Конспект НОД "Добрый гений моря"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шарудилова Виктория Анатольевна

В рамках реализации регионального компонента  и региональной программы по гражданско-патриотическому воспитанию  детей дошкольного возраста "Крымский веночек" и муниципальной программы по гражданко-патриотическому воспитанию "Маленький гражданин Симферопольского района" с целью ознакомления дошкольников с выдающимися людьми Крыма, внесшими значительный вклад в развитие полуострова Крым предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности "Добрый гений моря". В процессе непосредственной образовательной деятельноссти детяи знакомтся с творчеством выдающегося художника И.Айвазовского и крымского современного поэта Н.С.Ледакова, который написал инфраксисы к картинам знаменитого художника мариниста. Поэтическое слово поэта Н.С.Ледакова передает глубокие чувства и любовь художника И.Айвазовского к морю , красоте его стихий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dobryy_geniy_morya_sharudilova_v.a.docx462.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  педагогического мероприятия в творческой мастерской

«Добрый гений моря»

Подготовила: педагог дополнительного образования

Шарудилова Виктория Анатольевна

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством крымского марениста И. К. Айвазовского и крымского писателя Н.С.Ледакова.

Задачи:

Образовательные: 

  • учить детей понимать содержание картины, ее основную мысль и чувства, переданные художником;
  • продолжить знакомство детей с морским пейзажем;
  • показать, что изображение изменчивой стихии моря – труднейший мотив живописи.
    Развивающие: 
  • совершенствовать навыки рисования акварелью по тонированному листу бумаги;
  • продолжать развивать связную речь, побуждать детей использовать в своей речи эпитеты и сравнения;
  • обогащать словарь детей словами: маринист, репродукция, девятый вал;
  • развивать у детей интерес к изобразительному искусству;
    Воспитательные: воспитывать эстетический вкус.

Оборудование:
Репродукция картины «Девятый вал», портрет И. К. Айвазовского, открытки с изображением городских достопримечательностей, связанных с именем И. К. Айвазовского, альбом с репродукциями с картин Айвазовского, аудиозапись музыкальных произведение морской тематики, сборник инфраксисов «Добрый гений моря» Н.С.Ледаков.
Тонированный ватман, гуашь, пена для бритья, оборудование для рисования.

Предварительная работа:

  • Тонирование ватмана (гуашью заливается небо и море).
    Рассматривание репродукций с изображением морских пейзажей.
  • Интеграция образовательных областей: познавательное развитие «Формирование целостной картины мира», социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
  • Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.

Ход педагогического мероприятия:


Педагог дополнительного образования:

-Добрый день, ребята.

Сегодня в нашу группу почтальон утром принес письмо от Королевы кисточки. Давайте прочитаем его.

Дети: Да.

Педагог дополнительного образования:: (читает письмо). «Добрый день, дорогие ребята! Я знаю, что вы все любите летом загорать на море, слушать плеск его волн, купаться в ласковых волнах, строить на песке замки из песка, любоваться плавающими медузами и  игрой веселых дельфинов афалинов. И сегодня в Международный День Черного моря, 31 октября я хочу пригласить вас на виртуальную выставку картин о Черном море, которая располагается в музее Ивана Авазовского в г. Феодосии. Надеюсь вам понрявятся его работы и в своей художественной мастерской вы тоже захотите  написать картины о море».

Ну что ребята, принимаем приглашение Королевы кисточки?

Дети:-«Да!».

Педагог дополнительного образования: с помощью мультимедийного устройства перенесемся в картинную галерею И.Айвазовсского. Усаживайтесь поудобней и начинаем виртуальное путешествие. Скажите, ребята, есть ли среди вас девочка по имени Марина? Марина, а ты знаешь, что обозначает твое имя? (ответы детей ). «Марина» — значит морская. А художника, который изображает море, называют «маринист». Повторите это слово и постарайтесь запомнить. (Начинает тихо звучать музыка и воспитатель читает стихотворение Л. Зубенко,  начинает рассказ).

Вот оно, какое море!
Разноцветно-голубое
Волнами шумящее,
чайками кричащее,
чистое, солёное,
тёплое, рифлёное
С небом обнимается,
Солнцу улыбается!..

Море очень изменчиво, оно бывает очень разным. Давайте вспомним, каким мы видели море. (Ответы детей — Тихое, спокойное, бушующее, страшное.
Очень трудно нарисовать такое изменчивое море. Но зато и очень интересно. Многие художники пытались передать в своих картинах красоту морской стихии. Но самым известным маринистом в мире стал – Иван Константинович Айвазовский. Взгляните на его портрет. (Слайд 1.)

Рассказ об И. К. Айвазовском (сопровождается показом слайдов).
А сейчас, ребята, я расскажу вам об Айвазовском. Давным – давно жил-был мальчик и звали его Ваня. Он очень любил рисовать. Ваня был из бедной семьи и на кисти, краски и бумагу денег не было. Он рисовал углем на стенах своего дома. И однажды его отцу удалось заработать немного денег и он купил для сына кисти и краски, но на бумагу денег так и не хватило.
Счастливый мальчик, прижав к груди отцовский подарок, выбежал на улицу, нашел самый ровно окрашенный забор и начал рисовать. Он нарисовал солдата. А в это время мимо проезжал градоначальник Казначеев. Увидев нарисованного солдата, он принял его за живого и задумался, почему тот гулял без разрешения. Когда градоначальник подошел ближе, он рассердился, поняв что перед ним рисунок и приказал привести художника. Каково же было его удивление, когда солдаты привели шестилетнего мальчика! Казначеев пожалел мальчика и отправил учиться рисовать в Петербургскую Академию художеств. После ее окончания молодой художник Айвазовский решил навсегда поселиться в Феодосии. Он построил на берегу моря дом, в котором жил и писал картины.

Ребятишки, жившие на берегу моря, очень любили играть в игру «Море волнуется раз!». А вы хотите поиграть? Дети : -«Да!».

Рассматривание картин И.К. Айвазовского

А теперь давайте рассмотрим репродукции картин художника-мариниста Айвазовского. Это не настоящая картина, а всего лишь отпечатанный на бумаге фотографический снимок картины. Такой снимок называется «репродукция».
(Рассматривание картин сопровождается аудиозаписью музыкальных произведений и чтением инфраксисов о море поэта Н.С.Ледакова).

Перед вами репродукции с картин Айвазовского. Обратите внимание каким разным изображено море на картинах И.К. Айвазовского. На одной из картин художник изобразил шторм,

У крымских берегов. Н.С.Ледаков

Вздымается, бушует море.
Крепчает ветер грозовой.
Взмывают волны на просторе.
Шумит и пенится прибой.

Нависли тучи штормовые.
Вдали темнеют небеса,
Слышны раскаты громовые.
Убрали шхуны паруса.

Разбушевались ветра шквалы
И клонят мачты кораблей.
Морские волны выше стали,
Прибой становится сильней.

У крымских берегов.. И.Айвазовский

https://stihi.ru/pics/2018/03/15/7241.jpg

Шторм набирает силу спешно,
Стихия разошлась вовсю.
Взирают шхуны безутешно
На налетевшую грозу.

На другой картине – утреннее море,  (педагог дополнительного образования  читает инфраксис)

Дивный рассвет Н.С.Ледаков

Лучи коснулись нежным светом
Верхушек стройных тополей
И вместе с розовым рассветом
Обняли мачты кораблей.
Играют бликами живыми
На ровной глади водяной,
Расшили нитями цветными
Все бриги в гавани морской.
Залиты ярким солнцем горы
И крыши городских домов
Надели дивные уборы
Румяных красочных тонов...

Дивный рассвет. И.Айвазовский

https://stihi.ru/pics/2017/12/10/6148.jpg

Педагог дополнительного образования: а на третьей картине – вечернее море. 

Морской пейзаж. Коктебель. Н.С.Ледаков

Вот-вот закатное светило
Укроется за склон крутой,
Морской залив позолотило
Блестящей царственной парчой.

Сверкают каменные горы,
Нависли скальною грядой.
Волнуется заметно море,
Становится сильней прибой.

В стихии чувствуется сила
И ощущается кругом,
Корабль покрепче обхватила,
Согрев божественным крылом.

https://stihi.ru/pics/2018/01/23/7038.jpg

Педагог дополнительного образования: А теперь обратите внимание на картину, которая называется «Девятый вал».

Девятый вал И.Айвазовский

https://stihi.ru/pics/2017/11/26/6553.jpg

Всю ночь стихия бушевала
И ждала горстка храбрецов
Девятого морского вала
Среди рассветных облаков.

Лучи пробились через дымку
И осветили моряков.
Спаслись с обломком мачт в обнимку
Лишь только пятеро пловцов.

Девятый вал. Н.С.Ледаков.


Вздымались кверху волны грозно,
Сияли пылью водяной,
Взмывали к небу грациозно,
Кипели пеной штормовой.

Пронизан золотом пурпурным
Туман горящих облаков
И светит куполом лазурным
Небесных голубых тонов.

Взлетает мощно вал зелёный,
Спадает синею волной
И солнцем ярко освещённый
Сверкает радугой цветной.

Среди величия природы
Жизнь моряков – блаженный миг
И ты сильнее непогоды,
Когда девятый вал постиг.

Вы внимательно рассмотрели картину и послушали ее поэтическое описание, а что вы можете сказать об изображенном море? Какое оно? Почему вы решили, что на море бушует ураган? (Ответы детей).

Правильно, когда на море большие волны, бушует ветер – это шторм – морская буря. Шторм продолжается уже долго. Корабли разбили волны. Почти вся команда погибла. Лишь несколько моряков спаслись, успев привязать себя веревками к обломку мачты. Иначе волны их просто бы смыли. Обратите внимание на этого моряка. Что он делает? Зачем он машет платком? На что надеется? (Ответы детей). Он надеется, что его с товарищами заметят с какого-нибудь уцелевшего корабля и спасут.

Рисование «Морской пейзаж»

Педагог дополнительного образования:
А сейчас, ребята, я хочу предложить вам попробовать себя в роли художников-маринистов. Сейчас по вашему усмотрению вы выберите то состояние моря , которое больше всего вам нравиться: кому то нравиться бурлящее волнующееся море, а кому то тихое, ласковое и спокойное. Для работы нам понадобятся заранее заготовленные тонированные листы бумаги, пена для бритья, кисти, ваши воспоминания о море, ваша фантазия и творчество. (Дети самостоятельно рисуют). По окончании рисования  детские работы размещаются на выставочном стенде.

Педагог дополнительного образования: ребята, вы сегодня очень постарались и у вас получились замечательные картины, ими мы украсим фойе нашего детского сада.

Подведение итогов:
С творчеством какого художника мы познакомились?(И.К. Айвазовский)
Как называют художника который изображает море? (маринист)

С творчеством какого поэта, нашего  современника и односельчанина мы познакомились ? (Н.С.Ледаков)
Педагог дополнительного образования: 

 Ну что, ребята пришла пора прощаться! Надеюсь вам понравилось. Наше виртуальное путешествие по картинной галерее И.Айвазовсского и поэтические инфраксисы на его картины поэта Н.С.Ледакова.

 До свидания!
(Звучит музыка. Дети выходят из зала.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " Обитатели моря"

Программное содержание:- продолжать  расширять знания детей об обитателях моря, об их особенностях, внешнем виде, питании,  передвижении;- учить правильной последовательной речи;- расширять ...

конспект НОД "Синее море"

занятие по нетрадиционному рисованию преднозначенно для старшей группы...

Конспект занятия "Фантазия моря"

Конспект занятия по аппликации...

Конспект НОД "По морям, по волнам" в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №4 г. Балтийска  Педагогическая находка  КонспектНепосредственной образовательной деятельности по образоват...

конспект НОД "Обитатели морей и океанов"

Ознакомление днтей с обитателяим морей и океанов...

Конспект занятия "Обитатели морей и океанов".

Расширять,углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....

Конспект занятие: " Обитатели морей и океанов".

Конспект занятие: " Обитатели морей и океанов"....