«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной национальной культуре»
методическая разработка

Криницина Людмила Анатольевна

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад №2 «Журавушка»

РС(Якутия) г.Олекминск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной национальной культуре»

 

 

Подготовила: воспитатель Криницина Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Именно в этом возрасте закладываются основы ценностного   отношения к окружающему миру, любовь к своим ближним, к родным местам, родной стране.

Воспитывать патриотические качества необходимо с раннего детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Яркие впечатления, полученные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы научить детей любить свою семью, родной дом, город, историю и культуру своей страны. Важно помочь ребёнку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в то же время понять, что он может сделать для неё.

 Поскольку ФГОС ДО предъявляет особые требования к профессиональной компетенции педагогов, что является важным условием становления опыта.

Я следуя этим требованиям занимаюсь самообразованием, участвую в районных методических объединениях, участвую в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.

 

   Осуществляя анализ проблемы патриотического воспитания в ДОУ, изучая эффективные технологии, методики и разработки передового педагогического опыта многих авторов, поставила перед собой цель:

- создание условий для становления основ патриотического сознания детей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности

  Из данных целей вытекает целый комплекс задач по патриотическому воспитанию:

  • формирование у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
  • формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики;
  • воспитание уважения к труду, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формирование элементарных знаний о правах человека.

   

Организация процесса по патриотическому воспитанию в ДОУ строится следующим образом:

  • Развивающей предметно-пространственной среды;
  • Специально организованную образовательную деятельность;
  • Совместную деятельность вне занятий взрослых и детей;
  • Самостоятельную деятельность детей.

 

Для реализации патриотического воспитания дошкольников большую роль играет организация предметно-развивающей среды.  

Совместными усилиями администрации ДОУ, педагогами и родителями созданы мини – музеи:

2021 год «В семье единой» - куклы разных народов и национальностей.

2022 год «Народные промыслы» -  размещаются тематические экспозиции и материалы.  

 

 В группах оформлены центры патриотического воспитания:

 В средней группе используем народные игрушки, куклы в русской народной одежде.  Семейные альбомы, сборники русских народных сказок, потешек, шуток, прибауток, стихов.  

В старшей группе к традиционному наполнению уголка добавила лэпбук «Моя Якутия», который в дальнейшем зарекомендовал себя как эффективное пособие для изучения национальных традиций.  

В подготовительной группе находятся Государственная символика Российской Федерации. Республики Саха(Якутия), г.Олекминска (герб, флаг, гимн); Портреты: президента Путина В.В, главы РС(Я) Николаева А.С. интерактивные плакаты, альбомы, дидактические игры по изучению Родины России, так же изготовлен лепбук «Республика Саха», «Герои и богатыри земли Русской».

В прошлом году в детском саду проводился конкурс семейного творчества, приуроченного к «100-летию Якутской АССР» «Макеты Достопримечательностей города Олекминска».

 

   В содержании ФГОС отмечается необходимость активизации процесса патриотического воспитания    дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного патриотического воспитания детей:

Семья, детский сад, родная улица, родной город, родная столица, символика, права и обязанности.

 

Для достижения результатов использую следующие формы и методы работы с детьми.  

  • Целевые прогулки, экскурсии к достопримечательностям города;
  • Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о животном и растительном мире России, Республики Саха, Олекминского района;
  • Рассказывание произведений фольклора русского народа, разных национальностей;
  • Слушание музыкальных произведений о Родной земле, родного города, показа детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, истории России;
  • Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;
  • Проведение тематических праздников и развлечений:  «День матери», «День защитника Отечества», «День Победы», «День семьи», «День защиты детей», «День России», «Пасха красная» и др.
  • Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для членов семьи, сотрудников детского сада, младших воспитанников.
  • Разработка дидактических игр патриотической направленности и др.

 Непосредственная образовательная деятельность по конспектам «В гости к хозяюшке», «Осень золотая», «Моя семья», «Достопримечательности города Олекминска.

 

Одной из важных и любимых форм являются экскурсии.  В процессе экскурсий и целевых прогулок дети выясняют, что в городе много различных достопримечательностей, зданий, узнают о людях, прославивших свой город, район, учатся любоваться и ценить природу.

 Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в дошкольных учреждениях значительное место занимают дидактические игры.

Применяю в работе ИКТ-игры по духовно-нравственному и патриотическому направлению для детей старшего дошкольного возраста «Народы Российской Федерации», «Моя семья», «День народного единства».

Практика использования данных игр дает положительную динамику в развитии познавательной активности, эмоционально-ценностных и социокультурных отношений. 

 

   Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи. Такая целенаправленная педагогическая работа способствует воспитанию у детей трудолюбия, гуманизма, патриотизма, формирует активную жизненную позицию.

   Благодаря активному сотрудничеству и взаимодействию с воспитателями, специалистами ДОУ, добиваемся высоких результатов.  Дети активные участники разнообразных традиционных праздников и тематических развлечений. 

Родители активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в нашем детском саду.  

  Результатом совместных усилий является участия в мероприятиях районного уровня: «Георгиевская ленточка», «День защиты детей» и др.

  Наш детский сад активно взаимодействует с социо - культурными партнерами:

учреждениями культуры собор Спаса Преображения (дети участвуют в православных праздниках), с Олекминским ОВД (сотрудник знакомил детей с работой, снятие отпечатков пальцев), выступают в НКЦ «Гармония», что способствует формированию у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине.

   Результативность опыта показала положительную динамику развития:

познавательная активность повысилась с 24% до 70%,

 эмоционально – ценностные отношения с 20% до 66 %,

социокультурное поведение детей с 16% до 62%.

Дети знают о себе, своей семье, о своей малой родине и особенностях народных традиций, проявляют интерес к прошлому, настоящему и будущему своего города. Проявляют такие чувства, как доброта, забота, милосердие, терпение, трудолюбие, бережливость. Дети с удовольствием принимают участие в разных видах деятельности.

Заключение:

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы можем и обязаны. И закончить свое выступление хочется отрывком из стихотворения Константина Михайловича Симонова:

«…Ты вспоминаешь не страну большую,

 Какую ты изъездил и узнал,

 Ты вспоминаешь Родину - такую,

акой ее ты в детстве увидал…»

Спасибо за внимание! Творческих успехов!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центра развития ребенка - Детский сад №2 «Журавушка» «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре» Подготовила: Воспитатель Криницина Л.А.

Слайд 2

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Именно в этом возрасте закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, любовь к своим ближним, к родным местам, родной стране.

Слайд 3

Задачи: • формирование у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду; • формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; • воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики; • воспитание уважения к труду, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; • воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово; • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям; • формирование элементарных знаний о правах человека. Ц ель : - создание условий для становления основ патриотического сознания детей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности

Слайд 4

Организация образовательного процесса Создание развивающей среды Специально организованная образовательная деятельность Совместная деятельность вне занятий взрослых и детей Самостоятельная деятельность детей (игровая, продуктивная)

Слайд 5

Предметно-пространственная среда ДОУ Мини-музей «В семье единой» Мини-музей «Народные промыслы»

Слайд 6

РППС ( патриотический уголок) Средняя группа Старшая группа

Слайд 7

РППС ( патриотический уголок) Подготовительная группа

Слайд 9

Система последовательной работы по патриотическому воспитанию дошкольников Семья Детский сад Родная улица Родной город Страна, столица, символика Права и обязанности

Слайд 10

Целевые прогулки, экскурсии к достопримечательностям города; . Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для членов семьи, сотрудников детского сада Проведение тематических праздников и развлечений « День России», «Пасха красная» и др. •Рассматривание иллюстраций, картин, содержащих исторические факты Слушание музыкальных произведений о Родной земле, родного города, истории России Разработка дидактических игр патриотической направленности и др Формы и методы

Слайд 11

НОД «В гости к хозяюшке» «Достопримечательности города Олекминска»

Слайд 12

. «МОЯ СЕМЬЯ» «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»

Слайд 13

Экскурсии

Слайд 14

Д идактические игры Народы Российской Федерации День народного единства Моя семья

Слайд 15

Проведение тематических праздников и развлечений

Слайд 16

Взаимодействие: дети + родители + воспитатели Информационно-просветительская деятельность. Анкетирование, опросы Детско-родительские акции, благотворительные концерты Участие в проведении НОД, экскурсий, праздников Фотовыставки и экспозиции Детско-родительские конкурсы, проекты Продуктивная деятельность

Слайд 17

Мероприятия районного масштаба Акция «Георгиевская лента » День реки Лена День защиты детей

Слайд 18

Взаимодействие с социокультурными партнерами НКЦ «Гармония » Встреча с сотрудниками ОВД Выступление в соборе Спаса Преображения

Слайд 19

Результативность опыта

Слайд 20

Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры".

Целенаправленная разработка проекта по воспитанию нравственно- патриотических чувств  у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте....

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры

Занятия по народной культуре помогают осознать взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, что способствует формированию исторического сознания. Ребенок усваивает особе...

Презентация "Обобщение опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре"...

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 3-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

План саморазвития по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья»

В плане отражена система работы воспитателя по саморазвитию в рамказ темы "Патриотическок воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья"...