Модель воспитывающей культурной среды "Моя национальность".
методическая разработка

Модель воспитывающей культурной среды "Моя национальность".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузнецова Елена Сергеевна, МДОУ «Детский сад №41», 456655, Челябинская область, г. Копейск, ул. Елькина, дом 2.

Бережное отношение к культурному наследию  России  и традициям многонационального народа Российской Федерации, формирует у обучающихся МДОУ чувства патриотизма, гражданственности. В основе этого процесса - социо-культурные и духовно-нравственные ценности, принятых в российском обществе,  правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

В   МДОУ «Детский сад № 41» Копейского городского округа «Гнездышко» образовательная и воспитательная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Основной общеобразовательной программой и программой воспитания.

Программа воспитания нашего МДОУ трактует  современный        национальный        воспитательный        идеал        как   высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Педагоги  нашего дошкольного  учреждения создали модель  проектной деятельности, воспитывающей культурной среды в ДОУ. Они привлекли  внимание других участников образовательного процесса (социальных партнеров, коллег- педагогов, родителей и самих детей)  к проблематике воспитания подрастающего поколения.  Активно использовался региональный компонент  Программы воспитания. Через краеведческую работу ДОУ был поставлен  акцент на  следующие  направления: патриотическое воспитание, изучение истории семьи, укрепление семейных традиций,  сохранение и

преумножение культуры и истории Южного Урала, национальные (общенациональные) ценности.

Мы считаем проектную деятельность как одно из наиболее перспективных и инновационных методов, занимающих особое место в практике использования образовательных учреждений, способствующих решению многих задач обучения, воспитания и развития дошкольника. Иными словами, это такая педагогическая технология, которая ориентирована на применение имеющегося опыта у ребенка и приобретения новых знаний.

Нами была разработана модель «Моя национальность»

Цель проекта: формировать основы национального самосознания и любви к Родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей.

Задачи проекта:

- познакомить детей с традициями, обычаями и культурой разных национальностей Южного Урала;

- воспитывать патриотов, знающих и уважающих традиции своей семьи, края, Родины;

- воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей;

- в ходе рассказов учить детей строить связные высказывания, применяя разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;

- развивать умения раскрывать тему и основную мысль в рассказах детей.

Работа над проектом состояла из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный. (Приложение 2)

В центре модели находится проект «Моя национальность». Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), «коррекционно-развивающая работа» реализуется посредством интеграции пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Таблица 1 – интерпретация пяти образовательных областей по реализации проекта «Моя национальность»

Образовательные области согласно ФГОС ДО

Мероприятия

Участники

Социально-коммуникативное
развитие

Беседа на тему: «Всегда у нас в почете был национальный костюм»

Игра-упражнение: «Загадай, мы отгадаем», сравнение национальных костюмов.

Воспитатель, логопед, дети

Познавательное
развитие

Игра-упражнение: «Угадай слово»

Дидактическая игра: «Чей узор» Рассматривание элементов костюмов,  фотографий и семейных альбомов.

Воспитатель, логопед, психолог,  дети

Речевое развитие

Пересказ сказок разных национальностей: «Лиса и медведь», «Василиса прекрасная», «Волшебное кольцо».

Рассказ стихотворения по мнемотаблице : «Лучшее богатство» О.Александрова. Составление рассказов: «Национальность моей семьи»

Воспитатель, логопед, дети

Художественно–эстетическое развитие

Чтение сказок:

Татарские сказки: «Водяная», «Волшебное кольцо», «Гульчечек».

Чувашские сказки: «Иван – батыр», «Лиса и дятел», «Лиса – плясунья».

Русские народные сказки: «Василиса прекрасная», «Золотой конь»,«Как мужик гусей делил».

Мордовские сказки: «Лиса и медведь»,

«Сыре – варда», «Чучело в перьях».

Чтение стихотворений:

«Российская семья» В. Степанов, «Лучшее богатство» О. Александрова, «Откуда ты родом».

 Прослушивание  национальных песен

Разучивание мордовского танца «Вадря»

Аппликации: «хоровод дружбы», «Мир национальных узоров», «декоративная роспись рубашек и сарафанов»

Изготовление национальных костюмов, приготовление национальных блюд

Воспитатель, логопед, музыкальный работник, дети, родители

Физическое развитие

Чувашские игры: «Бои петухов», «Воробьи и кошки», «Иголка, нитка, узелок».

Мордовские игры: «Лапта»

Татарские игры: «Угадай и догони»(читанме, бузме,

 «Скок – перескок» (Кутчем – кум)

Русские народные игры: «Рыбаки и рыбы», «Змейка», «Горелки».

Проговаривание пословиц и поговорок народов разной национальности, уточнение незнакомых слов, работа над пониманием смысла пословиц и поговорок.

Воспитатель, логопед, инструктор физического воспитания, дети

Последовательность реализации проекта «Моя национальность» позволила нам разработать модель воспитывающей культурной среды. Она включает в себя:

- взаимодействие ребенка ТНР с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;

- объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей.

Данная модель воспитывающей культурной среды в нашем дошкольном образовательном учреждении  ориентирована на развитие инновационной деятельности по реализации регионального компонента воспитательной Программы ДОУ.  Формирование воспитывающей социо-культурной среды и поиска инновационных практических решений  значительно повысило   эффективность краеведческой работы  в МДОУ «ДС 41» КГО.  Наш детский сад стал социо-культурным центром  поселка Горняк Копейского городского округа.


Приложение 1

Анкета для родителей «Семейные традиции»

Уважаемые родители!

В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.

1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?

       1)да, обязательно;            

       2) возможно, если они сами собой сложились;

       3)нет, это пережитки прошлого.

2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?

      1)        дни рождения членов семьи;    

     2) коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др. ;

     3) религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники    

     4) государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др.);

     5)день создания семьи;              

     6) профессиональные праздники;

    7)оформление фотоальбомов;    

    8) воскресные семейные обеды (ужины);

    9)проведение семейных советов;      

   10) другое____________________.

3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

       1)спорт;  

      2) рыбалка;  

      3) домашние животные;  

      4) шитье;  

      5) шахматы;

      6)чтение;  

     7) компьютерные игры;  

     8) рукоделие;  

     9) музыка;

   10)коллекционирование;    

   11)  другое____________________________ .

4. К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка?

1)спорт;  

2) рыбалка;  

3) домашние животные;  

4) шитье;  

5) шахматы;

6)чтение;  

7) компьютерные игры;  

8) рукоделие;

 9) музыка;

10)коллекционирование;    

11)  другое____________________________ .

5. Какой труд объединяет вашу семью?

1)работа на даче, ремонт квартиры, уход за домашними животными;

2)индивидуальная трудовая деятельность;

3)общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи;

4)другое ______________________________________________ .

6. Есть ли в вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка?

1)мама;  

2)бабушка;    

3)прабабушка;  

4)няня (гувернантка);

5)папа;  

6)дедушка;    

7)другие родственники.

7. Организуете ли вы специально деятельность ребенка?

1)совместное чтение;  

2)прогулки на природе;  

3)обучение рукоделию;

4)развивающие игры;  

5)занятия спортом;

6)наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело;

7)специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;

8)другое ___________________________________________ .

8. Ваши предложения педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения

Спасибо за сотрудничество!


Приложение 2

Содержание проекта «Моя национальность»

Этап проекта

Вид работы

Сроки

1

Подготовительный этап

Изучение теоретического аспекта вопроса «Формирование связной речи (пересказ, составление рассказов) в рамках реализации проекта «Моя национальность»

Октябрь

Подбор методической литературы и пособий, картинного материала для реализации проекта

Подбор наглядно – дидактического материала   (картотека  речевых упражнений, пословиц и поговорок, иллюстраций, подвижных игр народов Южного Урала с созданием предметно – развивающей среды проекта)

Сбор информации – рассматривание семейных альбомов, рассматривание иллюстраций народных костюмов, работа с энциклопедией, посещение местного музея.

Анкета для родителей «Наша семья и национальные традиции».

Составление плана  рассказа о национальности

2

Основной этап

Беседа на тему: «Всегда у нас в почете был национальный костюм»

Ноябрь–декабрь

Игра-упражнение: «Загадай мы отгадаем», сравнение национальных костюмов.

Игра -упражнение: «Угадай слово»

Дидактическая игра: «Чей узор», рассматривание элементов костюмов, рассматривание фотографий и семейных альбомов

Аппликации: «хоровод дружбы», «Мир национальных узоров», «декоративная роспись рубашек и сарафанов»

Беседа о национальной кухне, быте, традиции народов.

Чтение сказок разных народов.

Рисование на тему: «Национальные костюмы»

Встреча с национальными куклами.

Национальная кухня «Своими   руками»

Составление рассказа «Моя национальность»

3

Заключительный этап

Итоговое мероприятие с родителями и детьми «моя национальность». Презентация и рассказ детей  о своей национальности

Декабрь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПО ИННОВАЦИОННЫМ ПРАКТИКАМ СОЗДАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Модель воспитывающей культурной среды «Моя национальность» Челябинская область 456655 Челябинская область, г. Копейск, Ул. Елькина , дом 2, МДОУ «Детский сад №41» КГО Дети старшей группы компенсирующей направленности с ТНР ( 5-6 лет) В реализации модели принимало участие 12 человек Кузнецова Елена Сергеевна +79123085105, tomlen31@mail.ru

Слайд 2

Модель воспитывающей культурной среды «Моя национальность»

Слайд 3

Принципы формирования воспитывающей культурной среды принцип гуманизма принцип ценностного единства и совместности принцип общего культурного образования принцип следования нравственному примеру принципы безопасной жизнедеятельности принцип совместной деятельности ребенка и взрослого принцип инклюзивности

Слайд 4

Функционирование модели воспитывающей культурной среды « Моя национальность» модели воспитывающей культурной среды «Моя национальность» Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап Педагогический коллектив Дети старшего дошкольного возраста с ТНР (5-6 лет) Родители (законные представители) Социальные партнеры

Слайд 5

Эффективность модели воспитывающей культурной среды « Моя национальность»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модель воспитывающей культурной среды по художественно-эстетическому воспитанию».

Материал содержит модель и описание модели воспитывающей культурной среды ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию...

Моделирование воспитывающей культурной среды по формированию экологической культуры для детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:устойчивых знаний ...

Всероссийский конкурс по инновационным практикам создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях.

Тема "Мы разные, но вместе" Модель воспитывающей культурной среды формирования культурных ценностей...

Воспитывающая культурная среда в ДОУ с использованием средств музейной педагогики

Воспитывающая культурная среда в ДОУ с использованием средств музейной педагогики...

Создание воспитывающей культурной среды в группе для детей раннего возраста с ОВЗ

Среда образовательной организации – элемент воспитательной системы учреждения, комплекс природных, материальных, предметно-эстетических, социальных элементов, в процессе освоения котор...

Модель воспитывающей среды в ДОУ

Как построить воспитывающую среду, на какие принципы опираться,   какие линии предусмотреть при её построении,.  в данной работе представлена модель воспитывающей среды нашего ДОУ....