Русские народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко
материал

Кипчакова Галина Аскаровна

Русские народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания

дошкольников в процессе реализации программы

«Добрый мир» Л.Л. Шевченко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_2021_kipchakova_g.a.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

Управление образования муниципального образования

Городской округ «Долинский» Сахалинской области РФ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» г. Долинск, Сахалинской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русские народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания

дошкольников в процессе реализации программы

«Добрый мир» Л.Л. Шевченко 

 

 

 

                 Автор опыта работы:

Кипчакова Галина Аскаровна, воспитатель старшей группы  

МБДОУ Детский сад «Солнышко» г. Долинск, Сахалинской области  

 

2021г.

СОДЕРЖАНИЕ  

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ …………………………………….. 4

РАЗДЕЛ 2.ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА …………………………………………... 9

РАЗДЕЛ 3.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА…………………………………. 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 23

РЕЦЕНЗИЯ………………………………………………………………………… 25

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ 

Актуальность опыта работы. Теоретическое обоснование. Диапазон опыта работы.

 

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется исследователями как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса. У детей все чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, замкнутость на себе и собственных интересах. В этих условиях духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения становится важнейшей задачей общества.

В практике современного дошкольного образования духовное и нравственное воспитание занимает далеко не первое место. Педагоги, выполняя заказ родителей, ориентированы, прежде всего, на подготовку детей к школе, которая нередко рассматривается как формирование определенного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для последующего обучения в школе.  

Между тем, успешность обучения ребенка в школе зависит не только и не столько от уровня его знаний, сколько от социально-нравственных представлений, ценностного отношения к миру, умения устанавливать взаимоотношения с окружающими людьми. Поэтому поиск путей оптимизации педагогического процесса и смещение акцентов на целостное, в том числе духовно-нравственное развитие ребенка, становится для педагогической науки и практики актуальной проблемой.

На всех этапах развития педагогической науки, в том числе дошкольной педагогики, под разным углом зрения и с разной глубиной рассматривались цели, содержание, методы духовно-нравственного воспитания детей. Изучалась роль гуманных чувств в формировании морального облика ребенка-дошкольника (А.В. Запорожец, И.А. Княжева, Л.П. Стрелкова и др.), значимость норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т.П. Гаврилова, Т.Е. Ерофеева, Е.А. Киянченко и др.), становление нравственной культуры ребенка (С.В. Петерина), роль знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей (С.А. Козлова), возможности и особенности осуществления дошкольником морального выбора (И.А. Сушкова, Н.А. Холина, Г.И.

Морева), проблемы формирования основ гуманных отношений (Ф.В.

Изотова, Т.И. Бабаева) и др.  

Каждая разрабатываемая тема имела несколько направлений.  Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась по таким направлениям, как воспитание отношения ко взрослым, сверстникам, животным, растениям. Компоненты гуманных взаимоотношений

(сопереживание, сочувствие, отзывчивость) изучались через использование средств воспитания гуманных чувств: художественную литературу, изобразительное искусство, труд, игру.

Анализ педагогического наследия (Л.С. Выготский, А.Г. Асмолов, Н.С. Ежкова и др.) позволил выделить ряд качеств, которые являются основой содержания духовности дошкольников: целостность внутреннего мира, свобода, творчество, поиск смыслов, эмпатийность, настойчивость, преданность, искренность, чистота и непосредственность.  

В то же время П.Ф. Кептерев, указывая на диалектическое сочетание яркости душевных качеств у дошкольников с их неустойчивостью и изменчивостью подчеркивал, что «к внутреннему миру ребенка необходимо относится бережно и трепетно, поскольку неумелые и грубые попытки взрослых воздействовать на детей часто оказывают глубокий след в их душах». Иначе, по меткому выражению В.В. Зеньковского, «уходит грация» духовности, открытость уступает место выраженной напряженности и тревожности, ребенок закрывается, в его взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми чаще, чем раньше, встречаются аффективные проявления.  

Поэтому столь важно целенаправленно воспитывать у дошкольника доброжелательное, отзывчивое, заботливое, душевное отношение к окружающим людям. Сказанное означает, что эффективность духовнонравственного воспитания дошкольников тем выше, чем:

-выше духовная культура семейного уклада;  

-полнее учитываются индивидуальные и возрастные особенности природы ребенка (И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель);  

-чаще удовлетворяется потребность ребенка в познании себя и окружающего мира (Ж.-Ж. Руссо, В.Ф. Одоевский);  

-богаче его личный опыт творения добра и красоты;  

-демократичнее государственный строй, выше уровень культуры и гуманнее идеалы общества (Я.А. Коменский, С.И. Гессен);  

-больше взрослый во взаимоотношениях с ребенком проявляет оптимизм и веру в него (М. Монтессори).  

На основании сказанного возникли вопросы:  

-Почему проблема духовно-нравственного воспитания по-прежнему остается проблемой?  

-В чем причина того, что она не только не теряет своей актуальности, а наоборот, с течением времени приобретает все большую остроту?  

-Каким должно стать содержание современного дошкольного образования, направленного на эффективное решение духовно-нравственных задач?

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из целевых ориентиров является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей». В образовательной области «Познавательное развитие» ставится задача формирования первичных представлений об Отечестве, о социокультурных ценностях и отечественных традициях нашего народа.

Учитывая требования, предъявляемые в Стандарте к содержанию программы дошкольного образования, важность выявленной проблемы считаем, что одним из компонентов педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста должно стать усиление внимания педагогов к решению вопроса духовно-нравственного воспитания детей, что определило актуальность нашей работы.

Анализ специальной литературы позволил сделать вывод, что для целенаправленного формирования у дошкольников ценностных ориентаций, необходимо искать такие формы работы, которые позволят приобщать его к непреходящим общечеловеческим ценностям, заложить фундамент духовнонравственного здоровья, где важным является поведенческий компонент, основанный на традициях русского народа.

Л.И. Жук в пособии «Традиции, обычаи, обряды» отмечает: «Народные традиции определяются как «исторически сложившиеся, относительно устойчивые, повторяющиеся социальные явления, возникающие во всех сферах жизни, свойственные определённым национальным особенностям, психологии той или иной нации, которые передаются, воспроизводятся из поколения в поколение, и закрепляются посредством общественного сознания».

«Традиции, - утверждает Панкеев И.А., - это <…> прочно сложившиеся, переходящие от поколения к поколению действия, обычаи и нормы взаимоотношений между людьми в <…> быту, семье».

В культурологических и философских исследованиях описаны природа и особенности народных традиций как элемент социального и культурного наследия: эволюционность, динамичность, устойчивость, ценностная ориентированность и др.  

Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе с дошкольниками обоснована в работах Соколовой Л.В., Некрыловой А.Ф. и др. Автор А.И. Лучанкин подчеркивает: «Народная традиция – через предметную деятельность, определяет размерность человечески возможного в отношении к прошлому, настоящему и будущему».

Проблема возрождения русских традиций в образовании исследуется многими авторами Е.В. Бондаревской, Л.Л. Супруновой и др. В своем выступлении в Межрегиональной творческой лаборатории «Воспитание традицией», автор В.М. Русанова указывает, что «…тема сохранения народной культуры, сохранения нематериального культурного наследия и отношения к нему государства, является важным и значимым событием 21 века».  

Современные исследователи указывают на большой воспитательный и образовательный потенциал народных традиций. Автор Колисниченко Т.Н. образовательную направленность традиций видит в том, что они «служат средством формирования и передачи новым поколениям тех духовных качеств, которые необходимы для нормального функционирования сложных общественных отношений». Через систему воспитательных усилий в течение многих веков каждый народ воспроизводил свою духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений. О чем отмечает автор Ф.В. Даминдарова: «… важную роль в обществе играет воспитательная функция традиций. Это связано с тем, что на протяжении всей жизни человек подвергается их воздействию. Традиции активно влияют на мысли, эмоции и чувства. Именно благодаря народным традициям и обычаям, происходит формирование его личностных качеств с раннего возраста. В этом их исключительное воспитательное значение».

Тема возрождения традиций русского народа с дошкольного возраста представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Поскольку к основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, фольклор, знания и умения, художественное творчество. Позволяющих возродить интерес к историческим корням, к традициям культуры православия. Ведь народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить:  

-неразрывную связь с природой и со средой обитания;  

-открытость, воспитательный характер народной культуры России,

-способность к контакту с культурой других народов и диалогичность,

-самобытность,  

-цельность,  

-ситуативность,  

-сохранение элементов языческой и православной культуры.  

Означающими, что народные традиции являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Исследуя ряд комплексных и парциальных программ, ориентированных на отечественные культурные традиции, было сделано заключение, что проблема духовно-нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста разработана достаточно разносторонне. Указывая на то, что духовно-нравственное воспитание в настоящее время становится той доминантой, которая сможет обеспечить целостность личностного развития воспитанников, их мировоззренческое становление.  

Для реализации дошкольными организациями образовательных программ духовно-нравственного воспитания на основе отечественных традиций, предлагаются учебно-методические комплексы, основанные на этнокультурной специфике, опирающейся на православную духовную традицию. В комплексных программах «Радуга» (авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва); «Детство» (авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева), «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, А.В. Камкин), раскрываются основные направления гармоничного развития и воспитания Гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.

В нашем дошкольном учреждении акцент был сделан на программу «Добрый мир. Православная культура для малышей» под редакцией Л.Л. Шевченко.  Содержательная основа программы согласуется с ФГОС ДО, где в качестве основных принципов современного дошкольного образования выделяются «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» и «учет этнокультурной ситуации развития детей»; поставлена задача на «получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации». Одним из перспективных направлений решения задач духовно-нравственного воспитания в рамках программы «Добрый мир», стало обращение к русским народным традициям, являющихся основным проявлением культуры своего народа, ценностью, которая передается от одного поколения к другому.

На основании чего, в основу работы была положена гипотеза: что если, процесс ознакомления старших дошкольников с русскими народными традициями будет осуществляться посредством реализации программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко, то это позволит пробудить в детях национальное самосознание и чувство сопричастности к культуре прошлого и на этой основе сформировать основы духовного поведения в различных нравственных ситуациях.

Решение данной проблемы поставило цель работы: сформировать опыт духовно-нравственного поведения у дошкольников в процессе ознакомления с русскими народными традициями в рамках реализации программы «Добрый мир. Православная культура для малышей» Л.Л.

Шевченко.  

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определила задачи.

1.Изучить теоретические и практические материалы использования русских народных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания старших дошкольников.  

2.Создать условия, для активного включения воспитанников в специально организованную образовательную деятельность, способствующую приобщению к культурному наследию православия.  

3.Апробировать цикл образовательных мероприятий духовнонравственной направленности, способствующих погружению дошкольников в русскую народную культуру, в процессе ознакомления с народными традициями, обычаями и обрядами.  

 

Кипчакова Галина Аскаровна «Русские народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников...

Приобщение к русским народным традициям в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ.

Приобщение к русским народным традициям в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ....

Презентация «Народные традиции ,как средство духовно-нравственного воспитания ребенка в семье,в условиях реализации ФГОС»

laquo;Народные традиции ,как средство духовно-нравственного воспитания ребенка в семье,в условиях реализации ФГОС»...

Статья информация об опыте "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Информация об опыте.Условия возникновения и становления опыта.Одной из глобальных проблем, связанных с сохранением российского народа, российской государственности и восстановлением ценностей традицио...