Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Изучаем культуру Ставрополья»
план-конспект занятия (старшая группа)

Береза Людмила Владимировна

Цель: закрепить знания детей о поэтах и писателях Ставропольского края. Познакомить с творчеством Ставропольского художника П.М.Гречишкина. Формировать познавательный интерес к истории, культуре родного края. Развивать активный словарь, интонационную выразительность речи,  творческие способности. Воспитывать любовь к родине

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

 интегрированной образовательной деятельности

 с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Изучаем культуру Ставрополья»

                                           Разработал: Береза Людмила Владимировна,

                                          воспитатель муниципального дошкольного

                     образовательного учреждения

                     «Детский сад № 9 «Ласточка»

                                                   с. Соломенское, Степновского муниципального

                    округа Ставропольского края

                                     с. Соломенское пл. Административная 5.

Цель: закрепить знания детей о поэтах и писателях Ставропольского края. Познакомить с творчеством Ставропольского художника П.М.Гречишкина. Формировать познавательный интерес к истории, культуре родного края. Развивать активный словарь, интонационную выразительность речи,  творческие способности. Воспитывать любовь к родине.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: презентация на флэшкарте, картинки с изображением пейзажа, портрета, натюрморта и т.д., печатки из картофеля, кукурузная, манная, гречневая крупы, шерстяные нитки, клей, кисточки, ножницы, лист формат А3 с наброском картины.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, скажите, как вы понимаете, что такое  Родина. Это место, где родился, вырос, живешь. Где мы с вами живем? Ставропольский край,   Степновский район, село Соломенское (2-3 ребенка повторяют).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такие патриоты. Это такие люди, которые любят свою родину, делают все хорошее, доброе для нее и гордятся ею. В нашем крае жили и живут много замечательных людей, которые прославили свою родину тем, что писали стихи, рассказы, картины, в том числе и о нашем Ставропольском крае и стали очень известными и знаменитыми людьми. Недавно мы с вами уже знакомились с творчеством писателей и поэтов Ставропольского края. Это Галина Николаевна Пухальская, Иван Васильевич Кашпуров, Татьяна Алексеевна Гонтарь, Любовь Федоровна Шубная, Александр Ефимович Екимцев, поэтом нашего Степновского района Т.Шумской. (детям показывается фото на презентации- слайды 2-6)  Давайте вспомним их стихи.

Выходят дети и читают стихи.

И.Кашпуров «Ставрополье»

Ах, Ставрополье, синий край России
Меня сады, поля твои растили
под птичий грай и перезвон овсов.
Мне открывали даль твои рассветы,
а стрепеты немятую траву…
Куда б меня не заманили ветры
тебя от сердца я не оторву.

  Л.Шубная          Первый снег

Удивилась наша кошка:

Что случилось за окном?

Белые летают мошки,

Сад в наряде кружевном!

На порожек вышла кошка,

Постояла там немножко

И закрыла лапой нос:

Почему-то он замёрз!

А.Е.Екимцев. «Как спят сосны»
По полянам росным Ходят-бродят Сосны.
Мимо рыжиков, маслят. Мимо ягод сочных...
Эти сосны Стоя спят Тёплой летней ночью.
Спят они У родника, За лесной избушкой,
Положив на облака Головы-верхушки.
Им постель Не стелет мать: Час вздремнут - И хватит.
И не надо им вставать Пoyтpy с кровати.

Т. Гонтарь «Кораблик»

Мой кораблик уплывает в грозовую даль

Он, конечно же не знает

Как его мне жаль

Скоро скроется за лесом

Я расстанусь с ним

С чудным облаком белесым

Кораблем моим.

Татьяна Шумская  «Осень водит хоровод»

Осень раскрасавица в гости к нам идет

Яркие наряды природе раздает

Утром все умыла хрустальною росой

Летит, кружит по ветру листочек золотой

Ложится тихо в вальсе на изумруд траву

Земле он нежно шепчет -  я лягу здесь посплю

А ветерок проказник пусть песню мне поет

Ведь песню колыбельную пожухлый лист так ждет

Песенку подхватят в небе журавли

Их клин уже кружится в гжели синевы

Так жалобно курлычут, собравшись в дальний путь

Природа засыпает,  ложится отдохнуть

Воспитатель: А сегодня ребята я хочу рассказать вам об одном очень известном художнике Ставропольского края – вы уже немного слышали о нем. Это Павел Моисеевич Гречишкин (фото на презентации слайд 7).

Павел Моисеевич был самоучкой, то есть его никто не учил рисовать он научился сам. Первую картину, которую он написал, был портрет его бабушки.  С детских лет Павел Гречишкин любил природу Ставрополья, и поэтому он и писал (а художники именно не рисуют, а пишут картины) картины с изображением природы, то есть пейзаж. Что такое пейзаж – это изображение природы – лес, луг, поле, горы и т.д. Поэтому Павла Моисеевича Гречишкина называют художником - пейзажистом. Его творчество неразрывно связано с историей и природой Ставропольского края. Картины П.М.Гречишкина хранятся в музеях многих стран мира, в том числе и в городе Ставрополе. В государственном краеведческом  музее заповеднике есть галерея картин этого художника. В  настоящее время картинная галерея насчитывает около 500 произведений.

 Воспитатель:    Ребята, А что такое музей? Музей – это такое учреждение, которое  занимается  собиранием, изучением, хранением  предметов – картин, предметов старины, оружия и т.д. и где выставляют  экспонаты на обозрение людей.

Я надеюсь, что когда вы еще чуть - чуть подрастете, то обязательно там побываете. А сейчас у нас нет возможности посетить музей Гречишкина, но я предлагаю совершить видео путешествие на вернисаж этого великого художника. Давайте сначала вспомним правила поведения в музее

Дети:  не шуметь, не кричать, не трогать экспонаты руками.
(на экране появляются картины,звучит тихая спокойная музыка, слайды 9-26)

Воспитатель: на горе Стрижамент – художник изобразил крутые склоны, балки и овраги, и цветущую луговую степь. Весенний день – ясная солнечная погода, проталины на снегу. Гроза в степи – степь показана в один из драматических моментов ее жизни, сильный порыв ветра ринулся на степь, и ковыль сталь похож на бушующее море.

Ставропольский лес, зимний лес – это один и тот же лес, только в разное время года осенью и зимой. Красоту природы художник передает с помощью кисти и красок.

Желто-коричневая палитра красок, маленький ручеек и кусочек голубого неба представляют композицию данного пейзажа.

Летний вечер – как красиво художник изобразил закат.

Поляна «Бучинка» - среди высокой травы синеют колокольчики, краснеют гвоздики, кое-где встречаются голубые цветы льна и другие  полевые цветы.

Сенгилеевское озеро – это огромное водохранилище, которое находится недалеко от Ставрополя. Кстати вода в этом озере имеет горько-солоноватый вкус и напоминает вкус морской воды.

Цветущая степь-степь встречает нас ароматом душистых трав. Кругом тихо, но вот набежал легкий ветерок и зашумел ковыль, как падающая волна

Темный лес – сквозь густую листву  еле -еле пробираются солнечные лучики.

Воспитатель: Ребята, какие картины вам больше всего понравились.(ответы детей)

Мимо произведений П.М.Гречишкина нельзя равнодушно пройти, они привлекают к себе, захватывают внимание. Глядя на эти картины, что вы чувствуете (умиротворенность, спокойствие, как говорят, отдыхаешь телом и душой) Какое сейчас у вас настроение. Мне даже захотелось оказаться в этих местах, о которых писал картины П.М.Гречишкин, сплести венок, понюхать цветы. Давайте с вами пофантазируем.

            Дети садятся на коврик, закрывают глаза, звучит музыка.

Упражнение для релаксации: 

Закройте глаза, представьте, что вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.

Воспитатель: а сейчас ребята, предлагаю поиграть в игру «Найди пейзаж»

Игра «Найди пейзаж» На столах лежат картинки, нужно выбрать те, на которых изображен пейзаж. Можно придумать название картины.

Воспитатель: Я думаю, что в недалеком будущем кто-нибудь из вас тоже станет известным писателем или художником и прославит наш край и родное село. А сейчас хотите побывать на какое- то время художниками? Предлагаю вам пройти в мастерскую. (Дети подходят к столу). Ребята давайте изобразим пейзаж, сейчас на улице зима, а так хочется тепла, зелени, давайте нарисуем летнюю картину. Сегодня при создании картины мы не будем использовать краски. Посмотрите, что у нас есть – клей, ножницы, манная крупа, гречневая крупа, шерстяные нитки, поролон, печатки, ватные палочки. Так как это коллективная работа, давайте распределим обязанности. Дети совместно с воспитателем рисуют картину.

Воспитатель: Давайте посмотрим какой получился пейзаж. Очень красиво. Эта картина станет украшением нашей группы.

Рефлексия

Воспитатель: ребята, вам понравилось то, чем мы сегодня занимались? Что особенно запомнилось? Расскажите своим родителям о том, что нового вы сегодня узнали. Может быть, кто-то из вас на каникулах поедет  в город Ставрополь или в другие города, где есть музеи или художественные выставки, попросите  родителей их посетить.

 Воспитатель: Ребята давайте станем в круг и скажем:

- я многое могу

-у меня все получилось

- я доволен собой

-мне хорошо

- я молодец!


Используемые источники информации:

1.Литвинова Р.М. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. СКИПКРО.2010г. сборник 1-380с.

2.Литвинова Р.М., Пащенко А.Т. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. СКИПКРО.2010г. сборник 2-248с.

3.Интернет-источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект реализации образовательной области физическая культура на тему: Зимние "Малые Олимпийские игры" с детьми старшего дошкольного возраста.

Олимпийские игры - крупнейшие спортивные соревнования нашего времени. Они объединяют спортсменов- олимпийцев всех стран в честных и равноправных соревнованиях. Данный проект позволяет выявить способно...

Конспект совместной образовательной деятельности в рамках конкурса-смотра «Питание-культура-здоровье» с детьми старшего дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности с использованием ИКТ. Тема: «Сервировка стола».

Конспект совместной  образовательной деятельности в рамках конкурса-смотра «Питание-культура-здоровье» с детьми старшего дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности с ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности по физической культурес детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Вот я какой!» Форма проведения педагогического мероприятия: интегрированно...

Конспект подгруппового занятия с использованием Здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».

Тема:  Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».Цели: учить передавать в рисунке характерные особенности весенних цветов: окраску, строение цветка, стебля, листьев, кра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Звуковая культура речи, как подготовка к обучению элементам грамоты в ДОУ. «Чашечка с цветком. Дифференциация ч - ц» Образовательная область: речевое раз

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности с детьми старшего дошкольноговозраста на тему: Звуковая культура речи, какподготовка к обучению элементам грамоты вДОУ. «Чашечка с цветком. Д...

Презентация Изучаем культуру Ставрополья

Формировать познавательный интерес к истории, культуре родного края....

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста " Изучаем правила дорожного движения вместе с Мальвиной и Буратино"

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста «Изучаем правила дорожного движения вместе с Мальвиной и Буратино» Цели: Формирование навыков безопасного поведения на дороге у дет...