НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ
картотека

Баюнова Ольга Викторовна

описание игр народов севера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

I. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ

БЕЗ ЕДИНОГО ПРОМАХА

(ВАЛИ АЛ ТАХИПА)

Описание игры: Все играющие делятся на две команды. Играют мальчики. В каждой команде по одному аркану. На расстоянии 10 метров от старта ставится цель - шест длиной до 3 метров, который вставляется и луночку, заранее выкопанную под "хорей". По сигналу, первые номера должны выполнить бросок аркана до его полного нападения. Если один из метателей  не попадет, он продолжает свой бросок. Кто попал арканом в цель, передает аркан второму номеру своей команды.

Чья  команда  раньше закончит попадание, та и становится  победителем.  Броски  выполняются согласно последовательности стоящих в колонне ребят. Подменять или делать перестановку игроков нельзя.

Игра развивает глазомер, ловкость, профессиональные навыки оленевода, воспитывает терпение и упорство в достижение цели.

БЕГ ПО-МЕДВЕЖЬИ.

(ПУПИ НЭВЕР)

Эта игра-состязание проводится в любое время года. Участвует только мужское население — от мальчиков 5 — 6 лет до преклонных стариков. Количество играющих не ограничивается. Дистанция «бега» произвольная и обговаривается между участниками до начала игры.

Описание игры:

Вариант 1  Перед началом игры-состязания в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша. Все участники    располагаются вдоль стартовой линии, принимая исходное положение —стоя   на четвереньках.   По команде судьи (голосом) начинается  «бег  по  медвежьи»,   который выполняется так: оттолкнувшись 2 руками, подтягивают ноги к груди и приземляются на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становится участник, «прибежавший» таким способом первым к финишу.

Вариант 2. Дистанция не ограничивается, побеждает тот, кто «по медвежьи» пробежит большее расстояние.

«Бег   по-медвежьи»   развивает   силу   ног,   рук,   координацию   движения,   ловкость,    сноровку. Способствует воспитанию воли, настойчивости.

БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ

Описание игры: Играющие распределяются на группы по 3 человека. Каждая группа взявшись за руки, образует кружок - "домик". "Домики" размещаются в разных местах площадки. Внутри каждого "домика" стоит "заяц". Один бездомный "заяц" бегает между "домиками", а за ним гоняется "охотник". Если "охотник" догонит зайца, то они меняются ролями, "заяц" становится "охотником", а "охотник" - "зайцем". Чтобы спастись "заяц" может вбежать в любой "домик", тогда стоящий там "заяц" выбегает и становится бездомным.

Игра развивает ловкость, сообразительность, внимание, координацию движений.

БЕРЕГИСЬ, ОХОТНИК

Описание игры: У одного из играющих в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом. Однако сделать это не так просто: играющие на бегу передают хвост друг другу. Когда "охотник" запятнает игрока, у которого хвост, они меняются ролями.

Игра развивает скорость, ловкость, быстроту реакции, выносливость, координацию движений.

БОРЬБА ОЛЕНЕЙ

(КОР ВЕЛ'ИТ)

Игра проводится обычно в то время, когда у оленей отпадают рога. Участвуют девочки и мальчики 6— 10 лет. Оленьи рога привязывают веревками к голове.

Описание игры: Двое играющих становятся друг против друга, упираясь рогами. Задача соперников заключается в том, чтобы сбросить друг у друга с головы рога, при этом удерживать их руками запрещалось. Проигравший выходит из игры, на его место   становится   следующий   игрок.

Победителем считается тот, кто сумел рогами сбросить рога у большего количества соперников, чем другие.

Игра способствует развитию ловкости, силы, воспитывает волю, настойчивость.

БОЛОТНАЯ ЖЕНЩИНА

(НЁРЭМ ИМИ)

Игра проводится летом на улице, зимой в помещении. Участвуют обычно девочки 6 — 12 лет. Количество игроков произвольное.

Описание игры: По желанию или по считалке выбирается водящий— «Болотная женщина». Ей завязывают глаза платком, затем поворачивают вокруг себя три раза. После этого игроки разбегаются в разные стороны. Водящая ходит по площадке или по дому и старается схватить кого-либо из игроков, которые убегают или уворачиваются от нее. Игроки могут и обманывать «Болотную женщину», подставляя вместо себя свою одежду или другие предметы. Если игрок пойман водящей, то он становится «Болотной женщиной». В конце игры определяются наиболее ловкие игроки как среди водящих, так и среди тех, кто не был пойман «Болотной женщиной».

Игра способствует развитию реакции, ловкости, координации движений.

БРОСКИ ПАЛКИ НА ДАЛЬНОСТЬ

(ЮХ ТАХТА)

Игра проводится в любое время года на ровном месте. Участвуют как дети, так и подростки обоего пола. Количество играющих произвольное. Каждый участник имеет свою палку, (чаще она была сосновая) длиной 60 см., толщиной 5 см.

Описание игры:     Участник берет палку за 1 конец, подходит к отметке, от которой производятся броски, и, выполнив замах через сторону, бросает ее как можно дальше вперед. Кому это удается сделать, тот становится победителем. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится чемпион. О количестве бросков играющие договариваются заранее.

Игра способствует развитию подвижности и силы верхнего плечевого пояса, укреплению мышц туловища, развивает ловкость. Является своеобразным треногом для добычи кедровых шишек.

БРОСКИАРКАНА (НЮРА) ЗА ВЕРХ ВАЛИКОВ

(ВАЛЫХ ТОЙНАМ ТАЦЯНТЫТЫ)

Игра проводится в зимнее время у стойбища на ровной площадке. Участвуют мальчики с 8 лет, подростки, молодежь и даже взрослые мужчины. Количество игроков произвольное. Для игры подготавливают площадку: проводится линия броска, от нее на расстоянии 10 — 15 м втыкаются в снег 8 — 10 валиков, которые располагаются друг от друга в пределах 35 — 100 см. Каждый игрок имеет аркан — нюр (Вел'и катил'э нюр).

Описание игры:

ВАРИАНТ 1. Один из игроков (по договоренности) подходит к линии броска и метает свой нюр наверх валиков. Метнуть надо так, чтобы нюр смог хорошо распуститься в воздухе и как можно больше захватить своей петлей валиков. Игроку дается только одна попытка. Кто сможет лучше выполнить это упражнение, т. е. больше захватить ню- ром валиков, тот становится победителем.

ВАРИАНТ 2. После каждого удачного броска-захвата нюром валиков игрок отступает на 1 шаг назад, т. е. отходит подальше от линии броска, тем самым, усложняя для себя упражнение. При неудачной попытке   игрок   выбывает   из   игры.   Кто   дальше отступает   от  линии   броска,   тот   становится победителем.

ВАРИАНТ 3. Игроку разрешается выполнить нюром три попытки, за которые он должен как можно больше заарканить валиков. У кого это лучше получилось, тот и становится победителем.

Игра   способствует   развитию   глазомера,    ловкости,    профессиональных   навыков   оленевода, воспитывает терпение и упорство в достижении цели.

ВАЖЕНКА И ОЛЕНЯТА

Описание игры: На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

— Бродит в тундре важенка,

С нею — оленята,

Объясняет каждому,

 Все, что непонятно...

- Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставленья мамины...

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой. Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

Игра развивает ловкость, реакцию, сообразительность, внимание, координацию движений.

ВОЛОКУША

Описание игры: Все играющие делятся на две команды. Во главе команд - капитаны. В руках у них "волокуша" - оленья шкура или приспособленные под неё другие приспособления. Игра проводится в следующем порядке: первые номера берут волокушу, вторые номера садится. Добежать до своей команды, второй номер берёт волокушу, а третий садится и т. д. Чья команда раньше закончит та и побеждает.

Игра развивает скорость, выносливость, силу рук, ног, мышц спины.

ВОРОБЬИ-ПОПРЫГУНЧИКИ

Описание игры: На полу или на площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - "кот", он помещается в центре круга, остальные играющие - "воробышки" становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя "воробышки" начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а "кот" старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда они находятся внутри круга. Тот, кого поймали становиться "котом", а "кот" "воробышком". Игра повторяется вновь.

Игра развивает смелость, решительность, ловкость, реакцию, силу ног.

ВОЗДУХ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВЕТЕР

Описание игры: Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к одному из игроков, говорит одно из четырёх слов: "воздух", "вода", "земля", "ветер" - и считает до 5. Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задали) птицу, рыбу, зверя или же покрутиться на месте (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Потом водящий обращается к другому и т. д. Неожиданно вместо этих четырёх слов водящий говорит "огонь". При этом слове все играющие должны поменяться местами и водящий становится на чьё - ни будь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг становится водящим.

Игра развивает кругозор, память, внимание, сообразительность.

ВЫБЕЙ ЧУРОЧКУ

(ЛАКИ-ЧИ)

В эту игру играют летом и зимой на ровных утоптанных площадках. Принимают участие мальчики и подростки, иногда взрослые. Количество участников не ограничивается. Для игры требуется доска длиной 2 м, шириной 15 см и толщиной 3 см; чурочка диаметром примерно 3 см, длиной б — 7 см; чурбачок длиной с ширину доски и диаметром 1 5 — 20 см. Каждый игрок имеет в руках палку длиной 80 — 100 см и диаметром 3 см. Обычно все эти предметы изготавливаются из сосны или кедра, тщательно зачищаются от сучьев и ошкуриваются. Доску кладут одним концом на чурбачок, и на нее ставят чурочку (чокли). Другой конец доски лежит на земле. Край доски с чурочкой упирается в начерченный на земле квадрат площадью 2x2 м — так называемый «домик». На расстоянии 3 м от края доски, лежащей на земле, проводят 2-метровую линию, называется она «выручалка». Возле нее становится запасной игрок, который в случае, если никто из игроков не смог сбить чурочку, вступает в игру. Основные броски выполняются с линии, параллельной линии «выручалки», но в 3 м от нее.

 Описание игры: Перед началом игры поочередно с одного и того же места бросают палку двумя руками через голову назад вверх. У кого палка улетает дальше остальных, тот первым выполняет бросок по чурочке. Игрок, второй по дальности метания палки, становится возле линии «выручалки», а игрок, у которого палка упала ближе всех, становится сбоку в 2 — 3 м от «домика» и называется палящим. Палку необходимо бросать с основной линии так, чтобы ею выбить чурочку за «домик», и, быстро подняв свою палку, опередив палящего, коснуться ею доски. Палящий должен быстро подобрать чурочку и ею коснуться доски. В случае, если чурочка попадает в «домик», игрок, производивший бросок, становится палящим. В том случае, когда игрок, бросавший палку с основной линии, явно не успевает схватить ее после броска, его может выручить игрок с линии «выручалки». Этот игрок бросает с линии «выручалки» палку по чурочке, стараясь сбить ее, и в том случае, когда никто из бросавших игроков не может этого сделать. Тот, кто в процессе игры выбивает чурочку за «домик» 3 раза подряд, становится на линию «выручалки», а игрок с этой линии уходит на линию броска. В ситуации, когда никто не смог попасть в чурочку, палящий берет чурочку, делает три шага к упавшим палкам, плюет в их сторону и становится на место плевка. Затем бросает чурочку в любую из палок: если попадает в одну из них, хозяин этой палки становится палящим, при промахе — остается палящим бросавший чурочку, а игроки поднимают свои палки, и игра продолжается дальше. Если палящий играет не в полную силу или устает — уже не может бежать, его укладывают спиной на палки и катают по ним в наказание за плохую игру. Лучшим признается игрок, который точнее выполнял броски и ни разу не был палящим.

Игра способствует развитию быстроты реакции, ловко, меткости броска, остроты зрения.

ГОРОДКИ

(ЮХ СЕЛИ ЮНТЫ МАИЛУМАН)

Игру устраивали в летнее время на ровных площадках только мальчики. Количество игроков не ограничивалось. Для игры изготавливали палки /сюлы/ - по пять штук каждому игроку. Длина палки была 50 см, диаметр - 2- см.   Затем делали 10 чурочек /сел/ длинною 15 см; диаметром 2-3 см. Они могли быть и четырехгранными. Весь инвентарь изготавливался из сосны и тщательно зачищался. На площадке также чертили на расстоянии 25 - 30 см друг от друга два квадрата со стороной 1 - 1,6 м.

Между этими квадратами в середине площадки проводили центральную линию. На той стороне своего квадрата, которая была ближе к центральной линии, каждая команда устанавливала чурочки /сёл/ на равном расстоянии друг от друга. Эта сторона была линией броска. По жребию одна из команд начинала броски первой.

Описание игры:    Один из игроков вставая, в непосредственной близости от линии броска своей команды и выполнял бросок по чурочкам противников. Если ему удавалось выбить хотя бы одну чурочку за квадрат, то вся его команда подходила вместе с ним к центральной линии, и уже с меньшего расстояния этот игрок делал броски до тех пор, пока не промахивался. Таким же образом, как это делал первый игрок, поочередно выполняли броски все остальные члены его команды. Как только у этой команды кончалась все палки /силы/, в игру вступала команда-соперница, делая броски уже из своего квадрата.

Побеждала та команда, которой удалось быстрее выбить все чурочки /сюлы/ за квадрат соперника.

Если после броска   палка /сюл/ оставалась "лежать в квадрате, ее также необходимо было выбить оттуда.

Игра помогала развить точность движений,  глазомер,  силу рук и плечевого пояса,  ловкость; воспитывала решительность и настойчивость.

ГОНКИ НА НАРТАХ

Описание игры: Участники делятся на команды по три человека. Выстраиваются на старте. Один игрок из команды берёт нарты за верёвку, второй садится на сани, третий будет подталкивать сидящего на санях за спину. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, огибают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой.

Игра развивает скорость, выносливость, силу рук, ног, мышц спины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Национальные праздники народов ханты и манси"

Презентация  "Национальные праздники народов  ханты"   и манси"...

Игры народов Ханты и Манси.

игры детей народов Ханты и Манси...

"Игры народов ханты и манси"

В этой картотеке подобраны игры народов Севера....

Проектная деятельность "Спортивные игры народов ханты и манси"

Наш детский сад участвует в проекте «Игры и игрушки Азиатского народа » с 2015 года  с проектом «Игры и игрушки народов Ханты и Манси». За это время изучено много различно...

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ.

Спортивные игры народов Ханты  и Манси         Традиционные спортивные игры детей народов ханты и манси, не только развивают ум  ребенка, но и закаляют его нравствен...

Сценарий национального праздника народов ханты и манси «Встреча весны - «Вороний день» в подготовительной группе

Сценарий  национального праздника народов ханты и манси«Встреча весны - «Вороний день»в подготовительной группе     Ворона по небу летит,Земля проснулас...