Картотека дидактических игр по национально-региональному компоненту для старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)

Смирнова Татьяна Анатольевна

Данные игры разработаны в рамках национально-регионального компонента основной программы ДОУ. Могут использоваться как для изучения нового материала, так и для закрепления полученных знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по национально-региональному компоненту для старшего дошкольного возраста

Данные игры разработаны в рамках национально-регионального компонента основной программы ДОУ. Могут использоваться как для изучения нового материала, так и для закрепления полученных знаний.

Цель: знакомство и изучение детьми старшего дошкольного возраста истории, культуры и природы Карелии посредствам дидактических игр.

«Наш край»

Цель: расширение представлений детей о родном крае.

Воспитатель показывает иллюстрации, картины и фотографии достопримечательностей Карелии, дети запоминают и называют при демонстрации.

«Мой любимый край»

Цель: воспитание ценностного отношения к родному краю, расширение словарного запаса.

Игра проводится в виде соревнования. Детям предлагается придумать как можно больше красивых слов, которые бы описывали родной край. Водящий задает вопрос: «Я люблю Карелию, потому что…», игроки по очереди отвечают. Повторяться нельзя. Кто не может придумать выходит из игры. Выигрывает тот, кому удалось придумать больше всех аргументов.

Варианты вопросов:

«Назови населенные пункты Карелии».

«Мои любимые места города Петрозаводска».

«Что я люблю больше всего в моем городе» и др.

«Собери флаг Карелии»

Цель: закрепление знаний о флаге родного края и умения собрать его правильно.

Из предложенной цветовой гаммы дети выкладывают флаг РК.

«Составь герб Карелии»

Цель: закрепление знаний о гербе Карелии.

С помощью различных элементов, по образцу, а затем без образца, дети составляют герб своей республики.

«Мой город»

Цель: закрепление знаний детей о достопримечательностях города, архитектурных сооружениях, памятниках, культурных объектах города Петрозаводска.

Дети берут карты, на которых нарисованы городские объекты, на каждой карте объекты различаются (по типу лото). Водящий из колоды берет карточку с изображенным объектом города и называет его. Дети закрывают на своих картах названный объект (если он есть на карте) фишкой. Игрок, у кого быстрее всех будут закрыты все объекты на карте, считается победителем.

Водящий не называет объект, а говорит о его назначении, дети, перед тем как закрыть изображение, угадывают объект.

«Найди одинаковые»

Цель: развитие умений ориентироваться в пространстве городских улиц и объектов.

Детям предлагаем фотографии городских объектов, улиц с разных ракурсов. Надо найти на фотографиях один и тот же объект города Петрозаводска.

Усложнение:

1. на фотографиях много объектов, надо найти те, что заданы.

2. Найти объекты и описать их.

3. Найти объекты, описать и рассказать где находятся.

4. Найти объекты, описать и рассказать где находятся, их назначение.

«Мой адрес»

Цель: закрепление знаний детей о своем домашнем адресе, умение называть его.

Дети встают в круг, воспитатель передаёт мяч и говорит: «Я живу в городе Петрозаводске, улица Маршала Мерецкова, дом 24, квартира 17», следующий ребенок говорит свой адрес и т. д.

«Вежливые слова»

Цель: воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Воспитатель показывает карточку, на ней изображен городской объект (магазин, кинотеатр, музей и т. д.) и предлагает рассказать правила поведения на этом объекте.

«Мой детский сад»

Цель: Знакомство детей с основными помещениями дошкольного учреждения, их назначением, профессиями персонала в детском саду.

Предварительно проводится экскурсия по детскому саду. Педагоги делают фотографии помещений и персонала на рабочем месте.

Затем дети рассказывают о помещении на фотографии и называют люди, какой профессии там работают.

«Хозяйкины помощницы»

Цель: знакомство детей с предметами обихода: деревянным корытом, тяпкой, коромыслом, ведрами, стиральной доской, углевым утюгом.

Дети подбирают к картинкам с современными предметами обихода – картинки со старинными предметами и называют, что чем было.

«Расскажи о своей семье»

Цель: расширение представлений о себе, как о члене семьи. Стимулирование желания рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими.

Рассматривание фотоальбома с семейными фотографиями воспитанников группы, составленного предварительно совместно с родителями. Рассказывание о своей семье.

Варианты:

1. рассказать, где и кем работают родители.

2. Рассказать о любимом совместном отдыхе.

«Назови по имени отчеству»

Цель: закрепление знаний детей имени и отчества своего, родителей, дедушек, бабушек и других членов семьи.

Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют свою фамилию, имя, отчество.

Игра-лото «Животный мир Карелии»

Цель: Систематизация знаний детей о животных Карелии, закрепление умений классифицировать животных.

1. Дети берут карты, на которых изображены животные, населяющие территорию Карелии. На каждой карте животные различаются (по типу лото). Водящий берет карточку и называет животного, изображенного на ней. Дети закрывают на своих картах названного животного (если он есть на карте) фишкой. Игрок, у кого быстрее всех будут закрыты все животные на карте, считается победителем.

2. Водящий не называет животное, а описывает его внешний вид, место обитания и повадки. Кто угадывает, тот закрывает фишкой загаданного животного.

«Что растет в родном краю»

Цель: закрепление названий растений своего родного края.

Ведущий называет растения. Дети хлопком отмечают те, которые растут в Карелии.

«Чья это шубка»

Цель: закрепление представлений о характерных чертах животных и птиц, опираясь на некоторые признаки внешнего вида.

Карточки с одной стороны с изображением животного, с другой стороны – кусочек меха или перо. Участник игры берет карточку (мехом вверх, трогает, гладит кусочек меха или перо и отгадывают, чья это шубка.

После того, как ребёнок назвал птицу или животное, карточка переворачивается.

«Воздух, земля, вода».

Цель: закрепление знаний детей об объектах природы в Карелии.

Ведущий бросает мяч ребенку и называет объект природы республики Карелия, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово- «щука» - «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Воспитатель называет слово «воздух» ребенок, поймавший мяч, должен назвать птицу, которая обитает в Карелии. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек и озер Карелии.

«Чей дом?»

Цель: закрепление знаний детей о животном мире Карелии.

Изображения животных и их домов, нужно установить соответствие. Например, медведю – берлога, белке – дупло и т. д.

«С какого дерева листок»

Цель: закрепление знаний детей о растениях родного края, умение образовывать относительные прилагательные (береза – березовый и т. д.)

Предварительно дети собирают листья различных деревьев и оформляют гербарий. Затем рассматривают гербарий, называют с какого дерева лист, образовывают прилагательное, отвечая на вопрос: лист какой?

«Узнай шишку»

Цель: закрепление названий деревьев Карелии, развитие сенсорных способностей.

Дети в чудесном мешочке, на ощупь, находят шишку и называют с какого она дерева

«Зеленая аптека»

Цель: закрепление знаний детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Предварительно дети знакомятся с лекарственными растениями Карелии. Воспитатель показывает изображение растения, дети называют лекарственное растение, рассказывает о его целебных свойствах.

«Красная книга»

Цель: ознакомление детей с «Красной книгой», воспитание чувства ответственности.

Предварительно, дети знакомятся с понятием «Красная книга», и с её содержанием. Воспитатель показывает изображения животных, внесенных в «Красную книгу», дети называют их.

«Составь карельский узор»

Цель: знакомство с карельским узором.

Дети с помощью различных элементов составляют карельские узоры по образцам, а затем самостоятельно.

«Подбери наряд кукле»

Цель: знакомство детей с элементами карельской вышивки, их особенностями и названиями.

Дети подбирают кукле наряды с карельскими узорами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по развитию речи. Старший дошкольный возраст

Дидактические игры и упражнения  для развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя, связной речи....

Картотека дидактических игр по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность...

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для педагогов и родителей...

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

СЕНТЯБРЬ«Росток»Цель: Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.Ход игры: Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Зат...

Картотека "Дидактические игры по мотивам народного творчества для старшего дошкольного возраста"

Картотека "Дидактические игры по мотивам народного творчества для старшего дошкольного возраста" создана в рамках реализации проекта  "Золотые россыпи России" и содержит описание игр, дидактическ...

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....