Конспект беседы-игры «К тюменским ремесленникам» по ознакомлению с промыслами и ремёслами Тюменской области для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Оборудование: макеты домиков-лавок (картонная основа в виде дома), фотографии ремесленных изделий, дидактические игры.

Ход:

Ребята, сегодня я предлагаю отправиться со мной в путешествие к ремесленникам Тюменского края. Наш край славится своими промыслами и ремёслами. Что такое промысел и что такое ремесло? (Промысел – это занятие, ремесло, производство, дело, доставляющее человеку пропитание. Ремесло – профессиональное занятие, изготовление изделий ручным способом. Слово «промысел» имеет более широкое значение. Промысел может быть и охотничьим, и рыболовным, а также и ремесленным, когда мастер выполняет изделия на продажу).

Кто же они, тюменские ремесленники, какой товар производили?

Давайте заглянем к первому мастеру. Этот мастер производит ковры. Махровый, теплый, так необходимый в суровом климате Сибири – тюменский ковер, с цветочным орнаментом. Принято считать, что наши ковры прославились только благодаря этому стилю – яркие цветы на черном фоне. Наш город стоял на великом Сибирском тракте, круглогодично проезжали ямщики, которые доставляли свой товар в разные города нашей необъятной страны. Суровая зима и знаменитые сибирские морозы ухудшали условия поездок. Ямщики, чтобы не замерзнуть в пути, утепляли свои сани коврами. Иногда и сами укрывались ими. Позже ковры стали использоваться и в быту. Жители Тюмени стелили их на пол, украшали ими голые стены, использовали для покрытия сундуков и лавок, а также в качестве одеяла во время поездок по городу на лошадях. Иногда тюменскими коврами укрывали и лошадей, чтобы они не замерзли. Рисунок на сибирских коврах нельзя заменить, отменить или же подделать. Во всем мире у  наших ковров нет конкуренции. Черный фон, на котором вышивали и вышивают яркие цветы, символизирует плодородную землю, заключает в себе сибирскую мудрость. А вот яркие букеты цветов означают благодатное и теплое лето. Обилие красные цветов, в свою очередь, символизирует страсть, могущество и богатство Сибири. Кстати, в старину бабушки ткали на коврах те цветы, которые выращивали сами. Делали они это тихими вечерами, ведь тогда не было ни телевизоров, ни интернета, ни другого досуга, а зимой что еще делать? Конечно, ткать ковры. Вот на таком станке ткачихи до сих пор вручную ткут на фабрике ковры (фото станка). На создание одного ковра может уйти целый год.

Предложить дидактическую игру «Собери узор».

Отправялемся ко второму мастеру. Здесь мастер резьбы по кости предлагает свои изделия. Издавна кость в качестве поделочного материала использовали сибирские народы, которые делали из кости, главным образом, охотничьи и рыболовные принадлежности. Позже появились мастерские по художественной обработке кости в Тобольске. Тобольские мастера создают из бивней мамонта, клыков моржей и зубов кашалота, из рогов лося и рогов оленя миниатюры (т.е. скульптуры), которые изображают жизнь и труд на Севере: охоту, оленей, поездки на собаках и оленях, ловлю рыбы. Среди их изделий можно встретить и женские украшения, ножи для резки бумаги, различные брелоки, шкатулки.

Предложить дидактическую игру «Разрезные картинки».

Отправляемся к третьему мастеру. Здесь продают валенки. Валенки – войлочные сапоги, сделанные из свалянной овечьей шерсти. Валены, катанки, самокатки, чёсанки, валенухи, валежки, пимы — как только не называют эту обувь. Как изготовляли валенки? Из взбитой шерсти выкладывали подобие большого валенка, эту заготовку осторожно помещали в большой чугун и кипятили, после чего вынимали и вставляли колодку. После этого начинался процесс собственно валяния. Валенки катали вальком, шлепали, били, колотили, гладили и чем сильнее били и катали, тем больше валенок садился на колодку, становился всё меньше и меньше. В голенище вставляли распорки. Его нужно было сделать эластичным, и чем выше, тем тоньше. Чёсанки катали из белой шерсти высшего качества. Получались они мягкими и нежными, почти как чулки. Носили их только с калошами. Были у сибиряков так называемые праздничные валенки, их модно было украшать цветочным орнаментом. Такие валенки назывались печатные.

Предложить подвижную игру "Охлопок" (использовать вату – имитация овечьей шерсти). Очень простая игра. Все становятся в кружок и бросают вверх кусок ваты (необходимо его распушить). Задача в том, чтобы не дать вате упасть. Тот игрок, возле кого охлопок упадет, платит фант (поет песню, кукарекает, читает стихотворение и т.д.). Поэтому все стараются побыстрее откинуть охлопок от себя к соседу. Охлопок летает то выше, то ниже, поэтому игроки то приседают, то встают на цыпочки, то наклоняются. 

Итог беседы:

Где мы с вами побывали? Что новое вы узнали? Кто такие ремесленники? Какими промыслами и ремёслами знаменит наш край? Что вам запомнилось, понравилось, удивило? Что было непонятно, неинтересно? Что вы расскажете родителям?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа об осени. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Педагог на занятии демонстрирует, как благодаря глубокой и вдумчивой работе по экологии и развитию речи обогащаются не только знания, но и чувства детей, культура их речи, выразительность языка, пробу...

Конспект интегрированного занятия « Птицы нашего поселка» Образовательная область «Познание» (старший дошкольный возраст)

Закрепить знания о зимующих птицах. Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду и песням. Да...

Конспект совместного мероприятия «В гости к гному» (Образовательная область «Музыка») Старший дошкольный возраст Тема недели: «Обувь, головные уборы»

Конспект музыкального занятия  "В гости к гному" для старшей группы. Тема недели "Обувь, головные уборы"...

Презентация "Русские народные промыслы.Осенняя ярмарка"утренник для детей старшего дошкольного возраста

В течение учебного года на занятиях по лепке,апликации,художественному творчеству,дети знакомились с народно-прикладным искусством;на музыкальных занятиях пели русские народные песни,слушали музыку ру...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением для детей старшего дошкольного возраста на тему: «В мире добрых дел»

Цель: расширение представлений о нравственных качествах людей. Задачи: - оценивать поступки свои и других людей с позиции общепринятых правил и норм; - активизировать в речи слова «спасибо», «пожал...

Методическая разработка "Изучение музыкального фольклора и традиционных народных промыслов на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Изучение музыкального фольклора и традиционных народных промыслов на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста"...