Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы»
учебно-методический материал (старшая группа)

Серякова Ольга Сергеевна

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, систематизация знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №41 комбинированного вида  

План самообразования

воспитателя высшей кв. категории

Серяковой Ольги Сергеевны

2022 – 2024 учебный год

на тему:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы»

 

 

г.о.г. Шахунья

2022 год

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого –

с любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь,

эта любовь переходит в любовь к Родине,

её истории, прошлому и настоящему,

ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

 

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».  

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

        В связи с этим проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

 

                                                                    Актуальность                                                                                                                                           О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

        Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека.  Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.  

 Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.  И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любить Родину — значит знать ее, прежде всего свою малую Родину.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому; — воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:  

  • особенности дошкольного возраста,  
  • многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие теоретических и методических разработок.

В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста продумала следующие пути и средства патриотического воспитания:

непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);

художественную литературу и все виды искусства;

Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);

привлечение семьи.

 

Участники: дети, родители, педагоги ДОУ.    

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, систематизация знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Чтобы добиться поставленной цели, поставила следующие задачи.

Задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.
  • Проанализировать условия, созданные в детском саду для патриотического воспитания.
  • Разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
  • Создать методическую копилку дидактических игр и упражнений.  
  • Взаимодействовать с родителями и педагогами – подготовить и провести консультации для родителей и педагогов.
  • В работе с родителями включить организацию совместных праздников.
  • Провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Ожидаемые результаты:

У дошкольников повысится уровень сформированных патриотических чувств, правильного отношения к миру, желание приумножать и беречь природу родного края.

У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

Возрастёт количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой Родине.

Расширение представлений детей о малой родине.

Собрана медиатека дидактических игр и упражнений по формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников старшего возраста.

Проведены консультации, совместные праздники с родителями и педагогами.

Реализация плана саморазвития на 2022 – 2023 г.

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Сроки

1.Организационно-ознакомительный (диагностический)

Выбор и определение темы самообразования.

Планирование работы по теме самообразования.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы.

Изучение периодической печати.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Сентябрь 2022 г.

2.Основной (практический)

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса.

Ведение персонального сайта.  

Разработка дидактических игр.

Пополнение предметно-развивающей среды.

 Применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами.

Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования: выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

В течение всего срока самообразования

3.Заключительный (обобщающий)

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Распространение опыта работы.

Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах.

Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

Консультативная помощь воспитанникам и родителям.

Ведение профессионального портфолио.

Оформление результатов работы.

Апрель – май 2023 г.

Проработанная литература:

 

  1.  Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет».
  2. Нищева Н.В. «Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7 лет)».
  3. «От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М.
  4. О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение к истокам русской народной культуры» (программа, учебно-методическое пособие).
  5. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».
  6. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».
  7. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье».
  8.  Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  9. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне».
  10. Джесси Рассел «Воспитание».
  11. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной».
  12. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 5-6 лет».
  13. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Я, ты, мы», «Как себя вести».
  14. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
  15. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
  16. Интернет – ресурсы: http://vospitateljam.ru/; http://planetadetstva.net/; http://dou-sad.ru/; http://www.moi-detsad.ru/; http://dohcolonoc.ru/; https://nsportal.ru/; https://www.maam.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России».

Конспект занятия по  нравственно-патриотическому воспитанию детей  старшей группы на  тему:  «Животный мир  средней  полосы России» расширяет  представлен...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы: "Русские богатыри"

-Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об  оружии  древних воинов.-Учить отвечать на вопросы связно и последова...

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы детского сада...

образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы "В гости к королеве"

В гости к  королеве.Цель : Познакомить детей со значение имени для человека. Объяснить, как важно иметь всем свое имя. Воспитывать умение вежливо обращаться к товарищам....

План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей старшей группы».

Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду.Задачи: ü  Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;ü...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих   начал. Сохранить человеческое, в наших детях, заложить нравственные основы, ...