проект "Мой край"
проект (старшая группа)

Шадрина Ирина Ивановна

проет в старшей группе "Мой край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moy_kray_14.10.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Проект        «Ознакомление с родным краем,
как средство патриотического воспитания детей

старшего дошкольного возраста»

«Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное!»

В. Орлов

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, району, краю;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём селе, районе, крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным селом, районом, краем, их достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый уголок. Чаще всего любимым селом, городом, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили. Причем неважно, село это или город-миллионер. У каждого любовь к малой родине проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя свою малую родину и увековечивая память о ней. Я хочу, чтоб ребятам, край, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Республики Бурятия,  которая является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного края и ее влиянии на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с малой родиной, ее достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми села, района, края.

Родители не имеют достаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – Республикой Бурятией  в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свою Республику, район, край, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта:

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края; активизировать познавательный интерес к объектам социального мира( видеть и находить необычное, удивительное в окружающей действительности родного края).

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Воспитывать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, развивать эстетические чувства способности к отражению их в творческой деятельности.

- Развивать бережное отношение к Республике, району, краю, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Формировать систему краеведческих знаний: о географическом расположении и особенностях ландшафта, традициях и достопримечательностях республики Бурятия.

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта

Дети 5-7 лет (старшая подготовительная группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

2 года

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобран материал о Республике Бурятия, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Республики Бурятия.

Прогнозируемый результат.

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории края и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры, традициях Республики Бурятии, поможет сформировать заботливое отношение к родному краю.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

  1. Подготовительный. Сбор и анализ информации по темам, создание предметно-развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы.
  2. анкетирование родителей, их знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностях
  3. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края,

II этап - основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  3. экскурсии по селу,
  4. пополнение развивающей среды,
  5. выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. итоговое диагностирование детей,
  2. повторное анкетирование родителей.

Гипотеза: не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, своей Родине, но если в ходе реализации проекта, дети приобретут знания об истории Республики Бурятия, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил Бурятию, начнут проявлять интерес деятельности, то можно считать, что цели и задачи проекта выполнены.  

Литература.

  1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным краем.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников.
  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание.
  4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput38.htm

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем детей старшей группы на 2022-2023 учебный год.

Дата

Тема

Содержание работы с детьми

Сентябрь

Моя малая родина - село Баргузин

  1. ООД «Улицы родного села»
  2. Беседа «Безопасный путь от дома до д/с»
  3. Коллективная аппликация «Мой дом»
  4. Дид. игра «Перекресток»

Октябрь

Мой край родной Республика Бурятия

  1. Беседа «Край родной- земля Бурятская»
  2. ООД рисование «Какого цвета мой родной край»
  3. Беседа «Улан-Удэ- столица Бурятии»
  4. Сюж-рол. игра «Железная дорога»

Ноябрь

Символика Бурятии

  1. ООД «Герб и флаг Бурятии»
  2. Рассматривание альбома «Герб районов Бурятии»
  3. Слушание гимна Бурятии
  4. ООД рисование «Нарисуй герб своего села»

Декабрь

Природа родного края

  1. Беседа «Растения родного края»
  2. Просмотр фильма «Животные Бурятии»
  3. Дид. игра «Флора и фауна»
  4. Чтение сказки С. Агеевой «Нерпа и нерпёнок»
  5. ООД лепка «Животные Бурятии»

Январь

Они прославили нашу Бурятию

  1. Беседа о художниках, поэтах, артистах, прославивших Бурятию
  2. Просмотр фильма «Спорт в Бурятии»
  3. ООД «Люди труда в Бурятии»
  4. Сюж. рол. игра «Почта»

Февраль

Моя семья

  1. Беседа «Моя семья»
  2. ООД «Традиции, быт, культура русских и бурят»
  3. Развлечение «Народные игры»
  4. Дид. игра «Расставь мебель в избе и в юрте»
  5. Подв. бурятская игра «Иголка, нитка, узелок»

Март

Мой край у Байкала

  1. Беседа «Уникальность Байкала»
  2. Просмотр фильма «Эндемики Байкала»
  3. Создание красной книги в группе
  4. Чтение худ. литературы «Легенды о Байкале», «Омулевая бочка», «Снег и заяц»
  5. Викторина «Что, где, когда?» по теме «Байкал»

Апрель

Религиозные праздники

  1. Беседа «История праздника- Сагаалган»
  2. ООД «Пасха»
  3. Экскурсия в православную церковь
  4. Экскурсия в краеведческий музей в Баргузинской школе
  5. Просмотр фото и видео «Дацаны Бурятии»

Май

Боевая слава села Баргузин

  1. Беседа о подвигах солдат-баргузинцев в ВОВ
  2. Экскурсия к скверу братьев Козулиных
  3. Изготовление праздничных открыток ветеранам
  4. Природоохранная акция «Посади дерево-памяти»

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом  детей старшей группы на 2023 -2024 учебный год.

Дата

Тема

Содержание работы с детьми

Сентябрь

Я и моя семья

  1. Беседа «Кто я?»
  2. ООД «Моя родословная»
  3. Изготовление генеалогического древа семьи
  4. Дид. игра «Кто кому кто?»

Октябрь

С чего начинается Родина?

  1. Беседа «Наш родной край -Бурятия»
  2. ООД «Столица Бурятии Улан-Удэ»
  3. Знакомство с картой Бурятии
  4. Сюж. рол. игра «Путешествие по городу»
  5. Чтение стихов бурятских поэтов о Бурятии

Ноябрь

Моя малая родина –Баргузин

  1. Беседа «Моё любимое село»
  2. ООД «Знаменитые земляки -Баргузинцы»
  3. Экскурсия к старинным зданиям села Баргузин
  4. Природоохранная акция «Сохраним село чистым»

Декабрь

Наша родина - Россия

  1. Беседа «Россия - огромная страна и Бурятия ее малая часть»
  2. Знакомство с картой России
  3. Беседа о березе-символе России
  4. Прослушивание стихов и песен о березе
  5. ООД рисование «Моя Родина»

Январь

Государственная символика

  1. Знакомство с гербом, флагом России, Бурятии, с. Баргузин
  2. Прослушивание гимнов России, Бурятии и села Баргузин
  3. ООД рисование «Закрашивание гербов и флагов»

Февраль

Байкал – жемчужина Сибири

  1. Беседа «Как появился Байкал?»
  2. Просмотр фильма «Байкал – жемчужина России»
  3. Легенды и сказки о Байкале
  4. Природоохранная акция «Сохраним Байкал для потомков»
  5. Создание фото-выставки «Я живу у Байкала»

Март

Флора и фауна родного края

  1. Беседа «Животные Бурятии»
  2. Беседа «Птицы Бурятии»
  3. Беседа «Растительный мир Бурятии»
  4. Просмотр видео-материалов «Красная книга Бурятии»
  5. Дид. игра «Найди и назови»

Апрель

Народно-прикладное искусство Бурятии

  1. Беседа «Исскусные умельцы Бурятии»
  2. Просмотр видео и фото о изделиях, изготовленных ремесленными мастерами
  3. Экскурсия в музей куклы
  4. Дид. игра «Одень куклу в национальный костюм»

Май

Боевая слава Бурятии

  1. Беседа «Бурятия в годы ВОВ»
  2. Беседа «Труженики тыла»
  3. Экскурсия к памятнику «Война-освободителя»
  4. Викторина «Мой край родной-Бурятия»

Диагностика

Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей 6-7 лет.

Задание 1. «Родной край»

Цель: Определить уровень знаний о родном  крае (знать название своего села, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности своего села.)

Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема села, фотографии с достопримечательностями села, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название села, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности села, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2 «Символика родного села»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе Республики Бурятии и села Баргузин

Материалы: Герб Республики Бурятии и села Баргузин.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание герба Республики Бурятии и села Баргузин

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла).

Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе Республики Бурятии и своего села. Может объяснить символику своего села. Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях Бурятского и русского народа.

Предварительная работа: Беседы, занятия

Условия: Фотовыставка «Моя Бурятия»

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта и бурятского быта. Назвать их, рассказать для чего их использовали.

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашей Республики Бурятии ; о историко-географическом расположении родного края.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели озера Байкал»

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении Республики, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какое озеро есть в Бурятии? Его название? Какая рыба водится в озере? Какая растительность растет по берегам озера?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 5 «Личностное отношение к родному краю»

Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в селе Баргузин, в городе – столице Улан-Удэ Республике Бурятии?

- Что интересного ты запомнил, посещая памятные места?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Уровни сформированности знаний о родном крае у детей 5-6 лет.

Фамилия имя ребёнка

Контрольные задания

Родной край - Бурятия

Символика Республики Бурятия

История народной культуры и традиций

Историко-географический и природный компоненты родного края

Личностное отношение

к родному краю

 

 

 

 

 

 

Высокий уровень (13-15 баллов)

Знает название Республики, города Улан-Удэ, села,  края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного села, города-столицы , 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб села, Республики, ; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень (8-12 баллов)

Знает название села, свой домашний адрес, герб села; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади села (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (5-7 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия села, столицы Бурятии, не может объяснить символику. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Предполагаемые результаты:

Дети:

- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности

- Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности

- Нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края – Республики Бурятия

- Развитие связной речи, обогащение словаря 

Воспитатели:

- Разработка конспектов занятий

- Практический материал по всем видам детской деятельности

- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников

- Разработка анкет для родителей

- Составление перспективного плана работы

- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта

- Разработка конспектов занятий досугов и т. п.

- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта

Родители:

- Повышение интереса к работе ДОУ

- Активное участие в конкурсах, выставках

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок

Предметно-развивающая среда:

- фото-выставка «Мой край родной – Бурятия!»

- Уголок по краеведению в группе.

Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное музыкально-познавательное занятие "Край березовый, край Есенина" , с использованием инновационных технологий

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, ...

ПРАЗДНИК «КРАЙ ТЫ МОЙ, ЛЮБИМЫЙ КРАЙ»

Цель:прививать любовь к родному краю, воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за свой народ Оборудование:выставка продукции заводов, фабрик города и фотовыставка «Кольчугино – мой...

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Сценарий "Край родной - Чувашский край"

Сценарий развлечения о Родном крае....

Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."

Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...

Интегрированное занятие, посвящённое 73 годовщине Приморского края (музыка, окружающий мир, аппликация): "Край мой любимый"

Данное занятие - совместная разработка воспитателя Бельковой Алёны Михайловны и музыкального руководителя Манжуриной Натальи Викторовны. В занятии использованны подборка стихов о Приморском крае, позн...