженья.

Старшая группа

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

Планирование. Сценарии театрализованных занятий с детьми

(М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»)

месяц

неделя

Тема занятия

сентябрь

1

1

«Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать»

1. Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке;

2. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений.

1. Первое посещение детьми театральной комнаты (зала) в новом учебном году (беседа);

2. Игра «Назови свое имя ласково»

2

2

«Попробуем измениться»

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.

2. Развивать способность понимать собеседника.

3. Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест».

4. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.

1. Игра «Назови ласково соседа».

2. Вопросы к детям.

3. Творческое задание.

4. Пантомимические загадки и упражнения.

3

3

«Раз, два, три, четыре, пять — вы хотите поиграть?»

1. Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке.

2. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

3. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».

1. Игра «Театральная разминка».

2. Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба».

4

4

«Игровой урок»

1. Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.

2. Активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоваться понятиями «жест», «мимика».

1. Сюрпризный момент.

2. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

октябрь

1

1

«Одну простую сказку хотим мы показать»

1. Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

2. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

3. Расширять «словарь» жестов и мимики.

1. Пантомимическая игра.

2. Введение понятия «пантомима».

3. Творческая игра «Что это за сказка?»

2

2

«Играем пальчиками»

  1. Учить характерной передачи образов движениями рук, пальцев.
  2. Закреплять в речи детей понятие «пантомима».

1. Повторение и закрепление понятия «пантомима»

2. Игровые упражнения с помощью пальчиков.

3. Игра – инсценировка с помощью пальчиков.

3

3

«Постучимся в теремок»

  1. Развивать фантазию.
  2. Совершенствовать выразительность движений.
  3. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительнгый эмоциональный настрой.

1. Игра – загадка «Узнай, кто это?»

2. Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок».

3. Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом».

4

4

«Дятел выдолбил дупло, сухое теплое оно»

  1. Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению.
  2. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.
  3. Развивать умение охарактеризовывать героев сказки.
  4. Совершенствовать интонационную выразительность.

1.Погружение в сказочную атмосферу.

2. Беседа по содержанию сказки В. Бианки «Теремок».

3. Характеристика персонажей сказки.

4. Интонационные упражнения.

ноябрь

1

1

«Многим домик послужил, кто только в домике не жил»

1.  Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.

2.  Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

3.  Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

1.  Пересказ сказки В. Бианки «Теремок» детьми по частям.

2.  Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.

2

2

«Косолапый приходил, теремочек развалил»

1.  Учить узнавать героя по характерным признакам.

2.  Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

3.  Формировать дружеские взаимоотношения.

1.  Игра «Угадай героя».

2.  Драматизация сказки.

3

3

«Учимся говорить по – разному»

1.  Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи.

2.  Развивать интонационный строй речи у детей.

3.  Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.

4.  Развивать коммуникативные способности.

1. Вводная беседа.

2.  Введение. Объяснение понятия «интонация».

3.  Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности.

4

4

«Учимся четко говорить»

1.  С помощью сказки развивать фантазию детей.

2.  Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

1.  Погружение в сказочную ситуацию.

2.  Введение понятия «скороговорка».

3.  Игра-упражнение «Едем на паровозе».

4.  Физкультминутка «Буратино».

5.  Обобщение.

декабрь

1

1

«Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять»

1.  Уточнить понятие «скороговорка».

2.  Развивать у детей дикцию.

3.  Пополнить понятийный запас детей новым понятием «рифма».

4.  Упражнять в придумывании рифмы к словам.

5.  Учить работать вместе, сообща, дружно.

1.  Повторение понятия «скороговорка».

2.  Игра «Едем на поезде».

3.  Введение понятия «рифма».

4.  Дидактическая игра «Придумай рифму».

5.  Физкультминутка.

6.  Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога.

2

2

«Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем»

1.  Создать положительно эмоциональный настрой.

2.  Упражнять детей в подборе рифм к словам.

3.  Закрепить понятие «рифма».

4.  Поощрять совместное стихосложение.

1.  Погружение в сказочную атмосферу.

2.  Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов».

3.  Физкультминутка.

4.  Придумывание рифмующихся слов.

3

3

«Рассказываем про любимые игры и сказки»

1.  Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения.

2.  Учить связно и логично передавать мысли.

3.  Помочь детям понять смысл сказки Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».

4.  Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

1.  Вводная беседа.

2.  Рассказы детей по ассоциациям.

3.  Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».

4

4

«Красивый Петя уродился: перед всеми он гордился»

1.  Учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения.

2.  Дать детям понятие, что музыка и иллюстрации - тоже очень важное средство выразительности, так как помогают лучше понять образ героев.

3.  Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

1.  Беседа по содержанию сказки.

2.  Слушание сказки с музыкальными фрагментами.

3.  Физкультминутка.

4.  Рассматривание иллюстраций к сказке.

5.  Характеристика персонажей сказки.

январь

1

1

«Гордится Петенька собой, ног нге чует под собой»

1.  Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности

2.  Воспитать уверенности в себе, в своих силах.

1.  Погружение в сказку.

2.  Пантомимические упражнения.

3.  Интонационные упражнения.

2

2

«Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался»

1.  Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.

2.  Воспитывать доброжелательное отношение друг к ДРУГУ-

3.  Учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

1.  Отгадывание загадок.

2. Упражнение у зеркала «Изобрази настроение».

3.  Драматизация сказки.

4.  Заключительный танец.

3

3

«Сочиняем новую сказку»

1.  Развивать у детей творческое воображение.

2.  Учить последовательно, излагать мысли по ходу сюжета.

3.  Совершенствовать навыки групповой работы.

1.  Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик» (3).

2.  Беседа по содержанию.

  1. 3.  Сочинение продолжения сказки.

4

4

«Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем»

1.  Развивать у детей творческое воображение.

2.  Учить выразительно, передавать характерные особенности героев сказки.

3.  Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки).

1.  Погружение в сказку, придуманную детьми.

2.  Пантомимическая игра «Узнай героя».

3.  Драматизация сказки.

февраль

1

1

«Наши эмоции»

1.  Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «страх», «злость».

2.  Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующею мимику у себя на лице.

3.  Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли.

1.  Рассматривание сюжетных картинок.

2.  Беседа.

3.  Упражнение «изобрази эмоцию».

4.  Практическое задание.

5.  Обсуждение.

2

2

«Изображение различных эмоций»

1.  Продолжать знакомить детей со схематичными изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти.

2.  Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию.

3.  Закреплять умение детей логично, связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения.

1.  Введение. Объяснение понятия «эмоция».

2.  Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость, страх.

3.  Этюды на изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти.

3

3

«Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса»

1.  Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса.

2.  Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос.

3.  Обогащать и активитивизировать словарь детей понятиями, обозначающие различные эмоции.

4.  Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

1.  Рассматривание графических карточек.

2.  Беседа.        

3.  Игра «Угадай эмоцию» («Испорченный телефон»).

4

4

«Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого комара»

1.  Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки.

2.  Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам.

3.  Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

1.  Знакомство со сказкой К. Чуковского «Айболит и воробей»

2.  Беседа о настроении героев сказки.

3.  Практическое задание.

март

1

1

«Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей»

1.  Воспитывать у детей симпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу).

2.  Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности.

3.  Закреплять умение последовательно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения.

1.  Слушание песни М. Танича, В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».

2.  Беседа о друге.

3.  Повторное слушание сказки К. Чуковского «Айболит и воробей».

3.  Упражнение «Изобрази настроение».

2

2

«Друг всегда придет на помощь»

1.  Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу.

2.  Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей.

3.  Закреплять умение логично излагать свои мысли.

4.  Совершенствовать выразительность в передаче образов персонажей сказки.

1.  Чтение стихотворения о друге.

2.  Рассказ из личного опыта.

3.  Беседа о сказках.

4.  Игра - загадка «Зеркало».

3

3

«Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!»

1.  Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.

2.  Развивать социальные навыки общения.

1.  Отгадывание загадок.

2.  Ряжение в костюмы.

3.  Драматизация сказки «Айболит и воробей»

4

4

«Когда страшно, видится то. Чего нет»

1.  Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку.

2.  Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость), изображать их, находить выход из ситуаций.

3.  Продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

1.  Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики»

2.  Беседа по сказке

3.  Изображение эмоции страха.

4.  Рассказы детей из личного опыта.

апрель

1

1

«Каждому страх большим кажется»

1.  Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки.

2.  Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев.

3.  Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх) по определенным признакам.

1.  Беседа по сказке «У страха глаза велики».

2.  Пантомимическая игра «Изобрази героя».

3.  Повторное слушание сказки.

2

2

«Преодолеем страх»

1.  Закрепить умение детей изображать страх.

2.  Учить преодолевать это состояние.

3.  Совершенствовать умение детей логично и выразительно пересказывать сказку.

1.  Рассматривание картинки «Страшно». Беседа.

2.  Изображение различных степеней страха.

3.  Игра «Преодолеем страх».

4.  Рассказывание и показывание (через настольный театр) детьми сказки «У страха глаза велики».

3

3

«У страха глаза велики»

1.  Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.

2.  Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты.

1.  Распределение ролей.

2.  Ряжение в костюмы.

3.  Драматизация сказки «У страха глаза велики».

4

4

«Если с другом ты поссорился»

1.  Показать детям, как легко могут возникать конфликты.

2.  Учить находить выход из конфликтных ситуаций.

3.  Закрепить умение различать и изображать злость.

4.  Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли.

1.  Рассматривание картинки с изображением двух мальчиков и беседа по ней.

2.  Знакомство со сказкой «Как поссорились Солнце и Луна».

3.  Игра «Найди и покажи эмоцию».

май

1

1

«Как Луне и солнцу быть, не могут ссору разрешить»

  1. Продолжать учить детей распознавать злость.
  2. Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций.
  3. Закреплять умение детей полно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.

  1. Рассматривание картинки «Злость».
  2. Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна» и беседа по ее содержанию.
  3. Упражнение на выразительность голоса, мимики, жестов.

2

2

«Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца быстро разрешил!»

1.  Закрепить умение детей узнавать и изображать злость, отмечая ее характерные особенности.

2.  Совершенствовать свои исполнительские умения в роли рассказчика сказки.

3.  Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы.

1.  Сюрпризный момент.

2.  Беседа о злости.

3.  Упражнение «Изображаем эмоцию».

4.  Рассказывание детьми сказки «Как поссорились Солнце и Луна».

3

3

«Как поссорились Солнце и Луна»

1.  Закрепить умение детей бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.

2.  Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.

1.  Распределение ролей, ряжение.

2.  Драматизация сказки «Как поссорились Солнце и Луна»

4

4

Викторина «Мы любим сказки»

1.  Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

1.  Проведение викторины.

2.  Драматизация любимой сказки.

3.  Награждение.

Ребенок овладевает умениями и навыками восприятия театрального представления:

• следить за развитием действий в художественных произведениях, театральных постановках;

• эмоционально воспринимать театральные постановки;

• сопереживать героям спектакля, эмоционально реагируя на их положительные и отрицательные поступки (смеяться, плакать, стараться помочь) понимать мораль сказки, отличать добро и зло;

• рассказывать свои впечатления от просмотренных спектаклей, от своего участия в драматизации.

В игровой деятельности:

• передавать характерные особенности персонажа во время исполнения роли;

• исполнять роли во время совместной с воспитателем театральной деятельности ;

• исполнять роль во время совместной с сверстниками игр, диалогов;

• оживлять героев, исполняя роли за себя или за куклу;

• самостоятельно пересказывать с имитацией движения фольклорных произведений;

• в ходе драматизации знать текст выразительно и на память;

• исполнять движения, жесты, действия героев в театральных костюмах, дословно проговаривать текст, творчески подбирая интонацию.

В сценической деятельности:

• разыгрывать отдельные эпизоды сказок по интонации взрослого;

• принимать участие в сюжетно-ролевых играх и игр драматизации;

• устраивать импровизационные театры вместе со сверстниками и самостоятельно;

• принимать участие в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов.

В процессе обучения:

• ребенок узнает о малых поэтических жанрах народного фольклора (потешки, стихи, песни, пословицы, поговорки, колядки), запоминает их, понимает их смысл и значение;

• получает основные сведения о театре (работа актеров, название помещений театра, знакомится с отдельными видами театра, выделяет структуру сказки).

Организация взрослым на занятии:

• драматизация сказок;

• показ настольного театра;

• показ театра игрушек;

• организация игр, имитация;

• инсценировка диалога.

Инициатива детей

• ряженье, организация хороводов;

• инсценировка сказок с сверстниками;

• импровизированные игры в театр;

• самостоятельная или со сверстниками в зоне театральной деятельности.

Показатели успехов и достижений:

• активно общается со взрослыми и со сверстниками во время  драматизации, инсценировок, игр имитации;

• действует в игровых ситуациях соответственно словам из коротких стихотворений, потешек, артистично передает характерные особенности образов персонажа;

• имитирует голоса животных и птиц, во время драматизации правильно имитируя движения и жесты персонажей сказок;

• с интересом слушает чтение сказки, смотрит театральные постановки;

• принимает участие в играх драматизациях, сюжетно-ролевых играх, читает стихи по ролям;

• использует костюмы в уголке ряженых и атрибуты.

Позиция взрослого и ребенка

Взрослый.

• инициатор совместной деятельности, помощник.

Ребенок:

• участник игр, инициатор совместной деятельности со сверстниками.

Подготовительная группа.

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисёнок в театр ходил", " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.

Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:

- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;

- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;

- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В подготовительной группе работа по театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:

 1. предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию сценического волнения и т.д.;

2. направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение характеров героя и т.д.

Работа над ролью: · знакомство с инсценировкой (о чем); · знакомство с героями (где они живут, как выглядит их дом, их внешность, одежда и т.д.);

Распределение ролей: · непосредственная работа над ролью – составление словесного портрета, фантазирование по поводу его дома, друзей и т.д. Сочинение различных случаев из жизни героев, анализ поступков;

Работа над сценической выразительностью:  определение движений, жестов, интонации и т.п.; работая над выражением лица, над речью, постигая язык тела, движений дети постоянно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе

Подготовка костюмов. 

Планирование. Сценарии театрализованных занятий с детьми

(М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»)

месяц

неделя

Тема занятия

сентябрь

1

1

«Животное, которое тебе нравится»

2

2

«Попросись под грибок»

3

3

«Упрямые ежата»

4

4

«Угадай по интонации»

октябрь

1

1

«Язык жестов»

2

2

«Здравствуй, театр!»

3

4

3

4

«Очень жить на свете туго, без подружки или друга»

«С кем ты хочешь подружиться?»

ноябрь

1

1

«Изобрази сказку пантомимой»

2

2

«Угадай героя сказки»

3

3

«Изобрази эмоцию»

4

4

«Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса»

декабрь

1

1

«В мире эмоций»

2

2

«Зеркало»

3

3

«Изобрази эмоции страха»

4

4

«Преодолеем страх»

январь

1

1

«Веселые загадки»

2

2

«Сказочные герои»

3

3

«Путешествие в сказочный лес»

4

4

«Весёлые превращения»

февраль

1

1

«Театральные профессии»

2

2

«Диктор»

3

3

«Вредные советы» (по стихам Г. Остера)

4

4

«Масленица»

март

1

1

«Загадки без слов»

2

2

«Маски-шоу»

3

3

«Расскажи стихи руками»

4

4

«Погода и настроение»

апрель

1

1

«Мы любим сказки»

2

2

«Мы играем в театр»

3

3

«Как поссорились Солнце и Луна»

4

4

«Весёлая пантомима»

май

1

1

«Моя страна Вообразилия»

2

2

«Изображаем эмоции»

3

3

«Сочиняем истории про себя и друзей»

4

4

Итоговое

Ребенок овладевает умениями и навыками восприятия театрального представления:

• понимать смысл сказки, театральный образ как живую актерскую деятельность с использованием речевого общения, мимики, жестов, движений, музыки, танцев, песен;

• оценивать свои поступки и поступки товарищей сравнивать их с поступками персонажей сказок, сопереживать положительным героям;

• узнавать в силуэтах и тенях характерные образы персонажей, оценивать характер героев (хитрый, жадный и т.д.), подсказывать героям, как лучше выйти из трудных ситуаций

В игровой деятельности может:

• изображать характерные особенности образа театральных персонажей (движением и словом, движением и мимикой, жестами);

• своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения, самостоятельно организовывать игры драматизации, театрализованные игры, игры в театр;

• распределять роли, подбирать самостоятельно роль, включатся в роль предоставленную взрослым

В сценической деятельности может:

• принимать активное участие в подготовке театральных игр;

• творчески перевоплощаться в образ персонажа, разыгрывать сюжет, четко, выразительно исполнять роль;

• вносить творческие фрагменты в игру по сказке, иметь желание играть в уголке театрализованной деятельности, изготовлять атрибуты, костюмы, декорации;

В процессе обучения ребенок узнает:

• о театре как средстве выражения жизненных ситуаций в актерской игре;

• о разных видах театра их особенностях и значениях;

• про театральную терминологию (актер, режиссер, костюмер, гример, художник, зрители, успех, аплодисменты; спектакль — сценарий, премьера, части спектакля, антракт; театр — афиша, касса, билет, зал, кулисы, звонок, занавес, балкон, декорации);

• коллективный характер подготовки к театральной постановке, важность ориентировки на партнеров во время игровых действий;

•как творчески подходить к исполнению роли.

Организация взрослым на занятии:

• театрализация эпизодов сказок;

• драматизация сказок;

• показ настольного театра;

• показ театра игрушек;

• организация игр, имитация;

• инсценировка и чтение по ролям стихотворений, сказок.

Инициатива детей:

• ряженье;

• инсценировка стихотворений, сказок самостоятельно и со сверстниками;

• обогащение атрибутами игровое поле или театрализованное действие;

• желание показывать кукольный театр.

Показатели успехов и достижений:

• составление сюжета на наглядной, словесной основе и самостоятельно;

• составляет сценарии по стихотворным текстам или на основе комбинирования сюжета;

• самостоятельно реагирует на смысл фольклора;

• использует малые жанры фольклора сюжетно-ролевых игр;

• самостоятельно показывает спектакли (настольный, теневой театр);

• организовывает сюжетно-ролевую игру;

• организовывает самостоятельно или по просьбе воспитателя игры-драматизации, театральные игры, по сюжетам известных произведений;

• принимает участие в инсценировке сказок;

• изготовляет вместе с воспитателем атрибуты, костюмы, декорации;

• проявляет себя как эмоциональный, чуткий зритель;

• классифицирует чувства и поступки персонажей и сопоставляет их с собственными поступками;

• проявляет собственную позицию в процессе перевоплощения в сценический образ;

• запоминает сюжетную последовательность;

• вовремя включается в действие;

• использует музыкально-пластично-песенный опыт;

• в театрализации различных жанров литературных произведений.

Позиция взрослого и ребенка

Взрослый.

• организатор предметно-игровой среды;

• помощник;

• зритель;

• участник игры;

• режиссер

Ребенок:

• участник игры;

• режиссер;

• исполнитель;

• инициатор совместной деятельности;

• организатор сверстников.

                 Оборудование предметно – пространственной среды.

Организация центра театрализованной деятельности

        При проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

- индивидуальные и социально – психологические особенности ребенка;

- особенности его эмоционально – личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

        

 «Центр Театра»

1.Настольны театр игрушек.

2.Детские костюмы для спектаклей.

3.Взрослые костюмы для спектаклей.

4.Элементы костюмов для детей и взрослых.

5.Атрибуты для занятий и для спектаклей.

6.Ширма для кукольного театра.

7.Музыкальный центр, видеоаппаратура

8.Медиотека (аудио - и CD диски).

9.Декорации к спектаклям

10. Методическая литература.

Взаимоотношения с родителями.

Основными формы работы с родителями:

  • Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
  • Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
  • Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)
  • Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
  • Анкетирование
  • Совместные спектакли
  • Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
  • Дни открытых дверей
  • Совместные литературные вечера

Формы театрализованной деятельности:

  • Спектакли с участием родителей.
  • Театральные праздники для детей разного возраста и разных возможностей (совместная организация педагогов разных структурных подразделений детского сада).
  • Семейные конкурсы, викторины.
  • День открытых дверей для родителей.
  • Мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская».
  • Консультации для родителей

План взаимодействия с родителями

Сроки

Тема

Форма проведения

1 квартал

«Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей»

Стендовая информация

2 квартал

«Мои любимые герои»

Выставка рисунков

3 квартал

«Вещи нашего края»

Совместная экскурсия в школьный музей

4 квартал

«Знаете ли вы своего ребёнка?»

Анкетирование

Помимо всего выше перечисленного, родители привлекались к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, афиш, помогают в выборе пьес для инсценировок. 


Взаимодействие с педагогами ДОУ:

  • Педагогические семинары («Искусство и дети», «Театрализованная деятельность дошкольника в семье и ДОУ» и др.),
  • Мастер-классы («Шаги творчества», «Говорим и показываем» и т.п.)
  • Недели театрального искусства
  • Смотры - конкурсы («Костюмированное шоу», Центров «театра в группах)
  • Итоговые слайдовые презентации по художественно -  эстетическому развитию дошкольников («Волшебные превращения», «Развитие творческих способностей детей» и т.д.)

        

Ожидаемые результаты:

  • Любознательный, активный -  проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок.
  • Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками  -  понимает  образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения.
  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила -  чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
  • Имеющий первичные представления -  об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),адекватные возрасту мира природы  - совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.
  • Овладевший универсальными  предпосылками  учебной деятельности - владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.
  • Овладевший необходимыми  умениями и навыками  - имеет представление  о театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).

Предполагаемые умения и навыки по возрастам

  2 Младшая группа. Дети:

   Умеют действовать согласованно.

Могут запоминать заданные позы.

Умеют выразительно прочитать наизусть потешку, стихотворение.

Средняя группа. Дети:

Умеют действовать согласованно.

Запоминают заданные позы.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Старшая группа. Дети:

Готовы действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

Запоминают заданные позы.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Умеют выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и

четко произнося слова с нужными интонациями.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют сочинять этюды по сказкам.

Подготовительная группа. Дети:

Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Умеют двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.

Умеют коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

На сцене выполняют свободно и естественно простейшие физические действия.

Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Умеют прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя  

логические ударения.

Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

Умеют составлять предложение из 3—4 заданных слов.

Умеют подобрать рифму к заданному слову.

Умеют сочинить рассказ от имени героя.

Умеют составлять диалог между сказочными героями.

Заключение.

Театрализованная деятельность детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения.

В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки..

Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Литература

  1. Юдина С.Ю. Мои любимые праздники. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.
  2. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  3. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.
  4. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2005.
  5. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
  6. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002
  7. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
  8. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.,  1999.
  9. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  10. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Игровая деятельность, как средство развития и воспитания детей раннего возраста"

Игра - великое изобретение человека. В ней, как в зеркале отражается история человечества. С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, с помощью общения передают ему оп...

Театральная деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Театральная деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста....

Самообразование на тему "Театральная деятельность,как средство развития речи у детей раннего возраста"

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболе...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....