Комплексное-интегрированное занятие в подготовительной группе :«Тульское гостеприимство»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Маркина Ольга Витальевна

Цель: Формирование осознанного отношения к ценностям материальной и духовной культур, оставленной нам многими поколениями людей. Ознакомление детей с культурным наследием России, земли Тульской.                                           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексное-интегрированное занятие                                                                                                                                                                          в подготовительной группе                                                                                                                                                    Тема: «Тульское гостеприимство»

C:\Users\User\Downloads\150125194615.jpeg

Подготовила: воспитатель МБДОУ       детский сад комбинированного вида №4 «Солнышко»                                                Маркина Ольга Витальевна.                                          

                                                                     

                                                               

                                                  г.Белогорск 2019г.

 Цель: Формирование осознанного отношения к ценностям материальной и духовной культур, оставленной нам многими поколениями людей. Ознакомление детей с культурным наследием России, земли Тульской.                                          

Образовательные задачи:                                                                                                                 - расширять представления о традиционных народных промыслах г.Тулы и Тульской области (гармонь, тульский пряник, самовар, филимоновская игрушка, оружие);                                                                                                                                         - познакомить с народными пословицами и поговорками;                                                   - расширять опыт работы с тестом;                                                                                                            – учить детей раскатывать тесто скалкой, с помощью формочек вырезать пряники и наносить рисунок зубной пастой;                                                                                       - учить детей разгадывать кроссворд.                                                                              

Развивающие задачи:                                                                                                                           - способствовать развитию образного восприятия, содействовать становлению духовно-нравственной личности;                                                                                                              - развивать у детей воображение, творческую самостоятельность, внимание, любознательность, терпение; укреплять мелкую моторику рук,                                                               – развивать связную, монологическую и диалогическую речь детей.                                                  

Формирующие задачи:                                                                                                                         - формировать интерес к изучению прошлого и настоящего г. Тулы;                                              - формировать умение воспринимать народную культуру, общаться с окружающими используя свои знания о народных традициях.                                                      

Воспитательные задачи:                                                                                                                                       - воспитывать терпеливость и организованность, чувство уважения к труду, чувство гордости наследием тульских мастеров;                                                                      - воспитывать духовный интерес к традициям своего народа;                                                        - воспитывать чувство любви и уважения к Родине. Своему народу и его культуре.                                                                                                                                                        Предварительная работа: Знакомство с особенностями русского гостеприимства; беседы об истории русских пряников, их отличительных особенностях, тонкостях приготовления, видовом разнообразии. Знакомство с городом Тула, её достопримечательностями: музеем Оружия, музеем Пряника, музеем Самовара. Знакомство с устройством самовара; знакомство с тульской гармонью и филимоновской игрушкой. Чтение легенд и сказок по теме. Чтение сказки о Левше-мастере кузнечных дел. Заучивание пословиц и поговорок о гармони. Рассматривание иллюстраций , просмотр фильмов по теме.                                  

Материал к занятию: Конверт с письмом; самовар; большие разрезные картинки с изображением пряников; картинки с изображением продуктов из которых делают пряники; солёное тесто с добавлением какао; дощечки для лепки; фигурные формочки для печенья; тюбики с детской зубной пастой белого цвета; подносы для выкладывания готовых изделий; скалки детские; иллюстрации: пряники, самовары, оружие, филимоновские игрушки; гармонь; кроссворд; аудиозапись русская народная мелодия, звук поезда,  звук троллейбуса, русская народная песня «Пряники русские».                                                                                                                                               

                                                 

                                                     Ход занятия:                                                                               Вос-ль: Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим.

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Звучит аудиозапись русской народной мелодии. Выходят дети в русских народных костюмах и становятся полукругом.                                                                                      

 Вос-ль: Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко гляди вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

-     Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что они с уважением, любовью и заботой встречали гостей.                                                                Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пожаловало! Давайте поприветствуем их по русскому обычаю.                                                                                  Дети: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать! Милости просим! (кланяются).                                                                                                                             Вос-ль: Наша страна-Россия всегда славилась гостеприимством. А что такое гостеприимство?                                                                                                                           Дети: Гостеприимство- это радушный, тёплый, вежливый приём гостей, забота о них, желание хорошо накормить и доставить им радость.                                        Вос-ль: А почему в России всегда так любили гостей?                                                          Дети: Считалось, что гость приносит счастье в дом.                                                                     Вос-ль: Ну что ж, а мы с вами будем сегодня щедрыми и гостеприимными хозяевами?                                                                                                                                         Дети: Да.                                                                                                                                                   Вос-ль: На Руси говорили: «Умей гостя звать, умей и угощать». Давайте приготовим гостям угощение для чаепития. Вот уже и самовар скоро закипит.              Скажите, ребята, а что же раньше подавали к чаю?                                                                 Дети: Пироги, ватрушки, баранки, кренделя, калачи, пряники.                                                            Вос-ль: А из чего изготавливали?                                                                                                  Дети: Из теста.                                                                                                                             Вос-ль: Да, но мы сегодня с вами все эти вкусности испечь не успеем- гости заждутся. Давайте приготовим что-нибудь одно. Согласны? Только, что же нам выбрать? (дети предлагают свои варианты).                                                          Вос-ль: Да, так мы будем долго спорить. А я знаю, что нам поможет- скатерть-самобранка. Стол то мы ещё не застелили. Давайте-ка соберём скатерть- самобранку из частей и посмотрим, что она нам предлагает. (дети на трёх столах собирают разрезные картинки(пазл) по группам и объединяют их в «скатерть»)                                                                                                                              Вос-ль: Что за фигуры мы видим на скатерти?                                                                                            Дети: Это пряники.                                                                                                                          Вос-ль: И как это мы с вами не догадались? Ведь пряники= это настоящее русское угощение. А из выпечки к чаю они самые сладкие и ароматные. Ну как же нам приготовить пряники? Нам нужен рецепт. Но чтобы достать такой рецепт,  я предлагаю нам отправиться в старинный русский город. А в какой, нам поможет отгадать стихотворение.( воспитатель читает стихотворение).          

Есть город в России не очень велик, да известен,                                                                                              Над ним, как легенды проплыли седые века.                                                                                   О городе этом немало вы слышали песен,                                                                    Не очень велик он, но слава о нём велика!                                                                     Есть город в России с рабочими чудо руками,                                                                    С чуть хитрой улыбкой, с открытой и доброй душой,                                                                                                                  Недаром отчизна гордится его мастерами,                                                                        Всегда он- в работе, всегда он в заботе большой.                                                                   Есть город в России… Стоит он, как воин на страже,                                                                 Дорогу к Москве он собою не раз прикрывал,                                                                           О стены его разбивались нашествия вражьи,                                                                                         А он, непреклонный оружия грозно ковал.                                                                      

Вос-ль: Что же это за город, ребята?                                                                                                        Дети: Тула.                                                                                                                                              Вос-ль: Правильно. Недаром в народе говорят: «Тульский край-пряничный рай». Ну что ж до Тулы путь неблизкий, садимся в поезд и поехали. (звучит музыка, дети едут на поезде). Ну вот ребята, мы с вами и приехали в город Тулу.  Дети какая это остановка, кто прочтёт? (выходим и читаем на какой остановке вышли).                                                                                                                                 Дети: Остановка Оружейная.                                                                                                            Вос-ль: Что-то я здесь никакого рецепта не вижу? А вы?                                                             Дети: Нет.                                                                                                                                             Вос-ль: Ой, ребята, смотрите здесь какой-то конверт с письмом лежит. (на конверте написано «Ребятам в детский сад») Давайте его прочтём. (воспитатель открывает конверт и читает письмо).                                                                                                           « Дорогие ребята, я предлагаю вам стать знатоками русской народной                культуры, рассказать о традиционных народных промыслах Тульской области. На каждой остановке нашего города вы будете получать задание. За каждое выполненное задание получите один из ингредиентов рецепта. Соберёте все ингредиенты, сможете замесить тесто».   ЛЕВША.                                   Вос-ль: Ой, дети, а вы случайно не знаете кто такой Левша?                                            Дети: Знаем.                                                                                                                                      Вос-ль: Кто это?                                                                                                                            Дети: Знаменитый мастер кузнечных дел.                                                                                        Вос-ль: Чем он прославился?                                                                                                       Дети: Подковал блоху. В честь этого народного умельца в Туле установлен памятник.                                                                                                                                                   Вос-ль: Это верно. Тула славится своими оружейными мастерами. Тульское оружие не только надёжное, но и красивое.                                                                       Левша предлагает нам поиграть в игру: «Вопрос-ответ» ( воспитатель задаёт вопросы, дети поднимают руки и отвечают).                                                                       1 Кто основал оружейное дело в Туле? (царь Петр Первый).                                                        2 В каком году был основан музей оружия? (в 1724г.)                                                           3 В какой сборник включён Тульский Музей Оружия? (100 великих музеев мира).                                                                                                                                                                        4 Из чего изготавливались ружья? ( из местной железной руды).                                          5 В каком году царём Петром Первым был издан указ о строительстве оружейного завода? (в 1712г.)                                                                                                   6 Сколько на заводе было кузниц? (двенадцать).                                                                               7 Сколько мастерских? (двенадцать).                                                                                               8 Кто возглавил завод? (кузнец Никита Демидов).                                                                        Вос-ль: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Получаете первый ингредиент. (воспитатель даёт карточку, на ней изображена МУКА.)                                 Ну что ж продолжаем нашу экскурсию и следующая наша остановка Самоварная. Тула славится не только оружием, но и самоварами. В Туле есть удивительный музей, в котором хранятся самовары, именно поэтому он называется Музеем Самоваров.                                                                                                          (воспитатель показывает на самовар и говорит) Кто хочет рассказать о самоваре?                                                                                                                                                 Дети: Самовар появился давно, раньше его называли «сбитенник». Потом его стали называть самовар. Это самовар-ваза. У самовара есть крышка-тушилка, конфорка, жаровая труба, тулово, кран, ручки, шейка, поддон, ножки.                        Вос-ль: Всё правильно рассказали о частях самовара. Какие по форме бывают ещё самовары?                                                                                                                                 Дети: Самовар-шар, самовар-бочка, самовар-петух, самовар- дом, самовар-банка и т.д.                                                                                                                             Вос-ль: Где сейчас делают самовары?                                                                                     Дети: На заводе «Штамп»                                                                                                               Вос-ль: Правильно. Молодцы. Раньше все любили пить чай из самовара. Как вы ребята думаете, были ли какие-то правила и приметы во время чаепития?                                                                           Дети: Да.                                                                                                                                              Вос-ль: Расскажите о них пожалуйста.                                                                                               Дети:                                                                                                                                                                  1 Нельзя за столом пересаживаться с места на место.                                              2 Когда чай пили с топлёным молоком, то пенку давали младшему из                                             мальчиков, чтобы борода росла.                                                                                                           3 Чашку, закончив пить чай переворачивали на блюдце, сверху клали кусочек сахара.                                                                                                                                                4 Неперевёрнутая чашка на блюдце означает, налейте ещё.                                          Вос-ль: Молодцы. С этим заданием вы справились. Получаете ещё один ингредиент: ЯЙЦА.(картинка).                                                                                                                       Продолжаем наше путешествие. И следующую нашу остановку мы отгадаем по подсказке.(дети подъезжают к следующей остановке, там лежит листик с загадкой; дети отгадывают и узнают на какой остановке они остановились)                Весь народ веселит,                                                                                                                                    Меха раздвигает                                                                                                                                        Песни распевает.                                                                                                                                               Дети: Гармонь.                                                                                                                                Вос-ль: Правильно, Мы с вами прибыли на остановку Гармонь.                                         Что вы знаете о тульской гармони?                                                                                                     Дети: Тульскую гармонь изобрёл Николай Белобородов. Раньше гармонь всегда была на праздниках, под неё пели песни, частушки, плясали, водили хороводы.                                                                                                                                                         Вос-ль: Какие вы знаете пословицы и поговорки о гармони?                                                                Дети:                                                                                                                                                                - Гармонь не огонь, а разогревает;                                                                                                      - Бери гармонь в руки, и не будет скуки;                                                                                          - Легка дорожка, если есть гармошка;                                                                                             - Гармонюшка матушка лучше хлеба- батюшки ;                                                                         - С гармошкой работа спорится.                                                                                                                Вос-ль: Хорошо. С этим заданием вы отлично справились.                                                      Получаем от Левши ещё один ингредиент. МАСЛО (картинка).                                                          Продолжаем наш путь. И следующая наша остановка Филимоновская.                       И наш знаменитый мастер Левша предлагает нам разгадать кроссворд.( дети разгадывают кроссворд и получают следующий ингредиент МОЛОКО.                                   Вос-ль: Отправляемся в путь.(дети «едут» на «поезде»). Следующая наша остановка Пряничная.                                                                                                              Левша предлагает нам стать экскурсоводами Музея Пряника и рассказать о пряниках много интересного. Ну что согласны?                                                                        Дети: Да.                                                                                                                                               Вос-ль: Тогда можно я начну первой?                                                                                                             Дети: Да.                                                                                                                                                   Вос-ль: Пряник появился на Руси очень давно, только раньше он не назывался пряник. Он звался «медовый хлеб». Почему, как вы думаете?                              Дети: Пряники делали из ржаной муки, меда и ягодного сока.                                                    Вос-ль: Да, именно добавление мёда отличает пряник от другой выпечки. Почему же он стал называться пряником?                                                                                       Дети: Потому, что в него стали добавлять пряности.                                                                 Вос-ль: А какие пряности вы знаете?                                                                                          Дети: Корица, имбирь, гвоздика, мята, перец, ваниль.                                                                   Вос-ль: Какие виды пряников вы знаете?                                                                                     Дети:                                                                                                                                             Лепные- лепили из медового теста в форме животных и птиц.                                             Печатные- изготавливались с помощью печатных пряничных досок. Их делали из дерева. На них вырезали узоры и отпечатывали их на тесте.                     Вырезные- раскатывали тесто и металлическими формами вырезали фигурки, затем рисовали на них глазурью.                                                                                        Вос-ль: Молодцы. Мы с вами получаем последний ингредиент МЁД. Вот и рецепт готов. Давайте его прочитаем, что же нужно положить в тесто? (дети по картинкам называют продукты: мука, яйца, мёд. Масло, молоко.                        Вос-ль: Ребята, а вам не кажется, что здесь чего-то не хватает?                                                Дети: Не хватает пряностей.                                                                                                          Вос-ль: А давайте «приправим» наше тесто «пряными» словами . Какие добрые пряные слова мы сюда добавим?                                                                                    Дети: Гостеприимство, радушие, доброта, дружба, душевность, внимание, забота и др.                                                                                                                                         Вос-ль: Ну что ж с такими пряностями у нас пряники получатся на славу. А давайте мы в знак благодарности за рецепт научим Левшу лепить тесто. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.                                                                                                              

                                             «Лепим тесто».                                                                               Первым делом на доску                        Дети делают «рубящие» движения                        Насыпаем мы муку                                  ребрами ладоней                                                                 Масла, мёду добавляем                        Поглаживают одной рукой другую.                          Молоко сюда вливаем                           Имитируют соответствующее движение.                                       И щепоточку, не боле,                            Щепотью делают «сыпящие» движения                Добавляем в тесто соли.                                                                                                                 Посыпаем пряности,                               Делают соединительные движения                             Чтобы вышли пряники.                           больших пальцев с остальными.                                      Всё в квашню, ведь это место,              Делают руками большой круг.                                     Где замешивают тесто.                           Сжимают и разжимают кулачки,                        Хорошо его промнём                               имитируя замешивание теста.                                 Делать пряники начнём.                         Выполняют лепящие движения.                                                

          Ну что ж тесто готово, осталось только пряники слепить. Для этого нам нужно вернуться в детский сад в нашу пекарню и стать настоящими мастерами прянишниками.(дети садятся в «поезд» и под музыку возвращаются в детский сад)                                                                                                        Вос-ль: Ну вот мы уже с вами  в детском саду. Пойдёмте в нашу пекарню. (дети подходят к столам, на которых приготовлены дощечки для лепки с кусочками солёного теста, формочки, зубная паста, влажные салфетки. скалки) и садятся за столы. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним порядок работы.                                                                                                                  Дети: Раскатать тесто, вырезать формочкой фигуру пряника, разрисовать глазурью, испечь.                                                                                                                        Вос-ль: Приступайте к работе. (дети под музыку лепят пряники) Молодцы, вы очень хорошо потрудились. Скажите ,а из какого теста мы свами лепили?                     Дети: Из солёного.                                                                                                                    Вос-ль : А вместо глазури у нас что было?                                                                                                       Дети: Зубная паста.                                                                                                                               Вос-ль: Такими пряниками гостей угощать нельзя. Так что же наши гости останутся без угощения? Разве хлебосольные и гостеприимные хозяева так поступают?                                                                                                                                                Дети: Нет.                                                                                                                                                    Вос-ль: Не волнуйтесь, я знаю что нужно делать. Если Левша смог подковать блоху, то мы с вами тоже сможем с помощью нашего искусства и чуть-чуть волшебства превратить наши пряники в настоящие.( воспитатель накрывает пряники салфеткой и дети совершают волшебство «Крибле,Крабле, Бумс» и пряники под салфеткой превращаются в настоящие.) Теперь нужно их испечь. Давайте попросим мою помощницу отнести их на кухню. (помощник воспитателя относит солёные пряники и меняет их на настоящие, заранее заготовленные).                                                                                                                            А пока пряники пекутся, скажите мне вам понравилось занятие?                                        Дети: Да.                                                                                                                                                    Вос-ль: Что больше всего вам понравилось, запомнилось? (ответы детей).                              Я думаю, что мы с вами обязательно побываем в других замечательных городах нашей страны-России. Наши пряники испеклись. Давайте угощать гостей и лакомиться сами.                                                                                                             (воспитатель держа блюдо в руке читает стих).                                                                          Есть у нас угощение, всем на удивление!                                                                                 Кушайте на здоровье!                                                                                                               Славьте русское хлебосолье!                                                                                                   Милости просим к нашему столу!                                                                                            Звучит песня «Пряники русские». Все угощаются.                                                               Мы делились тем, что знали и старались вас развлечь. Не прощаемся мы с вами, говорим: «До новых встреч!»                        

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексно-интегрированного занятия в подготовительной группе: «Едем в Африку скорей, чтоб спасти больных зверей»

Данный конспект сочетает в себе реализацию трех направлений развития ребёнка(социализация, коммуникация, познание) в детском саду....

Конспект комплексно – интегрированного открытого занятия в старшей группе по теме: «Путешествие в зимний лес»

Конспект комплексно – интегрированного занятия в старшей группепо теме: «Путешествие в зимний лес»  Цели: закрепление знаний об изменении в природе зимой, ознакомление со свойствами воды в виде э...

Конспект НОД «Старинные русские обычаи –гостеприимство» (интегрированное занятие) в подготовительной группе.

Цель:- Прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Тульский пряник на меду».

Формирование интереса к истории, обычаям и традициям русского народа.Задачи:  Расширять представления об истории, обычаях и традициях русского народа через знакомство с Тульским пряником.Рас...

Организованная образовательная деятельность ( комплексно - интегрированное занятие) в подготовительной группе. «В гостях у сказки»

Организованная образовательная деятельность( комплексно - интегрированное  занятие)  в подготовительной группе. «В гостях у сказки»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Русское гостеприимство, традиции чаепития».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе«Русское гостеприимство, традиции чаепития».Задачи:- углублять и систематизировать знания о чае, его происхожде...