Консультация для воспитателей «Ознакомление детей со скульптурой»
консультация (старшая группа)

Скульптура – один из видов изобразительного искусства, которая передает богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Ознакомление детей со скульптурой»

«Творить искусство, может лишь избранник,
Любить искусство — всякий человек»

Жюльен Грюн

Скульптура – один из видов изобразительного искусства, которая передает богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением.

Какие знания должны получить дети о скульптуре.

В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская и т.д.), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относится к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.

В старшей группе. Знать, из какого материала делают скульптуры, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают скульптуру красивее и интереснее), узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

В подготовительной к школе группе. Знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о скульптуре, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная, обходить со всех сторон).

Основные этапы ознакомления со скульптурой

  1. Основные виды скульптуры: круглая скульптура и рельеф.

Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то     такая скульптура называется круглой.

Изображение человека по грудь-БЮСТ, по пояс -ТОРС, во весь рост- СТАТУЯ, многофигурная композиция-СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА.

Если предмет изображен с одной стороны - перед нами рельеф.

РЕЛЬЕФ - уплощенная скульптура БАРЕЛЬЕФ — низкий, изображение выступает над фоном менее, чем на половину своей толщины.

Большое значение имеет линия. ГОРЕЛЬЕФ — высокий, выступает над фоном более, чем на половину объема, что позволяет передать глубину пространства.

  1. Материалы используемые в скульптуре: мрамор, гранит, дерево, бронза, кость, фарфор, фаянс, ценные породы камня, стекло, глина и т.д.
  2. Жанры скульптуры: бытовой, портретный, исторический и мифологический, символический и аллегорический, анималистический жанр - основным объектом этого жанра являются животные.
  3. Средства выразительности – движение, одежда, различные предметы.

Схему анализа скульптуры (старший дошкольный возраст)

  1. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту скульптуру?
  2. Как вы думаете, какое настроение передано в скульптуре?
  3. Как вы думаете, какой характер у этой скульптуры?
  4. Какие выразительные средства являются важными для этой скульптуры?
  5. Можно ли обойти эту скульптуру по кругу и рассмотреть ее с различных сторон или она располагается на плоскости?
  6. Эта скульптура относится к круглой скульптуре или рельефу?
  7. Как сильно выступает рельеф над плоскостью?
  8. Что (кто) изображен в скульптуре? Сколько персонажей в скульптуре?
  9. Для чего создано это произведение? Почему вы так решили? Где можно встретить такую скульптуру?
  10. Из какого материала выполнена скульптура?
  11. Какой величины это произведение?
  12. Это произведение является самостоятельным или частью чего-нибудь?
  13. Используются ли другие виды искусства в скульптуре? Каково их значение?
  14. Что является главным в скульптуре?
  15. В какую геометрическую форму можно заключить это произведение?
  16. Какие геометрические формы можно выделить в этой скульптуре?
  17. Пропорциональны ли части произведения? Гармонично ли само произведение?
  18. Если добавить (убрать) какой-либо элемент в скульптуре, что это изменит?
  19. Повторяются ли какие-либо элементы в скульптуре?
  20. Использованы ли в произведении контрасты? Где? Какие?
  21. Реалистично или декоративно это произведение?
  22. Используются ли декоративные элементы в скульптуре? Какие? Где?
  23. К какому виду скульптуры относится это произведение?
  24. К какому жанру относится это произведение?
  25. Какую(ие) технику(ки) использовал скульптор?
  26. Что является характерным для этого произведения?
  27. Как вы думаете, а как называется это произведение?
  28.  А знаете, кто выполнил его?...
  29. Понравилось ли вам произведение? Чем?

Игры, которые организуются как в ходе самого занятия, так и в самостоятельной деятельности детей

Сюжетно-ролевые игры.

  • «Скульптурная мастерская». Цель — познакомить детей с особенностями работы скульптора. Дети распределяют роли таким образом, что большая их часть является «скульпторами», а все остальные выбирают роли натурщиков и экспертов. Задача «экспертов» состоит в том, чтобы оценивать пластические образы и организовывать выставки.
  • «Город мастеров». Ребенок создает свой пластический образ, который впоследствии должен войти в общую скульптурную композицию.

Дидактические игры.                                                                                            

Игра-вкладыш:

  • «Подбери формочки» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста). Дети должны научиться соотносить рельефные изображения с исходными формами.
  • «Собери скульптуру» (для детей разных возрастных групп). Цель — научить детей подбирать отдельные элементы скульптуры для создания целостного пластического образа. Игра помогает увидеть за частностями целое.
  • «Найди детали» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста). Дети подбирают недостающие элементы к рельефным изображениям и круглым скульптурным образам.

Игра с карточками:

  • «Заколдованные фигурки» (для детей разных возрастных групп). В набор входят карточки с изображением пластических образов и карточки с силуэтами этих образов. Детям необходимо соотнести фигурки с силуэтами.
  • «Скульптурное лото» (для детей разных возрастных групп). Игра позволяет формировать у детей умение классифицировать разные виды скульптуры (по жанрам, стилям, формам и т.д.).
  • «Угадай материал» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Дошкольники учатся соотносить карточки с изображенными скульптурными образами и карточки, демонстрирующие материал, из которого они выполнены.
  • «Разложи по домикам» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Дети учатся классифицировать произведения скульптуры по их видам, формам, жанрам.
  • «В мире техник» (для детей старшего дошкольного возраста). Цель – формирование у детей умения соотносить технику скульптуры с пластическим образом. В этом случае дети закрепляют свои знания о способах создания скульптурных произведений.
  • «Разложи по этапам» (для детей разных возрастных групп). Игра формирует у детей умение определять последовательность этапов создания пластического образа с помощью карточек, на которых изображены отдельные этапы создания скульптуры. Используются несколько видов техник изготовления скульптуры.

Игра с игровым полем:

  • «Путешествие к памятникам истории» (для детей старшего дошкольного возраста). В набор входит игровое поле с нанесенными линиями, обозначающими пути из разных стран. Детям необходимо пройти через несколько стран, восстанавливая в них памятники скульптуры. Побеждает тот, кто быстрее достигнет финиша и соберет больше всего карточек с изображением памятника.
  • «Археологи» (для детей старшего дошкольного возраста). На игровом поле схематично нанесены места археологических раскопок. Чтобы успешно прошла экспедиция и были найдены древние произведения скульптуры, необходимо выполнять различные задания, отвечать на вопросы.
  • «Скульптура» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Игра выполнена по типу электронной викторины. В ней несколько наборов карточек с заданиями. Каждая карточка предполагает определенный уровень сложности задания. С помощью проводков и лампочки дети определяют правильность своего ответа.

Малоподвижные и подвижные игры.

  • «Ожившие скульптуры» (для детей старшего возраста). В игре выбирается ведущий (скульптор), волшебник, все остальные дети — скульптуры. Скульптор создает скульптуры, а когда он покидает мастерскую, волшебник оживляет их, придавая им определенный образ. Когда возвращается скульптор, он должен угадать по телодвижениям, какая скульптура во что превратилась.
  • «Угадай-ка» (для детей старшего дошкольного возраста). Предполагается игра с мячом, бросая который ведущий загадывает определенное произведение скульптуры, материал или технику, используемую в скульптуре, а ребенок, которому брошен мяч, определяет, относится произносимое ведущим понятие к скульптуре или нет.
  • «Песочные скульптуры» (для детей разных возрастных групп). Игра организуется в песочницах, где дети создают скульптурную группу, тематика которой определяется ими самостоятельно.

В работе с дошкольниками при подборе содержания произведений любого искусства необходимо учитывать принцип системности, который обусловлен несколькими аспектами:

  • знакомость образа, отраженного в пластике;
  • доступность восприятия выразительных средств скульптуры;
  • художественно-эстетическая ценность произведения.

Эффективность ознакомления дошкольников с произведениями скульптуры зависит от того, насколько разнообразные методы и приемы использует педагог. Скульптура относится к таким видам искусства, которые величественны и обособлены и в то же время окружают нас повсеместно (например, монеты, брелоки, декоративные статуэтки, игрушки из киндер-сюрпризов). Конечно, художественно-эстетическая ценность перечисленных объектов скульптуры различна, но на их примере можно объяснить детям своеобразие каждого вида скульптуры, формы, техники.

Благодаря привычным для дошкольника вещам раскрывается суть пластических образов. Эти предметы скульптуры ребенок может самостоятельно обследовать. Педагог только направляет дошкольника в его познавательно-эстетическом поиске.

    Чек лист по ознакомлению детей со скульптурой

  1. Целостное восприятие скульптуры. Привлечение к ней внимания детей, создание интереса, положительного отношения. Определение содержания скульптуры.
  2. Анализ скульптуры:
  • Определить общий объем фигурки, дать словесное определение объемов, поддержать ее в руках. Принимают участие ладони рук;
  • Пальцами выделить наиболее крупные части, потрогать их, обвести, назвать, выделить движение, пользу фигурки;
  • Кончиками пальцев почувствовать мелкие детали, фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа), шерсть у собаки…)
  1. Целостное восприятие. Рассмотреть фигурку и определить ее выразительность, найти слова, которые наиболее точно характеризуют образ.

   

    Чек-лист создания скульптуры.

  1. Подготовка эскиза или макета. Макет может быть уменьшенной копией, или скульптурой в полный рост.
  2. Создание (лепка) рабочей модели скульптуры.
  3. Снятие формы. На этом этапе создается разъемная конструкция.
  4. Художественное литье. Происходит превращение модели из мягкого материала в прочную скульптуру.
  5. Полировка готового объекта. Все изделия полируются вручную, что позволяет сделать поверхность конструкции максимально гладкой.
  6. Изготовления постамента для скульптуры.
  7. Доставка и установка на месте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами"

Использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки способствует развитию речи детей, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления ...

Консультация для воспитателей " Ознакомление детей с книжной графикой"

Ознакомление детей с книжной графикой Рассказ из опыта. На первом этапе работы детей следует заинтересовать, заинтриговать. Прежде чем приступить к чтению, предоставить им возможность самостоятел...

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещение Руси и личности Князя Владимира"

О важности приобщения ребенка к историческим событиям нашей России, народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы  живем...

Консультация для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города и края».

             В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи остается  одной из актуальнейших. Все большее распростран...

Консультация для воспитателей " Ознакомление детей с трудом взрослых"

В этой консультации педагоги могут ознакомится с методами и приемами ознакомления детей с трудом взрослых через экскурсии, беседы, наблюдения и через совместную деятельность детей со взрослыми. А такж...