Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Животные и птицы ХМАО» для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Зайтуна Рашитовна Ласынова

Конспект "Животные и птицы ХМАО" для детей подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Животные и птицы ХМАО» для детей подготовительной  группы.

Цель: формирование экологической культуры детей через познание природы родного края.

Задачи:

Образовательные:

-Упражнять детей в умении различать, классифицировать и называть животных, птиц;

-Закреплять уже накопленные знания, и расширять представления о жизни леса;

- Формировать представление  дошкольников о Красной книге;  животных,  занесённых  в Красную книгу,  встречающихся на территории Югры.

- Дать представление об  основных причинах вымирания  животных,  объяснить, почему нужно охранять животный мир природы. Определить роль человека в сохранении природы.

Развивающие:

- Развивать  наблюдательность,  связную речь, мышление, зрительное и слуховое внимание, двигательную активность.

- Развивать эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки у детей.

Обогащать словарный запас детей:

-обогащение:  «красная книга», стерх, орлан- белохвост

Воспитательные:

- Воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; прививать навыки правильного поведения в природной среде.

- Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой.

-Воспитывать интерес к природе, прививать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

- Экскурсия в  краеведческий музей,  рассматривание карты России, ХМАО.

- Просмотр видеофильмов о природе края, иллюстрации. Чтение художественных произведений о животных.

- Дидактические и подвижные игры на экологическую тематику.

Материалы и оборудование:

-Дидактические игры.

- Мультимедийная установка, музыкальный центр

Ход НОД

1 орг.момент Приветствие( дети стоят в кругу)

«Солнечные лучики»

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо  постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!

2 Сюрпризный момент( дети стоят).

Воспитатель: Ребята, гуляя по лесу, я наткнулась на интересные следы какого-то животного. Попросила помочь знакомого лесника определить кому же принадлежат следы. Он любезно согласился, но при одном условии: мы должны выполнить несколько заданий, в которых содержится подсказка. Ребята, поможете мне выполнить задания лесника и узнать, следы какого животного я видела в лесу на берегу реки?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, давайте присядем на стульчики и посмотрим какие задания нам приготовил лесник.( дети садятся на стульчики).

3Основная часть.

Воспитатель: Чтобы выполнить первое задание - надо посмотреть видео презентацию и ответить на вопросы. Внимательно смотрим (показ презентации).

Беседа: «Животные и птицы, занесенные в красную книгу ХМАО»

Воспитатель:

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

- Чтобы этого не произошло, какую книгу люди создали (Красную книгу) .

-Скажите мне, пожалуйста, что это за книга такая?

Дети:  Красная книга является документом, в который заносится информация о состоянии животных, растений и грибов Югры. Она содержит списки редких, находящихся под угрозой исчезновения и нуждающихся в особом внимании , а также животных и растений, исчезнувших с территории округа.

- Почему эта книга красного цвета?

Дети: красный цвет-это сигнал опасности.

Красный цвет книги означает запрещающий цвет: остановись, не губи, стоп! Дальше так нельзя! Красный цвет – это сигнал тревоги и опасности,

- Нужна ли эта книга и, если да, то зачем?

Ответы детей……………………………………….

Воспитатель: в нашем краю тоже есть животные, которые занесены в красную книгу:

Западносибирский речной бобр Самый крупный грызун в Югре. Голова с маленькими ушами округлая, с притупленной передней частью морды. Во внешнем облике выделяются парные резцы оранжевого цвета и широкий плоский хвост, покрытый многочисленными роговыми щитками. Задние лапы вдвое длиннее и массивнее передних, с плавательными перепонками между пальцев.

Белый журавль (стерх) Стерх белоснежен. Лишь концы крыльев у него и голова спереди черные, а ноги щегольски красные, привержен избранному месту гнездования, осторожен. Птица эта крупная, весит до восьми килограммов, размах крыльев до двух с половиной метров. Как и все журавли, стерх не селится на деревьях, устраивая гнездо только на земле. Любит открытое пространство, чтобы обзор был лучше.

Орлан белохвост

Орлан белохвост один из четырех крупных представителей хищных птиц.. Белохвостом орлана прозвали за его короткий белый хвост, который имеет клиновидную форму. Туловище взрослой птицы имеет буро-коричневый окрас, а маховые перья темно-коричневые. Гнезда орлана белохвоста достаточно внушительных размеров Располагаются они на высоких хвойных деревьях возле ствола либо в привершинной развилке ствола. Основным строительный материал для гнезда служат толстые сучья, которые плотно укладываются. Наполняется гнездо сухими ветками вперемешку с корой.

Основной рацион питания орлана состоит из рыбы (пресноводной и морской). В период охоты белохвост неспешно облетает водоем высматривая добычу. Как только в поле зрения попадает добыча, орлан камнем летит вниз, выставляя перед собой мощные лапы с острыми как бритва когтями.

Помимо рыбы в систему питания орлана входят некрупные птицы такие как чайки, утки, цапли (в основном на них орлан охотиться в период их линьки, так как те не могут летать). Мелкие и средние млекопитающие. Зимой большую часть рациона орлана занимают зайцы.

Воспитатель: какие животные и птицы занесены в красную книгу Югры?

Ответы детей.

Воспитатель: 

Игра «четвертый лишний».

Воспитатель: Ребята, а в чём причина их исчезновения?

- браконьерство;

- освоение людьми обширных территорий округа, загрязнение тысячи гектаров земли, водоёмов;

- лесные пожары и вырубка лесов;

- осушение болот;

- строительство автомобильных дорог

Все животные  нуждаются в нашем бережном к ним отношении

 -Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Воспитатель: давайте для этого встанем в круг и поиграем в игру «Разрешается - запрещается».( игра с мячом).

• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Собрать мусор в яму и закопать (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается).

Воспитатель:

Теперь мы повторили, что можно, а чего нельзя делать в лесу.

Следующее задание. А сейчас вам надо разделиться на две команды, чтобы быстро и весело сделать все задания.( дети делятся на две команды при помощи фишек, выбирают капитана команды).

Второе задание – игра «Что к чему относится» (на мольберте работает вся команда).

Правила игры: надо собрать все картинки, относящиеся, например, к тайге или к определенному животному. После выполнения задания команда получает подсказку в конверте, но не открывают его. Подводятся итоги.

Третье задание –  игра « Чей след?»(работа в парах)

 После выполнения задания команда получает подсказку в конверте, но не открывают его. Подводятся итоги.

Пятое задание – конкурс капитанов игра « Круги Луллия».

 4 Рефлексия.

Воспитатель: молодцы! Все справились с заданиями, а теперь посмотрим какие подсказки нам дали ( открывает конверты).

В первом конверте альбом «Красная книга», во всех остальных конвертах картинки с изображением животных, занесенных в «Красную книгу» нашего региона.( бобр, журавль стерх, краснозобая казарка, орлан белохвост).

Воспитатель: теперь у нас есть своя Красная книга, с которой мы можем познакомить родителей, детей с соседней группы, чтобы все бережнее относились к природе. Давайте будем внимательнее к нашей природе. А еще расскажем братикам, сестричкам, родным, друзьям, всем знакомым о беззащитных животных. И скажем спасибо нашему леснику за такой чудесный подарок.

Воспитатель: чтобы узнать какого животного я видела следы отгадайте загадку: любит заводь, любит тину, строит в речке он плотину. удивительно хитёр добрый дедушка (бобёр).
Воспитатель: правильно, ребята, я видела следы бобра, который занесен в Красную книгу нашего региона.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какие задания лесника мы выполнили, чтобы узнать следы животного?

- Какое задание было легким? трудным?

- Понравилось вам занятие?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Животные Севера"

Цель - создать условия для уточнения и обобщения знаний детей о животных Севера и их среде обитания.  Конспект НОД по образовательной области  "Познавательное развитие" для детей подготовите...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «В гости к сказкам» (для детей 2 младшей – средней группы)

Работаю во 2 младшей - средней группе, поэтому занятие и презентация к нему составлена для двух групп....

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Наша малая Родина – Кулунда» для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: познание.Цель: расширить знания детей о культурных и исторических ценностях села.Задачи:Образовательные:- закреплять знания детей  о родном селе: истории, символике, дост...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: “ Путешествие в страну знаний ” для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,  ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Животные» (первая младшая группа) Воспитатель: Гряколова И.А.

Формировать у детей представление о домашних и диких животных: их внешнем виде, питании, особенности образа жизни....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Животные» (первая младшая группа) Воспитатель: Гряколова И.А. 2020 г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Возрастная группа: первая младшая группа Тема НОД: « Животные». Ведущая образовательная область: «Социально-комм...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельности на тему:«Путешествие в страну Рисовандию»для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием не...