"Влияние семьи на развитие родной бурятской речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Хубракова Санжидма Галшиевна

Доклад на тему " Влияние семьи на развитие родной бурятской речи детей дошкольного возраста" был представлен на межрегиональном методическом семинаре "Монолингвальная речевая развивающая среда на бурятском языке в ДОУ, как условие сохранения и развития бурятского языка".

Возросший в последнее время интерес к бурятскому языку можно объяснить не только стремлением педагогов разработать эффективные методики, но и желание родителей  обучить  своих детей родному языку.В связи с этим в теории и практике дошкольной этнопедагогики постоянно поднимается вопрос о том, что важнее для формирования личности ребенка: семья или образовательное учреждение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межрегиональный методический семинар по теме: «Монолингвальная речевая развивающая среда на бурятском языке в ДОУ как условие сохранения и развития бурятского языка»

02.07.2021г                                        Доклад по теме:

Влияние семьи на развитие родной бурятской речи дошкольников

Возросший в последнее время интерес к бурятскому языку можно объяснить не только стремлением педагогов разработать эффективные методики, но и желанием родителей как можно раньше приступить к усвоению и владению своих детей родному языку. В связи с этим в теории и практике дошкольной этнопедагогики постоянно поднимается вопрос о том, что важнее для формирования личности ребенка: семья или образовательное учреждение.

Роль семьи  несравнима, так как именно в семье формируются нормы поведения, закладываются основы нравственности человека, приобретаются все навыки, в том числе навык правильной устной речи (лексическая сторона, грамматический строй, произносительная сторона; диалогическая и монологическая формы связной речи) в различных видах деятельности.  Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Все мы понимаем: в современном мире развитие ребенка нельзя представить  без телевизора, компьютера, телефона, детских книжек и картинок в них, игрушек, мультфильмов, но все это являются  средством обучения, а не средство общения с близкими людьми.  Без воздействия и помощи взрослых, самостоятельно ребенок не овладевает устной речью. Поэтому родители нашей группы понимают,   что именно на них  лежит ответственность за развитие устной родной речи ребенка. Только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает  слова, но и отвечает другому человеку, включается в диалог. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.

Бурятский язык полнокровно функционирует только в сельских районах, где доля коренного населения составляет более половины. Родителям не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей становится абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение.

В свою очередь, в дошкольных группах накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности  развития родной бурятской речи у  детей. Старшая дошкольная группа по своему составу является моноэтнической, дети данной группы хорошо знают бурятский и русский языки. Развивающая речевая среда в дошкольной организации включает в себя все нюансы этнокультуры бурят. В ней выделены три составляющие: материальная среда (в фойе висят коллективные работы, выполненные детьми по национальным мотивам: «Минии нютаг- Баянгол», «Шубууд – манай нүхэд» и т.д. Работы выполнены из соленого теста, природных материалов, бересты); содержательные эмоциональные рассказы воспитателя на интересные темы. Цель рассказов  направлено на восприятие родной бурятской речи. Воспитателями проводятся праздники, утренники, занятия, беседы); совершенствование умений общаться с взрослыми и со сверстниками (большое   внимание акцентируют на игре, где дети стремятся удовлетворить свою естественную потребность).

Наш опыт показывает, что создание развивающей речевой среды  в сотрудничестве с родителями благоприятно влияет на развитие и сохранение  родного бурятского языка. Родители участвуют в проектной деятельности, в выставках, соревнованиях, праздниках. Жизнь  дошкольных групп  стала частью жизни семьи.

Амар мэндэ, хүндэтэ багшанар, Үхибүүдэй түрэл бүряад хэлэнэй хүгжөөлгын семинар –практикумай экспериментын гэшууд! Танай анхаралда Баргажанай аймагай Баянголой һургуулиин һургуулида ороодүй ухибүүдэй ахалагша бүлгэмэй хүмүүжүүлэгшэ Хубракова Санжидма Галшиевна

Һургуулида ороогүй үхибүүдэй түрэл буряад хэлэнэй хүгжөөлтэдэ гэр бүлын нүлөө гэһэн темээр хэжэ байһан ажал тухайгаа хөөрэхыемни зүбшөөгыт.

Һүүлэй жэлнүүдтэ Буряад Уласта түрэл буряад хэлэ дэлгэрүүлэн  хүгжөөлэлгын талаар яһала ехэ ажал ябуулагдана. Багшанар мүнөө үеын эрилтэдэ тааруу оньһон техникын хүсэлнүүдые,  методическа арга боломжоёо һайжаруулжа, эрдэмтэдэй, методистнуудай, багшанарай зохёон бэшэһэн толинууд, номууд хэблэгдэнэ. Жэшээнь, мүнөө үнгэргэгдэжэ байһан методическа семинар болоно ха юм.   Һургуулида ороогүй үхибүүдэй аман хэлэлгэ хүгжөөлгын  зохёон байгуулхы хүдэлмэри хүдөө нютагай  ба хотын буряад саадуудта амжалтатайгаар бэелүүлэгдэнэ гэжэ харагдана. Энэмнай, ганса багшанарай эрмэлзэлһээ бэшэ,  мүн  гэр бүлын эхэ эсэгэ  үхибүүдтээ түрэлхи хэлэндэнь һургаха гэжэ анхаралаа табинхай гэхэдэ болохо.

Хүдөө нютагаймнай үхибүүд түрэхэһээн эхилээд, буряад хэлэндээр, нютагайнгаа хэлэн (диалект) дээрэ өөр хоорондоо хөөрэлдэжэ шадана. Мүнөө сагта телевизор, компьютер, телефонгүйгоор ямар хүгжэлгэ байхаб даа. Тиимэһээ үхибүүн 4-5 наһатай ахалагша группын болоходоо ород – буряад  хэлэн дээрэ (двуязычие) харилсаха шадабаритай болоно. (ТАБЛИЦА)

Үхибүүд саадта ерэхэдээ, түрэл буряад хэлэнэйнь хүгжөөлтэ элдэб янзын бэлэдхэлтэй байдаг. Нэгэ зариманиинь хараһан, үзэһэн юумэ тухайгаа, гэрынгээ ажабайдал тухай түрэл буряад хэлэн дээрээ хөөрэжэ шададаг байха. Харин,  зарим үхибүүд нэгэ-зай бэлэдхэл муутай ерэдэг:  асуудалнуудта харюу үгэжэ шадахагүй, түрэл бүряад хэлэеэ мэдэхэшье һаа, үгэ гаргахагүй. (ТАБЛИЦА)

Тиимэһээ бидэ, сэсэрлигэй хүмүүжүүлэгшэд энээндэнь ехэ анхаралаа табижа, һургуулида ороогүй үхибүүдэй түрэл буряад хэлэнэй хүгжөөлтэдэ гэр бүлэтэйн хамтаржа зорилгоёо нэгэдхэнэбди.

Энэ ажалда  сэсэрлигэй хүмүүжүүлэгшэдтэ арадай аман зохёол –фольклор – хэрэглэхэдэ ехэ туһаламжа болоно.  Тоололго, жороо үгэнүүд, таабаринууд, оньһон үгэнүүд, онтохонууд, ёхорой дуунууд, буряад арадай нааданууд гэхэ мэтые  үхибүүд наадажа, сээжэлдэжэ, шэнэ үгэнүүдые ойлгоходоо, түрэл буряад хэлэниинь үшоо гоё, уян болоно ха юм.  

Хэлэлгэ хүгжөөлгын среда

Энээнһээ гадна үхибүүдтэй ба гэр бүлэтэйнь элдэб янзын ажал ябуулагдана: арадай һайндэрнүүд, литературна нааданууд, уулзалганууд, конкурснууд г.м. Мүноо локдаунтын, карантинай сагуудта, зунай сагай амаралтада гэртээ һууха зуура “Буряадаар гэртээ хөөрэлдэе” гэһэн акци ябуулнабди. Эхэ эсэгэ гэртээ үхибүүдээрээ, мүн үхибүүд оор хоорондоо түрэл буряад хэлэн дээрээ хөөрэлдэжэ, зарим тээгээ арадай аман үгые хэрэглэжэ байхада, үхибүүднэй хурса баян хэлэтэй, ухаан бодолынь түгэлдэр, шурам бэрхэнүүд, түрэл арадайнгаа ёһо заншалнуудые сахидаг, мэдэдэг, эрхим хүнүүд  болохо ёһотой гэжэ найдамаар.

Баяртай,  анхарһандатнай баярлааб!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрание "Влияние плавания на развитие, оздоровление и закаливания детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей. про закаливания, оздоровление для детей. как плавание полезно детям...

Влияние семьи на становление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Влияние семьи на становление агрессивного поведения является общепризнанным. Семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать подкрепление, наказания как уроки агрессии в ...

Влияние оригами на развитие художественно –творческих способностей детей дошкольного возраста

        Оригами – это японское искусство складывания объемных фигур из бумаги. Слово «оригами» в японском языке составляет два иероглифа. Одно из них, &laq...

консультация "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста"

Опыт моей работы. В процессе изучения методики развития речи дошкольников, отметила, что теоретики и практики акцентируют свое внимание на важности развития фонематического слуха и формирования р...