Проект "Быт и традиции народов Поволжья"
проект (средняя группа)

Пасаман Галина Фёдоровна

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, г. Самара, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_byt_i_traditsii_narodov_povolzhya.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Проект  

«Быт и традиции народов Поволжья»

                                                                                                               Автор:

                                                                                                              Пасаман Г.Ф.                                                                                                                                                                              

Самара, 2021

Вид проекта: Информационный

Направление: Познавательное развитие

Разработчик проекта: воспитатель Пасаман Г.Ф.

Продолжительность проекта: Долгосрочный (октябрь- май) 2021-2022 г.

Участники проекта: воспитанники средних групп № 44, родители (законные представители).


Этапы проекта

I этап проекта: «Организационно-подготовительный»

Актуальность: «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, г. Самара, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это — русские, татары, чуваши, мордва и т. д. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народов Поволжья формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.

Гипотеза: Нужно знать традиции и обычаи не только своего народа, но и всех народов, населяющих нашу необъятную Родину. И тогда нам с Вами будет легче понимать друг друга и не оскорблять чувства собственного достоинства людей других национальностей.

Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств через углубленное изучение быта и традиций народов Поволжья.

Основные задачи проекта:

1. Создание культурно-образовательной среды в группе.

2. Знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Поволжья.

3. Вовлечение детей в художественную деятельность, развитие детского творчества,

умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента.

4. Обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений.

5. Воспитание нравственно-патриотических чувств; воспитание у ребенка любви и привязанности к родному краю; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов Поволжья; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.

Планирование деятельности:

  • Изучение литературы по теме (взять в библиотеке нужные книги; найти информацию в сети Интернет).
  • Знакомство с темой «Народы Поволжья»
  • Подбор иллюстраций, развивающих игр по теме.
  • Работа с родителями: беседы, дискуссии, консультации, домашние задания, советы и рекомендации по данной теме.

Ожидаемые результаты проекта:

- Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.

- Укрепление образовательного поля «ребенок –  семья - учреждение – общество».

- Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.

 -Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства.

Технологии и методики, используемые в работе:

  • «Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003                            
  • Русские народные игры» http://www.laduski.ru     
  • Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.                                                                
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
  • Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.
  • Николаева Э,Ф., Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012.

Характер контактов: внутри ДОУ, в контакте с семьями воспитанников

II этап проекта «Практическая деятельность»

Октябрь

Беседы на тему «Народы Поволжья»

Посещение музея русского народного творчества

Ноябрь

Костюмы (русские, чуваши, татары, мордва, узбеки, казахи) Беседы и фото.

Кухня народов разных стран

Итог: презентация

Декабрь

Продуктивная деятельность: раскраски, аппликации (кукла)

Создание книжки-малышки «Национальные костюмы»

Создание книжки-малышки «Кухня»

Январь

Устное народное творчество «Сказки Поволжья»

Пословицы, поговорки, колыбельные песни, сказки (альбом, фото)

Итог: презентация

Февраль

Уголок народного творчества

 «Игры народов Поволжья» (картотека игр)

Март

«Праздники народов Поволжья» (альбом)

Дидактические игры на тему «Подбери к костюму», «Выбери блюдо»

Итог: презентация

Апрель

Национальные узоры (раскраска, роспись)

Национальная посуда (роспись)

              Итог: презентация

Май  

ПРОДУКТ ПРОЕКТА

Патриотический уголок «Дружба Народов»

Методическое пособие лэпбук «Знатоки родного края»

III этап проекта «Заключительный»

Продукт проектной деятельности:

  • Разработка методического пособия «Знатоки родного края».
  • Создание картотеки подвижных игр народов Поволжья.
  • Создание центра народного творчества.
  • Создание центра патриотического воспитания.
  • Выставка творческих работ детей

Анализ и оценка результата проекта: Гипотеза подтвердилась. Мы достигли ожидаемого результата. Поставленные цели и задачи успешно реализованы.

Перспективы развития проекта: Данный проект может быть использован для дальнейшей работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...

Статья "Приобщение детей к народной культуре и традициям народов Поволжья».

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, нар...

Сценарий проведения развлечения " Традиции народов Поволжья"

Для  этнокультурного  развития дошкольников, сотрудничества с родителями воспитанников и воспитания толерантности....

Перспективный план ознакомления детей с культурой и традициями народов Поволжья

План составлен в целях реализации региональной инновационной площадки "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях построения воспитательной системы образовательного...

Перспективный план работы на тему: «Знакомство с культурой и традициями народов Поволжья»

Перспективный план работы в старшей группе на тему: «Знакомство с культурой и традициями народов  родного  края»...

Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»

Вид проекта: познавательно-творческий.Участники проекта: воспитатели, дети старшего и подготовительного возраста, родители воспитанников. Продолжительность проекта:  октябрь 2018 ...

Беседа «Ознакомление дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска пут...