Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ с детьми старшей групы "Башкирский национальный орнамент"
план-конспект занятия (старшая группа)

Воспитание у детей патриотизма важная задача педагогов. Немаловажную роль в этом играет воспитание любви к родному краю, к ее культуре и традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bashkirskiy_ornament.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия по ФЦКМ

с детьми старшей группы

«Башкирский национальный орнамент»

Программное содержание:

- познакомить воспитанников с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», выявить отличительные признаки башкирского орнамента;

- продолжать развивать представление ребенка о различных сторонах жизни и быта древних башкир, об их занятиях и воспитывать познавательный интерес к изучению материальной культуры родного края;

- воспитывать нравственное отношение к культуре родного края;

- развивать умения анализировать полученную информацию, синтезировать выводы;

- развивать способность к воображению;

- формировать эстетический вкус.

Оборудование:

• Магнитофон

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать одну легенду. (Включается музыка).

Давным-давно жили три женщины. В один прекрасный день вечер они разожгли огонь и завели беседу.

Одна из женщин сказала: «Почему у меня темные волосы, у вас черные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а вас карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все в одинаковых белых платьях?» Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее её украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет.

Прошло некоторое время, и они снова встретились. У всех были нарядные платья с узорами.

Первая сказала: «Я сделала рисунок солнца, оно символизирует жизнь на земле».          

Вторая сказала: «А я люблю леса и степи башкирские, и символ моего платья – зелёный лес».

А третья сказала: «А я встречаю рассвет в Уральских горах. И мой символ – синие горы».

И с тех давних времён люди стремились выразить свои представления о мире узорами, т. е. орнаментом на предметах быта и одежде.

Воспитатель: Что означает слово ОРНАМЕНТ?

 Орнамент - это узор,

- это повторяющийся узор,

- это узоры, которые симметрично расположены,

- это узоры, которыми украшали одежду, посуду.

Воспитатель: Давайте с вами поговорим о башкирском орнаменте.

Узоры в башкирском орнаменте делятся на 2 группы. Среди узоров различаются геометрические и растительные узоры.

Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть их и назвать.

Основные фигуры и пояснение (показ картинок).

Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия

Сердечко – гостеприимство

Солярный знак – солнце

Ромб – символ земледелия

S-образный орнамент

Гусиная лапка

Воспитатель: Рассматривая башкирский орнамент, что можно сказать о том, как располагаются узоры?

Дети: симметрично повторяются, следуют друг за другом

Воспитатель: Какие цвета считаются основными в башкирском орнаменте? (красный, зеленый, желтый, белый, черный).

Воспитатель: Какие фигуры используются в башкирском орнаменте?

- треугольники; ромбы; зигзаги; параллельные косые линии; круги; завитки; розетки.

Воспитатель: Теперь давайте вспомним, что украшали башкиры орнаментом?

Дети: посуду; одежду; обувь; ковры; полотенца; занавески; постельное белье; изделия из кожи; домашнюю утварь.

Воспитатель: Правильно, ребята.

Физминутка. Игра «Юрта»

Воспитатель:

Дети, давайте мы украсим пиалу, это посуда из которой пьют чай, башкирским орнаментом. Садитесь на свои места. Посмотрите на мольберт. Я приготовила вот такую пиалу. Рассмотрим его.

Воспитатель:

– Каким видом башкирского орнамента украшен наша пиала?

Дети. – Геометрическим.

Воспитатель:

  – А какими цветами украшена?

Дети – Красный, желтый, зеленый.

Воспитатель:

- Ребята, в башкирском орнаменте красный цвет – это цвет огня и тепла, желтый цвет – означает богатство, а зеленый цвет – это цвет вечной зелени.

Воспитатель:

 –  Дети, давайте, начнем работу.

 (Задание выполняется под легкую, башкирскую музыку).

Воспитатель: Сегодня мы многое узнали, а что именно?

Примерные ответы воспитанников:

- Что такое орнамент;

- Орнамент – это повторяющиеся узоры на одежде, на предметах быта…

- Орнамент у башкир бывает 2-х видов геометрический и растительный;

- В башкирском орнаменте используются геометрические фигуры (ромб, треугольник);

- Основные цвета – это красный, желтый, зеленый,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Осеннее настроение" с детьми старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка» Тема: «Осеннее настроение»Цель:-уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природеЗадачи:-уточнить приметы осе...

Конспект интегрированного занятия «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» с детьми старшей группы

Конспект НОД по закреплению знаний о свойствах воды и круговороте воды в природе с использованием экспериментальной деятельности....

Конспект интегрированного занятия по экологии с детьми старшего возраста «Путешествие в сказочный лес»

Конспект интегрированного занятия по экологиис детьми старшего возраста«Путешествие в сказочный лес»...

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ с детьми подготовительной группы «Бережем нашу планету!»

Цель: Создать условия для познавательной - исследовательской деятельности детейЗадачи:1. Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.2. Формировать представления о профессии " эколо...

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ с детьми подготовительной группы «Бережем нашу планету!»

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ с детьми подготовительной группы «Бережем нашу планету!»Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ с детьми подготовительной группы «Бережем ...

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста "Наш друг Снеговик"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Наш друг Снеговик»...

Конспект открытого занятия по ФЦКМ с детьми старшей группы. Тема: «Осень в гости к нам пришла»

Цель:Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Задачи:1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе.  2. Закрепить умение детей отгадывать ...