Доклад «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс» (из опыта работы)
презентация

Ямова Ольга Александровна

Доклад «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс» (из опыта работы)

Цель: формирование основ патриотизма у дошкольников через ознакомление с малой Родиной
Задачи:
-воспитывать любовь к родному краю, подчеркнув, что место, где живет каждый из нас, является частью большой страны
-формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину
-развивать интерес детей к изучению истории, природы, культуры родного края

Слайд №1

Титульный лист.

Слайд №2.

          Чувство патриотизма не зарождается само по себе, его необходимо закладывать с самого раннего детства, его становление - это сложный, целенаправленный, длительный процесс. Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства - месту, где он родился, своей семье, своему городу - с любви к его малой Родине.

Слайд №3

Большая Родина всегда начинается с малой. А малая Родина - это часть большой. И только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к своему народу и о патриотизме. Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни.

Слайд №4

Воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею одна из главных задач, которая стоит перед нами педагогами. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением.  

Слайд №5

И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Слайд №6

Построение образовательного процесса позволило мне решить следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

1. Сформировать любовь к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему.

2. Развить эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране.

3. Воспитать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.

4. Развить бережное отношение к природе родного края.

5. Сформировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.

Слайд №7

Приступая к работе по ознакомлению детей с родным краем, я определила следующие пути решения поставленных задач: 

1.Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, сострадание, милосердие, терпение, послушание);
2.Создание условий для воспитания детей на традициях народной и православной педагогики;

3.Формирование интереса к духовно-нравственному наследию предков.
4.Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.

5.Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и уважительного отношения к представителям других национальностей.
Слайд №8

          Детям дошкольного возраста в силу своего пока еще небогатого жизненного опыта трудно представить нашу страну в целом, поэтому знакомство с ней я начинаю с того, что их окружает.
Нужно научить детей любить то, что им знакомо и понятно, близко и дорого- наш детский сад, город, в котором он расположен, людей, которые здесь трудятся. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач которую я перед собою ставлю. Я пытаюсь донести до них, что каждый уголок нашей страны имеет неповторимые черты культуры и природы и каждый человек любит свой родной край, и место, где расположен наш детский сад тоже уникально.
Слайд №9

   А чтобы любить свою малую Родину, нужно ее знать.
Для ознакомления детей с родным городом изготовлены пособия, дидактические и настольные игры, разработаны конспекты занятий во время проведения которых дети узнают историю города, его названия, о людях, благодаря труду которых развивается и расцветает наш город. Подобранный материал дает возможность формировать у детей представление о том, чем знаменит и уникален родной край, вызывает чувство гордости за него.

Слайд №10

          Семья является главным источником народных традиций. Поэтому я активно взаимодействуют с родителями, которые   участвуют в народных праздниках, оказывают помощь в оформлении развивающей среды.  И здесь необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.

В своей работе я использую разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, выставки, и т. д.

Слайд №11

Знакомились с семьями, составляем генеалогическое древо семьи, герб, гимн семьи, знакомимся с традициями семей, с их любимыми блюдами, с их увлечениями и т.д.

Слайд №12.

           Большое значение в патриотическом воспитании детей имеет их активная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Так дети с удовольствием принимают активное участие в наведении порядка на территории детского сада. Ухаживают за растениями в цветнике и огороде. Ухаживая за растениями, дети сами приблизились к созданию уникальной красоты своего детского сада. И теперь они с гордостью и удовольствием ухаживают за растениями, которые посадили сами.

Слайд №13.

             Одна из составляющих - патриотизма воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. У наших детей есть возможность увидеть красоту родного края во время экскурсий по территории детского сада, территории возле детского сада, близлежащих улиц.

Слайд №14

              Для знакомства с малой Родиной, я провожу с детьми виртуальные экскурсии по городу. Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эту работу я провожу не только на занятиях, но и вне занятий. Работа вне занятий включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, экскурсии.

Слайд №15

    Основные направления моей деятельности по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову. 

          На занятиях дети знакомятся с историей возникновения города, достопримечательностями и выдающимися людьми нашего края, обогащают знания о животном и растительном мире родного края, организуют выставки детских рисунков и поделок на тему «Моя малая Родина», «Моя семья».

Слайд №16

Выставка поделок из овощей и природного материала «Осенняя фантазия»

Слайд №17

Совместная акция «Накормите птиц»

Слайд №18

             Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Масленица, яблочный спас, «День семьи, любви и верности» и др.

Слайд №19

Выставки поделок, рисунков к календарно-обрядовым праздникам.

Слайд №20

Нельзя забывать про такие праздники, как Новый год, 8марта, 23 февраля, которые обычно празднуются всей семьей, которые объединяют.

Слайд №21

Выставки поделок к праздникам

Слайд №22

Творческий конкурс «Мои истоки. История моей семьи»

Слайд №23

          Для ознакомление детей с народной культурой создаются мини музеи. Который  созданы совместными усилиями воспитателей и родителей. Где дети знакомятся с предметами старины.

Слайд №24

            Героическую историю города дети изучают по его памятникам, узнают о подвигах своих земляков с помощью виртуальных экскурсий.
Использование такого материала для освещения вопросов истории позволяет мне убедительнее и нагляднее влиять на становление гражданина. У детей возникает чувство причастности к событиям, происходившим в нашей стране, нашем городе, ведь участниками этих событий были наши земляки, а иногда знакомые и родственники. Патриотическое воспитание на примерах мужества и героизма советских людей в годы грозных великих испытаний дает положительный результат, вооружает детей знаниями о нашей истории.
А когда дети становятся уже непосредственными участниками подготовки и празднования таких дат, как День Победы, День освобождения города, они посещают места боевой славы, о которых уже имеют представление из виртуальных экскурсий. Именно включение детей в такую социально значимую деятельность позволяет им почувствовать себя частичкой Великого народа, у них формируется любовь к родному краю, Родине.

Слайд№25

Выставки рисунков, поделок к 9 мая

Слайд №26

         И. Г. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине – родному городу, родной природе, селу, краю». Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Слайд №27

            Воспитание патриотических чувств у детей – процесс сложный и длительный, и я думаю, что смогу зародить первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей стране, своему народу, своей Родине.

Слайд №28

Спасибо за внимание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon regionalnyy_komponent3.pdf1.5 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения

внедрение национально–регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ...

ОТЧЕТ О деятельности муниципальной экспериментальной площадки «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОО» за 2017-2018 год.

ОТЧЕТ О деятельности муниципальной экспериментальной площадки на базе МАДОУ № 38 «Внедрение регионального компонента  в  воспитательно-образовательный процесс ДОО» за 2017-2018 г...

«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, что позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих цен...

Презентация доклада Национально -региональный компонент в музыкальном воспитании детей.Из опыта работы.

Выступление по теме Самообразования "Национально региональный компонент в музыкальном воспитании детей"....

«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ» Малая Родина. У каждого человека она своя,

Дл         - изучение становление исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе;          - выявление противоречия в теории и практике по...

Из опыта работы «Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

В методической разработке отражена система работы в ДОУ по внедрению регионального компонента через программу "Наш дом - Южный Урал" (Е. Бабунова)...