Конспект открытого занятия в мини-музее: "Жизнь и быт донского казачества по патриотическому воспитанию на тему: "В гости в курень".
план-конспект занятия (средняя группа)

Вяликова Наталья Григорьевна

Воспитывая детей на традициях, исторических событиях, достопримечательностях, реальных предметах быта малой Родины, используя музейную педагогику, мы поможем ребёнку установить положительные отношения с миром людей, с миром природы и с самим собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_v_kazachiy_kuren.docx45.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 43«Теремок»

п. Красногорняцкий Ростовской области

Конспект открытого занятия в мини-музее:                      « Жизнь и быт донского казачества» по патриотическому воспитанию  на тему:                «В гости в казачий курень».

Составила и провела:

Н.Г.Вяликова – воспитатель

высшей квалификационной категории

п. Красногорняцкий

2022-2023 уч.


Приоритетная образовательная область – познавательная
Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с бытом донских казаков посредством познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Формировать у детей стремление к познанию родного края. Обобщать и систематизировать знания и представления о культуре и быте казаков. Познакомить с музейными экспонатами. Закреплять заповедь казаков: «Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа».
Развивающие: Развивать внимание, память. Прививать бережное отношение к традициям родного края. Развивать и обогащать словарный запас.
Воспитательные: Продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа. Воспитывать нравственные чувства. Воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свой народ.
Словарная работа: Ввести в активный словарь слова: курень, казаки, икона, прялка, узвар, сундук.
Предварительная работа с детьми: изучение карты Ростовской области, разучивание игры «Вокруг куреня хожу». Знакомство с донскими обрядами и праздниками, обычаями и бытом донских казаков.
Методические приемы: показ, объяснение, рассматривание музейных экспонатов, беседа.
Наглядный материал, оборудование:  карта Ростовской области, мини-музей «Жизнь и быт донского казачества» - печь,  утюг, чугунок, прялка, рушник, скатерть, салфетки, икона, сундук. Казачья фуражка,  музыкальные записи казачьих песен, волшебной музыки.

(Стук в дверь. Входит казачка в группу.)

Казачка:

Люблю свой край, простор родимый,

Станицы, рощи, хутора,

Широкий Дон, ковыль, гонимый

Низовым ветром до утра.

Казачка:

Мы много знаем о нашей необъятной  Родине, о стране, в которой мы живем.

-Как называется наша страна (Россия)

-Столица нашей родины (Москва)

-Как называется наша область (Ростовская)

-Как называется наш район (Октябрьский)

Вы, ребята, ответили правильно на все вопросы, но есть еще такое понятие, как "малая Родина". Как вы думаете, что такое малая родина?

Дети отвечают .

Казачка ( подводит итог.)

  Малая Родина-это место, где мы с вами родились и живем, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите. Это маленький кусочек нашей огромной страны.

Казачка: Среди просторов нашей страны есть край, где мы живём, где родная земля, родной дом и самые близкие тебе люди!

- Ребята, знаете ли вы, как называется наш край?

Дети. Донской край.

 - А как можно назвать близких вам людей, одним словом?
Дети: Родственники, родичи, родня, предки.
Казачка: Правильно. Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть,  как же жили наши дальние предки, какими  из предметов быта  они пользовались.

Воспитатель: Что вы знаете о жизни казаков?

Дети: Казаки строили дома, засевали земли, ловили рыбу. Они были настоящими воинами, защищавшими свои земли, семьи. Казачки занимались домашними делами, топили печь, готовили еду, воспитывали детей.

Воспитатель: Ребята, дома, которые строили казаки, назывались куреня. Внутри они круглой формы и в них очень много окон, такие дома строили для того, чтобы вовремя набегов врагов можно было уйти из дома незамечено .

Воспитатель: Ребята вы хотите попасть в прошлое и побывать в казачьем курене, посмотреть, как жили раньше казаки?

Дети: Да.

У меня есть волшебная казачья фуражка, которая нам поможет отправиться в прошлое. Наденем на голову фуражку, повернемся вокруг себя три раза и скажем: "Время, время остановись! К нашим предкам повернись! ".

Дети надевают фуражку, кружатся и повторяют слова, (волшебная музыка).

Казачка приглашает пройти детей в «мини-музей быта донского казачества».

Казачка: Курень, куренёк, он не низок, он высок.

Заходите в мой курень, да побудьте там часок.

Здорово дневали.
Ответ детей и гостей.
Казачка: Я казачка Аксинья, а вы кто?
Дети: Мы казачата из группы «Подсолнушки»
Казачка: (обращается к гостям). А вы, гости дорогие, казачьи шали возьмите, да по куреню пройдите. В  казачек вас превращаю, в курень казачий приглашаю. Проходите гости дорогие.

Семья у меня большая, у казаков не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по хозяйству и у каждого по дому своя работа.

Казачка  (берет  коромысло с ведрами  на плечи):

Вот и я сегодня ждала  вас  в гости, встала пораньше, сходила за водицей свежей в колодец и принесла, чтобы попить чайку с пирогами.
Казачка: Кто хочет попробовать принести воды на коромысле?
Дети пробуют по очереди.

Казачка:  Проходите казачата  в мою красивую, уютную, теплую «стряпку».  Это моя кухня, у казачек она называется «стряпка». А как вы думаете, почему эта часть дома так называется?

Дети : Ответы детей.

Казачка: Здесь я стряпаю - готовлю еду. А готовую еду называю словом «СТРЯПНЯ».

 Ребята, может быть, кто-то догадается, как называли женщину, которая готовила еду?

Дети: - Ответы детей.

Казачка:  Её называли «СТРЯПУХА». Каждая казачка любила и умела вкусно готовить. Для того, чтобы вырастить сильного, крепкого казака, его нужно было сытно кормить.

Казачка: Обратите внимание на печь у меня каменная и топлю я ее дровами. ( дети рассматривают экспонат печи в мини-музее)

Воспитатель: А сейчас у вас дома, печи какие стоят?

Дети: Электрические, газовые. (показ картинки)

Казачка: У меня в стряпке всё необходимое имеется. Посмотрите на мои полки! Это чугунок. Незаменимая посуда в стряпке. А кто догадается, почему его называют «чугунок»?

Дети: Потому что он сделан из чугуна.

Казачка: Чугун – это такой металл, который очень долго сохраняет тепло (дает детям подержать). Какой он по весу, лёгкий или тяжёлый?

Дети: Тяжелый.

Казачка: Я очень люблю  вкусно готовить для своей семьи. А вы знаете любимые блюда казаков?
Дети: ответы детей.

Казачка: Любимыми блюдами казаков были: лапша, щи, уха, студень, картошка, узвар - компот из сухофруктов.

Казачка: А вот «махотка» – это не высокий глиняный горшок с широким низким горлышком (от слова маленький). В нем хранили молоко, сметану, воду.

(показ музейного экспоната)

Казачка: Молоко хранили в глиняной посуде, которая называлась горшок. Молоко в нём долго не прокисало.

Тесто замешивали в макитре – большом глиняном горшке.

Ну а чай пили из самовара.

Казачка: - Запомнили название посуды казаков? Повторите, пожалуйста.

Дети повторяют: чугунок, махотка, горшок.

Воспитатель: А сейчас ребята в чем мы варим еду?

Дети: В кастрюлях, сковородках. (показ слайда)

Казачка: А как вы думаете, что сегодня я приготовила для Вас?

Дети: борщ, картошку.

Казачка:  Нет, не угадали. Приоткроем заслонку и посмотрим в печь, что же там для вас приготовлено?

Дети: Пирог.

Казачка: Правильно.  И я вас приглашаю пройти в залу. В простенке, между окнами, стоит большой деревянный стол, накрытый скатертью, у которого стоят лавки. Вся семья собирается вместе и едят из одной посуды  по старшинству, а если кто спешит, то может  получить от деда или отца ложкой по лбу.

В этой части куреня   встречали гостей, пили чай из «гостевой» посуды.

-А вы сегодня мои гости!  И я вам предлагаю  отведать пирога с травяным чаем.

 ( Дети проходят за стол, рассаживаются и кушают пирог).

Пока дети кушают казачка рассказывает о другой части куреня.

 Казачка: Стены в моем курене  украшены ковром, семейным фото, но самым главным украшением считалось оружие: сабли, ружья, пики, шашки,  кинжалы, которое передавалось из поколения в поколение. Остается оно украшением до первого похода казака на войну.

Казачка: Вот вы и покушали пирог.  Дети встают из-за стола и проходят по мини-музею в другую часть.

Казачка:  Я покажу вам женскую половину. Это наша спальня - домушка . В ней стоит прялка, кровать, сундук. Висит на стене зеркало.

 Маленькие дети спали в люльке, которая подвешивалась к потолку или становилась возле стены. Обратите внимание на нашу детскую кроватку. Она очень удобная для младенца, без труда можно покачать ребеночка, чтобы он не плакал.

 ( Дети пробуют качать кроватку).

Мы воспитываем девочек-казачек хорошими хозяйками, Недаром казаки говорят: «Бери жену с Дона - не будет урона».

 А покажите, какие вы казачки-хозяюшки, помогите мне погладить бельё, утюг на печке стоит греется. (показ музейного экспоната)
Девочки пробуют гладить бельё.

Казачка: А сейчас, ребята, чем мы гладят ваши мамы?

Дети: Тоже утюгом, только он электрический. (показ картинки)

Казачка:   Как вы думаете, что хранили в сундуке?

Дети. Наверное, в сундуке хранили одежду.

Казачка:   Ребята, а ваши родители в чем хранят свои вещи?

Казачка. В шкафах. (показ картинки)

Казачка:  Казачки сами вышивали и  вязали крючком. Очень любили они украшать свою одежду вышивкой и кружевами.

Обратите внимание  в красном углу, находится икона, где вся моя семья молится.

У меня есть прялка, чтобы прясть шерсть и вязать из нее одежду: носки, варежки, шарфы, платки. ( показ картинки)

Раньше казачки пряли пряжу поздним вечером  под освещение лучины, а затем появилась свеча, потом керосиновая лампа.

Казачка: Чтобы украсить залу  я выращиваю в кадке цветы, а на подоконнике стоит герань- любимый цветок казачек.

Казачка:    Двор и хозяйство куреня огораживалось плетнем – забором из переплетенных прутьев. У плетня играли дети.

-А вы любите играть?

Дети: Да.

  - Я предлагаю поиграть в нашу любимую казачью игру «Вокруг куреня хожу».
Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:
«Вокруг куреня хожу
И в окошечки смотрю,
К одному я подойду
И в окошко постучу»
Тук-тук.

Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там? »

Водящий отвечает: «Это я, казачка Катя».

 Ребенок: - Зачем пришла? Водящий:

 Побежим наперегонки.

Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.


Казачка :  Ой, ребята, так быстро пролетело время, стало на улице вечереть, а  я совсем забыла, что скоро вернется муж с детьми домой и мне надо им готовить ужин.

Да и вам пора возвращаться к себе в группу.

  Как говорится: «В гостях хорошо, а дома лучше, пора вам отправляться домой»

 Надеюсь, что вам понравилось путешествие в прошлое и знакомство с обычаями жизни казаков.
Дети собираются в круг, надевают фуражку  под волшебную музыку и говорят:

«Время, время повернись, назад домой вернись».

Под звучание казачьей песни дети возвращаются в группу.
Воспитатель: Ну, вот мы и дома, ребята, что сегодня нового вы узнали об устройстве казачьего куреня, а что вам понравилось больше всего? Что нового ещё хочется вам узнать?

« Казачьему роду нет переводу!»-  это древний наказ наших предков-казаков, его мы должны знать, в сердце хранить и свято выполнять. Вам хочется соблюдать эти казачьи традиции?
Ответ детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий на тему «Хрюша в гостях у ребят»

Образовательная область: речевое развитие.Вид ОД: комплексная.Педагогическая технология: ТРИЗ технология, здоровьесберегающие технологии - упражнение на речевое дыхание, физкультминутка.Виды детской д...

Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие (Развитие математических представлений) на тему «В гости к Винтику и Шпунтику»

Конспект НОД по образовательной области  познавательное развитие (Развитие математических представлений) на тему «В гости к Винтику и Шпунтику»....

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной области «Речевое развитие» на тему «В гостях у зайчика».

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной области «Речевое развитие» на тему «В гостях у зайчика»....

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционным способом, рисование пальчиками). Тема: "Лесной гость"

Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию (рисование нетрадиционным способом - пальчиками)  Цель:  развитие у детей творческих способностей,  средствами нетради...

Конспект открытого занятия в средней группе по конструированию с использованием игрового материала «Дары Фребеля» на тему: «В гости к Зимушке-зиме»

Конспект открытого занятия в средней группе по конструированию с использованием игрового материала «Дары Фребеля» на тему:«В гости к Зимушке-зиме»...