Конспект ООД по познавательному развитию "Загадочное молоко" в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Сат Туяна Сергеевна

Знакомство детей тувинской национальной кухней (молочной пищей), учить называть блюдо на тувинском языке, проводить элементарные и доступные опыты с молоком строить гипотезы и искать ответы на вопросы, анализирую результат экпериментальной деятельности. развивать у детей познавательный интерес к процессу организаций к элементарных исследований, наблюдений и опытов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Дюймовочка»

Конспект

организованной образовательной деятельности

Тема: «Загадочное молоко»

Образовательная область «Познавательное развитие»

старшая группа

               

подготовила и провела воспитатель: Сат Т. С.

Хову – Аксы 2022 г.

Конспект

организованной образовательной деятельности

Тема: «Загадочное молоко»

Образовательная область «Познавательное развитие»

старшая группа

Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. Продолжить знакомить детей с обычаями и традициями тувинцев.  

Задачи:

Обучающая:

Познакомить детей с тувинской национальной кухней (с молочной пищей) Учить называть блюда на тувинском языке

Развивающая:

обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследованийэкспериментов, наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;

развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.

Воспитательная: Воспитывать уважение к обычаям и традициям тувинского народа.  

Материал и оборудование: пластиковые тарелки, ватные палочки, молоко, гуашь, жидкое мыло;

подносы; мультимедийное  оборудование, презентация по теме занятия,

фартуки; карточки для записи наблюдений, простой карандаш.

Предварительная работа:

чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молочных продуктах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Приветствие. Экии! Дети загадаю вам  загадку, а вы ее отгадайте и узнаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить.

Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой,
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, кушай мой, дружок!
Дети: Молоко. Воспитатель: Угадали, молодцы. Сегодня на занятии мы будем говорить о молоке.

  1. Мотивационный побудительный этап.

-Посмотрите, что это? (на столе лежат молочные блюда).

- Ребята, что лежат на столе? (называют на тувинском языке)

-Да, ребята,  курут , божа, чокпек

- Кто скажет, из чего приготовлены эти блюда? (из молока). Молоко – сут.

ll. Организационно-поисковый этап

1.Сообщение темы занятия.

- Мы сегодня познакомимся с разными видами молочной пищи (ак чем), которую умели готовить наши прапрабабушки, бабушки. Вам интересно? Давайте сядем и посмотрим.

Молочная пища – это национальная еда тувинцев. Эти блюда были на столе в каждой тувинской семье. (слайд 1)

- Помните, мы с вами говорили, что одной из главных традиций у тувинского народа – было гостеприимство, появление в доме гостя всегда воспринималось как событие огромной важности.

Гостей усаживали в почетном углу юрты по старшинству и потчевали всем, чем были богаты хозяева. На столе обязательно была молочная пища.

Молоко и все молочные продукты – самый почитаемый продукт у бурят (слайд 3). С глубокой древности белое молоко ежедневно подносили духам в жилище и за его пределами; при отправлении в дальнюю дорогу вслед брызгали молоком, чтобы путь его был широким и чистым; белой пищей угощали духов местности; при возведении новой юрты тоже брызгали молоко. Символом гостеприимства считается ак чем (белая пища) - гостям подается пиала с молоком, которую нужно пригубить. У тувинцев есть древний обычай: на стол гостю, прежде всего, ставят что-либо молочное, будь то сметана, сливки, будь просто молоко

Воспитатель: Приглашаю вас в юрту  на попробовать белую пищу.

 А также у нас  приняты играть разные игры

Физминутка. Юрта, юрта, круглый дом, (шагаем на месте) Побывайте в доме том! (развели руки в стороны) Гости явятся едва (повороты туловища влево-вправо) В печку прыгают дрова. (прыжки на месте) Печка жарко топится, (хлопаем в ладоши) Угостить торопится. (присели) Ладушки, ладушки, (хлопаем в ладоши) Круглые оладушки. (шагаем на месте)

  Воспитатель: Ребята вы знаете, что из молока не только готовят белую пищу, еще и можно проводить опыты с молоком

Воспитатель: В лабораторию чудес я приглашаю  вас. Проведем  наши опыты с молоком.

Дети: Одеть фартуки. нарукавники, шапочки.

Воспитатель: Напомните мне пожалуйста правила поведения в лаборатории?

Дети: Не шуметь, не трогать со стола без разрешения материалы для опытов…..

Дети садятся за столы.

ОПЫТ « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»

Воспитатель: Дети вы любите рисовать? На чем вы рисуете?

Дети:  На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…

Воспитатель: Чем обычно рисуете?

Дети:  Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…

-Воспитатель: А на молоке кто-нибудь из вас рисовал?

Дети: Нет

Воспитатель: Хотите попробовать?

Дети: Да.

Воспитатель: На столах стоит молоко в тарелках. Надо добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски.

Возьмите другую, чистую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости жидкого мыла, касаемся молока. Только касаемся!

А потом начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

Воспитатель: Для этого опыта для вас есть другая подсказка: М+К+М=?

Воспитатель: Мы видим как краски двигаются. Потому что  жидкое мыло соединяясь с молоком отталкивает жир и заставляет краски двигаться.  

Потому что молоко состоит из разных веществ: жиры, белки, углеводы и минералы.

Воспитатель: Результат этого опыта мы запишем в карточке наблюдений знаком :спирали.

Воспитатель: А сейчас пришло время открыть секрет ,что же нарисовано в моем письме. Посмотрите, что у меня есть? Ткань и утюг. Утюг сильно нагретый, и сейчас я поглажу горячим утюгом мое письмо.

(Воспитатель проглаживает лист , на нем появляется «лайк»)

Воспитатель: В молоке есть вещества, которые под действием тепла разрушаются и становятся видимыми.Что же на рисовала я вам в своем письме?

Дети: МОЛОДЦЫ!

Анализ.

Воспитатель: Вам понравились опыты?

Дети: Да.

Воспитатель: С каким продуктом мы делали опыты?

Дети: С молоком.

Воспитатель: Что еще делать из молока?

Дети: Белую пищу

Воспитатель: Какую белую пищу вы знаете?

Дети: Курут, Божа, чокпек  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств"

Продолжаем знакомить детей с нашими органами чувств...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию.«Откуда к нам хлеб пришел?»(старшая группа) Программное содержаниеПознакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнера, п...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Водичка - водичка"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе   Тема: «Водичка-водичка»   Цель: Закрепить в процессе игры знания детей о свойствах воды.   Задачи: Побуждать к о...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...