Проект на тему "День Народного Единства" в старшей группе
проект (старшая группа)

Краткосрочный проект "День Народного Единства" направлен на обогощение детей знаниями о празднике, о народах Южного Урала (русские, башкиры, татары) о их традициях, национальных костюмов, блюдах, желищах. В проекте представлена художественно-изобразительная деятельность, беседы, подвижные игры детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_den_narodnogo_edinstva_starshaya_gruppa.doc932.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28»

ПРОЕКТ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «СКАЗКА»

НА ТЕМУ «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Воспитатель: Горн Н.В.

С. Красносельское, ноябрь, 2022 г.

Проект

в старшей группе «Сказка»

на тему «День народного единства»

Вид проекта: Познавательно – творческий

По количеству участников: групповой

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Продолжительность проекта: краткосрочный

Сроки проведения: 31 октября по 3 ноября 2022г.

Актуальность: 

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно-угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.

В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними.

Тема толерантности, совместного проживания разных народов мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. Челябинская область многонациональна, на ее территории проживают представители более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы и др. Чтобы отношения были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции своего и других народов.

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Южный Урал. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.

Цель проекта:

Формирование у детей представлений о народах Южного Урала. Расширение представлений детей о национальных праздниках.

Задачи проекта:

  • Дать представление о празднике «День народного единства», продолжать знакомить с символами РФ, познакомить с регионом Южный Урал, учить различать герб Челябинска и Челябинской области.
  • Познакомить с народами Южного Урала: русские, башкиры, татары, с их традициями, национальными костюмами и блюдами.
  • Воспитание уважения к другим народам Южного Урала. 

Ожидаемые результаты:

- Совершенствование уровня знаний детей о своей стране: знают символы России (герб, флаг, гимн), различают герб Челябинска и Челябинской области;

- Знают и называют народы Южного Урала (русские, башкиры и татары), различают их национальные костюмы, блюда, жилища.

- Дети умеют играть в подвижные игры народов Южного Урала.

Продукты реализации проекта:

  1. Лепка «Кокошник», «Тюбетейка»;
  2. Раскрашивание «Национальные костюмы: башкиры, татары, русские»;
  3. Аппликация «Флаг России»;
  4. Выставка рисунков «Россия - Родина моя».

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный этап:
  • Выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями и наглядным материалом;
  • Планирование работы по реализации проекта;
  • Разработка конспектов по теме проекта
  • Подбор материалов для художественно – продуктивной деятельности.

  1. Основной этап:

Формы взаимодействия с детьми:

  • Беседа «Наша страна Россия». Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
  • Беседа «День Народного Единства». Программное содержание: расширять представления детей о национальных праздниках, знать исторические моменты в жизни России, родного края. Воспитание любви и уважения к русским национальным героям.

Беседа «Русские народные промыслы».

Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. Обогатить словарь детей словами: хохлома, дымковская игрушки, гжель.

3. Чтение художественной литературы:

  • Чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских: «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо», «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче», «Добрыня и Алёша», «Илья Муромец и Калинин Царь».
  • Чтение стихотворений: В. Степанов «Необъятная страна», Г. Ладонщиков «Наш дом», З. Александрова «Родина», А. Прокофьев «Родимая страна».
  • Чтение татарских сказок «Соловей», «Три сестры»;
  • Чтение башкирских сказок «Ястреб и петух», «Ленивая девочка».

4. Изобразительная деятельность детей:

  • ЗОД Рисование: раскрашивание «Национальные костюмы: башкиры, татары, русские»;
  • ЗОД лепка «Кокошник», «Тюбетейка»,
  • ЗОД аппликация «Флаг России».
  1. Подвижные игры: «Тюбетейка», «Яр-су», «Юрта», «Разбей горшок», русские – народные хороводы.
  2. Дидактические игры: «Собери флаг, герб», «Мемори – Народные Р.Ф.»
  3. Итоговое развлечение: «Когда едины – мы непобедимы».

Работа с родителями

Папка-передвижка для родителей «День народного единства».

Консультация «Что можно рассказать о дне народного единства»

Выставка рисунков на тему «Россия – Родина моя».

Заключительный этап:

  • Выставка детских рисунков «Моя маленькая Родина»;
  • Развлечение «Когда едины – мы непобедимы».

План реализации проекта:

Этап

Формы работы

Задачи

Время в режиме дня

  1. Подготовительный этап

31.10.2022

        Выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями и наглядным материалом;

        Планирование работы по реализации проекта;

        Разработка конспектов по теме проекта

        Подбор материалов для художественно – продуктивной деятельности.

Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.

1 день

  1. Основной этап

1.11.-4.11.2022

  • Беседа «Наша страна Россия».

  • Беседа «День Народного Единства».

Беседа «Русские народные промыслы».

Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.

Программное содержание: расширять представления детей о национальных праздниках, знать исторические моменты в жизни России, родного края. Воспитание любви и уважения к русским национальным героям.

Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. Обогатить словарь детей словами: хохлома, дымковская игрушки, гжель.

Утро.

Утро.

Утро.

  • Чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских: «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо», «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче», «Добрыня и Алёша», «Илья Муромец и Калинин Царь».
  • Чтение стихотворений: В. Степанов «Необъятная страна», Г. Ладонщиков «Наш дом», З. Александрова «Родина», А. Прокофьев «Родимая страна».
  • Чтение татарских сказок «Соловей», «Три сестры»;
  • Чтение башкирских сказок «Ястреб и петух», «Ленивая девочка».

Расширять представление о национальной культуре русских, татар и башкир, через художественную литературу.

Перед обедом.

  • ЗОД Рисование: раскрашивание «Национальные костюмы: башкиры, татары, русские»;

  • ЗОД лепка «Кокошник», «Тюбетейка».

  • ЗОД аппликация «Флаг России».

Познакомить детей с русским национальным костюмом, с костюмами башкир и татар.

Познакомить детей с элементом женского народного костюма – кокошником, татарским мужским головным убором – тюбетейка.

Обобщить знания детей о Государственном флаге Р.Ф.;

- познакомить со значением цветов, изображённых на флаге.

Согласно сетке занятий.

5.        Подвижные игры: «Тюбетейка», «Яр-су», «Юрта», «Разбей горшок», русские – народные хороводы.

Учить детей играть в подвижные игры, разных народов.

На прогулке, во вторую половину дня, на занятиях по физическому воспитанию.

Дидактические игры: «Собери флаг, герб», «Мемори – Народные Р.Ф.»

Продолжать знакомить детей с символикой России и Челябинской области; учить различать костюмы народов Южного Урала.

Во вторую половину дня.

  1. Заключительный

4.11.2022г.

  • Выставка детских рисунков «Моя маленькая Родина»;
  • Развлечение «Когда едины – мы непобедимы».

Создать условия для развития чувства патриотизма у дошкольников, уважения к народам Южного Урала.

Первая половина дня.

Литература:

1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М: АРКТИ, 2004.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Детство - Пресс, 2002.

3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».

4. Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.

6. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».

7. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.

8. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение, 1988.

9. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983.

10. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И.Логиновой, Т.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1980.

11. О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». – М.: ООО «Издательство скрипторий

2003». 2006.

12. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.

13. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.

14. «Народное искусство в воспитании дошкольников» / под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005.

Приложение 1

Конспект занятия по аппликации в старшей группе

«Государственный флаг России»

Тема: Символы России. Государственный флаг России.

Программное содержание:

Обобщить знания детей о Государственном флаге России;

Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, со значением флага в современной жизни;

Познакомить со значением цветов, изображённых на флаге;

Закреплять умения работать ножницами; умение работать по шаблонам (обводить, вырезать по контуру); аккуратно наклеивать изображение в определённой последовательности.

Материал: изображение Государственного флага России (фотография) ; запись песни “Моя Россия” Г. Струве; цветная бумага, шаблоны полос, ножницы, клей, кисти для клея.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете. Сегодня мы познакомимся с Государственным Флагом России.

Воспитатель показывает детям изображение Государственного флага на доске и спрашивает:

- Кто знает, что это такое?

Ответы детей.

Воспитатель: Флаг символизирует нашу Родину. Где вы видели Государственный флаг?

Ответы детей.

Воспитатель (обобщает ответы детей): Правильно. В торжественные дни, государственные праздники российский флаг вывешивается на общественных зданиях, школах. А еще Государственный флаг можно увидеть на боевых кораблях и самолётах российской армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют Российскими флагами.

Воспитатель: Что изображено на Флаге России?

Ответы детей.

Воспитатель: Государственный флаг Российской Федерации состоит из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Каждая полоса имеет свое значение. Белый цвет – это цвет мира и мудрости. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий цвет – цвет неба, воды, моря – символ свободы и веры, верности. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее. Красный цвет – это цвет силы и мужества. Наша страна сильная. Мы все любим нашу страну и гордимся ею. Давайте послушаем песню о нашей Родине.

Звучит запись песни «Моя Россия» Г. Струве.

Воспитатель: Что же мы узнали сегодня? Мы познакомились с Государственным флагом нашей страны. Мы назвали места, где его можно увидеть. Мы определили, что изображено на флаге и узнали, что означают цвета российского флага.

А теперь пусть каждый из вас сделает себе маленький российский флажок.

Проходите за рабочие места. В своей работе мы будем использовать шаблоны и цветную бумагу.

Рассказ сопровождается показом материалов.

Воспитатель: Какого цвета бумага нам понадобится? Выберите необходимые цвета и положите перед собой. Готовы?

Воспитатель: Полосу какого цвета мы будем наклеивать первой? А следующая полоса будет какого цвета? А самая нижняя полоса какая? Если вы затрудняетесь, посмотрите на фотографии (показ на доске)

По ходу самостоятельной работы оказание помощи затрудняющимся детям, хвала детей за правильность выполнения, аккуратность в работе, скорость выполнения.

Приложение 2.

Тематическое развлечение для детей старшей группы

 ко Дню народного единства

«Когда мы едины, мы непобедимы»

Цель: создать условия для развития   чувства патриотизма у дошкольников, уважения к историческому прошлому страны;

Задачи: воспитывать дружелюбие, стремление к взаимовыручке; создать положительный эмоциональный настрой; способствовать развитию интереса к русским народным играм и песням.

Ход развлечения

  1. Под звучание песни «О России», дети проходят в зал и рассаживаются на места

Ведущая: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Скоро, совсем скоро, 4 ноября наша страна отмечает День народного единства.

- А кто мне скажет, что такое «единство»? Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов, это день объединения русского народа против врагов.

Мы День Единства отмечаем

России праздник молодой

И всем и каждому желаем 

Стране быть верным всей душой!

Наша матушка-Россия, 
Как и прежде, станет сильной. 
Праздник – день патриотизма, 
Славься, гордая Отчизна!

Ведущая: На всех русских праздниках и гуляниях хоровод был неотъемлемой частью. Приглашаю всех на хоровод.

  1. «На горе-то калина» хоровод.

Ведущая: Ребята, а как называется наша страна? (Россия)

Назовите столицу нашей Родины? (Москва)

А мы с вами кто по национальности? (Русские)

Назовите символы России? (Герб, флаг, гимн).

А мы с вами где живем? (На Южном Урале)

Назовите, кто изображен на гербе Челябинской области? (Верблюд)

  1. Собери герб и флаг

Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. Мы, с вами живем на Южном Урале, и самый главный город Южного Урала….? (Челябинск). На Южном Урале очень много людей разных национальностей: русские, башкиры, татары и др. И у каждого народа есть свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды.

Поговорим о татарах.

Где живут татары? (В Татарстане)

Назовите национальное блюдо? (чак - чак)

Назовите национальный головной убор? (тюбетейка и бурек)

На каком языке говорят татары? (татарском)

Поиграем в татарские игры.

  1. П.И. «Яр-су» (нужен канат)
  2. Соревнование бег с яйцом в ложке
  3. Перетягивание палки

Ведущий: А теперь поговорим о башкирах?

Где живут? (Башкортостан)

Национальное блюдо? ()

Национальный головной убор? (тюбетейка и бурек)

На каких языках говорят? (башкирском)

Поиграем в башкирскую народную игру.

  1. Юрта (нужны стулья, платки)

Мы веселые ребята

Соберемся все в кружок

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок

  1.  «Разбей горшок» (нужны палки, ведерко).

Ведущий: Ребята, интересные игры других народов? (Да)

В нашей стране никому не тесно! Ребята, Мы хотим жить в дружбе и согласии? (Да)

Давайте споем песню о дружбе

  1. Песня «Дружба крепкая»

Россия…Родина… Это край, где вы родились, где мы живем.

Это наш дом, это все то, что нас окружает.

 Россия…Какое красивое слово!

Прислушайтесь – РОССИЯ!

Здесь и роса, и сила, и синие просторы…

Ведущая: приглашаю на общий танец «Дружба»

  1. Танец дружбы

Ведущая:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Ведущая: Наш праздник подошел к концу, и хочется угостить Вас ребята, традиционным русским угощением – леденцом на палочке.

Приложение 3.

Конспект НОД по лепке в старшей группе.

Тема: «Украсим кокошник и тюбетейку».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественное творчество».

Цель: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры, расширять знания детей о татарской народной культуры.

Задачи: расширить знание детей о русском и татарском национальном головном уборе; продолжать учить составлять различные композиции, самостоятельно выкладывать узор; Развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение.

Воспитывать интерес к русской и татарской народной культуре.

Активизировать словарь.

Предварительная работа: беседа о русских и татарских традициях, чтение русских и татарских народных сказок, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

Организационный момент:

Воспитатель: 

-Ребята, у нас в саду скоро праздник и девочки будут выступать в русских национальных костюмах, а еще мы будем играть татарским головным убором – тюбетейкой. Я хочу попросить вас помочь изготовить головные уборы для праздника.

Основная часть:

- Как назывались женские головные уборы на Руси? (ответы детей)

Один из них кокошник. 

Кокошник – русский народный головной убор, в виде округлого щита вокруг головы.

В те далекие времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками. 

Первый раз кокошник надевали в день свадьбы, носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого носили платки. От какого слова произошло слово КОКОШНИК? - (ответы детей) Презентация разных видов кокошников. 

Ребята, это тюбетейка. Мужской татарский национальный головной убор. В то время у крестьян было мало красивых вещей в быту, и люди создавали их сами. Довольно просто было сделать шапочку, украсить ее узорами и освятить обычаями. Таким образом тюркские крестьяне создавали хороший нарядный внешний вид, даже несмотря на скромный быт и крайне экономное жилище. Как называется этот головной убор – ТЮБИТЕЙКА!

«Гимнастика для глаз» в стихах: 

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка) -

Воспитатель:

А теперь приглашаю в нашу мастерскую! Поможете ли Вы мне изготовить кокошники и тюбетейки?

У меня есть заготовки кокошников, и тюбетеек разные украшения для них. (бусинки, пайетки, камешки) Как вы думайте, на что они крепятся? (На пластилин). Что скатывали из пластилина, перед тем как прикрепить к картону (Жгутики), а на что крепятся бусины? (На пластилиновые шарики).

 

Изготовление кокошников. Индивидуальная помощь.

 

Заключительная часть: 

Что мы с вами сделали? (Кокошники и тюбетейки)

Чьи это национальные головные уборы?

Давайте вспомнить с вами пословицы о труде, которые передаются из поклонения в поколения русскими народами. (ответы детей) - Терпение и труд все перетрут.

Какова пряха, такова и рубаха.

Скручен день до вечера, коли делать нечего.

Труд человека кормит, а лень портит. 

А как вы понимаете пословицу: «Какова пряха, такова на ней и рубаха.»? (выслушать ответы детей)

Ребята, что вы нового и интересного узнали? Что вам больше всего понравилось делать? (ответы детей). Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "День народного единства" (старшая группа)

Цель: Приобщение детей к истории РоссииЗадачи:1. Учить узнавать и называть героев России2. Воспитывать уважение к людям, прославившим Россию3. Воспитывать нравственно- патриотические чувства к Родине4...

День народного единства (старшая группа)

сценарий для проведения мероприятий посвещенных Дню независимости России...

«Мой город. Моя Родина. Моя страна. День народного единства» старшая группа

план календарный по теме недели:«Мой город. Моя Родина. Моя страна.  День народного единства»...

Отчет о проведении тематической недели "День народного единства" (старшая группа)

Любовь к своей Родине; нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемой часть...

"Народное единство" старшей группы

Цель. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней....

День народного единства. Старшая группа.

laquo;День народного единства»Цель: формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории своей Родины.Программные содержание:Формировать понятие о России, как о многонационал...

Проект "День народного единства" старшая группа

МДОУ «Детский сад №109»“Изюминка”       Педагогический проект в старшей группеНа тему «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»...