Конспект ООД по патриотическому воспитанию в рамках регионального компонента "В гостях у башкирской сказки"
план-конспект занятия (старшая группа)

Евдокия Султанбуратовна Шакаева

Создание условий для развития артистических способностей детей через театрализованную деятельность по башкирским сказкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №15 «Березка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

организованной

образовательной деятельности

по патриотическому воспитанию в рамках регионального компонента через художественно-эстетическое развитие (театрализованная деятельность)

на тему:

«В гостях у башкирской сказки»

в подготовительной к школе группе для детей

с нарушениями речи №11

Подготовила и провела:

Шакаева Евдокия Султановна

воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Октябрьский

Цель:  развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность по башкирским сказкам

     Задачи:

Обучающие:

  • совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям
  • формировать умение передавать интонацией настроение героев

Развивающие:

  • развивать диалогическую речь, интонационную выразительность при рассказывании сказки
  • активизировать  словарный запас детей: юрта, улей, бортевой домик, пчелиный мед
  • развивать желание участвовать в драматизации

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к малой родине
  • воспитывать любовь к башкирским сказкам
  • воспитывать чувство сопереживания, сочувствия
  • вызвать положительный эмоциональный отклик у детей от драматизации сказки

Оборудование:  

  • мультимедийное оборудование
  • диск с башкирской мелодией
  • дерево, пеньки,  елки
  • солнце, облака
  • домик
  • нарисованные цветы
  • топорик 
  • башкир
  • медведь
  •  пчелка 
  • сундук с башкирским узором
  •  костюм медведя, длинный хвост

  • жилетка башкирская, тюбетейка, головные уборы – пчелки

 Предварительная работа:

  • чтение башкирских сказок, в том числе «Медведь и пчелы»
  •  заучивание пальчиковой игры
  • отгадывание загадок
  • беседа о малой родине, о родном городе

Ход занятия:

(Звучит башкирская мелодия)

Воспитатель: Башкортостан.                                               Валентина Доброгорская

Башкортостан-республика моя!

Люблю твои зеленые края,

Твои высокие горы, голубые озёра.

Все, что связано с тобой-

Это край любимый мой.

Этот край родной люблю

в сердце бережно храню...

Воспитатель: Как называется наша республика? 

Дети: Наша республика - Башкортостан. 

Воспитатель: Мы с вами живем в Башкортостане. Наша республика очень красивая, в ней много гор, рек, животных, птиц.

Слайды.

Воспитатель: Давным-давно на башкирской земле жили люди. Их называли башкиры. Они и сейчас здесь живут. Так их называют потому, что они родились в Башкортостане. Жили башкиры в легких, складных домах, которые называются юрты. Слайд. 

Давным – давно, в те времена на башкирской земле не было больших домов, машин, магазинов, улиц. А сейчас в нашей республике Башкортостан много городов и разных улиц.

 Воспитатель: Как называется город, в котором мы живем? 

Дети: Наш город – Октябрьский.

Воспитатель: В нашем городе  много улиц, на них живут люди – жители нашего города.

Воспитатель:  На каких улицах живете вы, ребята?( Ответы детей)

Дети: Молодцы, ребята, вы все знаете название своей улицы.

Воспитатель: Утром рано вы приезжаете в детский сад, где вас ждут друзья и взрослые-сотрудники, которые заботятся о вас. А кто знает, на какой улице находится детский сад?

Воспитатель: В нашей группе все ребята дружат. Давайте подружим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

    Воспитатель: Посмотрите, дети, здесь стоит какой-то сундук. На сундуке письмо. Хотите узнать от кого письмо?

    Дети: Да!

    Воспитатель:  А тут  загадки, вы любите отгадывать загадки?

    Дети: Да!

     Воспитатель:  Слушайте внимательно:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

Воспитатель:  Правильно  (достаю из сундучка костюм медведя). Следующая загадка:

Летит – гудит,

Сядет – молчит.

Целый день в трудах.

То в лугах, то в садах.

И кто ей друг –

Тот всегда с медком.

А кто ей не люб –

Спасайся бегом! (Пчела)

    Достаю ободок  пчелы

     Воспитатель: Ребята, а кто помнит из какой  башкирской сказки эти предметы?

    Дети: Из сказки «Медведь и пчелы»

    Воспитатель: Правильно. Сказка называется «Медведь и пчелы».

     Воспитатель: Почему называется башкирская сказка?

     Дети: Потому что ее сочинил башкирский народ.

Воспитатель: Правильно, это волшебный сундучок башкирских сказок. И в нем еще что-то лежит. Это волшебные головные уборы. Кто их наденет, превратится в пчелок. Кто хочет их надеть? (воспитатель каждому ребенку дает по головному убору и помогает одеть).

     Воспитатель: Ребята, вы надели на голову головные уборы и стали похожи на пчелок. У нас остались ребята без головного убора. А для вас волшебном сундучке что-то есть. Посмотрите, что это?

Воспитатель: Правильно, это жилет и тюбетейка. Их надевают башкиры. Кто хочет их надеть? (предлагаю мальчику).

     Воспитатель: Ребята, а волшебный сундучок сказок не просто так появился в нашем зале. Он наверное, хочет, чтобы ребята сами показали сказку «Медведь и пчелы». Хотите? 

   Дети: Да!

      Воспитатель: Наша сказка начинается… Было это очень давно. Жил один медведь в лесу. Медведь очень любил мед. Без меда и дня не мог прожить. Только о меде и думал, только и представлял себе, как поедает свежий, пчелиный мед. Пчелы облепят медведя со всех сторон и стараются его ужалить, но им не удавалось, потому что мех у медведя густой и длинный, а жало у пчел короткое (дети-пчелы встают в круг, держась за руки, окружая медведя). Ничего не могли сделать пчелы медведю. Наестся медведь пчелиного меда, весь измажется и лежит себе довольный. А пчелкам ничего не остается. Погоревали пчелки, да делать нечего и полетели они в поле.

Игра «Пчелки на цветках»

«Пчелки гудят,

В поле летят.

Покружились над цветком

И присели за медком.

     Набирают сладкий сок

Наши пчелки в хоботок.

Взвились, загудели,

Домой полетели»

(Дети бегут по кругу, машут руками, изображая пчел, произнося звук «з». Кружатся на месте, опускаются на корточки возле цветка. Втягивают в себя воздух через импровизированную трубочку: два соединенных трубочкой кулачка. Встают, начинают размахивать руками, бегут по кругу и летят к дереву, садятся на корточки).

Однажды в лес пришел какой-то человек за дровами и видит он медведя. Медведь сам ест мед пчелиный, а своим лохматым хвостом, пчел отгоняет (несколько детей– пчелок летают вокруг медведя).

- Башкир: «Эй, ты косолапый! Так значит, это ты убиваешь пчел и ешь готовый мед. Вот я тебе сейчас покажу!» (берет медведя за хвост и тянет, пока хвост не оторвался).

Опечалился медведь, что остался без длинного хвоста и ушел в лес, низко склонив голову (уходит и садится на пенек). С тех пор у медведя хвост маленький, короткий. А человек-башкир поправил бортевой домик и отправился к себе домой (уходит за домик- юрту). Удивились пчелы и спрашивают у главной пчелы:

Пчела: «Почему этот человек не доел наш мед?»

Главная пчела: «Догоните этого человека и спросите его, почему он оставил нам мед»

Полетели пчелы к человеку (летят к юрте) и спрашивают:

Пчела: «Почему ты не доел наш мед?»

Башкир: «Если бы я съел ваш мед, вы бы погибли с голоду зимой. И тогда я бы тоже остался без меда».

Полетели пчелы в свой бортевой домик и передали главной пчеле слова человека. И тогда позвала она всех пчел и стали они думать (Пчела-матка в центре круга, а пчелы в кругу и думают).

Думали, думали и придумали. Решили пчелки полететь к человеку и просить его, чтобы он оберегал их от медведя. Прилетели пчелы к человеку.

Пчела: «Возьми нас к себе, не давай медведю в обиду»

Пчелка: «А мы тебе за это спасибо скажем, медом с тобой поделимся»

Башкир: «Хорошо. Я вам построю хороший и удобный дом-улей. Вы там будете жить и мед собирать» (идет с топором и делает движения - строит дом)

Обрадовались пчелки и стали веселится. Простили они медведя и позвали к себе на танец.

Танец «Подружимся» под фонограмму

С тех пор пчелы живут в домике - улей и угощают своим пчелиным медом людей. Вот и сказке конец!

      Воспитатель: Молодцы, ребята! Скажите, чему учит эта сказка?

     Дети: Ответы детей

      Воспитатель: Совершай добро, и оно обязательно к тебе вернется.

Башкирская сказка

В давние-давние времена жил-был один косолапый медведь. И был у этого медведя хвост, такой же пушистый и длинный, как у лисы. Медведь очень любил мёд. Ни дня не мог прожить без меда. Он только о том все время и думал, где бы раздобыть мед. А когда он видел дерево с дуплом, в котором был слышен пчелиный гул, медведя непременно охватывала неописуемая радость. Он залезал на это дерево, разорял пчелиное гнездо и начинал есть мед. А бедняжки пчелы тщетно пытались защитить свое гнездо, и окружив медведя, пытались его ужалить. Ведь у медведя очень длинная шерсть, а жало у пчелки очень короткое. Стараясь добраться до медвежьей кожи пчелы забирались в шерсть и запутывались там, а медведю только этого и нужно. Медведь быстренько слезал с дерева и начинал кататься по земле, раздавив таким образом пчелок-тружениц. А если и этого было недостаточно, медведь залезал в воду и пчелы погибали. А после этого медведь залезал вновь на дерево и спокойно лакомился сладким медом, пока весь его не съест.

И вот как-то в лес пришел человек за дровами. Смотрит, сидит на дереве медведь и лакомится медом. И своим пушистым хвостом пчел отгоняет.

- Ах, ты косолапый разбойник!!! Это ты, оказывается, ходишь тут, разоряешь, убиваешь и грабишь пчелок. Ну, погоди у меня, сейчас я тебе голову-то отсеку!-воскликнул человек и тоже полез на дерево. Добрался он до медведя и замахнулся топором. Но топор попал не по шее, а по хвосту и отсек его под самый корень. Медведь заорал от боли, рухнул с дерева и сломя голову убежал и исчез в темном лесу. С той самой поры медведи стали бесхвостыми.

А тот человек бережно поправил разоренное медведем пчелиное гнездо, поставил на место развороченные соты и ушел к себе домой.

Увидев такое дело пчелы очень удивились и спросили у пчелы-матери:

- А ты не знаешь, почему этот человек не забрал и не съел весь наш мед? Ведь ему же уже никто не мог помешать сделать это?

Пчела-мать задумалась, но она не знала, что ответить на такой вопрос. Но она все же сказала своим детям:

- Вы летите, догоните этого человека и спросите у него самого, почему он не съел наш мед.

Когда пчелы догнали человека и задали свой вопрос, тот ответил:

- А если бы я съел ваш мед, то как бы вы перезимовали? Ведь вы же погибли бы в первые же холода.

Пчелы вернулись обратно в свое гнездо и передали пчеле-матери все слова человека. Пчела-мать и выслушала и велела созвать всех пчел на совет. На этом совете все пчелы решили полететь всем вместе к человеку и просить у него, чтобы он взял пчел под свою защиту, чтобы тот оберегал их от разорительных набегов медведя.

И вот прилетели пчелы к человеку и сказали:

- Пожалуйста, спаси нас от медведя. Совсем нам житья нет от этого косолапого поганого разбойника. Мы будем тебе за это очень благодарны и будем угощать тебя душистым и сладким медом.

Человек согласился. С тех самых пор пчелы и люди стали самыми настоящими друзьями. Трудолюбивые пчелки собирают целебный мед и угощают им людей, а люди всячески оберегают пчел, защищают их и строят им теплые и уютные ульи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...

Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...

Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина

Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина" Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к св...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию с использованием регионального компонента

Конспект занятия представлен игрой-путешествием. Путешествуя по разным станциям, дети побывают на станции "Литературная", которая ппредставлена мини-викториной о жизни и творчестве писателя-земляка И....

Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина" 5.10.19

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...