Вайа уяве
методическая разработка

Кузьмина Елена Ивановна

Итоговый праздник художественно-исполнительского мастерства для родителей и детей всех дошкольных групп детского сада с использованием чувашского регионального компонента 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vaya_uyave.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Вайа уяве.

Итоговый праздник художественно-исполнительского мастерства для родителей и детей всех дошкольных групп детского сада.

На площадке детского сада устанавливается расписной терем.  Деревья, скамейки, столы, - все  оформляется в чувашском народном стиле.

Звучит чувашская народная песня «Эпир маттур хамласесем», на территорию садика выходят дети и родители в национальных костюмах, рассаживаются на скамейках по группам. Из терема выбегают два скомороха – в чувашском (I скоморох) и русском (II скоморох) костюмах.

I скоморох.

Саванассе черчунсем, хепертессе кайаксем:

Сул тупее хевелле, ачасем телейле!

Тухар пурте урама, вайа выляма!

Вайа выляма,таша ташлама!

II скоморох.

Собирайся, народ, вас много интересного ждет!

Много песен, много шуток и веселых прибауток.

Сел сверчок в уголок, таракан – на шесток.

 Сели, посидели, песенки запели.

Услыхали ложки, вытянули ножки,

Услыхали калачи – как попрыгали с печи!

Да давай подпевать, да давай танцевать!

I скоморох.

Тухар часрах, ачасем, юра юрлама!

Юра юрлама, таша ташлама!

Звучит чувашская народная мелодия «Тункки-тункки», все дети встают, образуя большой круг, хлопают.  Дети старшей группы образуют внутренний круг и исполняют танец «Т аша кевви» Ф. Лукина.

I скоморох.

Ку пусламаше анчах, мен пуле-ха малалла?

Курар, ака кунталла килет Ваня васкаса.

Япала сутма маар, хайне катартма!

II скоморох.

Это только присказка!

А что будет впереди – приготовься и гляди!

Вдоль улицы во конец шел удалый молодец.

Не товар продавать –  себя людям показать!

 Звучит чувашская песня «Улахра курсан чечек». Выходит мальчик подготовительной группы, раздает девочкам большие платки, кланяется, уходит. Девочки подготовительной группы исполняют «Танец с платками».

I скоморох.

Яна тет сара херне, шыв асмашкан ту сине.

Шыве ытла инче тет, витри ытла пысак тет.

II скоморох.

Посылали молодицу под горушку по водицу.

А водица далеко, а ведерко – велико.

Звучит чувашская народная песня «Витер-витер вир керпи». Из терема выходит девочка в национальном костюме, на плече несет коромысло с двумя ведрами. Девочка исполняет движения под песню по усмотрению музыкального руководителя, в конце песни ставит ведра.

Девочка.

Эх, Иван, эх, Иван!

Асталла, Иван, васкан?

Тух-ха кунталла,

Вайа выляма!

Звучит чувашская плясовая песня «Эх, Иван!». Все участники праздника образуют большой круг, проводится игра «Сурет Ваня» ????(сб.)

I скоморох.

Вылярамра, култамар,

Хале ларса канар-ха.

С противоположных сторон площадки выходят две девочки средней группы – Марук и Кетерук, встречаются в центре, здороваются.

Марук. Кетерне, Кетерне, эс аста пултан?

Кетерук. Сене ялта!

Марук. Унта вара мен куртан?

Кетерук.

Кавакале тухья таханна,

Чахи сапун сакна,

Сысни вара сапата сырса яна!

Марук. Ай, пултаран, пултаран.

Чахсене те култаран!

Айта часрах, Кетерне, вайа картине!

Девочки идут, дети средней группы поют песню «Кетерук» ???(сб.).

Воспитатель средней группы.

Пирен печек Кетерук

Тухна вайа картине.

Аллисемпе шарт супать,

Урисемпе тарст тапать,

Питенче хевель вылять,

Печек тутти йал кулать.

Анчах та вал ансартран

Курах каять упана.

Из домика выходит медведь, ревет и ложится «спать». Проводится чувашская игра «Упа-утаман».

Дети (хором).

Ака упа-утаман,

Ик ура па утакан.

Пур кайакран хытарах

Мекерттерсе утакакн.

Сава тухсан – варманта

Веллесене ватакан,

Тутла пылне сиекен,

Енесене тытакан! (Все убегают. Игра проводится несколько раз).

Воспитатель подготовительной группы.

Эй, маттур ачасем,

Пер ункана пуханар!

Выляр, ташлар, саванар,

Унтан киле саланар!

Звучит чувашская песня «Атьар вайа тухар-и», дети исполняют свободный танец.

Ребенок.

Тиркки-тиркки шур шарса

Сиктермелле выляр-и?

Ан кайар-ха, танташсем!

Ал татмалла выляр-и?

Проводится игра «Шак кайак» ??? (сб.)

Дети старшей группы поют чувашскую народную песню «Килче ыра суркунне».

I скоморох.

Курак патне кайрам та,

Курман яшка ситерче.

Киллер кунта, ачасем,

Хуран кукли ситереп!

На территории приготовлены отдельные столы для групп с чайной посудой, чай, вода. Выносят вареники. Дети моют руки, взрослые при этом приговаривают слова:

«Аллу сине шыв ярап:

Таса шыв пек таса пул.

Юхан пек юхса суре,

Ыра сына юрахла пул!

Тар шыв таралтар,

Таса шыв тасаттар!

Все угощаются.

I скоморох.

Вылярамар, ташларамар,

Савантамар, култамар!

Хале киле саланар!

Дети с рдителями расходятся по домам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вася и царь

Сценарий выпускного про Васю и царя с принцессой...

"Пугало- Вася"

В нашем доме малютки, есть приусадебный участок. Которые, мы украшаем на летнии период , разнообразными поделками.Сделанные своми руками. Оформление грядок, очень радует деток и вызывает у малышей мор...

ФД гномик Вася

Физкультурный досуг для младших групп, основан на играх со сказочным персонажем....

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста (с 1 до 3 лет) Тема: «Кот Вася к нам в гости пришёл»

Формирующие задачи: 1.Закреплять знания детей о новой игрушке (кошка); 2.Формировать активный и пассивный словарь детей; 3.Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельнос...

Музыкально-спортивное развлечение по ПДД «Как кот Вася узнал о правилах дорожного движения»

конспект развлечения по правилам дорожного движения для второй младшей группы...

Вас приветствует Вася Васечкин!, или Секреты этикета

В практикуме отражены распространённые ошибки поведения в общественном транспорте, при посещении театра, приёме гостей. Детям предлагается помочь герою Васе Васечкину исправить свои поступки и состави...

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста.(с 1 до 3 лет) Тема: «Кот Вася к нам в гости пришёл»

Формирующие задачи:1.Закреплять знания детей о  новой игрушке (кошка);2.Формировать активный и пассивный словарь детей;3.Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятель...