«Применение кейс-технологий в образовательной деятельности краеведческой направленности»
методическая разработка

Белоусова Инна Владимировна

 Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей не только представления об окружающем мире, но и воспитывать определенные качества и ценности, в том числе гражданско-патриотические основы уважительного отношения к малой Родине, гордость за свое Отечество, чувство патриотизма.

Что мы можем сделать, чтобы появились эти чувства гордости, патриотизма, чувство Родины. Чувства формируются через впечатления, удивление, восхищение, переживание. Восхищение красотой родного края, удивление  неожиданными фактами истории,  сопереживание людям, благодаря которым создан и развивает наш  город и область.

Для формирования этих переживаний и впечатлений нами применяются комплекс разных форм работы: экскурсии, авто-дидактически игры, настольные и напольные игры, игры – моделерирование, лэпбуки, подвижные игры, театрализованная деятельность.

В этом году данный комплекс был расширен благодаря включению кейс-технологий, которые уже хорошо себя зарекомендовали в образовательной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 кадр. «Применение кейс-технологий в образовательной деятельности краеведческой направленности»

2 кадр. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей не только представления об окружающем мире, но и воспитывать определенные качества и ценности, в том числе гражданско-патриотические основы уважительного отношения к малой Родине, гордость за свое Отечество, чувство патриотизма.

Что мы можем сделать, чтобы появились эти чувства гордости, патриотизма, чувство Родины. Чувства формируются через впечатления, удивление, восхищение, переживание. Восхищение красотой родного края, удивление  неожиданными фактами истории,  сопереживание людям, благодаря которым создан и развивает наш  город и область.

3 кадр. Для формирования этих переживаний и впечатлений нами применяются комплекс разных форм работы: экскурсии, авто-дидактически игры, настольные и напольные игры,

4 кадр. игры – моделерирование, лэпбуки, подвижные игры, театрализованная деятельность.

5 кадр. В этом году данный комплекс был расширен благодаря включению кейс-технологий, которые уже хорошо себя зарекомендовали в образовательной деятельности.

Что такое кейс-технология и почему мы стали их применять

  • casus (лат.) – запутанный, необычный случай;
  • case (анг.) – портфель, чемоданчик

Кейс-технология – это прежде всего общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа реальных или вымышленных ситуаций

-инновационная образовательная модель с использованием активных методов организации детской деятельности.

-общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

-интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций

6 кадр. Главное предназначение кейс-технологии - развивать способность исследовать различные проблемные ситуации  и находить их решение.

Актуальность применения кейс-технологии: вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации уже не столько на формирование знаний, сколько на формирование актуальных умений и навыков анализа ситуации, классификации информации, поиска решения, развития аналитического и  творческого мышления

Задачи:

  • Развивать у детей способность работать с информацией (анализ, классификация проблемы, т.е. находить решение конкретной проблемы).
  • Развивать связную, грамматически правильную речь.
  • Развивать аналитическое, творческое мышление.
  • Формировать навыки коммуникативного взаимодействия.

7 кадр. Итак, предлагаем вам познакомиться с опытом нашего детского сада по применению кейс-технологий в краеведении. Кейс-игры разработанны в процессе реализации дополнительной программы «Машина времени», направленной на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края и отечественной историей

Мы используем элементы данной технологии. Но, работая в данном направлении, можно создать полноценные варианты игр для проблемно-ситуативного обучения.

Кейс 1 «КУЗБАСС В ДРЕВНОСТИ»

Каждый кейс представлен в виде деревянного короба,  содержит три тематических игры.

8 кадр. 1. «На раскопках»

 

Детям предлагается представить себя археологами, вооружиться кисточкой, и отправиться на поиск артефактов (топор, гарпун, копье, кости мамонтов, камень с рисунком). Находки вызывают у детей бурю эмоций, и далее мы рассуждаем, что можно сказать о первобытных людях по найденным предметам, которые находятся в руках у детей. Что они умели делать, чем занимались, на кого охотились. Дети анализируют не картинки или фото, а муляж реальных предметов.

9 кадр. 2. «Карта – «Кузбасс в древности»

Чтобы познакомить детей с тем, где, в какой местности Кузбасса был обнаружен настоящий древнекаменный каменный клад, останки мамонтов, рисунки первобытных людей - на карте располагаются картинки – подсказки, дети знакомятся с ними, соотносят подсказки с найденными предметами и располагают свои находки на карте Кемеровской области.

-орудия труда в районе города Белово, и окрестностях Новокузнецка;

-останки мамонтов нашли в Кемеровской области  - в Беловском, Гурьевском, Прокопьевском районах, у села Шестаково в Чебулинском район

10 кадр. 3. «Древние» животные – «Современные» животные»

В те далекие времена природа нашего края была совсем другой. Здесь жили животные, которые давно уже вымерли: сибирские шерстистые носороги, дикие лошади, пещерные медведи, первобытные бизоны, мамонты. Чтобы познакомить детей с животным миром каменного века им предлагается задание, в котором нужно классифицировать картинки животных на две группы «Древние» животные – «Современные» животные». Дети легко с эти справляются и расставляют на карте животных первобытного мира.

 

11 кадр. Стойки с животными  можно расположить на крышке кейса, либо на карте Кемеровской области. Либо в экспозиции первобытного леса, как это представлено на фото.

Обратите внимание, что кейсы многофункциональный и даже крышки используются с работе.

12 кадр. «Охота на мамонта»

Дополнительного, можно предложить детям отправиться на первобытную охоту, в ходе которой они узнают о том, какое животное было самым крупным в те времена, как происходила охота на мамонта . Мамонтов можно сделать самостоятельно из картона и шерстяных ниток, либо использовать деревянные заготовки.

13 кадр. Кейс 2 «ОСВОЕНИЕ СИБИРСКОГО КРАЯ»

14 кадр. 1. «Как изменялись границы Российского Государства?»

Мы видим карту России, на которой можно выделить

- границы страны в пределах 9-10 века (1000 лет назад)  – когда это была «Киевская Русь»

- границы в пределах 16 века (500 лет назад) – когда было образовано уже «Российское государство», а Москва стала главным городом, вокруг которого были обеденены русские княжества.

- современные границы.

15 кадр. На основе данной карты, дети могут сравнивать и рассуждать, как изменялись размеры нашей страны, как менялись столицы. Отсюда у детей возникают много вопросов – как, благодаря чему наша страна стала такой большой. И далее вместе мы находим ответы, на поиск которых дети уже мотивированы, так как это их собственные вопросы.

Чтобы узнать, как наш край стал частью большой страны, предлагается следующая игра данного кейса. Но, предварительно, мы вместе с детьми отправляемся в экспедицию, вместе с войском казаков, под предвадительством Ермака Тимофеевича, передвигая корабль казаков по карте России в сторону Сибирских земель. Изготавливаем из картона Пищаль – одно из первых огнестрельных оружий, и помогаем Ермаку победить Сибирское ханство, и присоединить сибирские земли к России.

16 кадр 2. «Присоединение Сибири к России  - как наш край стал частью России»

И уже в следующей – второй игре кейса- детям предлагается рассмотреть стойки с сюжетными картинками, относящимся к разным историческим эпохам, классифицировать и выбрать именно те картинки, которые относятся ко времени освоения и присоединения Сибири к России?

На основе отобранных стоек, мы повторяем, кто помог завоевать новые земли, как были вооружены казаки, чем отличалось вооружение казаков и сибирских татар.

17 кадр 3. «Где проживают коренные жители нашего края?»

Третья игра кейса позволяет познакомиться с коренными жителями нашего края,

найти место проживания коренных жителей  на карте Кузбасса. Коренные народы представлен как в виде кукол, также можно представить в виде бумажных стоек. Такой наглядный обьемный  демонстрационный материал позволяет оставить яркие впечатления и способствует лучьшему усвоению информации.

В юго-восточной части западной Сибири, преимущественно на юге Кемеровской области, проживает небольшой тюркоязычный народ, это шорцы. Они, в свою очередь, делятся на разные  этнические группы, но российские власти в свое время не захотели  глубоко вдаваться в этнические нюансы этой народности, поэтому одним махом во всех официальных документах многие тюркоязычные народности Южного Кузбасса зачислили «шорцами» - так было проще вести отчеты. Сегодня шорцев в России всего 14-17 тыс. человек. Большинство из них, примерно две трети, проживает в Кемеровской области

18 кадр Кейс 3 «КУЗНЕЦКИЙ ОСТРОГ»

Следующий кейс полностью посвящен «Кузнецкому острогу». На крышке кейса представлена схема острога. Детям предлагается помочь русским служивым людям построить «Кузнецкий острог», на основе предлагаемой схемы.  

19 кадр 1. «Как был построен Кузнецкий острог?»

Дети с большим увлечением занимаются любым конструированием, а когда это стилизованный конструктор и на их глазах возникает целый город, с избами, башнями, воротами, «частоколом» огораживающим город, и даже рекой, лесом, животными - это оставляет неизгладимое впечатление.

А полученный результат позволяет уже анализировать и рассуждать: как зачинались города-остроги, где их строили, как выбиралось место для строительства, как внутри были устроена остроги.

Первый острог, который возник в нашем крае, получил название – «Кузнецкий». Место для строительства острога было выбрано очень удобное: слияние двух рек, которые заменяли в те времена дороги, вокруг обширные поля для пашни и для скота, недалеко лес для охоты, много рыбы в реках.

20 кадр

Не менее важными является тема предназначения городов – острогов.

«Зачем был построен Кузнецкий острог?» - на этот вопрос дети также могут ответить анализируя внутреннее и внешнее устройство своей постройки.

  это было местом проживания

 для  хранили арсенал

  для хранения провианта для служивых людей

  для защиты новых земель

  для защиты коренных жителей Сибири

от нападения воинственных племен

  чтобы собирать дань с новых подданных государя

21 кадр  последний. 4 кейс, который создан на данный момент, посвящен «Промышленному развитию Кузбасса», которое началось с открытия Михайло Волкова, этому событию посвящена первая игра.

22 кадр  «В чем ошибся художник? или «Найди 5 отличай»

Дети сравнивают картины, анализируют, находят отличия.

23 кадр.

Вторая игра – представляет конструкцию – макет, воссоздающую событие «Открытия Михайло Волковым «Горелой горы».

Чтобы собрать макет, детям предлагается разложить детали с картинками в правильной последовательности. Картинки отражают историю обнаружения и использования угля.

24 кадр

На картинках изображены:

-«Горелая гора»

-заводы, которые работали на дровах и нуждались в новом топливе

-шахты

-орудия труда шахтера

Предварительно с детьми проводятся занятия, позволяющие справиться с заданием.

25 кадр

Дети увлекаются, проявляют фантазию, оживляют макет, воссоздают реку и каменноугольный пожар из ткани.

26 кадр

3. «Старинные» помощники шахтера – «Современные» помощники шахтера»

В третьей игре, детям необходимо классифицировать предметы на «Старинных» и «Современных» помощников шахтеров. Порассуждать как они помогали и помогают шахтерам.

27 кадр

Дополнительно, данная игра позволяет изучить профессии шахтерского труда, современные и так называемые «вымершие» профессии: например саночника и коногона.

Недоумение здесь вызывает птичка в клетке. Опираясь на вопросы и интерес детей мы находим ответ о роли канарейки, являвшейся тогда первым спасателем, предупреждавшим о наличие опасных для жизни людей газов.

 Справочная информация

В те времена в шахте можно было встретить рабочих такой необычной профессии, как саночник, который тащил санки с породой на поверхность. В 19 веке «саночников» заменили на лошадей. Рабочих, управляющих животными, называли коногонами. Погонные лошади, помогали вывозить уголь на поверхность. Позже для извлечения ископаемых стали применять тачки и вагонетки.

В прежние времена, клетки с канарейками заносили в шахты для того, чтобы проверить их на наличие опасных для жизни газов. Канарейки очень чувствительны к мельчайшим примесям газа в воздухе, поэтому если птица умирала или начинала вести себя неестественно, то шахтеры немедленно покидали опасное место


28 кадр – Что в результате

- в области познавательного развития: формирование интереса, расширение представлений о  малой родине, истории, традициях родного края

- в области патриотического воспитания: формирование чувства принадлежности к своей малой Родине, воспитание чувства гордости за его достижения, любви к родному краю

- в социально-коммуникативногой области: развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания

Хочется подчеркнуть, что при использовании предлагаемых форм работ, дети приобретают социальный и познавательный опыт анализа предлагаемой информации и поиска ответов на вопросы, учатся задавать вопросы, аргументировать ответ, участвовать в дискуссии, обращаться за помощью и принимать ее, вести диалог со взрослыми и сверстниками.

То есть, происходит не только расширение познавательного поля, но прежде всего формирования качеств и навыков важных в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по реализации программы дополнительной образовательной деятельности краеведческой направленности для детей старшего дошкольного возраста «Югорчата» за 2014 – 2015 учебный год

В данном анализе представлено описание работы, которая осуществлялась в рамках Программы дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Югорчата»....

Применение "Кейс - технологии" в ДОУ. Технология «Фото – кейс».

Кейс технология  объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Все фото о детях такого же возраста....

Программа дополнительной образовательной деятельности краеведческой направленность «Мы жители Севера»

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания ос...

Применение кейс технологий в ДОУ, как метод социально-коммуникативного развития и речемыслительной деятельности дошкольника.

Развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На современном этапе в Российском образовании наметилась тенденция к использованию кейс-технологий не только в бизнес-образовании, но на различных уровнях образовательных ступеней. Кейс-технологии акт...

Применение кейс технологий в ДОУ, как метод социально-коммуникативного развития и речемыслительной деятельности дошкольника.

Применение кейс технологий в ДОУ,как метод социально-коммуникативного развития и речемыслительной деятельности дошкольника...

Применение кейс-технологий в творческой деятельности детей с ОВЗ

Применение кейс-технологий  в творческой  деятельности детей с ОВЗ...