Программа кружка "Якутский балаган"
рабочая программа (старшая группа)

Ариносова Надежда Анатольевна

Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности-актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознаний наций, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.
Основной целью деятельности кружка  «национальная культура» является:
Формирование у дошкольников интереса и уважения к якутскому народу, их труду, языку и жизни вообще;
Задачи:
- Дать знания экологической традиции якутов, проповедничество учения Айыы (воспитание на традиционных обрядах);
- Прививать традиционное бережное  отношение к животному, растительному миру;
- Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей, преодоление чувства скованности, недопонимания, отчужденности между ними;
- Приобщение детей к элементам устного народного творчества, якутскому фольклору, национальной культуре;
- Обучение основам якутского языка русскоязычных детей:
а) Развитие с окружающим миром и обогащать словарный запас слов;
б) Понимать основные содержания повседневного разговора между детьми;
в) Отвечать типичными фразами на знакомые вопросы;
г) Вести простейший диалог из 2-3 реплик на основе изученного словаря;
д) Научить правильно произносить якутские звуки, которые трудно произносятся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yakutskiy_balagan.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Республика Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4 «Снежинка»

Городского округа «Жатай»

«УТВЕРЖДАЮ»

заведующий МБДОУ

Д/С №4 «Снежинка»

ГО «Жатай»

_____________ /Лист Е.А./

«___»___________2021г.

Программа кружка

«Якутский балаган»

Разработала:

 Ариносова Н.А

воспитатель МБДОУ Д/С №4 «Снежинка»

высшая квалификационная категория

Жатай 2021г.

Пояснительная записка

Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности-актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознаний наций, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.
Основной
целью деятельности кружка  «национальная культура» является:
Формирование у дошкольников интереса и уважения к якутскому народу, их труду, языку и жизни вообще;
Задачи: 
- Дать знания экологической традиции якутов, проповедничество учения Айыы (воспитание на традиционных обрядах);
- Прививать традиционное бережное  отношение к животному, растительному миру;
- Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей, преодоление чувства скованности, недопонимания, отчужденности между ними;
- Приобщение детей к элементам устного народного творчества, якутскому фольклору, национальной культуре;
- Обучение основам якутского языка русскоязычных детей:
а) Развитие с окружающим миром и обогащать словарный запас слов;
б) Понимать основные содержания повседневного разговора между детьми;
в) Отвечать типичными фразами на знакомые вопросы;
г) Вести простейший диалог из 2-3 реплик на основе изученного словаря;
д) Научить правильно произносить якутские звуки, которые трудно произносятся.


Краткая характеристика и структура программы


Программа охватывает четыре возрастные ступени развития ребенка:
- Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет;
- Подготовительный к школе возраст от 6 до 7 лет.
В каждой возрастной группе программа располагает  разделы:
1. Обычаи и традиции;
2. Быт и культура якутов;
3. Устное народное творчество, фольклор;
4. Национальные игры: подвижные, дидактические, настольные.


Методические рекомендации
Содержание и структура занятий может быть разнообразной: комплексной, многоэтапной, иметь нестандартную форму обучения. Можно компоновать по своему усмотрению. Допускается замена одних произведений, сказок, стихов, песен и пр. другими.
- беседы о народных традициях, обычаях, учения Айыы, знакомство с родословной;
- слушание народных сказок, их инсценирование;
- чтение детских произведений на показе различных видов театров;

- отгадывание и запоминание загадок;
- запоминание пословиц и поговорок;
- заучивание стихов на якутском языке;
- разучивание национальных игр;
- разучивание якутских танцевальных движений и танцев;
- слушание записи музыки, игры на хомусе- усвоение элементов разговорной якутской речи;
- посещение музеев,  театров.
Кроме занятий можно организовать другие  разнообразные формы и методы в своей работе. Приглашение мастеров фольклорного жанра, народных умельцев с целью обучения ребенка с дошкольного возраста к народному пению (тойук, оhуокай, разговорному жанру (чабыр5ах). Эффективной формой работы по ознакомлению детей с народными традициями, обычаями могут быть развлечения, посвященные 12 месяцам (по якутскому календарю, совершение обрядов, ритуалов, обращенные 12 Айыы,  Которые покровительствуют жизни якутов. Работу по воспитанию родственных чувств раннего детства у детей, нужно вести в тесном контакте с родителями, в разнообразной форме. Например, родители с детьми могут составить карту-схему «Семья – сильна корнями», «Мои родственники», с использованием фотографий. Наглядный пример доступный пониманию ребенка.

Средняя группа

Тема занятия

Месяц/ неделя

1

Беседа «Моя Родина – Якутия».

Октябрь/ 1 неделя

2

 Быт и культура якутов. Балаган – традиционное жилище якутов. Лэпбук «Балаган». (домом, орон -кровать, комулуок оhох -печка якутская)

Октябрь / 2 неделя

3

Знакомство с национальной  посудой (чороон, кытыйа и т.п.)

Октябрь/ 3 неделя

4

 Национальная одежда (ырбаахы, этербэс, былааччыйа, сон, ыстаан. Дидактическая игра «Одень куклу»

Октябрь/ 4 неделя

5

Женские украшения (илин кэбиhэр, бастына) – рассматривание изделий из металла, бересты. Ручной труд – бастына.

Ноябрь/ 1 неделя

6

Устное народное творчество. Теневой театр.
Народные сказки «Мышь и лось», «Как ворона стала черной»

Ноябрь/ 2 неделя

7

Загадки о домашних и диких животных (якутские загадки)

Ноябрь /3 неделя

8

Стихи для заучивания «Кып – кыра чычып – чаап» (С. Омоллона)

Ноябрь/ 4 неделя

9

Национальные игры «Куобахтар, боро» (Зайцы и волк, «Ботууктэhии» (Петушиный бой)

Декабрь/ 1 неделя

10

Рисование по национальным мотивам. Орнаменты саахымат (шахматы, тарах ойуу (гребенчатые, тиис ойуу (зубчатый)

Декабрь/ 2 неделя

11

Танцевальные элементы и танцы. Чончоокой, оhуордар (узоры)

Декабрь/3 неделя

12

Элементы якутской разговорной речи. Дорообо (здравствуйте, корсуоххэ диэри (до свидания, баhыыба (спасибо, бу тугуй? (это что, баар (есть, суох (нет) .

Декабрь/ 4 неделя

13

Знакомство с сэргэ- якутская коновязь. Украшение сэргэ

Январь/ 1 неделя

14

Беседа о якутском национальном празднике – ысыах; Значение ысыаха – почитание небесных сил, помогающих людям жить в мире и благополучии. Время и место проведения праздника – туhулгэ.

Январь/ 2 неделя

15

Орудия труда: кыраабыл (грабли). Хотуур (коса)
Снаряжение охотника: ох саа (лук, туу (верша) ;

Январь/ 3 неделя

16

Народные сказки «Лиса и медведь», «Почему зима длиннее, а лето короче»

Январь/4 неделя

17

Загадки: пища, одежда, растения

Февраль / 1 неделя

18

Стихи для разучивания П. Одорусова, С. Винокурова

Февраль/ 2 неделя

19

Пословицы, поговорки, положительные качества и недостатки человека о дружбе

Февраль/ 3 неделя

20

Танцевальные элементы и танцы: Дьиэрэнкэй (подскоки, оhуордар (узоры)

Февраль/ 4 неделя

21

Песни для разучивания «Саас» Г. Петрова, «Куобах, куобах барахсан», «Эрэhиинэ мээчик», «Куобахчаан», «Мэник мээчик» слова П. Тобурокова, мелодия П. Кобельянова;

Март/ 1 неделя

22

Песни для разучивания «Саас» Г. Петрова, «Куобах, куобах барахсан», «Эрэhиинэ мээчик», «Куобахчаан», «Мэник мээчик» слова П. Тобурокова, мелодия П. Кобельянова;

Март/ 2 неделя

23

Национальные игры. «Биhилэх куту», «Тобук таайсыыта», «О5ус уонна чоночок» (Бык и пенек).

Март/ 3 неделя

24

Знакомство с чороном.

Март/ 4 неделя

25

Рисование. Роспись чорона.

Апрель / 1 неделя

26

Рассматривание картин як утского художника А. Сивцева

Апрель /2 неделя

27

Основное занятие – скотоводство и оленеводство. Национальные игрушки. Отражающие быт якутского народа  – корова, кукла, изготовленные из подручных средств

Апрель / 3 неделя

28

Настольные игры – хаамыска,

Апрель / 4 неделя

29

Обучение настольным национальным играм

Май / 3неделя

30

Обучение настольным национальным играм

Май/ 4 неделя

Старшая группа

Тема занятия

Месяц/ неделя

1

Беседы «О культе коня у якутов». Значение коня в жизни древнего человека. Предметы связанные с разведением лошадей (убранство коня, определение масти, возраста лошади (группировки: кулун, убаhа, тый, соно5оо).

Октябрь/ 1 неделя

2

Обычаи, обряды, почитания лошади. Игры, имитирующие скачки.

Октябрь/ 2 неделя

3

Девочка и мальчик. Якутские имена девочек и мальчиков, их значение. Девочка-цветок, украшение земли, нежная, добрая. Мальчик-кузнец жизни. У мальчика  крепкое телосложение, могучая сила воли, доброе сердце. Чтение о богатырях, эпосы, рассказы о сильных и быстрых» (Отрывки из книги Нюргун Боотур Стремительный).

Октябрь/ 3 неделя

4

Быт и культура якутов. Одежда: сон, этэрбэс. Традиционные материалы, украшение одежды.

Октябрь/ 4 неделя

5

Посуда: разновидность чоронов хамыйах, ытык, тымтай

Ноябрь/ 1 неделя

6

Национальные блюда: баахыла, саламат, лэппиэскэ, уолуулээх балык (вафли, саламат, лепешки, рыба)

Ноябрь/ 2 неделя

7

Знакомство с убранством коня: чаппараах (чепрак). Украшение чапаараха

Ноябрь/ 3 неделя

8

Виды сэргэ. Украшение сэргэ

Ноябрь/ 4 неделя

9

Украшения для женщин: илин кэбиhэр, бастына (нагрудное украшение, украшение для головы). Рассматривание изделий народных мастериц

Декабрь/ 1 неделя

10

Предметы быта, охоты, рыболовства. Посещение виртуального музея

Декабрь/ 2 неделя

11

Народные сказки: «Птичка и Алаа-Могус»

Декабрь/ 3 неделя

12

 Народные сказки «Старуха Таал-Таал». Просмотр мультфильма

Декабрь / 4 неделя

13

Загадки: явления природы, животные, орудия труда, части тела человека

Январь/ 3 неделя

14

Пословицы, поговорки о дружбе, товариществе: нравственные качества, воспитывающие положительные стороны, советы;

Январь/ 4 неделя

15

Песни для заучивания: «Таба»

Февраль/ 1 неделя

16

Танцевальные элементы и танцы. «Оhуордар» узоры

Февраль/ 2 неделя

17

Слушание музыки и песен. Исполнение народных инструментов

Февраль/ 3 неделя

18

Национальные игры: тырынка

Февраль/ 4 неделя

19

Игра СОНОР

Март/ 1 неделя

20

ЫСЫАХ. Традиционные элементы праздника: песни – алгыс, встреча солнца, кумысопитие, оhуохай

Март / 2 неделя

21

ЫСЫАХ. Традиционные элементы праздника: спортивные состязания, конские скачки, чья коса длиннее и др.

Март/ 3 неделя

21

Разучивание танца «Атах тэпсиитэ»,

Март/ 4 неделя

22

Стихи для заучивания «Эриэн мээчик»

Апрель/ 1 неделя

23

Рисование по национальным мотивам орнаментов: «Кун ойуу», «Илин хара5а»

Апрель/ 2 неделя

24

Национальные игры: Харах симсии», «Мас тардыhыыта».

Апрель/ 3 неделя

25

Настольные игры: хабылык

Апрель/ 4 неделя

26

Танцевальные элементы и танцы: «Куобахтааhын»,  «Кылыы», «Ыстана», «Танец охотников»

Май / 3 неделя

27

Фрагменты из Олонхо- национального эпоса. Песни (Колесова) Нюргун Боотур Стремительный

Май / 4 неделя

28

Заключительное занятие

Май/ 5 неделя

Подготовительная группа

Тема занятия

Месяц/ неделя

1

Обычаи и традиции.
Якутский священный столб – сэргэ. Знать о разновидностях сэргэ, их основных функциях;

Октябрь/ 1 неделя

2

Национальные игры. Кыаhыланыы, илии аннынан тутум маhынан тахсыы. «Хайан хостооhуна»

Октябрь/ 2 неделя

3

Беседа «О культе огня». Роль огня в жизни древнего человека. Понятие о духе огня (иччи). Обычаи поколения огня (алгыс – благословение)

Октябрь/ 3 неделя

4

Стихи для заучивания: «До5ордуулар» друзья

Октябрь/ 4 неделя

5

Сенокос – ответственная пора для животноводства (обряды, традиции)

Ноябрь/ 1 неделя

6

«Чороонноох уркуу» (танец с чоронами)

Ноябрь/ 2 неделя

7

Народные ремесла якутов, мастера по дереву. Берестяные изделия

Ноябрь/ 3 неделя

8

Народные ремесла, изделия из железа, золота, серебра. Познакомить с местными мастерами

Ноябрь/ 4 неделя

9

«Танец охотников»

Декабрь/ 1 неделя

10

Быт и культура якутов.
Одежда: сон, этэрбэс, дьабака бэргэhэ

Декабрь/ 2 неделя

11

Быт и культура якутов. Национальные блюда: хайах, чохоон, тон балык

Декабрь/ 3 неделя

12

Устное народное творчество. Народные сказки: «Старуха бэйбэрикээн с пятью коровами»

Декабрь / 4 неделя

13

Посуда: деревянная, берестяная, керамическая.

Январь/ 3 неделя

14

Виды чоронов

Январь/ 4 неделя

15

Загадки: «Добро и зло», «Орудия труда человека», «Учеба, наука»

Февраль/ 1 неделя

16

Орудие труда: кыраабыл, атырдьах, хотуур

Февраль/ 2 неделя

17

Снаряжение охотника: батыйа, айа, куйуур

Февраль/ 3 неделя

18

 Украшения для женщин: кисточка для волос

Февраль/ 4 неделя

19

Орнаменты. Сетчатый, «Эриллэ5эс» (спиралевидный)

Март/ 1 неделя

20

Пословицы: поговорки о дружбе, нравственные качества человека

Март / 2 неделя

21

Песни для разучивания: «Мэник мээчик» Т. Дьяконова

Март/ 3 неделя

22

Национальные игры. «Мунхалааhын»

Март/ 4 неделя

23

Рисование по национальным мотивам «Тоно5ос ойуу» (позвонок, арочный)

Апрель/ 1 неделя

24

Национальные игры. «Масс тардыhыыта», «о5ус уонна чоночох» (бык и пенек)

Апрель/ 2 неделя

25

Знакомство с местной поэтессой Майей Ефремовой и ее стихами. Заучивание наизусть

Апрель/ 3 неделя

26

Национальные настольные игры. «Хабылык», «Хаамыска».

Апрель/ 4 неделя

27

Национальные игры: «Ат суурдуутэ»

Май / 3 неделя

28

Танцевальные элементы: «Дьиэрэнкэй»

Май / 4 неделя

29

Орнаменты. Копытцевидный, лировидный. Рисование расписного чепрака, чорона, берестяного ведерка

Май/ 5 неделя

30

Заключительное занятие.





Литература


1. Аммосова Е. Е. «Ремесла предков 1989. Вчера и сегодня»;
2. «Загадки и пословицы» (сост. А. П. Оконешникова, 1994г.) ;
3. Неустроев Б. Р. «Саха орнаменнара», 1991г. ;
4. Федоров А. «Обугэлэрбит оонньуулара»;
5. «Песни тайги. Стихи поэтов Якутии», дошкольный возраст;
6. «Сказки и предания Севера», 1965г. ;
7. «Фольклор юкагиров Верхней Колымы», 1989г. ;
8. Эргис Т. У. «Очерки по якутскому фольклору», 1974г. ;
9. «Якутские загадки» (сост. С. П. Ойунский, 1975г.) ;
10. «Якутские сказки» (сост. Д. К. Сивцев, П. Е. Ефремов, 1990г.) ;
11. Сборник стихов Винокурова С. И. ;
12. Сборник стихов Одорусова П. П. ;
13. Васильев П. К., Охлопков М. К. «Сахалыы оонньуулар»;
14. Хрестоматия для дошкольников;
15. Тобуроков П. «Куннуун оонньуур куорэгэйдэр»;
16. Курилов Н. «Почему олень рассмеялся».
17. Петрова Т. «Саха тыла 1 год обучения», Якутск. 1993.
18. Афанасьев Л. А. «Айыы уорэгэ», Якутск. 1993.
19. «Якутский фольклор для детских садов», 1993.
20. Кружок родного языка и народного фольклора (из опыта работы учительницы школы №2 г. Якутска Избековой Л. К.) .
21. «Пословицы и поговорки. Слово меткое-стрела острая» (сост. Н. В. Емельянов, 1965г.)
22. Программа по ознакомлению с якутской культурой в русскоязычных садах. 1993г.
23. Чомчуук саас №4. №1. 2009, 2010г.
24. Хабарова М. В. «Народное искусство Якутии»
25. Программа по ознакомлению с якутской культурой в русскоязычных садах. 1990г.
http://www.maam.ru/detskijsad/programa-oznakomlenija-s-nacionalnoi-kulturoi.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованного представления для детей "Ярмарочный балаган"

театрализованное взрослыми представление в народном стиле для детей дошкольного возраста...

Технологическая карта экскурсии по музею-балагану

Посещение музея- балагана в с. Антоновка, с целью  формирования знаний детей старшего дошкольного возраста о музее своего села в процессе составления описательных рассказов, и воспитания бережног...

Участие воспитанников и педагогов ДОУ в осенней Ярмарке "Весёлый балаган"

Кулундинская районная общественная организация возрождения традиционной русской культуры «Разноцвет» в 2021 году стала победителем в конкурсном отборе негосударственных некоммерческих орга...

Участие воспитанников и педагогов ДОУ в осенней Ярмарке "Весёлый балаган"

Кулундинская районная общественная организация возрождения традиционной русской культуры «Разноцвет» в 2021 году стала победителем в конкурсном отборе негосударственных некоммерческих орга...

Осенняя ярмарка "Веселый балаган"

Участие педагогов и воспитанников в осенней ярмарке...