Рабочая программа педагога-психолога ДОУ
рабочая программа

Протиняк Алёна Игоревна

Рабочая программа предназначена для педагогов-психологов дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_1.docx65.89 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога-психолога

на 2021 - 2022 учебный год

Разработала:

Протиняк Алена Игоревна

педагог-психолог

        

г. Урай 2021

Содержание

Наименование

Страница

Пояснительная записка

3

Цели и задачи реализации  Программы

3

Принципы и подходы к формированию Программы

4

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

4

Особенности осуществления образовательного процесса

8

Рекомендуемые виды нагрузок

9

Планируемые результаты освоения Программы

10

Целевые ориентиры в период завершения дошкольного образования

10

Сроки реализации программы

10

Направления психолого-педагогической деятельности

11

Методы и технологии в работе педагога-психолога

16

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

17

Взаимодействие с семьями воспитанников

19

Годовой план работы психолого-педагогического сопровождения

педагога-психолога

20

Циклограмма рабочего времени

22

Программно-методическое обеспечение

25

Пояснительная записка

Охрана и укрепление психологического здоровья воспитанников является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. 

Поэтому основными направлениями в профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ являются создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте и содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по следующим направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с воспитанниками, родителями воспитанников и педагогами ДОУ. Дополнительно в работе педагога-психолога с детьми используются занятия и упражнения, направленные на коррекцию, развитие и профилактику отклонений или недостатков в определённых сферах психологического развития детей.

Данная рабочая программа разработана на основе образовательных программ МБДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка».

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.

 Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена деятельность педагога-психолога ДОУ.

Цели и задачи реализации программы

Цель: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ, основных и дополнительных образовательных программ, а также оказание психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и детям, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы.

Задачи:

  1. Сохранение психологического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.
  2. Содействие полноценному психическому и личностному развитию детей.
  3. Изучение индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
  4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
  5. Создание условий для развития социальных и интеллектуальных качеств личности каждого ребёнка, индивидуальности, самостоятельности и ответственности детей, формирования у них предпосылок учебной деятельности.
  6. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семей и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления психологического здоровья детей.
  7. Содействие повышению психологической компетентности педагогов ДОУ и родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников.
  8. Налаживание взаимодействия и взаимопонимания между участниками педагогического процесса.

Приоритетное направление деятельности: укрепление психологического здоровья ребёнка через стабилизацию эмоциональной сферы.

Принципы и подходы к формированию программы.

Рабочая программа строится на основе следующих принципов:

  • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • Принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);
  • Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями ребенка, и спецификой образовательных областей.
  • Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников;
  • Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей;
  • Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка;
  • Сотрудничество с семьями воспитанников
  • Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой групп.

Возраст от 2 до 3 лет

Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

  • ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Возраст от 3 до 4 лет

Общение становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

  • младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

  • младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

Возраст от 4 до 5 лет

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Формируются навыки планирования последовательности действий.

Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Начинает складываться произвольное внимание.

Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких- либо действий несложное условие.

Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится вне ситуативной.

  • общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

                                                       Возраст от 5 до 6 лет

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

  • старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возраст от 6 до 7 лет

        Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.

  • детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием  речи окружающих его взрослых и  в большей степени зависит  от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков),  фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Такое нарушение называется общим недоразвитием речи.

Уровни общего недоразвития речи:

I уровень – наблюдается полное отсутствие  или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами;

II уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим  произносительные возможности ребенка значительно отстают  от возрастной нормы;

III уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено.

 Причины речевых нарушений.

Различают неблагоприятные внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) факторы. Так в нарушениям речи приводят: внутриутробная патология (гипоксия плода (кислородное голодание), токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы плода, резус-несовместимость матери и плода, чрезмерный прием лекарств во время беременности, алкоголизм, курение, наркомания, влияние ионизирующей радиации, постоянная вибрация и др. Особенно вредно сочетание нескольких неблагоприятных факторов во время беременности. Наиболее грубые дефекты могут наступить при неблагоприятных условиях развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.

Наследственные факторы также могут способствовать появлению у ребенка речевых нарушений. Родовая травма и асфиксия при родах, кровоизлияния в мозг  могут приводить к последующим речевым нарушениям. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалические и др.), травмы черепа с сотрясением мозга, плохие социально-бытовые условия, неблагоприятное речевое окружение – все это способствует возникновению речевых нарушений. Можно выделить некоторые виды недостатков речи, которые возникают по подражанию (заикание, дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи. Часто страдает речевая функция в критические периоды развития – 1-2 года, 3 года,7 лет.

Речевые нарушения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной логопедической помощи могут отрицательно сказаться на развитии ребенка.

Особенности осуществления образовательного процесса

Нарушение

Задача

Результат

Тяжелые нарушения речи 3-4, 4-5 лет, 6-7 лет

1. развитие слухового и зрительного восприятия.

2. развитие внимания

3. развитие слуховой и зрительной памяти.

4. развитие словесно- логического, наглядно действенного мышления.

5. развитие общей и мелкой моторики.

Сформированность когнитивной сферы (память, внимание, мышление, восприятие, воображения и мелкой моторики.)

Психологическая готовность детей к школе 6-7 лет

1. Повысить уровень развития психических процессов.

2. Способствовать повышению познавательного интереса.

Сформированность компонентов психологической готовности к школе, расширение уточнение, увеличение объема памяти, устойчивости внимания, развитие интегративных качеств личности и формирование основ учебных универсальных действий.

Адаптация детей к ДОУ

1.Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

2.Методические рекомендации педагогам ДОУ для проведения групповых занятий в адаптационный период с учетом индивидуальных особенностей ребёнка;

3.Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации.

Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей.

Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс.

Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере

1. Коррекция и профилактика негативного нервно-психического

состояния у детей

2. Развитие волевых навыков и действий у дошкольников

2. Методические рекомендации педагогам ДОУ по включению в повседневную работу соответствующих игр и упражнений с учетом индивидуальных особенностей детей

3. Формирование активной позиции и совместного взаимодействия  родителей по отношению к процессу

Сформированность эмоционально-волевой сферы

Нарушения в социально-личностной сфере

  1. Формирование чувства принадлежности к группе
  2. Развитие навыков социального поведения
  3. Повышение групповой сплоченности
  4. Формирование потребности в саморазвитии
  5. Формирование позитивного отношения к своему «Я» и к сверстникам

Сформированность социально-личностной сферы

Рекомендуемые виды нагрузок

Нарушения

Длительность занятия

Форма работы

Тяжелые нарушения речи 3-4 лет

10 мин

Индивидуально

Подгрупповая

Тяжелые нарушения речи 4-5 лет

15 мин

Индивидуально

Подгрупповая

Тяжелые нарушения речи 5-6 лет

20 -25 мин

Индивидуально

Подгрупповая

Эмоционально-волевая, социально-личностная, когнитивная и речевая сферы в возрасте 3-4 лет

15 мин

Индивидуально

Подгрупповая

Эмоционально-волевая, социально-личностная, когнитивная и речевая сферы в возрасте 4-5 лет

20 мин

Индивидуально

Подгрупповая

Эмоционально-волевая, социально-личностная, когнитивная и речевая сферы в возрасте 5-6 лет

25 мин

Индивидуально

Подгрупповая

Психологическая готовность к школе 6-7 лет

25 -30 мин

Индивидуально

Подгрупповая

Адаптация детей к детскому саду 2-3 года

10 мин

Подгрупповая

Адаптация детей к детскому саду 1,5- 2 года

10 мин

Подгрупповая

Планируемые результаты освоения программы

Динамика психического, интеллектуального развития у детей с трудностями освоения ООП; устранение или ослабление недостатков в эмоционально-личностной и поведенческой сфере; развитие умения взаимодействовать со сверстниками, разрешать конфликты.

Целевые ориентиры в период завершения дошкольного образования.

— ребенок осваивает основные культурные способы деятельности, демонстрирует инициативу, самостоятельность в таких видах деятельности, как общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность, конструирование и т.п.; может выбирать для себя интересующий его род занятий, а также участников для осуществления совместной деятельности;

— ребенок имеет положительную установку по отношению к миру, к различным видам труда, окружающим его людям, а также по отношению и к самому себе, имеет чувство собственного достоинства; со сверстниками и взрослыми довольно активно взаимодействует, принимает участие в совместных играх. Уже может договариваться, учитывая интересы и чувства других, проявлять сопереживание при неудачах и радость за успехи других, свои чувства проявляет адекватно, даже чувство веры в себя, направлен на разрешение возникающих конфликтов;

— у ребенка хорошо развито воображение, которое проявляется  в самых разных видах деятельности, в первую очередь, в игре; ребенок обладает запасом разных форм и видов игры, способен различать условные и реальные ситуации, способен подчиняться разным правилам и социальным нормам;

— ребенок владеет устной речью на достаточно хорошем уровне, умеет выражать свои мысли, чувства и желания в ситуации общения, способен выделять звуки в словах, у ребенка начинают формироваться предпосылки грамотности;

— у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он достаточно подвижен, обладает выносливостью, владеет основными движениями, способен контролировать свои действия и управлять ими;

— ребенок может проявлять волевые усилия, соответствовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, способен придерживаться  правил личной гигиены и безопасного поведения;

— ребенок достаточно любознателен, задает много вопросов взрослым и сверстникам, пытается выяснить причинно-следственные связи, пытается сам найти объяснение причин природных явлений и действий людей; способен осуществлять наблюдение и даже эксперименты. Имеет начальные знания о себе, о мире природном и социальном, где он живет; ему уже знакомы произведения детской литературы, владеет элементарными знаниями о живой природе, истории, математике, естествознание и др.; ребенок может принимать собственные решения, основываясь на собственных знаниях и умениях в разных видах деятельности.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Сроки реализации программы

Рабочая программа педагога-психолога разработана на 2021-2022 учебный год.

Направления психолого-педагогической деятельности:

Рабочая программа определяет направления деятельности педагога-психолога:

Психологическая диагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 

Данное направление включает разные виды и методы психодиагностик в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Для диагностики дошкольников используют все основные  группы методов диагностики, но с некоторыми ограничениями применяются тесты.

 Психодиагностическое обследование психического и эмоционально-волевого развития детей младшего и старшего дошкольного возраста проводится в течение учебного года.

–  Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению проводится по запросам родителей в феврале-марте с целью определения уровня готовности к усвоению школьной программы детей подготовительной группы.

 - Диагностическое направление в группе детей с ОНР осуществляется с разрешения законных представителей ребенка.

Цель диагностики: выявление и изучение индивидуальных психологических особенностей детей, определение зоны ближайшего и актуального развития.

По результатам психодиагностики должны быть выявлены:

1) нарушения психической деятельности, чтобы разработать механизмы для определения перспектив реабилитации

2) наиболее сохранные психические функции, чтобы задействовать компенсаторные механизмы

3) должна быть осуществлена оценка тех особенностей психической деятельности, которые будут способствовать успешной социальной интеграции ребенка на разных этапах возрастного развития.

 Углубленная диагностика  развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов проводится с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Данное обследование проводится по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям. Методами диагностики служат проективные методики, беседа, интервью, наблюдение, методы системного и телесно-ориентированного подходов.

Углубленная диагностика также проводится для детей с ОВЗ  с целью: выявления негативной симптоматики психоречевого развития, а так же позитивных симптомов, компенсаторных возможностей, определения зоны ближайшего развития.

Дополнительно: 

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

  • Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста»; под ред. Н.В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005.  
  • Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/ авт. Сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова. – Волгоград: Учитель, 2012.
  • Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
  • Психодиагностика детей в ДОУ (методики, тесты, опросники) / авт. сост. Е.В. Доценко. – изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011
  • Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. - М.: Айриспресс, 2010.  
  • Проективные диагностические методики («Рисунок семьи», «Кинетический  рисунок человека», «Дом, дерево, человек»,  «Два дома» (А.Л. Венгер))  позволяет определить круг значимого общения ребенка.
  • «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) изучает эмоциональный опыт ребенка в различных ситуациях.
  • «Лесенка»  (В.Г. Щур) позволяет определить уровень самооценки ребенка.
  • Социометрическая  проба «Социоиетрия»   (М. Панфилова) диагностирует потребность и эмоциональные предпочтения в общении, а также значимость социального окружения ребенка.
  • Электронное пособие «Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста», анкеты, опросники, тесты, методики, карты наблюдения. Изд. Учитель, 2015

  Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми направлена на:

  1. обеспечение коррекции нарушений развития детей, в том числе и с ТНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы;
  2. освоение детьми, в том числе и с ТНР образовательной программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

    Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми включает в себя:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • развитие и коррекцию сенсорных, моторных функций;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка.

   По результатам психологической диагностики определяются основные направления коррекционно-развивающей работы на учебный год. Такими направления работы выступают:

1. Психологическая подготовка к школе.

2. Оказание психологической помощи детям, имеющих трудности эмоционально-волевого и коммуникативного характера.

3. Оказание психологической помощи детям в развитии познавательной сферы.

В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психологических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной деятельности воспитанников. Ведущим выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребёнка.

Содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми.

«Социально-коммуникативное развитие»

Группа

Развивающие задачи

Младшая группа

Стимулировать положительное самоощущение.

Насыщать жизнь ребенка положительными переживаниями. Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать осознание своих потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в своих силах.

Повышать чувство защищенности.

Стимулировать стремления пожалеть, успокоить, порадовать, поделиться.

Развивать представления ребенка о себе, своей жизнедеятельности; способность осознавать и выражать свои потребности и предпочтения; умения понимать положительные и отрицательные последствия поступков, ставить и достигать предметно-практические и игровые цели, определять некоторые средства и создавать отдельные условия для их достижения, достигать результата, проявляя целенаправленность, действенную самостоятельность.

Поощрять стремление к совместным со сверстниками играм.

Стимулировать привязанность ко взрослому, стремление участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельности, адекватно реагировать на указания и оценку взрослого, интерес к действиям ровесника, желание принимать в них участие, проявление положительных эмоций в общении с другими детьми.

Средняя группа

Стимулировать положительное самоощущение.

Насыщать жизнь ребенка положительными переживаниями. Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать у ребенка осознание своих потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в своих силах.

Повышать чувство защищенности.

Вызывать стремление содействовать взрослому и сверстнику в преодолении трудностей, проявлять сострадание, желание содействовать, успокоить, порадовать, помочь, проявлять положительное отношение к требованиям взрослого, готовность выполнять их. Развивать способность замечать разнообразные эмоциональные состояния других людей, а также нюансы переживаний; чувствительность к педагогической оценке; стремление улучшать свои достижения, гордиться ими, демонстрировать свои успехи взрослому, давать себе оценку «хороший», пытаясь ее мотивировать; развивать положительную самооценку.

Побуждать к самостоятельному выполнению основных правил поведения и элементарных моральных норм в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности.

Стимулировать проявления целенаправленности; потребность улучшать качество своей деятельности; проявление в играх положительных эмоций, доброжелательного отношения к сверстникам, добрых чувств к игрушкам, бережного отношения к игровому материалу; стимулировать стремление исправлять ошибки, проявлять социально одобряемое поведение в конкретной ситуации и избегать социально неодобряемых действий.

Формировать поведение в соответствии с гендерными различиями; умения самостоятельно или с незначительной помощью взрослых преодолевать затруднения в деятельности, ставить предметно-практические, игровые, элементарные коммуникативные и познавательные цели и достигать их, определять средства и создавать условия для их достижения; достигать результата, проявляя действенную самостоятельность; развернуто отражать в речи цели, намерения, средства, условия и этапы их реализации, результат; называть выполняемые действия и их последовательность, предшествующие и последующие действия, отдельные эмоциональные состояния, как положительные, так и отрицательные; узнавать эмоции людей, с которыми общается; интерпретировать эмоции персонажей литературных и фольклорных произведений, а также людей, изображенных на картинах, эмоции, отраженные в музыкальных произведениях; называть некоторые средства эмоциональной выразительности, замечать нарушения правил и норм другими детьми, понимать положительные и отрицательные последствия своих поступков; на пути достижения цели противостоять отвлечениям, помехам.

Развивать выразительность средств общения, диалогическое общение.

Формировать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослым, ситуативно-деловую форму общения со сверстниками.

Старшая группа

Стабилизировать эмоциональный фон.

Развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия.

Повышать чувство защищенности, формировать приемы преодоления психоэмоционального напряжения.

Создавать условия для осознания ребенком собственных переживаний, снижения отчужденности. Содействовать проявлению взаимопонимания, осовоению позитивных средств самовыражения.

Вызывать инициирование поддержки, помощи, сопереживание и стремление содействовать, понять причины эмоциональных состояний, радовать других, быть полезным.

Развивать понимание важности нравственного поведения, осознание последствий нарушения/соблюдения норм и правил.

Стимулировать самостоятельное преодоление трудностей в деятельности, стремление выполнять нормы и правила, относить содержащиеся в них требования к себе, организовывать в соответствии с ними свое поведение; стимулировать желание исправиться при нарушении норм и правил поведения.

Формировать умения устанавливать продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, как со знакомыми, так и с незнакомыми, выражая содержание общения разнообразными способами; вступать в диалогическое общение, понимать разнообразные инициативные обращения и адекватно на них реагировать, передавать содержание диалога в инициативных репликах; вступать в речевое общение разными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях, задавать вопросы, побуждать партнера к совместной деятельности; дифференцированно, выразительно использовать вербальные и невербальные средства в разных ситуациях, говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно; проявлять доброжелательность, неконфликтность; самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, используя конструктивные способы и прибегая к помощи взрослых только в исключительных случаях; договариваться, изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации, проявлять уважение и внимание к собеседнику, обосновывать свое согласие и несогласие с действиями партнера, соблюдать нормы речевого этикета, использовать индивидуализированные формулы речевого этикета за счет приращения к ним мотивировок.

Развивать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми и формировать внеситуативно-деловую форму общения со сверстниками.

Подготови-

тельная группа

Стабилизировать эмоциональный фон.

Развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия.

Повышать чувство защищенности, формировать приемы преодоления психоэмоционального напряжения.

Развивать чувство собственного достоинства.

Создавать условия для осознания собственных переживаний, снижения отчужденности.

Стимулировать взаимопонимание, содействовать освоению позитивных средств самовыражения.

Развивать потребность в проявлении ответственности, настойчивость, стремление быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей, сопереживать.

Формировать четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и чувствах; умения анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей, результаты своей деятельности; замечать и исправлять ошибки для повышения качества результата; замечать и называть эмоциональные состояния людей, нюансы их переживания и выражения, отражая в развернутой речи; понимать и объяснять причины их возникновения и приемы преодоления отрицательных переживаний, опираясь на свой опыт, опыт литературных персонажей, мнение и рассказы взрослого; самостоятельно различать эмоциональные особенности и состояния людей по фотографии, описанию в тексте, наблюдению; понимать важность эмпатии, применять приемы поддержания родственных связей, точно следовать образцу, обследовать его перед началом деятельности, задавать взрослому уточняющие вопросы, добиваться соответствия результата образцу, ориентироваться на способ действия в соответствии с требованиями взрослого («как надо делать»), оценивать результат на основе соответствия с образцом, замечать и исправлять ошибки; проявлять самоконтроль повсеместно как в практической, так и в умственной деятельности; объяснять необходимость самоконтроля, использовать разнообразные приемы самоконтроля в зависимости от задач или содержания, условий деятельности; мотивировать свою самооценку, ориентируясь на представления о себе.

Развивать адекватную дифференцированную устойчивую самооценку, адекватный уровень притязаний.

Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. 

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.

Обязательно: 

  • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией коррекционно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
  • Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Дополнительно: 

  • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.  
  • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно: 

   повышение уровня психологических знаний; 

–    включение имеющихся знаний в структуру деятельности. 

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, с учетом квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Проведение психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по примерным темам:

1.   Адаптация ребенка к условиям ДОО.

2.   Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

3.   Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

4.   Воспитание произвольности поведения и управляемости.

5.   Психологическая готовность к обучению.

6.   Психологические особенности детей с ОВЗ

Дополнительно:

Создание информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в пространстве ДОУ.

Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

Методы и технологии в работе педагога-психолога

Основные методы профилактической работы:

  • Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений (действия, движения, речь, мимика) поведения человека без вмешательств в протекание его деятельности.
  • Беседа – метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющейся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений.
  • Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых.
  • Интервью  – получение информации с помощью устного опроса. По сравнению с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов.
  • Метод экспертной оценки (МЭО) – основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
  • Анализ документов – данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.
  • Тестирование – исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно само задание, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет "читать" тест, инструкцию по повторному заключению.
  • Биографический метод – это все источники, которые дают возможность с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в какие-либо социальные группы.

Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта. Следовательно, под термином «психологические технологии» подразумевается совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно-практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.

Здоровьесберегающие технологии

В современном мире даже дети страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.

Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:

  • Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.
  • Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях.
  • Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.
  • Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов. 
  • Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии.

По подходу к субъекту педагог-психолог использует технологии:

  • Сотрудничества – реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях психолога и ребенка. Наиболее актуальной данная технология является при организации научно-исследовательской деятельности, конкурсного движения, а также в тренинговой работе.
  • Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
  • Гуманно-личностные отличаются, прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей.
  • Игровые технологии. У дошкольников происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому воспитатель учит детей, снова используя игровые приемы.

 Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной.  

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Используются дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых технологий педагог  развивает творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.

  • Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
  • Технологии проблемного обучения. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям. Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов взрослого, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Технологии проблемного обучения могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ

в условиях реализации ФГОС ДО

С администрацией  ДОУ

- Исходя из актуальных образовательных задач учреждения, совместно с администрацией планирует свою профессиональную деятельность для успешной реализации реализуемых направлений.

- Уточняет ожидания от психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, его форм и методов работы, способствующие эффективности данного учреждения.

- Осуществляет профилактику и участвует в разрешении дискуссионных или конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе.

- Оформляет и предоставляет отчетную документацию.

- Осуществляет индивидуальные психологические консультации (по запросу).

- Принимает участие в комплектовании групп, исходя из индивидуальных психологических показателей детей.

- Рекомендует администрации при необходимости направить воспитанника с особенностями развития на городскую ПМПК.

- Обеспечивает создание условий для психологического комфорта всех участников воспитательно-образовательного процесса.

- В нештатных и чрезвычайных ситуациях оказывает экстренную психологическую помощь.

С учителем-логопедом

- Проведение и обсуждение результатов диагностики

- Совместное участие в разработке индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ

- Коррекционно-развивающие занятия (на логопедических занятиях используются приемы по активизации психических процессов, а на занятиях с педагогом-психологом активизируются речевые высказывания)

- Интегрированные занятия с детьми в группах компенсирующей направленности

- Совместные консультации и практикумы для педагогов и родителей воспитанников по вопросам речевого, познавательного и личностного развития дошкольников в рамках родительских собраний, семинаров-практикумов, педагогических советов ДОУ, групповых и индивидуальных консультаций.

 С воспитателями

- Формирует банк развивающих игр с учетом психологических особенностей воспитанников групп.

- Участвует в организации и проведении разнообразных праздничных мероприятий.

- Осуществляет консультативную помощь и дает практические рекомендации воспитателям по разным направлениям их профессиональной деятельности.

- Составляет психолого-педагогические заключения по результатам исследовательских работ и информирует воспитателей о трудностях личностного и социального развития воспитанников.

- Организует и осуществляет консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также психологическое просвещение для решения прикладных задач.

- Участвует в построении индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

- Организует консультирование воспитателей по профилактике и коррекции эмоциональных и когнитивных проблем у детей.

- Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.

- Осуществляет психологическую поддержку воспитателей при самообразовании.

- Ведёт психологическую профилактическую работу с эмоциональным выгоранием у воспитателей.

- Организует обучение воспитателей способам бесконфликтного выхода из спорных ситуаций (работа в паре).

- Способствует росту культурного уровня общения воспитателя с родителями (законными представителями).

- Организует психопрофилактические мероприятия для уменьшения эмоционального напряжения у воспитанников.

- Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий.

- Участвует в организации деятельности по развитию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), организует просветительскую деятельность по данному направлению.

- В конце года осуществляет мониторинг сформированности предпосылок готовности к учебной деятельности у дошкольников.

С музыкальным руководителем

- Оказывает помощь в создании эмоционального настроя на занятиях, в повышении внимания воспитанников.

- Совместно организуют занятия с дошкольниками для развития у них психологического раскрепощения, творческого воображения и фантазии.

- Способствует развитию у детей умения проводить анализ, определять, обозначать словами собственные переживания, чувства, что направлено на их эмоциональное развитие. Это осуществляется во время проведения комплексных занятий при прослушивании музыкальных произведений.

- Организует психологическое сопровождение в организованной образовательной деятельности и на этапе подготовки праздников, досугов. Развитие памяти, внимания, координации движений способствует успешному проведению мероприятий и подготовке к школе.

- Организует музыкальную терапию.

- Осуществляет обеспечение психологической безопасности при проведении массовых праздничных мероприятий.

С инструктором по физической культуре

- Принимает участие в постановке годовых задач детского сада по физическому развитию и планированию их реализации.

- Формирует у участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ понимание «здоровья»  и «здорового образа жизни».

- Осуществляет подбор игровых упражнений, подвижных и спортивных игр, исходя из возрастных и психофизиологических проявлений детей, показателей их развития и состояния здоровья.

- Способствует развитию мелко моторных и основных движений.

- Способствует формированию потребности в двигательной активности и физическом развитии.

- Оказывает психологическую помощь при организации взаимодействия разновозрастных групп (например, при организации соревнований между старшей и подготовительной группами).

- Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.

- Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.

- Способствует формированию у детей волевых и личностных качеств (настрой на победу, проигрыш в эстафетах и т. д.).

Взаимодействие с семьями воспитанников

При анализе контингента семей выявлено, что дети ДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.

Информирование родителей о ходе образовательного процессадни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности

Годовой план работы педагога-психолога

  1. ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

№ п/п

Содержание деятельности

Участники

Срок реализации

1

Участие в заседании психолого-педагогическом консилиуме ДОУ (ППк)

Педагог-психолог

По плану работы ППк

2

Наблюдение за взаимодействием педагогов с детьми.

Педагоги, дети

По  запросу администрации

3

  • Анкета-опрос по оценке психологической безопасности и комфорта образовательной среды.

Родители, педагоги

Сентябрь, май

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

№ п/п

Содержание деятельности

Участники

Срок реализации

1

Заполнение журнала взаимодействия педагога-психолога с воспитателями.

Педагог-психолог, воспитали

В течение учебного года (1 раз в месяц)

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

№ п/п

Содержание деятельности

Участники

Срок реализации

1

Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников

Дети 3-7 лет

В течение учебного года (по запросам)

2

Диагностика познавательного развития детей (Методика «Экспресс-диагностика в детском саду» по Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко)

Дети среднего дошкольного возраста

1-я, 2-я недели сентября

3-я, 4-я недели мая и по запросу

3

Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/ авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова и др.

Дети подготовительной группы

1-я, 2-я недели сентября

3-я, 4-я недели мая

 (по запросам)

4

Диагностика эмоционального и личностного развития детей (изучение уровня тревожности, агрессивности, наличие страхов).

Дети всех возрастных групп

В течение учебного года (по запросам)

5

Диагностика познавательного развития детей

Дети всех возрастных групп

В течение учебного года (по запросам)

6

Диагностика межличностных отношений. Методика Дж. Морено «Социометрия»

Дети старших возрастных групп

По запросу

7

Анкетирование родителей на предмет выявления детско-родительских отношений

Родители детей

По запросу

  1. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

№ п/п

Содержание деятельности

Участники

Срок реализации

1

Индивидуальная и подгрупповая работа по развитию эмоционально-личностной, познавательной сферы детей

Дети всех возрастных групп компенсирующей направленности

В течение учебного года (проводится по запросам и результатам диагностики)

2

Коррекционная работа по индивидуальным образовательным маршрутам

Дети, не усваивающие основную адаптированную образовательную программу

В течение учебного года.

  1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

№ п/п

Содержание деятельности

Участники

Срок реализации

1

Проведение индивидуальных и групповых консультаций

Родители, педагоги, администрация

В течение учебного года (проводится по запросам)

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

№ п/п

Содержание деятельности

Участники

Срок реализации

1

Выступления на родительских собраниях

Родители

В течение учебного года (по запросам)

2

Реализация проекта по фототерапии «Фотомастерская»

 Родители, дети, педагоги

В течение учебного года (проводится по плану реализации проекта)

3

Реализация проекта по фитотерапии: «Флорариум»

Родители, дети, педагоги

В течение учебного года (проводится по плану реализации проекта)

4

Психологический мини-тренинг «Жизнь прекрасна»

Педагоги

Ноябрь

5

Психологический практикум «Помогите справиться с конфликтами!»

Педагоги

Февраль

6

Психологический тренинг направленный на снятие эмоционального напряжения «Сбрось усталость»

Педагоги

Май

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

№ п/п

Содержание деятельности

Участники

1

Выступление на родительских собраниях

Родители всех возрастных групп

2

Информационные листовки «Скоро в школу»

Родители подготовительной возрастной группы

3

Публикация консультаций на сайте дошкольного учреждения в разделе «Советы педагога-психолога»

Родители всех возрастных групп

1

«Адаптация к детскому саду»

Родители 1-х и 2-х младших групп

2

«Возрастные особенности детей дошкольного возраста»

Родители всех возрастных групп

3

«Кризис 3-х лет»

Родители 2-х младших групп

4

«Запреты и наказания»

Родители всех возрастных групп

5

«Темперамент- основа поведения ребёнка»

Родители всех возрастных групп

6

«Детская ложь. Как быть родителям?»

Родители всех возрастных групп

7

«Паталогические привычки у ребёнка. Как вести себя родителям?»

Родители всех возрастных групп

1

«Как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка»

Родители всех возрастных групп

2

«Когда идти к детскому психологу?»

Родители всех возрастных групп

3

«Как научить ребёнка выражать свои эмоции?»

Родители всех возрастных групп

4

«Как слушать ребёнка?»

Родители всех возрастных групп

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

№ п/п

Содержание деятельности

Срок реализации

1

Аналитический отчёт по результатам учебного года.

Май

2

Заполнение журналов учёта работ педагога-психолога

Ежедневно

3

Посещение семинаров, мастер-классов, тренингов

В течение учебного года

4

Подготовка к коррекционно-развивающим занятиям, тренингами, семинарам, мастер-классам

В течение учебного года

5

Заполнение журнала взаимодействия педагога-психолога с воспитателями.

В течение учебного года

(1 раз в месяц)

6

Разработка рабочих программ, индивидуальных образовательных маршрутов, и т.д.

В течение учебного года

7

Оформление кабинета, пополнение предметно-развивающей среды

В течение учебного года

8

Изучение профессиональной литературы

В течение учебного года

9

Заполнение карт психического развития ребёнка

В течение учебного года

10

Обработка результатов диагностик, заполнение протоколов, написание заключений, отчётов, подборка диагностического инструментария и т.д.

В течение учебного года

Циклограмма рабочего времени педагога-психолога

Понедельник

8.00 – 8.20

Психологическое сопровождение детей адаптационной группы

8.20 – 8.25

Подготовка к КРД

8.25 – 8.45

Индивидуальная КРД (старшая группа к/н №3)

8.45 – 9.35

Организационно-методическая работа

9.35 – 10.00

Индивидуальная КРД /психологическое обследование по запросам

10.00 – 10.05

Подготовка к КРД

10.05 – 10.25

Групповая КРД (старшая группа к/н №3, первая подгруппа)

10.25 – 10.30

Подготовка к КРД

10.30 – 10.55

Групповая КРД (подготовительная группа к/н №6, первая подгруппа)

10.55 – 12.00

Организационно-методическая работа,  оформление текущей документации

12.00 – 12.30

Обед

12.30 – 13.40

Организационно-методическая работа  в ДОУ или других образовательных организациях (ПМПК, МБОУ СОШ №12, ГМО и др.)

13.40 – 15.00

Групповая и индивидуальная работа с педагогическим коллективом

15.00 – 15.15

Подготовка к КРД

15.15 – 15.35

Индивидуальная КРД (старшая группа  к/н №3)

15.35 – 15.40

Подготовка к КРД

15.40 – 16.00

Индивидуальная КРД/Психологическое обследование по запросам

16.00 – 16.05

Подготовка к КРД

16.05 – 16.30

Индивидуальная КРД (подготовительная группа к/н №6)

16-30 – 17.00

Организационно-методическая работа

17.00 – 18.00

Групповая и индивидуальная работа с родителями воспитанников

18.00 – 19.00

Оформление текущей документации, планирование, разработка и подготовка индивидуальных и групповых форм психолого-педагогического сопровождения

Вторник

8.00 – 8.20

Психологическое сопровождение детей адаптационной группы

8.20 – 8.25

Подготовка к КРД

8.25 – 8.50

Индивидуальная КРД (старшая группа к/н №6)

8.50 – 9.30

Организационно-методическая работа

9.30 – 10.00

Индивидуальная КРД /психологическое обследование по запросам

10.00 – 10.05

Подготовка к КРД

10.05 – 10.25

Групповая КРД (старшая группа к/н №3, вторая подгруппа)

10.25 – 10.30

Подготовка к КРД

10.30 – 10.55

Групповая КРД (подготовительная группа к/н №6, вторая подгруппа)

10.55 – 12.00

Организационно-методическая работа,  оформление текущей документации

12.00 – 12.30

Обед

12.30 – 13.40

Организационно-методическая работа  в ДОУ или других образовательных организациях (ПМПК, МБОУ СОШ №12, ГМО и др.)

13.40 – 15.00

Групповая и индивидуальная работа с педагогическим коллективом

15.00 – 15.15

Подготовка к КРД

15.15 – 15.35

Индивидуальная КРД (средняя группа к/н №3)

15.35 – 15.40

Подготовка к КРД

15.40 – 16.05

Индивидуальная КРД/Психологическое обследование по запросам

16.05 – 16.15

Подготовка к КРД

16.15 – 16.40

Индивидуальная КРД (подготовительная группа к/н №6)

16-40 – 17.10

Организационно-методическая работа

17.10 – 18.00

Групповая и индивидуальная работа с родителями воспитанников

18.00 – 19.00

Оформление текущей документации, планирование, разработка и подготовка индивидуальных и групповых форм психолого-педагогического сопровождения

 

Среда

8.00 – 8.20

Психологическое сопровождение детей адаптационной группы

8.20 – 8.25

Подготовка к КРД

8.25 – 8.50

Индивидуальная КРД (подготовительная группа к/н №6)

8.50 – 9.30

Организационно-методическая работа

9.30 – 10.00

Индивидуальная КРД /психологическое обследование по запросам

10.00 – 10.05

Подготовка к КРД

10.05 – 10.25

Групповая КРД (старшая группа к/н №3, первая подгруппа)

10.25 – 10.30

Подготовка к КРД

10.30 – 10.55

Групповая КРД (подготовительная группа к/н №6, первая подгруппа)

10.55 – 12.00

Организационно-методическая работа,  оформление текущей документации

12.00 – 12.30

Обед

12.30 – 13.45

Организационно-методическая работа  в ДОУ или других образовательных организациях (ПМПК, МБОУ СОШ №12, ГМО и др.)

13.45 – 15.00

Групповая и индивидуальная работа с педагогическим коллективом

15.00 – 15.15

Подготовка к КРД

15.15 – 15.30

Индивидуальная КРД (старшая группа  к/н №3)

15.30 – 15.35

Подготовка к КРД

15.35 – 16.05

Индивидуальная КРД/Психологическое обследование по запросам

16.05 – 16.10

Подготовка к КРД

16.10 – 16.30

Индивидуальная КРД (старшая группа к/н №6)

16-30 – 17.00

Организационно-методическая работа

17.00 – 18.00

Групповая и индивидуальная работа с родителями воспитанников

18.00 – 19.00

Оформление текущей документации, планирование, разработка и подготовка индивидуальных и групповых форм психолого-педагогического сопровождения

Четверг

8.00 – 8.20

Психологическое сопровождение детей адаптационной группы

8.20 – 8.25

Подготовка к КРД

8.25 – 8.45

Индивидуальная КРД (старшая группа к/н №3)

8.45 – 9.35

Организационно-методическая работа

9.35 – 10.00

Индивидуальная КРД /психологическое обследование по запросам

10.00 – 10.05

Подготовка к КРД

10.05 – 10.25

Групповая КРД (старшая группа к/н №3, первая подгруппа)

10.25 – 10.30

Подготовка к КРД

10.30 – 10.55

Групповая КРД (подготовительная группа к/н №6, первая подгруппа)

10.55 – 12.00

Организационно-методическая работа,  оформление текущей документации

12.00 – 12.30

Обед

12.30 – 13.40

Организационно-методическая работа  в ДОУ или других образовательных организациях (ПМПК, МБОУ СОШ №12, ГМО и др.)

13.40 – 15.00

Групповая и индивидуальная работа с педагогическим коллективом

15.00 – 15.15

Подготовка к КРД

15.15 – 15.35

Индивидуальная КРД (старшая группа  к/н №3)

15.35 – 15.40

Подготовка к КРД

15.40 – 16.00

Индивидуальная КРД/Психологическое обследование по запросам

16.00 – 16.05

Подготовка к КРД

16.05 – 16.30

Индивидуальная КРД (подготовительная группа к/н №6)

16-30 – 17.00

Организационно-методическая работа

17.00 – 18.00

Групповая и индивидуальная работа с родителями воспитанников

18.00 – 19.00

Оформление текущей документации, планирование, разработка и подготовка индивидуальных и групповых форм психолого-педагогического сопровождения

Пятница

8.00 – 8.20

Психологическое сопровождение детей адаптационной группы

8.20 – 8.25

Подготовка к КРД

8.25 – 8.45

Индивидуальная КРД (старшая группа к/н №3)

8.45 – 9.35

Организационно-методическая работа

9.35 – 10.00

Индивидуальная КРД /психологическое обследование по запросам

10.00 – 10.05

Подготовка к КРД

10.05 – 10.25

Индивидуальная КРД (старшая группа к/н №3)

10.25 – 10.30

Подготовка к КРД

10.30 – 10.55

Индивидуальная КРД (подготовительная группа к/н №6)

10.55 – 12.00

Организационно-методическая работа,  оформление текущей документации

12.00 – 12.30

Обед

12.30 – 13.45

Организационно-методическая работа  в ДОУ или других образовательных организациях (ПМПК, МБОУ СОШ №12, ГМО и др.)

13.45 – 15.00

Групповая и индивидуальная работа с педагогическим коллективом

15.00 – 15.15

Подготовка к КРД

15.15 – 15.35

Индивидуальная КРД (старшая группа  к/н №3)

15.35 – 15.40

Подготовка к КРД

15.40 – 16.05

Индивидуальная КРД(подготовительная группа к/н №6)

16.05 – 16.10

Подготовка к КРД

16.10 – 16.35

Индивидуальная КРД (подготовительная группа к/н №6)

16-35 – 17.00

Организационно-методическая работа

17.00 – 18.00

Групповая и индивидуальная работа с родителями воспитанников

18.00 – 19.00

Оформление текущей документации, планирование, разработка и подготовка индивидуальных и групповых форм психолого-педагогического сопровождения

 Программно – методическое обеспечение

№ п/п

Литература, источник

Автор, издательство, год издания

Коррекционно – развивающая работа

Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития

Коноваленко С.В., Кременецкая М.И.

СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-пресс», 2019

Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии

Сост. С.В. Лесина,Г.П. Попова. – Изд. 3-е, испр.- Волгоград: Учитель. – 164 с.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия

Сост. Т.В. Селищева. – Волгоград: Учитель.- 192 с.

4.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. – 96 с.

5.

Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: Научно-методическое пособие

Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – Санкт-петербург: КАРО, 2016. – 336 с. – (коррекционная педагогика)

6.

Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ (ОНР): рабочая тетрадь

Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 53, [3] с.: ил. – («Школа развития»)

7.

Годовой курс занятий для детей 6-7 лет. Подготовка к школе

Е. Корвин-Кучинская, Е. Лазарь, Т. Мазаник – Москва: Эксмо, 2019. – 224с.: ил. – (Годовой курс занятий)

8.

Готовимся к Школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников. Рабочая тетрадь дошкольника.

Н.П. Локалова, Д.П. Локалова. – М.: Генезис. 2020. – 92 с.: ил.

9.

Эмоциональные колобки: знакомим ребёнка с чувствами и эмоциями

М. Суздалева. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 43, [21] с.: ил. – (Школа развития»)

10.

Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 3-4 лет: тетрадь для совместной деятельности взрослого и ребёнка

Е.В. Колесникова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 32с.

11 .

Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет: тетрадь для совместной деятельности взрослого и ребёнка

Е.В. Колесникова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 32с.

12.

Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»: экспериментально-исследовательская деятельность, коррекционно-развивающие занятия, картотека игр

Авт.-сост. Г.М. Татарникова, И.И. Вепрева, Т.Т. Кириченко. – Волгоград: Учитель, 2016. – 229 с.

13.

Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Программа, планирование

Авт.-сост. Л.Е. Кыласова, В.В. Докутович. - Волго–рад: Учитель. – 67 с.

14.

Научите меня говорить правильно!/ Пособие по логопедии для детей и родителей

СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 208 с.:

15.

Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5-7 лет.

И.Г. Выгодская – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 68с.

16.

Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 2-3 лет: Учебное пособие.

О.Н. Земцова М.: Махаон, 2010. – 128 с.: ил. – (Умные книжки)

17.

Развитие Эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.

В.М. Минаева. - М.: АРКТИ, 2000.-48с

18.

Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости.

Авт.-сост. Л.П. Пяткова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2013. – 175с.

19.

Интеллектуальные игры для детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие.

Г.Т. Шпарева, И.П. Коновалова. - .: Педагогическое общество России, 2001. – 256с.

20.

Азбука логики.

Л.Я. Беляславский. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 160 с.

21.

Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы

В.Л. Шарохина. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2014. – 136с.

22.

Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец и др.; Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2005. - 112

23.

Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками

Авт.-сост. М.Р. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 136 с.: ил.

24.

Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников

Сост.: О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 168 с.

25.

Развитие внимания и эмоционально-волевой  сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы

Ю.Е. Веприцкая. – Волгоград: Учитель, 2011. – 123 с.

26.

Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп

Г.Н. Сергииенко – Воронеж: ИП Лакоценин С.С.,2010 – 206с.

27.

Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации

Авт.-сост. Н.Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191с.

28.

Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет).

И.В. Ганичева. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 136 с. + CD

29.

Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого –педагогическое сопровождение, комплексные занятия..

И.В. Лапина. -  Волгоград: Учитель, 2015 – 127с.

30.

Психологическая безопасность ребёнка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал

Ю.А. Афонькина. – Волгоград: «Учитель», 2014. – 105с.

31.

Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – 3-е изд., перераб. и доп. в соответствиис ФГОС ДО

Н.В. Нищева. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 240 С.

Диагностическая работа

1.

Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста

Н.Я. Семаго, М.М Семаго. - М.:АРКТИ, 2017. 66с.

2.

Экспресс-диагностика развития детей: материалы для тематического контроля

Н.В. Микляева, Л.П. Гладких. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 104 с. – (Дошкольное воспитание и развитие)

3.

От диагностики к развитию: Пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Изд. 2-е, переработанное и дополненное

Авт. С.Д. Забрамная. О.В. Боровик. – М.: В. Секачёв, 2016. – 102 с.

4.

Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет

А.Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144с.

5.

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники)

Авт.-сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011. – 297 с.: ил.

6.

Психолого-педагогический мониторинг в дошкольном учреждении компенсирующего вида

В.Г. Алямовская. – М.: Восхождение, 2007. – 160с.

7.

Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет

Авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 62 с.

8.

Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста

Под ред. Н.В. Серебряковой – СПб.: КАРО, 2005 – 12с. +37 каточек

9.

Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей

С.Д. Забрамная. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 32с. + 115 карт.

10.

Диагностика индивидуальных психологических особенностей детей 3-4 лет. методики выявления и изучения

Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель. – 91 с.

11.

Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста

Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2014. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...