Долгосрочный проект старшая группа Тема: «Наш любимый город - Улан-Удэ»
проект (старшая группа)

Кокорина Наталья Юрьевна

Теряется интерес к истории родного города, дети не знают, чем знаменит их город, не знают его истории, о достопримечательностях, о людях прославивших  город Улан-Удэ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moy_gorod.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Наш любимый город – Улан-Удэ».

Паспорт проекта

Вид проекта:

  • по доминирующему методу: информационно-творческий;
  • по характеру содержания: общество и его культурные ценности;
  • по характеру контактов: осуществление внутри одной группы и в контакте с семьей;
  • по количеству участников: групповой, индивидуальный;
  • по продолжительности: долгосрочный, продолжительный (1 год).

Участники проекта:  дети старшей группы, воспитатели,  родители, специалисты: музыкальный руководитель,  преподаватель хореографии, инструктор по физическому воспитанию.

 Социальные партнеры: республиканская  детская библиотека имени Б. Абидуева, детская библиотека имени А. Гайдара, музей природы Бурятии, этнографический музей народов Забайкалья, музей истории города Улан-Удэ.  

Проблема: Теряется интерес к истории родного города, дети не знают, чем знаменит их город, не знают его истории, о достопримечательностях, о людях прославивших  город Улан-Удэ.  

Краткое обоснование актуальности проекта

В чем же актуальность данной темы? В последнее время все более актуальным становится лозунг прошлых лет: «Растим детей патриотами». Задача педагога научить малышей любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо «донести» до сознания детей, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты появился на свет и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в городе событий, то он вырастет настоящим патриотом не только своей малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.   Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Родине начинается с деревца посаженного у окна, первого рассвета, с тропинки ведущей в детский сад. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, своеобразием родного города.  Чем раньше ребенок осознает себя частью своего города и испытает от этого чувство гордости, тем глубже и прочнее поселится это чувство.

Задача педагога постараться  – воспитать в детях настоящих  патриотов, которые будут уважать, любить, свой город, свою малую родину. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

Дети - это наше будущее, а значит за ними - будущее нашего города.

Система развития патриотического воспитания ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и её реализация, приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Таким благоприятным периодом для развития патриотизма является дошкольное детство.

Дошкольный возраст имеет свои возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе отношения к своему городу, воспитание основ гражданственности.

Одним из основных этапов  работы, по данной теме является вовлечение родителей в образовательный процесс.

Данный проект "Наш любимый город – Улан-Удэ" поможет ребятам, более глубже, узнать историю своего города.

     

Образовательная область: систематизация знаний о своем городе, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей; развитие коммуникативных навыков с детьми .

Цель проекта:  формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном городе.

Образовательные задачи:

  • формировать представление о различных сторонах своего города и его населения;
  • познакомить  с историей и современной жизнью города Улан-Удэ
  • осваивать многовековые культурные наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
  • Учить детей добывать информацию для решения задач: ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, рассказ сверстника, взрослого, телевидение, интернет и др.); задавать вопросы на интересующую тему; получать информацию, используя разные источники.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес  и творческие способности, стимулировать стремление узнать как можно больше о родном городе, через конкурсы, викторины, акции;
  • создать условия для творчества воспитанников и их самовыражения;
  • укреплять семейные отношения.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у ребёнка ценностное отношение к окружающему миру, любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Оздоровительные задачи:

  • Создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей.

Инновационность проекта заключается :

1.  Создание (разработка) и выпуск книжки раскраски «Экскурсия по городу Улан-Удэ»,  для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В книжку раскраску войдут достопримечательные места родного города с краткой исторической справкой изображаемого объекта.  Данный вид деятельности  поможет детям в доступной игровой форме познакомиться  с историческими памятниками  города Улан-Удэ

2.  Использование современных компьютерных технологий.

  • создание мультимедийных пособий в программе Microsoft Office, PowerPoint и применение их образовательном процессе;
  •  использования дополнительных программ:  Movie Maker, Format Factory,  Microsoft Office, Picture Manager.

Компьютерные образовательные технологии в последние годы стали  частью жизни современного человека. Их возможности безграничны, они  являются, и будут являться воплощением самых смелых планов и замыслов человека. Мультимедийные пособия сочетают в себе все виды информации: изображение, звук, видео, графика, анимация. Использование данного пособия, позволяют ребёнку стать активным участником событий, которые разворачиваются в рамках педагогического мероприятия. Благодаря свойству интерактивности, которым обладают презентации, дети на любые свои действия получают обратную связь, лучше воспринимают, осмысливают, запоминают изучаемый материал.            Однако для того, чтобы мультимедийные пособия давали только положительный эффект, соблюдается регламент работы с мультимедийным пособием в соответствии с СанПиН.

Что даст работа над проектом?

Детям:

  • Представления об историческом прошлом и настоящем родного города, о достопримечательностях, о людях прославивших  Улан-Удэ;  
  • осознание важности промышленности города в масштабах страны; желание выражать свои чувства через создание поделок и рисунков.

Педагогам:

  • осуществление совместно с педагогами анализа образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для воспитания, обучения и развития дошкольника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
  • разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы,  

     которые рассматриваются как условия успешного воспитания, обучения и  

     развития дошкольников;

Родителям:

  • повышение педагогической культуры в вопросах воспитания у детей  чувства  

     любви к малой Родине, патриотизма;

  • чувства сопричастности к жизни ДОУ.

Принципы проекта:

1.  Принцип историзма.

   Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

2.  Принцип гуманизации.

   

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации.

   

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

4. Принцип интегративности.

   Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детскими библиотеками, музеем города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Улан-Удэ.

В рамках проекта будут разработаны четыре образовательных модуля

  •     Создание в ДОУ и в группе обогащенной предметно-развивающей среды.                                              
  •  Разработка и реализация образовательной программы   для  детей  старшей дошкольного возраста по теме проекта.
  •  Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, через    

           совместное творчество педагогов, детей и родителей.

  • Повышение профессионального и творческого уровня педагогов.

«Создание в ДОУ и в группе обогащенной предметно-развивающей среды»

  В данном модуле большое внимание уделяется  организации предметно развивающей среды, как во всем дошкольном образовательном учреждении, так и в отдельно взятой группе.   Педагогам будет представлен комплекс методических рекомендаций и требований к  оснащению уголка краеведения и патриотического воспитания, что позволит  им  грамотно выстроить  предметно-развивающую среду, по данной теме. Правильно выстроенная  развивающая среда, окажет позитивное влияние на развитие способности ребенка к самопознанию, а также возможность использовать свои способности, позволяющие ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

«Разработка и реализация рабочей программы, методического, дидактического  материала  для работы с   детьми  старшей дошкольного возраста»

  Данный модуль содержит в себе методический материал, мини проекты, мультимедийные пособия, рабочую программу по данной теме. В каждом методическом материале  прописываются цели и задачи. Методический материал будет разработан на базе основной образовательной программы «От рождения до школы», в методическую копилку включены наработанные материалы специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области.  Реализация будет проходить  через все виды  детской деятельности, с учетом индивидуальных особенностей личности, таких как: состояние здоровья и уровень физического развития ребенка, особенности развития психических процессов, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, учитывая желания ребенка, его выбора, самоопределения.  

В этом  модуле будут включены дополнительные материалы содержащие задания повышенной сложности, для индивидуального использования детьми: материалы видео-занятий, мультимедийные презентации, электронные образовательные ресурсы по образовательным областям и другие материалы, которые могут быть использованы ребенком. Все материалы модуля будут структурированы по возрасту воспитанников, а далее – по образовательным областям.

«Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

 Третий модуль будет отражать работу с родителями.  В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга, и обеспечить полноценное воспитание ребёнка. Очевидным становится необходимость их педагогического взаимодействия  и  сотрудничества.

«Повышение профессионализма педагогов»

Основная задача данного модуля, это работа педагога в целях повышения профессионализма по работе с детьми и их семьями по теме проекта. В результате решения данной задачи  будет разработан  план – самообразования, для повышения педагогической компетентности педагога.

Сроки реализации проекта

Реализация проекта будет проходить в 4 этапа, предположительность проекта будет проходить в течение года.   Начало сентябрь 2015 года, завершение сентябрь 2016 года.

Первый этап - будет направлен на создание в ДОУ  и групповой комнате  предметно-развивающей среды по  патриотическому воспитанию.

Второй этап - приоритетным направлением работы будет создание  мультимедийных пособий, написание рабочей программы, выпуск книжки раскраски.

На третьем этапе  вовлечение  родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей.

На четвертом этапе  подразумевается подведение итогов обобщение и распространение   педагогического опыта по теме нравственно – патриотическое воспитание дошкольника. (создание пакета методических рекомендаций по работе с детьми по патриотическому воспитанию)

     По завершению каждого этапа, будет проводиться мастер-класс для педагогов МАОУ прогимназия № 108 и города  по использованию разработанных модулей в образовательном процессе и написанию методических рекомендаций по достигнутым результатам деятельности и определение дальнейшего развития.

План-график реализации проекта

Приоритетные направления

Сроки

Подготовительный  этап

1. Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта .

2. Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме.

3. Проведение консультации для педагогов с целью повышения их профессиональной мотивации, творческой инициативности.

4. Определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегративность процесса творческого образования, воспитания и развития детей.

5. Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.

Аналитический этап

1. Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.

2. Подбор дидактического и методического материала

3. Самообразование педагогов по теме проекта

4. Разработка системы реализации проекта «Наш любимый город» по трем основным направлениям (работа с детьми, работа с родителями, работа с кадрами).

5. Создание благоприятных условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей путем обогащения предметно-развивающей среды 

Практический

1. Реализация проекта в образовательную практику.

Заключительный этап

1. Создание продукта проектной деятельности (технология, планирование, систематизация наработанного материала)

2. Написание методических рекомендаций по использованию разработанных модулей

3. Принятие решения о дальнейшей деятельности ДОУ по данной проблеме, перспективы использования технологии в педагогическом процессе ДОУ.

4. Обобщение  и распространение педагогического опыта, принятие во внимание замечаний и рекомендаций коллег по использованию модулей в образовательном процессе

5. Публичное представление продукта совместной деятельности

Краткое описание ожидаемых продуктов реализации проекта

Воспитанники:

  • имеют представления об истории родного города, могут рассказать о достопримечательностях своей малой родины;
  •  знакомы, с произведениями бурятских поэтов, писателей и художников на тему «Наш город Улан-Удэ»
  • сформировано чувство гордости за свой любимый город и желание сохранить его чистым и красивым.

Родители:

  • активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Педагоги:

  • осуществляют инновационную деятельность;
  • повышают профессиональный уровень.

Партнеры и соисполнители проекта

        

        Соисполнителями проекта являются родители воспитанников (лица их заменяющие), педагоги, прошедшие курсовую подготовку на базе нашего образовательного учреждения.

Партнерами МАОУ прогимназия №108 в ходе реализации данного проекта могут быть:

  • другие образовательные учреждения с целью создания преемственности между    дошкольными учреждениями,  создания единой образовательной среды между детским садом, школой, в том числе через проведение совместных дистанционных мероприятий;
  • Попечительский Совет ОУ (созданный в 2000 году по инициативе Общего родительского собрания);
  •  коммерческие организации, которые не всегда готовы сотрудничать с дошкольными учреждениями лишь потому,  что у детского сада мало финансовых возможностей, но в случае получения спонсорской помощи, детский сад может сделать рекламу организации как мецената в области образования.

Основные риски реализации инициативы и пути их минимизации

  • недостаточное оснащение ДОУ современным  оборудованием и методической литературой;
  • отсутствие  заинтересованности родителей к теме проекта;
  • социальные риски, связанные с отсутствием поддержки инновационной идеи проекта со стороны субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей).
  • Большая наполняемость группы;
  • Возрастание нагрузки на ребенка при реализации проекта, что может привести к отрицательной динамике в состоянии  его здоровья.

Используя опыт прогимназии возможны следующие пути минимизации данных рисков:

  • разъяснение идеи проекта, направленного на  ознакомление детей с историей города, его достопримечательностями и создание условий для развития и поддержки  интереса  детей, всем субъектам образовательного процесса (разъяснение не только сути идеи проекта, но и преимуществ данной системы);
  • повышение профессиональной компетентности педагогических кадров через самообразование, участие в семинарах, конференциях, вебинаров;
  • Разработка образовательных мероприятий с учетом валеологических основ, с привлечением специалистов учреждений - социальных партнёров в соответствующей сфере деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по рисованию в старшей группе. Тема «Мое любимое место в городе»

Представлен конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе. Тема «Мое любимое место в городе»...

Долгосрочный проект старшая группа «Улыбка» Тема: «Огород на подоконнике»

Данный проект поможет обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, станет сотворчеством воспитателя.детей и родителей....

Конспект ООД по образовательной области «Познание» в старшей группе. Тема: «Наш любимый город Раменское»

Цель: развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста в результате получения информации о  городе Раменское....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: "Мое любимое место в родном городе Богородске"

Цель: Развивать связную речь детей через умение составлять рассказы из личного опыта с опорой на схему. Формировать интерес к родному городу, его достопримечательностям....

Социально – значимый проект по патриотическому воспитанию для детей старшей группы «Усть-Лабинск – любимый город».

Социально – значимый проект «Усть-Лабинск – любимый город» предназначен для детей старшей группы. Представленный проект является авторской разработкой, построенный в соответств...

ПРОЕКТ по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе «АЧИНСК – МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»

Целью данного проекта является развитие интереса у дошкольников и их родителей к  изучению родного города, его истории посредством организации различных видов деятельности....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Мой любимый город – мой Югорск»

Цель: формирование знаний детей о родном городе.Задачи:Образовательные:-  Уточнить представления детей о родном городе.-  Формировать у детей понятие «малая родина».Развивающие:-...