Опыт работы "Эффективные пути взаимодействия с социальными партнерами в процессе физкультурно-оздоровительной работы, направленного на построение современной модели непрерывного казачьего образования "
статья

Молчанова Анна Александровна

Возрождение интереса к малой Родине связано с гражданско-патриотическим воспитанием молодого поколения, духовностью, укреплением семейных казачьих традиций, повышением роли семьи в современном обществе, что способствует формированию личности патриота на основе изучения истории своей Родины, донского казачества и своей семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы "Эффективные пути взаимодействия с социальными партнерами в процессе физкультурно-оздоровительной работы, направленного на построение современной модели непрерывного казачьего образования "

Актуальностью данной темы  на сегодняшний день является  то, что для преодоления нынешних экономических, международных проблем необходима объединяющая нравственная идея, сильный духовно-нравственный стержень. И именно нравственные ценности нашего народа несут этот стабилизирующий фактор.

Возрождение интереса к малой Родине связано с гражданско-патриотическим воспитанием молодого поколения, духовностью, укреплением семейных казачьих традиций, повышением роли семьи в современном обществе, что способствует формированию личности патриота на основе изучения истории своей Родины, донского казачества и своей семьи.

Современный детский сад не может сегодня существовать и развиваться в закрытой образовательной системе.

Именно поэтому коллектив нашего ДОУ восстанавливает утраченные связи между поколениями, способствует формированию у детей чувства исторической сопричастности к своему казачьему роду через «Организация сотрудничества между ДОУ и социумом по реализации регионального компонента».

            Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в детском саду. Ведь основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

Одним из направлений является введение регионального содержания в раздел по физическому развитию детей.

На основе анкетирования, мониторинга и индивидуальной работы с детьми и их родителями, мной была выявлена проблема – дети имеют поверхностные знания о родной городе, Донском крае; о подвижных, малоподвижных и хороводных казачьих играх, родители не уделяют должного внимания проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, поверхностно знают культуру и обычаи, своей малой Родины – Донском крае. 

Для решения данной проблемы я поставила  перед собой цель создавать условия для приобщения детей к физической культуре, к ценностям культуры здоровья как части этнической культуры жителей нашего края, способствовать развитию чувства принадлежности к своей родине, своему народу, чувства общности и гордости за свою культуру через формирование целостной системы взаимодействия ДОУ с  социумом. 

и Задачи

  • Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с социальными партнерами;
  • Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по физическому развитию;
  • Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков с учетом специфики и региона.
  • Воспитание у детей приверженности к духовным ценностям народов Донского края, изучение и внедрение утраченных элементов традиционной физической культуры; воспитание физических, нравственных навыков; силы, воли, выдержки, самостоятельности, проявление инициативы, находчивости посредствам казачьих игр Донского края.

В нашем саду  ведется планомерная работа по расширению внешних связей с социумом с целью создания единого социально-образовательного пространства для формирования духовно-нравственных, патриотических качеств у воспитанников.

Основными нашими партнерами являются  Казачий Эколого-Биологический центр и КАЗАЧЬЕ СТАНИЧНОЕ ОБЩЕСТВО - СТАНИЦА "ВЕРХНЯЯ" НОВОЧЕРКАССКОГО КАЗАЧЬЕГО ОКРУГА", с которыми мы тесно сотрудничаем на протяжении нескольких лет.

Наше взаимодействие происходит регулярно, не от случая к случаю, а в течении всего учебного года, используя разнообразные формы и методы. Такие как: тематические встречи и экскурсии, фольклорные праздники и развлечения, социально-значимые проекты, спортивное казачье ориентирование, совместные занятия региональной направленности и другие.

В рамках реализации годовой задачи "Создание благоприятных условий, оптимально обеспечивающих воспитание гуманной, духовно-нравственной личности; формирования социокультурных ценностей, посредством инновационных подходов организации педагогического процесса" совместно с представителями СКО " Верхнее" был разработан и реализован совместный проект "Были бы казачки, казаки будут", посвященный основам воспитания девочек в казачьих семьях. В рамках этого проекта был представлен  открытый показ интегрированной образовательной деятельности "Казачка-мать, воспета ты по праву". Во время образовательной деятельности юным казачкам предстояла нелёгкая задача прожить день в роли хозяюшки (девочки ухаживали за младенцем и изготавливали игрушки для младших братьев, носили воду, гладили, стирали, взбивали подушки и застилали постель, занимались рукоделием, хлопотали на кухне и солили капусту на зиму) и все это без современных гаджитов и бытовых помощников.

А так же на базе Эколого-биологического центра прошло познавательное занятие в форме инсценированной беседы "Один день из жизни казачки".

Ещё одним проектом стал " А у нас в станице...", в рамках которого был представлен открытый показ образовательного квеста "Путешествие по станицам Донского края". Одну из станиц дошкольникам представили станичники станицы "Верхняя", проведя Урок Донской истории на примере "Живых картинок казачьей историии" На каждой станции (Станице) ребята знакомились с обычаями, традициями, условиями быта Донских казаков, а так же закрепляли уже имеющиеся у них знания, выполняя различные задания.

Так же был организован поход в казачий эколого- биологический центр, на территории которого станичники станицы "Верхней" провели для воспитанников "Урок Донской истории" на примере "Живых картинок казачей истории". Ребята познакомились с кузнецей. А после её посещения  ребята изготовили сувенирные подковы вместе с воспитателем и педагогами ЭБЦ.

В 2020 году в роще «Красная Весна» воспитанники и их родители а так же  педагоги нашего ДОУ приняли активное участие в открытых состязаниях семей и команд молодежи по казачьему ориентированию «Тропами Донских казаков». Мероприятие проходило в рамках реализации Проекта Станичного казачьего общества «Верхнее» «Живые картинки казачьей истории» При поддержке фонда Президентских грантов . Целью данного проекта являлось возрождение обычаев, традиций и умений Казаков предков в современном обществе, проживающем на территории столицы Донского казачества. Получив на старте маршрутный лист и карту рощи «Красная весна» участникам необходимо было пройти 7 основных точек (Казачья кузня, казачья кухня, амуничная с казаком, верхом на коне, казачья оружейная, казачий огород, казачка- мастерица и казачьи песни), на которых их ждали интересные вопросы из истории казачества и 10 дополнительных точек со словами из казачьего словаря, пройдя которые, участники могли улучшить свой результат. Вопросы касались знания оружия, казачьего песенного творчества, одежды казаков, ремесла, традиционных казачьих блюд , различной казачьей утвари и даже знаний коневодства.

В соответствии с  планом  мероприятий, посвященных году Памяти и Славы в 2020 году в нашем детском саду прошло необычное физкультурное занятие. Заместитель Атамана станицы "Верхняя провел урок мужества  - "Для того казак родился, чтоб на службе пригодиться”.  Он рассказал воспитанникам, что большое значение для казака имело снаряжение. Объяснил, как  использовали в бою казаки шашку, какие они бывают . Ребята узнали, что вторым по значению был кинжал, который по обычаю передавался по наследству или получался в качестве подарка или добывался в бою.  Это мероприятие произвело на детей положительное впечатление, они узнали, в чём заключалась казачья служба, каким оружием владели казаки, познакомились с вооружением казаков.   Встреча способствовала формированию патриотизма и активной жизненной позиции воспитанников, напомнила о смысле слов «Родина», «Отечество», «защитник».

Ещё одной интересной встречей была с Атаманом станицы "Верхняя" и его станичники, которые провели "Уроки Донской истории" на примере "Живых картинок казачьей истории".

В рамках реализации городского плана мероприятий, посвящённых 216-й годовщины основания города Новочеркасска 13 мая прошлого года в роще Красная весна прошли семейные спортивные старты "Здоровый город- здоровая страна", в которых приняли участие 10 семей нашего ДОУ. Волонтеры ЭБЦ открыли старты озорной разминкой, мной были подготовлены 7 этапов спортивных дворовых игр (полоса препятствий, прыжки на скакалке, заезд на самокатах, ведение мяча, метание в корзину, передача мяча, управление скейтом), которые с азартом и задором успешно преодолели все участники.

Осенью в 2021 году наш педагогический коллектив принял активное участие в смотре станиц "Как у нас на Дону" который проходил на территории Эколого-биологического центра и был организован в рамках реализации плана мероприятий городского ресурсного центра по организации работы непрерывного казачьего образования. Наши педагоги представили мастер-классы, казачьи игры и традиционные казачьи блюда.

В сентябре на территории детского парка "Казачок" прошла спартакиада казачьей молодежи "Казачий Спас", организованная СКО "Верхнее" с атаманом. Наш детский сад на спартакиаде представила сборная команда родителей "Донская Слава", которая в упорной борьбе по суммарному колличеству баллов после всех 8 рубежей заняла уверенное 2 место. Поздравляем всех участников, благодарим за то, что нашли время и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Так же в  сентябре  команда подготовительной к школе группы приняла активное участие в прохождении спортивно-познавательного маршрута, посвященного Городскому Дню здоровья и спорта на территории эколого -биологического центра. Участники проявили не только физические качества, но и знания в вопросах региональной направленности.

Расположение нашего детского сада позволяет нам часто с детьми выходить в рощу «Красная весна» на экскурсии, посещать детский эколого- биологический центр, во время которых дети знакомятся с растениями, животными и птицами нашего края.

Регулярно дети нашего сада посещают  «Конный двор», где сотрудники и директор Детского Эколого-биологического центра не только рассказывают, как ухаживать за лошадьми, но и почувствовать себя настоящими казаками, оказавшись в седле.

Вывод: Использование самобытных физических упражнений, донских игр и фольклорных праздников с дошкольниками совместно с социальными партнерами позволяет улучшить  показатели физического развития детей , а так же в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы» консультация для педагогов

Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. пе­дагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на ...

«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. пе­дагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достиж...

«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. пе­дагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на до...

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно- оздоровительной работы"

quot;Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно- оздоровительной работы"...

Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимоп...

«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на д...