"Обереги на Руси"
методическая разработка (старшая группа)

Иванова  Елена Сергеевна

 проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_oberegi_na_rusi_dlya_publikacii.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно- творческий проект

«ОБЕРЕГИ НА РУСИ»

Цель:

 Формирование представлений о русских        народных традициях у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Развивать у детей умение ставить проблему и искать пути её решения.
  • Развивать   познавательный интерес детей в области изучения истории Руси.
  • Расширить словарный запас детей за счёт слов: оберег, традиции, домовой.
  • Развивать специальные способности и умения: умение действовать по карте-схеме; умение ставить проблему и искать пути её решения; передавать образ предмета с помощью нетрадиционных техник.

Наглядный материал:

  • Игровой персонаж: домовёнок Нафаня.
  • Карта-схема группы.
  • Книги, в которых есть информация о традициях русского народа, об оберегах.
  • Мешочек-оберег.

Результаты проектной деятельности:

  • коллективная работа: оберег «Мешочек счастья».
  • совместные работы детей и родителей на тему: «Оберег».
  • овладение детьми способами проектной деятельности.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

этап

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

1этап

1 день

Провести групповой сбор с обсуждением возникшей проблемы (в гости к детям пришел домовёнок Нафаня, у которого случилась беда: из его дома пропал оберег, который охранял дом от злых духов и приносил удачу).

Внести в группу карту-схему.

Выясняют разные способы: где можно узнать, что такое оберег. Высказывают предположения: каким образом можно найти место, где спря-тана книга, в которой можно узнать, что такое оберег, а потом и сам оберег.

3 этап

2-4 дня

Провести работу с родителями: объяснить цель проекта, дать задание: изготовить вместе с детьми оберег.

Принимают участие в совместной работе с родителями.

В группе рассказывают о своём домашнем задании.

4 этап

1 день

Совместно с детьми оформляет продукты детского творчества (коллективная работа, совместная работа с родителями).

Разместить выставку в приёмной.

Участвуют в совместной деятельности с педагогом.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Обереги на Руси»

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, давайте сегодня вспомним, а как же жили люди в древней Руси? Их быт, обычаи, традиции. Где они селились? Чем занимались? Какое жильё у них было? (ответы детей)

Раздаётся звонок в домофон. Приходит Домовой.

Воспитатель: ребята, к нам в гости пришёл домовой. Давайте с ним поздороваемся и познакомимся.

Домовой: здравствуйте, дети! Меня зовут Нафаня.

Нафаня, а почему ты такой грустный?

Нафаня: это очень печальная история. У меня пропал мой оберег-мешочек счастья, который приносил мне удачу.

Ребята, а вы знаете, где можно узнать, что же такое оберег?

Ответы детей. Составление картографа.

Воспитатель, а ты можешь нам рассказать, что же такое оберег?

Воспитатель: теперь мы знаем, где можно узнать, что такое оберег.

Нафаня: ребята, а вы знаете, что на Руси домовой считается самым добрым из духов. Издревле на Руси было принято угощать и одаривать дух дома. Домовой в благодарность за внимание сохранит мир и покой в семье, сбережет дом от бед и разорения. Богатый домовой - дом полная чаша. Чаще подарки домовому оставляли в тех местах, где он любит бывать - у печки, на кухне и др Люди использовали разные обереги? Это символы-обереги: солнце, веник, лен, чеснок, колокольчик. И символы благополучия хлеб, крупа колосья, лапоть, гнездо, венок, коса и др. Символы-обереги люди использовали для того, чтобы оградить дом от злых духов.

Воспитатель: ребята, давайте поможем Нафане найти его мешочек. Для поисков нам понадобится карта.

По пути 2 задания:

  1. «загадки»
  2. «назвать 5 русских народных сказок»

Воспитатель: ребята, мы помогли Нафане, нашли его оберег и теперь в его дом вернётся успех и благополучие.

Нафаня: спасибо, ребята. А за то, что вы мне помогли, я принёс для вас игру.

Игра «Что было, что сейчас».

Воспитатель: Нафаня, а мы тоже хотим показать тебе игру, в которую играли на Руси. Она называется «Арина».

Нафаня: ребята, скажите, а у вас в группе есть оберег?

Дети: нет.

Нафаня: а вы хотите сделать его сами?

Дети: да!

Воспитатель: правда, ребята, давайте сделаем оберег для нашей группы.

Практическая работа детей: Изготовление оберега группы

Нафаня: ох, спасибо, вам ребятушки, друзья мои верные! Вы мне очень помогли! А теперь давайте пить чай. Как говорили на Руси: «Чай горячий - наша сила, украшение стола. Дорогие гости, садитесь за столы и угощайтесь на здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по реализации познавательно-творческого проекта "Обереги на Руси".

Реализация данного проекта поможет воспитателям детских садов решить задачи гражданственности и патриотизма с детьми старшего дошкольного возраста.В материалах предоставлены: цели, задачи, этапы работ...

Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».

НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....

Какие были куклы-обереги на Руси? 

Какие были куклы-обереги на Руси?...

Консультация для родителей "История создания кукол оберегов на Руси"

Консультация для родителей "История создания кукол оберегов на Руси"...

Тряпичные куклы- обереги на Руси.

Куклы-обереги на Руси.Узнайте, как наши предки защищались от Лиха или Трясовиц, привлекали удачу и поддерживали здоровье. Русское слово «кукла» произошло от греческого «киклос»...

«Оберег-хранитель счастья и удачи» Изготовление оберега для защиты наших солдат из нетрадиционных материалов.

Обычай дарить солдатам обереги есть у каждого народа.. Вещи, сделанные своими руками, наиболее мощные обереги по своей силе. Они напомнят нашим солдатам о том, что их любят, ждут дома родные и близкие...