Проект "Оренбургский пуховый платок"
проект (старшая группа)

Хакимова Наталья Николаевна

Проект "Оренбургский пуховый платок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puh._pl.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Степнячок»

Акбулакского района Оренбургской области

Информационно – практический проект:

 «Оренбургский пуховый платок».

Подготовила: Н.Н. Хакимова

2022г.

Информационно – практический проект:

 «Оренбургский пуховый платок».

Паспорт проекта.

Тип информационно-практический.

По количеству участников- коллективный.

По продолжительности – краткосрочный 10.10.22-14.10.22.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Проблема: недостаточное знание детей о народных промыслах.

Актуальность обоснования темы

«Народ, который не знает

своей культуры и истории –

презрен и легкомыслен»

Н. М. Карамзин

      Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание любви к близким, детскому саду, родному городу, родной стране. В детском возрасте формируются основные качества личности человека. Поэтому так важно напитать восприимчивую душу ребенка высокими человеческими ценностями, зародить интерес к истории России и родного города.

Гипотеза: Если процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста строить с учетом принципов системности, интегративности, сотворчества детей, родителей и педагогов в совместном процессе освоения регионального культурно-исторического наследия, ориентацией на эмоционально чувственную сферу ребенка, то у детей будет развито чувство гордости за свою страну, родной любимый поселок, бережное отношение к родной земле, культурно-историческим и духовным ценностям.

     В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатство.

     Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём крае. Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Мы живем в п. Акбулак Оренбургской области, который богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И нам захотелось помочь детям узнать, чем славен наш край.

    В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, поэтому наш проект актуален. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

     Все это объединяет одна главная цель – побудить в ребёнке любовь к родной земле, приобщить к традиционному народному наследию, к духовным ценностям, которые являются человеческим началом, объединяющим всех людей.

Цель проекта: воспитывать патриотические чувства у детей на основе традиций своего народа, формировать чувство гордости за свой край.

Основные задачи:

1. Развивать интерес детей к народным традициям и промыслам.

2. Дать первоначальное сведение из истории появления пуховых платков.

3. Учить думать, анализировать и сравнивать то, что видят в окружающей жизни.

4. Развивать интерес к жизни поселка, к истории родного края, любознательности.

5. Показать самобытность акбулакского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев в устном народном творчестве.

6. Воспитывать уважительное отношение к традициям родного края.

7. Создать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

8. Формировать творческое воображение через поэзию, художественное творчество, музыку.

9. Способствовать развитию личности в духе патриотизма.

Принципы построения педагогического процесса:

1.Принцип историзма

     Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям – прошлое и настоящее.

2.Принцип гуманизации

    Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к родному краю.

3.Принцип дифференциации

   Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о традициях родного края с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

4.Принцип интегративности

    Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, краеведческим музеем.

  Реализация принципа интеграции в работе с дошкольниками является организацией педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-эстетические, естественнонаучные, художественно-эстетические.

     Кроме того, «погружение» в ту или иную тему позволяет объединить детей чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, досугов, выставок.

Условия реализации проекта

•Ознакомление дошкольников с традициями родного края должно входить в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

•Введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку личностно-значимого к менее близким культурно-историческим фактам.

•Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

•Развитие музейной педагогике, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего.

•Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликации, рисование).

•Создание такой развивающей в группе и ДОУ среды, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей Оренбургского пухового платка, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)

•Организация работы с родителями, их знания и любовь должны передаться детям.

Основные тематические блоки работы воспитателя с детьми:

1. История пуховых платков.

2. Знакомство с пуховязальным промыслом.

3. Как рождается узор.

4. Традиции и тепло души Оренбургских платков.

5. Всемирная известность.

План проведение проекта

Первый блок

Тема: История пуховых платков

Форма проведения:

 - Дидактическая игра- алгоритм  «Как платок на плечи пришел»,

- Беседы: «Кружевное чудо-Оренбургского края»

- Электронная презентация «Нетающий узор пухового платка».

Результаты: НОД «Оренбургский пуховый платок- символ Оренбуржья».

Второй блок

Тема: Знакомство с пуховязальным промыслом.

Форма проведения:

- Экскурсия в мини-музей «Оренбургский пуховый платок»

-  Сюжетно-ролевая игра «Мастерицы».

Результаты: Создание уголка предметов народного промысла. Выставка семейных реликвий.

Третий блок

Тема: Как рождается узор

Форма проведения: 

-Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Оренбургский пуховый платок»

- Дидактическая игра «Сложи узор».

-Мастер- класс для детей и педагогов «Рождение палантина»

Результаты: Акция «На Покров день – пуховый платок надень»

Настоящие пуховые изделия знамениты на весь мир. Своей популярностью они обязаны сырью, из которого изготавливается пряжа - пуху уральских коз. В чем же его особенность?

Пух оренбургских коз самый тонкий в мире

Толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, это в пять раз тоньше человеческого волоса.По структуре он тоньше и длиннее шерсти мериносов. Поэтому изделия из оренбургского пуха — особенно нежные и мягкие.
      Козий пух - это натуральное волокно, которое отталкивает воду, но при этом поглощает влажность, даря сухое тепло.
    При взаимодействии с кожей стимулирует кровообращение, а благодаря своему химическому составу обладает лечебными свойствами. Более подробно о пуховых платках для здоровья читайте
тут.

Немного истории

     Ранее, коза была необходима в небольшом хозяйстве. Ласковое, домашнее животное давало молоко, шерсть, пух, кожу, мясо. В мире много пород коз, живущих в разных широтах. Но у них нет такого пуха, как у козы оренбургской. Когда же она появилась в южно- уральских степных краях?
З десь, русский географ Рычков изучил домашних и диких коз и в своем докладе Академии наук он высказался об извлечении «еще одной выгоды из коз» - вычесывании пуха и вязании из него одежды.
   Великий географ провел исследование и предложил организовать в крае пуховязальный промысел, который улучшит положение местных жителей. Но к его мнению не прислушались.
Но к оренбургской козе проявили интерес зарубежные деловые люди. Пух из Оренбургского края отправлялся во Францию, где вязались красивые шали под названием «каша». Фирма процветала и получала огромную прибыль. По их примеру стала работать и английская фирма. Перевозка сырья в Европу обходилась предпринимателям дорого, поэтому было решено завести коз поближе к производству. Их стали увозить в Англию, Францию, страны Южной Америки…
     Показательным стал пример профессора Жубера, которому пух оренбургской козы показался лучше, чем у тибетской, вследствие чего он закупил аж 1300 голов. Французы бережно отнеслись к этим животным и наладили тщательный уход за ними. Но, как бы они не старались, все животные потеряли все свои выдающиеся пуховые качества. У одних коз пух стал грубеть, у других выпадать. И за несколько лет они превратились в обычных коз. Тоже произошло на пастбищах Англии, Южной Америки.
Стало понятно: для созревания пуха нужны особые климатические условия, а именно Оренбургские степи.

                                                Как делают пух?

Период линьки у коз приходится на начало весны. Именно в этот период ее начинают вычесывать. Следующий раз вычесывают через пару недель.
Для вычесывая используют деревянную гребенку. Это деревянные лопатки с длинными, загнутыми в виде полуколец зубьями.Сначала пух чешут редкой гребенкой, затем частой.Все действия выполняются медленно и плавно, чтобы не повредить кожу животного. С одного животного получается около 250-300 грамм пуха. В сравнение, придонские козы дают около 500 грамм сырья.
Затем пух сортируют, очищают , расчесывают и отделяют растительный сор и волосинки. Задание, требующее усидчивости и концентрации - нужно вручную перебрать весь материал и только потом его мыть и обезжиривать.
Для достижения лучшего результата пух промывают два раза. После этого его нужно тщательно прополоскать в мягкой воде ( добавив уксус, к примеру) для того, чтобы нейтрализовать мыло.
После, пух сушат и вновь прочесывают гребнем.
Благодаря всем этапам процесса пух становится мягким, шелковистым. Их него уже можно изготавливать пряжу. Более подробно о прядении мы писали в статье «
Об изготовлении пухового платка»

Вычесывание козы><meta itemprop=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оренбургский пуховый платок.

история создания пухового платка...

Мини-музей "Оренбургский пуховый платок"

Мини-музей «Оренбургский пуховый платок» Мне платок подарили пуховый,Оренбургский пуховый платок.Он согреет, как теплое слово,Даст мне силы, как влаги глоток. Этот пух, оренбургские козыНара...

"Оренбургский пуховый платок"

Заботясь о сохранении народных промыслов, народной культуры, мы формируем у детей чувство принадлежности к своему народу....

Тема: «Оренбургский пуховый платок».

Цель: Формирование умение создавать образ на белой ткани. ...

«Оренбургский пуховый платок»

Парциальная образовательная программа «Оренбургский пуховый платок» рассчитана на детей дошкольного возраста. Данная программа реализуется в средней группе ДОУ в процессе взаимодействия со взрослыми, ...

Оренбургский пуховый платок

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема: «Оренбургский пуховый платок» Вид деятельности детей: Коммуникативная, познавательная, игровая, восприятие художественной литературы, музык...

Золотые руки мам (Пуховый платок)

Мамочки нашей группы откликнулись на призыв поделиться своим мастерством вязания платка, который хранит в себе память поколений.Традиции семьи живы и будут жить в нашем Оренбуржье....