Итоговое комплексно-тематическое занятие "Ярмарка ремёсел - народная душа" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Луковенкова Татьяна Васильевна

Итоговое комплексно-тематическое занятие "Ярмарка ремёсел - народная душа".Взаимодействие музыкального руководителя и специалистов ДОО в проведении занятий художественно-эстетического цикла, главная цель которого воспитывать в детях любовь, интерес к народным традициям Нижегородского края, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за Россию и русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души, показывая, что народное прикладное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lukovenkovayarmarka_remyosel.docx449.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 39» г.Арзамас

« Ярмарка ремёсел –

 народная душа»

(Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами в проведении  занятий художественно-эстетического цикла)

C:\Users\ттт\Desktop\1.jpg

                                                      г. Арзамас -2022г.

Цель: продолжать воспитывать в детях любовь, интерес к народным традициям Нижегородского края, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за Россию и русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души, показывая, что народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества;

Актуальность: Русское  народное изобразительное искусство зародилось в  художественных ремеслах, в простых вещах, наполняющих и укрепляющих наш быт.  Оно  чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам, богато образами, красками и используемым  материалом. Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому оно очень легко воспринимаются детьми.

Изучение жанров народного творчества прививает детям любовь к родной культуре, создает предпосылки формирования любви и уважения к труду людей, развивает мышление, волевые качества, внимание, глазомер, цветовидение, умение сравнивать, анализировать и давать оценку своей работе. При этом, народное декоративно-прикладное искусство неотделимо от народной музыки, что позволяет сделать процесс восприятия, познания и творчества более насыщенным, эмоциональным, глубоким.

Психолого-педагогические задачи:

  1. Развивать коммуникативные навыки и доброжелательное отношение к окружающим;
  2. Подводить к осознанному пониманию  значимости труда в жизни людей;
  3. Обогащать художественно-эстетические впечатления;

Интеграция образовательных областей:

художественно-эстетическое развитие

  • обобщить и закрепить имеющиеся знания о народных промыслах (дымковской, семёновской, городетской, хохломском), о видах росписи, систематизировать знания детей о ярмарке;
  • развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение,  в разных видах художественно-эстетической деятельности;
  • формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади,  развивать чувство цвета.

задачи музыкального развития:

  •  развивать музыкальность, способность определять характер музыкального произведения и выделять средства музыкальной выразительности;
  • развивать навыки чистого интонирования, плавного пения, выразительного исполнения знакомой песни;
  • развивать двигательную сферу: двигаться в соответствии с характером музыки и передавать в движении разнообразие музыкального настроения;
  • развивать эмоциональность, эстетическое отношение к окружающему миру;

речевое развитие

  • приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие, упражнять в использовании речи-рассуждения при ответах на вопросы;
  • развивать выразительную речь в процессе продуктивной деятельности;

физическое развитие:

  • способствовать совершенствованию деятельности опорно-двигательной системы организма;
  • развивать координацию движения, ориентацию в пространстве;

познавательное развитие

  • воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.
  • развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать заключения, расширять кругозор;

 социально-коммуникативное развитие

  • воспитывать трудолюбие, ценностное отношение к собственному труду и труду других людей;
  • формировать доброе отношение к себе и окружающим;
  • развивать способность взаимодействовать в коллективе, умение договориться;
  • развивать свободное общение взрослого и детей между собой;

Методы:

Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений, наблюдение, показ презентаций и слайд-шоу на медиапроекторе;

Словесный: беседы, чтение художественных произведений;

Словесно-слуховой: пение

Слуховой: слушание музыки

Игровой: музыкальные, подвижные народные, дидактические игры, игровой материал;

Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий, рисование, аппликация, лепка.

Материалы и оборудование:

ТСО – музыкальный центр, набор СD дисков;

ИКТ -  видеопроектор,  ноутбук, мультимедийная

презентация с элементами дидактических игр.

Костюмы - народные костюмы для воспитателей и  детей, костюмы

скоморохов.

Атрибуты: прилавки  и сундуки с народными игрушками, деревянные ложки (расписанные и без росписи, разных форм), изделия народных промыслов ( хохломские, дымковские, семёновские игрушки, павловские платки, яркие ткани).

Продуктивная деятельность - рисунки расписные матрешки, и поделки, сделанные руками детей, шаблоны народных игрушек (изготовлены родителями) и детали росписи к ним (совместная деятельность воспитателей и детей).

Музыкальное оформление: 

  • CD «Плясовые наигрыши»;
  • Музыкальная подборка русских мелодий;
  • Живое исполнение

ЭОР - http://www.myshared.ru/

http://dekatop.com/archives/1965

http://bellezza-storia.livejournal.com/237016.html и  мн. др.

Словарная работа: ярмарка, скоморох, коробейник, купец, сундук,

короб, ларь.

Предварительная работа: 

- подбор методической, художественной литературы;

- оформление родительских уголков на данную тему;

- проведение консультаций для педагогов ДОУ «Музыка и декоративно-прикладное искусство»;

- беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;

- рассматривание видов росписи;

- выполнение работ по изобразительной деятельности;

- подвижные и малоподвижные, дидактические игры;

- выставка детского творчества;

- работа с родителями: консультации, беседы;

- обогащение предметно-развивающей среды, создание мини-музея;

 - знакомство и разучивание музыкального фольклора (песни и танцы о художественных промыслах, видео подборки выступлений народных ансамблей и хореографических коллективов и др.)

- создание подборки альбомов и мультимедийных презентаций по теме;

 - проведение цикла интегрированных занятий и развлечений в течение года.

Участники: 

Дети подготовительной логопедической группы №4, взрослые : Лебедева Т.Б.-воспитатель, Луковенкова Т.В.-  музыкальный руководитель, психолог – Сажина О.А, логопед – Клокова С.А

Прогнозируемый результат:

- Пополнение библиотеки и видеотеки ДОУ;

- Повышение у детей интереса к народным традициям малой Родины, уважение к труду других людей.

- Обогащение  художественного восприятия дошкольников;

- Развитие у детей активности, способности к взаимодействию, возможность самореализации через доступную деятельность.

        

 

Музыкальный руководитель  встречает детей в русском сарафане

Слайд № 1  

Игра на развитие эмоций «Как живете?»

М.р.- Как живете?
Дети- Вот так! ( руки вперед, пальцы сжаты, большой палец поднят вверх).
М.р.- Как идете?
Дети – Вот так! ( шагают на месте).
М.р. – Как стоите?
Дети – Вот так! ( стоят на месте).
М.р. – Как шалите?
Дети – Вот так! ( показывают).

М.р.- Не пойму никак, а смеётесь как?
Дети –  ( смеются).
М.р. – Ну что ж, я вижу вы все в хорошем настроении и готовы отправиться….а вот куда, узнаете, если отгадаете загадку:

  • Там есть разные товары,

           Валенки и  самовары,

           Сарафаны и игрушки

           Бусы, чайники, подушки.

           Ленты, бублики, сапожки,

           Леденцы, свистульки, ложки.

           Скоморохи там и тут,

           Всех на …..(ярмарку) зовут

М.р.: Смех с собою мы возьмем и на ярмарку пойдем,

           Вы хотите ль, дети?

Дети: Да!

М.р.: Ну скорее в путь тогда!

А чтоб нам не потеряться,

Нужно за руки всем взяться,

Дивный русский хоровод нас на ярмарку ведет!

«Русский хоровод «Ручеёк»,    Слайд № 2      

М.р.: А вот и ярмарки веселой голоса, 

Скоморохи тут творят такие чудеса!

Выход  скоморохов

1 скоморох: Люди добрые, народ честной!

                      Поздоровайтесь со мной!                  

                       Я, скоморох Ивашка!

                      На мне нарядная рубашка!                      

2 скоморох: На ярмарку вас приглашаем!

                      Глаза открыть пошире предлагаем!

                      Подходите ближе, подходите,

                      Головой своею повертите!

1 скоморох: На каждом прилавке товар просто сказочный:

 2 скоморох: Нужный, красивый и очень загадочный!

Муз. рук: Пойдем к тому прилавку дружно,

                    Может купим, что нам нужно?

(подходят к прилавку, за которым переодетый воспитатель)

 «Ярмарка» Слайд № 3

За ним стоит  воспитатель-купец.

М.р.: Эй, купец, купец-молодец, с чем пришел на базар?

Скорее показывай нам свой товар!

1 купец: Мой товар известный! Красивый и полезный!

Кормит всех с охотою, а сама безротая… (ложка)

Дети отгадывают. слайд № 4  

Рассказ  и вопросы воспитателя-купца о деревянных ложках и  особенностях их  росписи – 3-4 предложения, сопровождается слайдами

1 Ребенок: Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.

2 Ребенок: Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт.                                    

3 Ребенок: И расписана красиво, ну не ложка прямо – диво!

1 купец: А как еще можно использовать ложки? (на них можно играть) Сейчас уже никто не помнит, кому и когда пришла в голову идея превратить обычные ложки в ударный инструмент. Известно только, что очень давно они стали самым простым, красочным и популярным национальным  русским инструментом.

-Ложки в руки вы возьмите, друг о дружку постучите.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, получился четкий звук.

                                                               Слайд № 5

М.р.: Ну, а если встать нам вместе, то получится оркестр!

Песня «Ложки деревенские» - Оркестр ложкарей Ф- 5.1

1 купец: Молодцы, играли отлично!

Динамично и ритмично!

Вот вам ложки без одежки.

(вручает детям не расписанные ложки для росписи в группе на занятиях или в самостоятельной деятельности)

Коль работы не боитесь,

Попыхтите, потрудитесь.

И справите ловко для ложки обновку.

Ложки дети складывают в расписной короб, говорят «Спасибо» с поклоном, идут к другому прилавку (звучит русский наигрыш) Ф- 5.2

 Муз. рук: Купец-продавец, а что в сундуке?

Если игрушки, купим их все!

                                                     Слайд № 6   
           

2 купец: Сундучок мой не простой,

В нем товар расписной

Все  игрушки знатные, 
Складные и ладные.
Они повсюду славятся,
Они и вам понравятся.

  Ну, а если у игрушки с длинной шеей все зверушки,

А в хвосте сидит дудулька, как зовут её?

Дети:  свистулька!  

                                                       Слайд № - 7           

М.р.: Для чего же делали такие игрушки-свистушки?

2 купец: «Дедушка-голубчик, сделай мне свисток…»У каждой фигурки было своё значение: животные символизировали богатство и плодородие; петушок или птичка – знак пробуждения земли, тепла, солнца. Свистульки, звучащие высоко, назывались свистками и дудками, а те, что издавали низкие тона – гуделками. В последнее время свистульки используются в  народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты Лепили их с песнями да прибаутками, вкладывая в свои творения радость и душевное тепло.

2 купец: Покупай, налетай, да оркестр затевай!

Оркестр свистулек    Ф-

2 купец:    Осталась у меня  одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко… Догадались ли?

Дети хором:  – Матрешка!  

                                                       Слайд 8               

Рассказ  и вопросы воспитателя-купца об особенностях росписи различных Матрешек – 3-4 предложения, сопровождается слайдами

М.р.:  Нынче праздник в нашем доме,
Гости бьют в ладошки.
Продолжается знакомство
Где же вы, матрешки?
(Под музыку выбегают Матрешки)

М.р.: Эй, Матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!


Матрешки поют частушки под русскую народную мелодию

С варежковыми матрёшками
1. Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
мы втроем поем частушки
И танцуем мы втроем.

2. И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.

3. Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
я - Матрена, я -  Матрешка, ну а я -  Матрешечка.

  1. Наша русская матрешка
    Не стареет сотню лет!
    В красоте, в таланте русском
    Весь находится секрет.

    5. Велика Россия наша,
    И талантлив наш народ.
    О Руси родной умельцах
    На весь мир молва идет.

Подвижная  игра « Найди свою матрёшку»

У детей в руках элементы росписей, у купцов плоские матрёшки, у которых на фартуках не хватает элемента росписи. Дети под плясовую музыку двигаются в свободной пляске, с окончанием музыки, нужно найти свою матрёшку и дополнить орнаментом наряд.

2 Купец: Вы матрешек рисовали, вы старались от души,

Хороши матрешки ваши!

Дети хором: Мы и сами хороши!

Ребенок: Наши матрешки красивы и ярки,

Мы  малышам их возьмем на подарки!

(после занятия  дети зайдут к малышам в группу и подарят им матрешек, расписанных предварительно на занятиях) не забывают благодарить с поклоном.

Муз. рук. Обращает внимание на грустную бабушку, у которой не идет торговля.

Муз. рук:  Здравствуйте, бабушка! Почему вы грустная такая?

Бабушка (рос. Кукла): Не идёт торговля в лад,

Скатерть не привлекает взгляд.

Что такое не пойму, помогите что к чему!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему эта скатерть не привлекает взгляд, чего на ней не хватает?

Дети: Рисунка яркого. А какая роспись здесь подойдёт?

Дети: Городецкая.

Воспитатель: Да, я согласна. Она и проста в рисунке, и яркая в оттенках. Давайте применим технику печати.

Звучит русский наигрыш. Дети подходят к столу-мастерской,  выполняют печатный рисунок по ткани.

                                                        Слайд 10

Кукла-бабушка: Ну , ребята – молодцы! За работу всем леденцы! (петушки на палочках)

Подбегает Скоморох: Вот так скатерть, красота!

Покупаю! Где цена?

Бабушка: Уж такую красоту не продам я никому!

Танец со скатертью и домашней утварью  Ф-

Бабушка.: Вижу все вы мастера, ловко правили дела,

Торговались, покупали, дело к вечеру, устали? 

Что ж домой идти пора…

                                                Слайд 11    

Дети хором:  К малышам зайдем сперва.

Под музыку  дети уходят из зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно - тематическое планирование на 2013 - 2014 год для подготовительной группы компенсирующей направленности.

В планировании дано содержание работы по лексическим темам в группе компенсирующей направленности,  перечень календарных праздников на этот учебный год. Предоставлены названия еженедельных итогов...

«Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на неделю для подготовительной группы Тема: «Удивительный космос»

Формировать представление детей о космосе. Воспитывать патриотизм за своих  героев страны....

"Комплексно-тематический план образовательной работы с детьми в подготовительной группе на апрель по теме «Космос»."

Цель:Формирование у детей обобщенных представлений о нашей планете в солнечной системе, героях космонавтах. Формировать целостные представление по теме «Земля – мой дом» (Земля как планета солнечной с...

Комплексно-тематический план по обучению грамоте для детей подготовительной группы

Комплексно-тематический план составлен на основе занятий по пособию Д. Г. Шумаевой "Как хорощо уметь читать". Разработан для занятий с детьми подготовительной к школе группе с использованием игровых т...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Беседа о старых видах ремёсел: плетении» для детей подготовительной группы казачьей направленности.

Цель:  Знакомить детей со старыми видами ремёсел: плетении.Задачи:Образовательные: Познакомить со старинным кубанским ремеслом. Развивающие: Развивать желание самостоятельно в...