Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Формирование у детей нравственно – патриотического отношения к малой Родине»
учебно-методический материал

Рудинская Елена Валерьевна

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». А ведь действительно все в наших руках, и то какими вырастут наши дети, зависит только от нас.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._semiar_praktikum_patrioticheskoe_vospitanie_lisitsina.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей

Тема: «Формирование у детей нравственно –

патриотического отношения к малой Родине»

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». А ведь действительно все в наших руках, и то какими вырастут наши дети, зависит только от нас.

Ход семинара

Вступление

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Исторически сложилось так, что любовь к Родине и патриотизм всегда были чертой национального характера в нашей стране.

Но в связи с последними изменениями утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания становится все более заметной.

В связи с этим очевидна актуальность решения наиболее острых проблем воспитания патриотизма в работе с дошкольниками.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, его невозможно описать в нескольких словах.

Для реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий. Это:

       Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.

Создание предметной развивающей среды.

Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.

Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - вот начальное звено воспитания. Необходимо учить детей уважать и сохранять семейные традиции, знать свою родословную, чтить старшее поколение.

Реализация такой системы нравственного воспитания невозможна без знания традиций своей родины, своего региона. Только при вовлечении всех участников образовательного процесса - учителей, родителей, социальных учреждений (музеев, школ, библиотек и т.д.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении.

Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется по нескольким направлениям:

Экологическое

Историко-краеведческое

Культурное

- Предлагаю открыть карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.

(на столах лежат карточками и вариантами предполагаемых ответов)

1). Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает (экологическое направление)

2). Каждый регион, город, село- неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого (историко-краеведческое направление)

3). Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству нашего народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков (культурное направление)

Деловая игра «А что такое Родина»?
                                                                                                                                                  Тренинг на создание образа «Родина».
Я предлагаю всем взяться за руки так, чтобы получился  круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово). Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то они похожи,  у кого-то нет.
А теперь давайте составим  с определение слова «Родина», исходя из ваших образов.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».
Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, а для ребенка  необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для него личностно значимой.
                                                                                                                                            Ведущий: -
1 задание: я предлагаю словесную игру «Мой город»

Ведущий: Придумайте слова-признаки (прилагательные) о нашем городе на

каждую букву, которые есть в названии нашего города.  

КРОПОТКИН (красивый, родной , обворожительный, обожаемый, потрясающий, праздничный, превосходный, творческий, трудолюбивый, талантливый, казачий, кайфовый, классный, идеальный, интересный, известный, надежный, нарядный, незабываемый.

Ведущий: 2 задание:

1. Как называется собый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна) .

3. Официальная эмблема государства. (Герб.)

4. Символ государства, его суверенитета, прикрепленный к шнуру. полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)

5. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн государства?  (конституционным законом)

Задание 3:

Игра «Исключи лишнее из списка…».

Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Задание:

Назовите лишних птицы, которые не водятся у нас в крае:

ворона, синица, снегирь, грач, ласточка, соловей, тукан., дятел, кукушка, куропатка, глухарь, воробей (снегирь, тукан, глухарь, куропатка)

Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у нас в крае: шиповник, мята, полынь, бадан, солодка, календул, пустырник, душица, лимонник.

(Лимонник, солодка, бадан, душица).

Назови животных, которые не водятся в нашей местности: лиса, пантера, заяц, еж, лев, лось, тигр, белка. (тигр, пантера, лось, лев)

- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Задание 4:

Игра: «Скажи иначе пословицу»

- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

- «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль едет быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».

- «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души» (поэтому отводим взгляд, когда не хотим чтобы собеседник увидел неискренность вашего ответа)

- «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

- «Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят», «Ты мне зубы не заговаривай».

Задание 5 «Путешествие в прошлое»

I раунд. Из истории традиций и культуры Руси.

В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы 

(Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)

Какой день Масленой недели назывался Широким?

(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)

Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы и почему?

(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)

Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?

(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)

Назовите печную утварь, что хранилась в верхней части русской печки?

(Чугунки, ухваты, горшки.)

2 раунд. Из истории народного костюма.

1. Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)

2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)

3. Украшение и оберег от сглаза на одежде в древней Руси? (Вышивка)

4. Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? (Зипун)

5. Широкий кожаный пояс - непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси? (Кушак)

6. Низкая обувь в Древней Руси и мужская и женская, бывшая в употреблении в селе. (Лапти)

Задание 6: И в конце нашего семинара блиц – опрос:

1. Как в старину называли дом? (Изба)

2. Один из главных православных праздников? (Пасха)

3. Короткая шутливая песенка? (Частушка)

4. Как называли чайник на Руси? Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)

5. Куколка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)

6. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)

7. Население определенной стороны? (Народ)

8. Отечество страна, в которой человек родился? (Родина)

9. Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)

10. Человек любящий свою страну? (Патриот)

Подведение итогов:
- Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
Родить патриота нельзя, его надо воспитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум по теме: «Формирование у детей нравственного отношения к малой Родине?»

Семинар-практикум по теме:«Формирование у детей нравственного отношения к малой Родине?»...

Семинар — практикум Тема: «Формирование у детей нравственно — патриотического отношения к малой Родине»

Цель: Актуализировать знания педагогов по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Доклад – выступление на районном МО воспитателей по теме: « Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».

ИменИменно на основе любви к малой Родине, семье, к дому основываетсяпатриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяется, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю сво...

Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Практические упражнения для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста....

« Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».

laquo; Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста»....