Проект "Югра – Мой край родной
проект (старшая группа)

Людмила Петровна Сайгашкина

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.  Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_yugra-moy_dom_rodnoy.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад «Снежинка».

Краткосрочный проект

«Югра – Мой край родной»

                                         Подготовили:

                                                                  воспитатели старшей группы

                                                  «Весёлый лоскуток»

                                                                         СайгашкинаЛ. П., Коротаева А.А.

пгт. Игрим, 2021г.

Проект

Тема: «Югра – мой край родной»

Название проекта

Вид проекта

Участники проекта

Продукт деятельности

Срок

реализации

 «Югра – Мой край родной»

 

Творческий групповой краткосрочный

Воспитанники старшей группы «Весёлый лоскуток», воспитатели, родители.

1.Альбом  «Мой край - Югра».

2.Коллаж «Я живу в Югре».

3.Презентация на мультимедиа  «Мой родной край - Югра».

4. Презентация на мультимедиа «Животный мир Югры».

5.Выставка рисунков «Я люблю свой край».

 6. Выставка творческих семейных работ «Югра-мой дом родной».

 

С 6 декабря  по 10 декабря 2021 года.


 Актуальность.
 Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.  Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать. Гуманизация  педагогического процесса в детском саду предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: природе, произведениям искусства, являющимся результатами труда и творчества. Источник этого процесса – воспитание ценностного отношения ребенка к самому себе, родному дому, семье, родственникам, близким и знакомым людям. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины. Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям.

    Проблема: В процессе беседы с детьми было выявлено, что дети мало знают о своем крае. Решено познакомить детей с жизнью народов Севера ханты и манси, с растительным и животным миром, выявить интересующие вопросы детей и через осуществление краткосрочного проекта в группе.

Цель проекта: Расширение  представлений детей о Югре, коренных народах Севера, их жизни, быте, традициях, культуре; развитие познавательных и творческих способностей детей; воспитание любви к родному краю, патриотических чувств.

 

                                                             

                                                                   Задачи.

             Познавательное развитие:

  • Закрепить и расширить  знания детей о родном крае – Югра.
  • Познакомить детей с образом жизни народов ханты и манси, их жизни, быте.
  • Познакомить с орнаментом коренных народов, научить детей рисовать некоторые узоры.
  • Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.
  • Развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме.
  • Воспитывать любовь к родному  краю.

Социально – коммуникативное развитие:

  • Воспитывать  умение работать в коллективе, стремление к сотрудничеству.
  • Формировать экологически грамотного, безопасного для природы  человека.

            Речевое развитие:

  • Развивать связную речь, умение общаться, чётко и последовательно выражать свою мысль.
  • Активизировать словарь по теме проекта, обогащать словарь воспитанников: нарты, малица, кисы, чум, лабаз, нырики, акань и др.

           Художественно – эстетическое развитие:

  • Совершенствовать навыки работы с различными материалами.

Развивать у воспитанников наглядно-образное мышление, графические навыки, любознательность,  умение организовать свою деятельность в  художественно-продуктивной деятельности.

           Физическое развитие:

Разучить с воспитанниками  новые подвижные игры «Олени и оленевод», «Олени и пастухи», «Каюр и собаки»,  «Медведь и ягодники», «Полярная сова и евражки».

     Ожидаемый результат:  воспитанник, имеющий представление о жизни коренных народов Югры, знакомый с национальным орнаментом, умеющий творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; умеющий анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности,  способный организовать свою деятельность; любящий родной край, уважительно относящийся к коренным народам.

     

                     Проект  «Югра – Мой край родной»

                             
                                        Реализация проекта.

Подготовительный этап.

1. Обсуждение целей и задач проекта.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта.

 3.Подготовить иллюстрации, наборы карандашей, красок, альбомные листы, маски для игр, кормушки, соответствующую литературу, подборку консультаций для родителей.

 4.Обоснование, предсказание путей реализации проекта.

5. Подобрать художественную литературу, сборники  произведений для чтения, заучивания и рассказывания детям.

6.Подобрать предметные и сюжетные картинки фотография для рассматривания.

7.Подготовить материал для экспериментальной деятельности.




                                                              Основной этап.

Познавательная деятельность.

1.Беседы  «Ханты и манси – жители Севера», «Леса Югорской земли», «Край болот – Югра родная!»

2.Познавательные сообщения: «А знаете ли вы,

  • Что означает название «ханты»?  (означает «народ», «человек»).
  • Что такое малица?
  • Какими промыслами занимаются  коренные народы Югры?
  • Какими игрушками играют дети ханты и манси?


Рассматривание и беседа по набору открыток  «Ханты – мансийск – столица Югры».

  1. НОД  « Щедрые дары природы » (познавательное).

5. Просмотр презентаций на мультимедиа «Мой родной край Югра», «Животный мир Югры»,  «Югра – территория спорта».

Художественно – эстетическая деятельность.

        1.Чтение: « Сказки Севера», стихотворение В.Акимов «Гимн Югре», стихотворение М.Шульгина  «Хантыйские узоры»,  сказки народов ханты и манси, легенды народов Севера.  

       2.Чтение  произведений  о природе родного края из книги «Буровичок Югорка».

 3.Заучивание наизусть стихотворений  о  птицах, и животных родного края.

       4.Заучивание поговорок и пословиц.

Художественно- продуктивная деятельность.

  1. Аппликация «Укрась рукавицу».
  2. Коллаж  «Я живу в Югре»
  3. Рисование  «Животный мир Югры», «Обведи и раскрась орнамент».
  4. Оригами «Птица» ( по схеме).

Игровая деятельность.

Дидактические игры:  «Чьи следы», «Назови орнамент»,  «Угадай птицу по описанию»,  «Собери картинку», «Назови дерево»

Сюжетно- ролевые игры: «Путешествие по Югре».

       Подвижные игры:  «Полярная сова и варежки»: закрепить знания о действиях, которые совершают, знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят), развитие общей моторики, слухового внимания.

 «Олени и пастухи» выполнение движений, легкий бег с увертыванием, развивать внимательность.

«Хейро» - ведущий входит в середину, игроки встают в круг, берутся за руки, идут приставным шагом, размахивая руками: вперед - назад. На каждый шаг говорят "Хейро". Солнце встает, выпрямляется, вытягивая руки в стороны, кружится, старается задеть игроков. Игроки должны увертываться от солнца и разбегаться.

«Важенка и оленята» - закрепить знания о действиях, которые совершают оленята, бег с увертыванием.

 «Каюр и собаки» - бежать тройками можно только но сигналу, выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура, можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.


«Олени и оленевод»
 - закрепить знания детей о характерных движениях  оленей,  развивать ловкость, быстроту реакции.

Исследовательская  деятельность: 1.Хантыйские узоры и орнамент: воспитанники рассматривают  и устанавливают  отличительные особенности  национальной одежды  коренных народов  родного края.

 2. Национальные праздники народов ханты и манси.

Задание  родителям: 

1.Сбор информации и подготовка сообщений о коренных народах Югры.

2.Создание газеты «Югра - Мой край родной»

Заключительный этап.   Презентация проекта –  развлечение  «Спортивные соревнования с использованием игр народов ХМАО»

             
             Отчёт о реализации проекта «Югра – Мой край родной».

       В ходе  работы по теме «ХМАО - наш родной округ» была установлена проблема: дети мало знают о своем крае, решено познакомить детей с жизнью народов Севера ханты и манси, с растительным и животным миром, выявить интересующие вопросы детей и через осуществление краткосрочного проекта в группе.

   В ходе дальнейшей беседы с детьми мы составили модель трех вопросов «Что мы знаем о своем крае? Что хотим узнать?  Что будем делать, чтобы узнать?». Таким образом, мы  начали свою работу с осуществления цели: расширение  представлений детей о жизни народов ханты и манси, их быте, традициях, культуре; развитие познавательных и творческих способностей детей; воспитание уважения к коренным народам Югры, патриотических чувств.

     Для достижения цели мы решали следующие

задачи: 

Познавательное развитие:

  • Закрепить и расширить  знания детей о родном крае – Югра.
  • Познакомить детей с образом жизни народов ханты и манси, культурой, фольклором.
  • Познакомить с орнаментом коренных народов, научить детей рисовать некоторые узоры.
  • Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.
  • Развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме.
  • Воспитывать уважение к культуре народов ханты и манси.
  • Развивать познавательные умения анализировать, обобщать, классифицировать,  делать выводы.
  • Развивать восприятие, память, внимание, логическое мышление, воображение, способность организации действия.
  • Формировать бережное, созидательное отношение к природе.
  • Привлечь воспитанников и родителей к природоохранной акции.

Социально – коммуникативное развитие:

  • Воспитывать  умение работать в коллективе, стремление к сотрудничеству.
  • Формировать экологически грамотного, безопасного для природы  человека.
  • Воспитывать  чувство гордости и любовь к родной  природе.

Речевое развитие:

  • Развивать связную речь, умение общаться, чётко и последовательно выражать свою мысль.
  • Активизировать словарь по теме проекта, обогащать словарь воспитанников: нарты, малица, кисы, чум, лабаз, нырики, акань и др.

Художественно – эстетическое развитие:

  • Совершенствовать навыки работы с различными материалами.

Развивать у воспитанников наглядно-образное мышление, графические навыки, любознательность,  умение организовать свою деятельность в  художественно-продуктивной деятельности.



Физическое развитие:

Разучить с воспитанниками  новые подвижные игры «Олени и оленевод», «Олени и пастухи», «Каюр и собаки»,  «Медведь и ягодники», «Полярная сова и евражки».

     Ожидаемый результат:  воспитанник, имеющий представление о жизни коренных народов Югры, знакомый с национальным орнаментом, умеющий творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеющий исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности, умением выступать перед аудиторией, способный организовать свою деятельность; любящий родной край, уважительно относящийся к коренным народам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....