РНК
методическая разработка (подготовительная группа)

Ахмадишина Динара Дифкатовна

Конспект мероприятияс детьми подготовительной группы по теме "Шежере"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shezhere.docx19.03 КБ
Файл moya_rodina-rossiya.docx316.67 КБ
Файл bashkirskie_narodnye_igry.docx20.25 КБ
Файл tatarskie_narodnye_igry.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Шежере Байрамы.

Задачи:  Расширять представления о семье (у нее есть свои история и традиции); раскрыть понятия «род», «родословная», «семья»; формировать представление о родственных отношениях; формировать элементарные представления о родословной; обогащать словарный запас терминами родства (род, родословная, генеалогическое древо, шежере); воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи; воспитывать уважение к труду взрослых; вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями; воспитывать чувство долга и внимание к ближним.

Участники: дети подготовительной к школе группе, ведущий, Батыр – взрослый, представители 4х семей воспитанников группы.  Семья Аминовых,Сергеевых,Ахматнуровых,Шараевых.

Материал: макет юрты, схема генеалогического древа каждой семьи, мультимедийное оборудование, осенние листья - по 2 на каждого ребенка, имитатор пламени на стойке, символизирующий «домашний очаг»,  свеча, атрибуты для подвижной игры – калоши (1 пара), презентации родословных семей воспитанников, слайды «Природа Башкортостана»,  цветы, шары по количеству детей.

Место проведения: музыкальный зал.

Звучит  башкирская народная  музыка, дети подготовительной к школе группы входят в зал и  строятся в четыре колонны.

Ведущий: Здравствуйте дорогие друзья!  Хаумыхыгыз, кадерле дустар! Мы рады приветствовать вас на празднике родословной - Шежере Байрамы. Род, родословная, Родина – каждому из нас близки и понятны эти слова. Родина, это место, где мы родились, где жили наши родители, дедушки и бабушки и наши далекие предки. Здесь все нам близко и знакомо: язык, быт, обычаи и традиции народа. Здесь живут наши друзья, близкие нам люди.

Дети ( поочередно):

1.Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

2.В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, садик, котенок … и я.

                           (Татьяна Бокова)

3.Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

4. Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

                          (Владимир Степанов)

Дети исполняют   песню «Моя Россия» Г.Струве

6.«Откуда родом ты?», - меня спросили.

И я ответил гордо: «Из России!

А если говорить точней с Урала я,

там Родина – Башкирия моя!

7. У наших гор – вершины до небес,

    и соловьиных песен полон лес.

    Богаты недра нефтью, серебром,

   поляны – ягодами, а сердца – добром.

Дети исполняют песню «Родина моя» Ф.Гершовой

Дети садятся на стульчики по периметру зала.

Звучит грустная мелодия курая. Входит Батыр.

Ведущий: Посмотрите, ребята, на наш праздник пришел Батыр, но он почему

то грустный… О чем ты грустишь, уважаемый гость?

Батыр: У меня случилась большая беда! В моей юрте погас огонь семейного очага. Пусто и холодно стало в нашем доме. Ничто не радует мою семью.

Ведущий: Да, это печально. Когда в доме не горит огонь семейного очага – в нем нет и жизни. Знаешь, Батыр, мы с ребятами  очень хотим помочь тебе. Давай мы отправимся на поиски этого волшебного огня.

Батыр: Ребята, вы правда поможете мне найти огонь семейного очага? (ответы детей)

Ведущий: Батыр, давай попросим помощи  у хозяйки гор и лесов. Быть может, там, в горах и лесах мы отыщем волшебный огонь?

Показ  Слайда № 1 «Горы и леса Башкортостана»

Батыр: Хозяйка гор и лесов, нет ли у тебя волшебного огня семейного очага?

Хозяйка гор и лесов: (голос в записи)  Нет, Батыр, в моих лесах, на моих горах, весна сменяет зиму, лето – весну, осень – лето, а потом вновь наступает зима. Мои леса и горы богаты зеленью весной и летом,  белым снегом зимой,  багряными, желтыми красками осенью…  Совсем недавно  в моем лесном и горном царстве кружились в прощальном танце осенние листья…

Дети исполняют танец с осенними листьями («Утренний туман» муз.Р.Хасанова)

Хозяйка гор и лесов: (голос в записи) Но огня в моих лесах, на моих горах нет. Огонь опасен для лесов и гор. Прости, не могу тебе ничем помочь…

Батыр: Как жаль…  Придется идти дальше по свету, огонь семейного очага нужно найти обязательно.

Ведущий: Батыр, давай попросим помощь у Хозяйки рек и озер.

                             Показ Слайда 2 «Реки и озера Башкортостана»

Батыр: Хозяйка рек и озер, нет ли у тебя волшебного огня семейного очага?

Хозяйка рек и озер: ( голос в записи) Нет, Батыр, мои реки и озера полны прозрачной водой, в них плещутся  стайки рыб, на берегу круглый год веселятся взрослые и дети… Какие только игры они не устраивают… Посмотри сам.

                      Проводится игра «Загони козлят домой».

(Дети делятся на четыре команды и с помощью клюшек прокатывают под дугами пластмассовые шарики, на которых изображены мордочки козлят.

Побеждает команда, быстрее других выполнившая задание.

Хозяйка рек и озер: (голос в записи) Но огня в моих реках и озерах нет. Ведь огонь всегда гаснет в воде. Прости, не могу тебе ничем помочь…

Батыр: Как жаль…. Придется идти дальше по свету, огонь семейного очага нужно найти обязательно.

Ведущий: Батыр, посмотри, на нашем пути стоит небольшой город. У него красивое, необычное название – Янаул. Может быть в этом городе мы найдем так нужный нам огонь семейного очага?

Батыр: И правда, давайте заглянем в  город . Янаул. И стихи про янаул и дружбу народов.

Ведущий: А в городе Янаул нас  уже ждут и приглашают к себе  в гости семьи ( представление

семей).  Давай посмотрим и послушаем, что они нам расскажут.

Дети поочередно:

1. Шежере... Какое слово!

Бархатом ласкает слух,

Сердцем рождено, готово

Поднимать потомкам дух!

                (Людмила Малютина)

2. Кем был твой прадед,

    Кем твой дед?

    О чём они мечтали?

Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

3.  Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызывало дружный смех,

И как они женились?

4.Какие испытания им

Достались на веку?

Как до Парижа дед дошёл

В народном том полку?

5. И, если всё узнаешь ты,

Изучишь древний род, -

Полюбишь Родину свою,

Полюбишь и народ.

                         ( Риф  Мифтахов)

Презентация шежере – родословных семей, присутствующих на празднике. После каждой презентации .

Затем муз номер семьи.Каждя семья показывает домашнее задание.

Каждая семья показывает  рассказывает о своей семье в форме презентаций.

Батыр: Как много интересного я услышал! Как много добрых слов было сказано о всех членах семьи.

Ведущий: А самым старшим членам семей – бабушкам и дедушкам, наши ребята посвящают следующую песню.

Дети исполняют песню «Дедушка и бабушка»муз.А.Брежнева

Мамы выходят и рассказывают в стихотворной форме презентацию своего блюда.

Ведущий: Посмотри, Батыр, от тепла сердец каждой семьи, у которой мы побывали в гостях, загорелась свеча Любви и Доброты. Я думаю, что она поможет тебе зажечь огонь твоего семейного очага. Возьми, береги этот огонь…

Батыр: Спасибо вам! Я поспешу к своему родному очагу…

                                  Идет к очагу и зажигает его.

Батыр: ( на фоне веселой башкирской народной музыки) Вот вновь горит огонь моего семейного очага! И вновь тепло и уютно в моем доме! Спасибо вам, ребята, спасибо гости, за помощь и доброту!

                                 Батыр «заходит в юрту».

Ведущий: Мы не могли поступить иначе, ведь все мы – одна большая, дружная Семья!

Дети поют песню о Янауле.

 ( муз. Д.Тухманова  «Я, ты, он, она, вместе целая страна!»)

По окончании - семьи, присутствовавшие на празднике, выходят к детям, все берутся за руки.

Ведущий: По доброй традиции мы приглашаем всех на праздничное чаепитие.

Звучит веселая музыка (по выбору музыкального руководителя) и все покидают зал.

                      Праздник заканчивается чаепитием в группе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 "Василек" г.Янаул муниципального района

Янаульский район Республики Башкортостан

Конспект

комплексной непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России»

по теме: «Моя Родина - Россия»

http://www.artlib.ru/objects/gallery_549/artlib_gallery-274909-o.jpg

Воспитатель: Ахмадишина Динара Дифкатовна

2017г.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о России.

Задачи:

Познавательные: Активизация и актуализация словаря по теме «Моя Родина – Россия».

Совершенствование навыков словообразования и грамматического строя речи.

Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.

Обобщать речь детей выразительными средствами.

Развивающие:

Развивать диалогическую речь, память, мышление.

Развивать мелкую моторику рук, воображение при оформлении дерева.

Воспитательные:

Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране.

Воспитывать бережное отношение к ней.

Оборудование: конверты со слогами, проектор, презентация к занятию, магнитофон.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Давайте возьмемся за руки и сделаем круг.
Вспомним нашу речевку: «Встанем рядышком по кругу, скажем «Здравствуйте» друг другу. Всем «Привет» и «Добрый день»! Нам здороваться не лень. Если каждый улыбнется – утро доброе начнется!

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы определить, о чем сегодня будем говорить, вам нужно будет выполнить задание.

Дети: (дети читают слоги на карточках, находящихся в конвертах)

НА, ДИ, РО, СИ, Я, РОС.

Воспитатель: Кто из вас соединит карточки так, чтобы из слогов получились слова: РОДИНА, РОССИЯ. (дети выполняют) Ребята, вы уже догадались, о чем мы сегодня поговорим?

Дети: Да! Мы будем говорить о Родине, о России.

На экране появляется летающая тарелка, а за ней и инопланетянин. (слайд 2-3)

Воспитатель: Кто-то к нам спешит.

Инопланетянин: (звук на слайде 4)Куда я попал?

Воспитатель: Это планета - Земля. А попали в детский сад.

Инопланетянин: (звук на слайде 5)В детский сад? Ребята, я давно наблюдал за вашей планетой и давно мечтал побывать на ней.

Воспитатель: А с какой планеты вы к нам прилетели?

Инопланетянин: (звук на слайде 6)Я с планеты Марс! Я - марсианин! Это яркая красивая звезда. Ребята, я знаю, что на Земле много разных стран. Как называется страна, в которой вы живете?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно у нашей страны удивительно красивое и звучное имя - Россия.

Инопланетянин:(звук на слайде 7) А что такое - Россия?

Дети: Страна, в которой мы живем. Дом, где родился; березка у родного порога; место, где жили предки и т.д.

Инопланетянин:(звук на слайде 8) А чем Россия отличается от других стран?

Дети: Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями. (слайд 9)

Воспитатель: Россия - это наша большая Родина. А сейчас  я предлагаю вам ребята и нашему гостю отправиться в путешествие по России на поезде. Вы согласны?

Дети и гость: Да!(звук на слайде 10)

Воспитатель: Тогда, берите с собой свои знания и вперед! Отправляемся!(на слайде 11)

Воспитатель: (на слайде 12)Станция «Литературная» №1

- (на слайде 13)  Назовите русские народные сказки. ("Репка", "Колобок", "Маша и Медведь",.....).

 - ( на слайде 14)  Вспомним пословицы и поговорки. Я начну а вы продолжите: 1.Хлеб... (всему голова). 2. Дерево дорого плодами, а (человек делами). 3. Береги землю родную, как (мать любимую). 4. Одна у человека родная мать, (одна у него и Родина). 5. Жить (Родине служить).

Кто хочет рассказать стихи о Родине?

                                 «Родина»                                      

Слышишь песенку ручья - это Родина моя!                              

Слышишь голос соловья - это Родина твоя!

Видишь звездочки Кремля - это Родина твоя!                        

Детский сад , где все друзья - это Родина твоя!

Руки матери твоей, шум ветвей, и звон дождей,                      

И в лесу смородина - это тоже Родина!                                    

Молодцы ребята!

 (на слайде 15) - Дальше едем.

 (на слайде 16) Станция «Историческая» №2

- (на слайде 17) Какие праздники отмечают в России с древних времен? (Рождество, Пасха, Масленица...).

- (на слайде 18) Какие блюда русской кухни вы знаете? (каши, пироги, блины, щи...).

- (на слайде 19) Какую обувь носили русские крестьяне? (лапти).

-( на слайде 20) Какой сувенир считался символом России? (матрешка).

Воспитатель: Отправляемся дальше.(на слайде 21)

(на слайде 22) Станция «Лесная» №3

- (на слайде 23) Какие ягоды можно собирать в лесу России? (чернику, бруснику, клюкву, малину, землянику, ежевику).

- ( на слайде 24) Какие птицы живут на территории России? (ворона, воробей, синица, снегири).

- (на слайде 25) Какие деревья растут в лесах России? (береза, дуб, ель, сосна, клен, осина, лиственница, орешник...). А какое дерево является символом России?

Дети: береза. (на слайде 26)

Воспитатель: Как она хороша в разные времена года! Заведем хоровод "Березка" (дети идут по кругу, взявшись за руки под мелодию "Во поле береза стояла").

Физминутка:

Береза моя березонька,

Береза моя белая, береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька,

Посреди долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше в путь! (на слайде 27)

Воспитатель: Станция «Знайкина»  №4(на слайде 28)

-(на слайде 29) Назовите столицу России. (Москва).

-(на слайде 30) Как зовут президента России? (Путин В.В.)

-(на слайде 31) Назовите столицу Республики Башкортостан. (г.Уфа).

-(на слайде 32) Назовите основные символы нашей страны? (Герб, флаг, гимн).

- Расскажите, что вы знаете о гербе.(на слайде 33)

Дети:

У России величавой,

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

Дети: Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаков.

Воспитатель: А что такое гимн? И что вы знаете о нем?(на слайде 34)

Дети: Гимн - торжественная песня. Гимн России очень красивый. Гимн исполняют и слушают стоя.

Воспитатель: (на слайде 35)

Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны? Что означает каждый цвет ?

Дети: Белый - он говорит о том, наша страна миролюбивая она ни на кого не нападает. Синий - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верит ей. Красный - означает смелость, мужество, любовь к родине.

Воспитатель: Едем дальше. А теперь нас ждет последняя станция.(на слайде 36)

(на слайде 37) Станция «Творческая» №5

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю подойти к столу.

Проходите, выбирайте каждый себе место. Посмотрите на картину.

- Что на ней изображено? (ответы детей)(ствол, ветки)

- Как вы думаете, она завершена или чего-то не хватает на картине?  (ответы детей)

- Для того, чтобы картина была закончена, необходима ваша помощь.

- Вы готовы помочь?

Дети: Да.

Воспитатель:

-намазываем клей в верхней части веток, формируя крону.

- на намазанный клей осыпаем овсяные хлопья, таким образом, образуем крону дерева.

Спросить у детей, какое время года сейчас? (осень)

- берем желтый и оранжевый цвет гуаши и красим овсяные хлопья, превращаем их в листья.

- Красивая получилась береза!

 

стихотворение  о березе: (Дети)

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелеными сережками.

Воспитатель: Вот и пришло время возвращаться нам обратно с путешествия.(на слайде 38)

Инопланетянин: (звук на слайде 39)Ребята, я узнал много интересного о России. Спасибо Вам! Я слышу сигнал, мне пора возвращаться обратно на космический корабль (слайд 39) (слайд 40)

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось с вами наше путешествие по России. О чем мы говорили во время путешествия?(на слайде 41)

Дети: О Родине, о мире, о Земле.



Предварительный просмотр:

Картотека Башкирских подвижных игр.

Старший дошкольный возраст.

Башкирская народная игра

Юрта

Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Организация игры. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

«Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.»

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Методические приемы: рассматривание картины с изображением юрты – старинное жилище башкирского народа. Рассматривание башкирского орнамента на платочках.

Дополнительные рекомендации: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Материал: платочки с башкирским орнаментом, картинка с изображением юрты, 4 стула.

Башкирская народная игра

Стрелок

Развивающая задача: развивать умение у детей метать мяч.

Организация игры: проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Дополнительные рекомендации: в начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

Оборудование: мяч.

Башкирская народная игра

Липкие пеньки

Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Организация игры: три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками.

Дополнительные рекомендации: пеньки не должны вставать с мест.

Материал: маски на голову с изображением пенечка.

Башкирская народная игра

Медный пень

Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.

Организация игры: играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.

Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

«– Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить?»

Хозяин отвечает:

«– Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой»

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым игрок, встает за медным пнем.

Дополнительные рекомендации: бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

Башкирская народная игра

Палка-кидалка

Развивающая задача: Развивать внимание, ловкость. Упражнять детей в метании предмета вдаль. Воспитывать взаимовыручку.

Организация игры: Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.

Методические приемы: Считалкой выбирают пастуха. Выработка правила с детьми: пастухом становится тот, кто первым (или последним) был обнаружен.

Дополнительные рекомендации: начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.

Оборудование: считалка, палка, длиной 50 см

Башкирская народная игра

Мөйөш алыш

(Уголки)

Организация игры: По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит  к сидящим и задает каждому вопрос:

- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?

1 играющий отвечает: «Моя баня занята».

2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»

3 играющий отвечает: «Печка обвалилась»

4 играющий отвечает: «Воды нет»

Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит: Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул.

Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев».

Башкирская народная игра

Аҡ тирәк, күк тирәк

(Белый тополь, синий тополь)

Организация игры: Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?»

Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы».

Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?»

Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед».

Первая команда просит: «Дайте нам сахар».

Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»

Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь».

Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»

Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.

Башкирская народная игра

Букән ҡайыш

(Поймай воробья поясом)

Организация игры: Дети парами стоят по кругу: впереди девочка сзади мальчик. Водящий, в руке у которого пояс (веревка), ходит за кругом и произносит текст:

«Лето прошло, осень пришла,

Утки улетели, гуси улетели.

Соловьи пропели.

Ворона стой! Воробей лети!»

Ребенок, которого выбрали «воробьем» убегает от водящего по кругу, а тот старается догнать и осалить поясом. Если водящий осалит, то занимает место играющего, а осаленный становится водящим.

Правила: не касаться убегающего рукой, а только поясом. Убегать после слова «лети».

Башкирская народная игра

Энә менән еп

(Иголка и нитка)

Организация игры: Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.

Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.

Башкирская народная игра

Бесәй менән сысҡан

(Кот и мыши)

Организация игры: Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети - мыши бегают по площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети - мыши должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова:

«Котик вышел погулять,

Серых мышек поймать.

Сейчас догоню, схвачу и проглочу»

После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него. В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается новый кот, игра повторяется.

Правила: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны прекратить игру, собраться у кота в домике.

Башкирская народная игра

Бүре менән ҡуян

(Волк и зайцы)

Организация игры: Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети - зайцы. Волк прячется - приседает на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы» выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке:

«Белый заяц, мягкий заяц

В гости к нам пришел.

Ушки - длинные.

Короткий хвост».

На сигнал ведущего «Буре» («Волк») дети-зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей.

Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах; убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой.



Предварительный просмотр:

Продаем горшки (Чулмак уены)

Играющие разделяются на две группы. Дети- горшки, встав ма колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок! Покупай.

Сколько дать тебе руд лей? Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры.

Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

 

2.Серый волк

Одного из играющих выбирают серым волком. Присев па корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20—30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы,ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

—        Вы, друзья, куда спешите?

—        В лес дремучий мы идем.

—        Что вы делать там хотите?

—        Там малины наберем.

—        Вам зачем малина, дети?

—        Мы варенье приготовим.

—        Если волк в лесу вас встретит?

—        Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

Соберу я ягоды и сварю варенье.

Милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собрать,

А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово — туда, где прятался сам.

Правила игры.

Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.

3.Скок-перескок (Кучтем-куч)

На земле чертят большой круг диаметром 15 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30 35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий ста-, рается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется

без места, становится водящим.

Правила игры.

Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

 

4.Хлопушки

Па противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.

Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп — сигнал такой:

убегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры.

Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

 

5.Займи место

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу

Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры.

Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

 

6.Ловишки

По сигналу все играющие разбегаются но площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.

Правила игры.Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.

7.Жмурки

Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямках-норках. Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза!»— и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.

Правила игры.

Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.

 

 

8.Перехватчики

На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:

Мы умеем быстро бегать.

Любим прыгать и скакать.

Раз, два. три, четыре, пять.

Ни за что нас не поймать!

После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.

Правила игры.

Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.

 

9.Тимербай

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались.

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры.

Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

10.Лисички и курочки

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном — стоит лисичка.

Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.

Правила игры.

Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

 

11.Угадай и догони (Читанме, бузме)

Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он угадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой игрок. Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать. Правила игры.

В случае если водящий не поймет товарища, можно повторить игру еще раз с ним. Как только поймает игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный становится водящим. В игре устанавливается строгая очередность.

 

12.Кто первый?

Играющие выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, на другой — ставится флажок, обозначающий конец дистанции. По сигналу участники начинают бег наперегонки. Кто пробежит это расстояние первым, гот считается победителем,

Правила игры.

Расстояние с одного конца площадки до другого должно быть не более 30 м. Сигналом может служить слово, взмах флажка, хлопок. При беге нельзя толкать товарищей.

 

13.Кто дальше бросит?

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8—10 м от каждой команды. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка.

Правила игры.

Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

 

14.Мяч по кругу

Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15—25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.

Правила игры.

Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.

 

15.Спутанные кони (Тышыаулы атлар)

Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Правила игры.

Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева)

16.Хромая лиса

Перед началом игры на земле рисуются два круга: диаметром 5-10 м (курятник) и диаметром 1-2 м (дом хозяина). Играющие (их может быть от пяти до двадцати человек) выбирают хозяина и лису. Остальные играющие - куры. Лиса бежит мимо дома хозяина. Хозяин спрашивает ее: "Куда ты?" - "За шубой", - отвечает лиса. После этого хозяин "засыпает", а лиса бежит в курятник и должна, прыгая на одной ноге, поймать кур (куры бегают на двух ногах). Если лиса осалила курицу, та становится лисой.

А хозяин из своего круга следит за тем, чтобы лиса все время скакала на одной ноге. Если же лиса встанет на две ноги, хозяин "просыпается", бежит в курятник и ловит ее. Если поймал, то сам становится лисой.

     17.В узелки

В эту игру хорошо играть всем классом.
Платок или шарф завязывают в узелок. Все выбирают водящего и садятся в круг на расстоянии 1,5-2 метра друга от друга. Водящий выходит из круга, а игроки начинают перекидывать узелок соседу справа или слева. Тот ловит и кидает тоже в любую сторону. Водящий бегает и старается поймать узелок. Если он даже коснулся узелка, игрок, у которого он был, начинает водить.
Запомни: водящий не может входить в круг! Нельзя дразнить водящего, "играть в собачки" - нужно сразу, получив узелок, перекидывать его другому игроку. Нельзя кидать узелок через центр круга
.