Характеристика зарубежных технологий дошкольного образования
методическая разработка

Горлова Шахноза Ибрагимовна

Характеристика зарубежных технологий дошкольного образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_zadanie.docx38.74 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика зарубежных технологий дошкольного образования

№ п/п

Структурные компоненты педагогической технологии

Цель

Содержание

Средства педагогического взаимодействия

Особенности организации

Объект, субъект

Результат деятельности

Примечания Достоинства / Недостатки

Педагогика Марии Монтессори

Монтессори-образование поддерживает учеников в самостоятельном выборе работы. Педагоги выступают в качестве проводников помогая детям идти по тропе развития, и среда классной комнаты помогает им в этом своей упорядоченностью.

Воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства.

Заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.

Педагог воздействует на ребенка не прямо, а посредством дидактических материалов - различных игр, приспособлений, - с которыми ребенок действует по подготовленной педагогом программе. Педагог вмешивается в деятельность ребенка только в том случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в состоянии найти адекватные способы для оказания помощи воспитаннику.

У детей наряду с получением знаний удивительно глубоко и прочно развиваются внимание, слух, память и другие важные качества. В школах Монтессори отсутствует соревнование детей друг с другом, их результаты никогда не сравниваются, каждый работает сам, на своем отдельном, автономном коврике или столике, и прогресс его виден только по отношению к нему самому

Педагог и воспитанники

Благоприятная для ребенка воспитывающая, обучающая среда, обеспечивающая его комфортное самочувствие, расцвет всех его способностей. Ребенок имеет возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы активность.

Недостатки: идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков, творчеству не уделяется должного внимания — нет зоны, в которой дети могут просто творить, отсутствие подвижных и ролевых игр, после методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник, пособия довольно дорогостоящие.

Достоинства:

Ребенок развивается самостоятельно без вмешательства взрослых, на занятиях запрещена критика и негативная оценка, старшие ученики учатся заботиться о младших, в системе действую доступные и понятные правила, которые пригодятся ребенку в обычной жизни, большое внимание в методике уделяется сенсорному и сенсорно-моторному развитию учеников, что напрямую связано с умственным развитием

Вальдорфская педагогика

 В этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии

Цель вальдорфской педагогики — развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.
Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях — интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.

Общение педагога с воспитанником строится с учётом темперамента ребёнка (сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик), а также различий в типах восприятия (визуальном, слуховом, кинетическом) и типах сигнальной системы (художественная, мыслительная, мыслительно-художественная).

Преподаватель в вальдорфской педагогике — прежде всего авторитет, на который равняются воспитанники

В вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).

Педагог и воспитанники

- Отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для развития ребёнка.

-Развитие различных творческих способностей.

-Итог обучения — высокий эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на мир, умение сопереживать.

- Не уделяется должного внимания точным наукам, ученику будет сложно поступить в технический вуз.

-Жизнь в искусственной среде школы не адаптирует ребёнка к реальному миру.

Педагогика Фридриха Фребеля

- Игра. Именно она признана учёным главным образовательным элементом, через который ребёнку легче понять мир и развиваться. - Развитие речи. Здесь педагог говорил о важности развития мелкой моторики, так как был убеждён, что работа с бумагой, палочками, красками, лепкой положительно влияет на речь. Во время творческих занятий дети должны беседовать и обсуждать происходящее. 

- Окружение любовью. Фрёбель настаивал, с детьми надо заниматься тем, что им действительно нравится. Так, в его детском саду дети много пели, слушали истории о животных и ухаживали за цветами.

- Коллективное воспитание. Учёный считал, что детям очень важно как можно больше времени проводить со своими сверстниками. 

- Отсутствие наказаний. Педагог отрицал жестокость любого рода по отношению к детям. 

Не испортить врожденной и позитивной природы ребенка, развить природные особенности ребёнка

Для Фрёбеля взросление человека – это процесс самораскрытия заложенных в нём способностей, который соответствует природным законам «божественного начала». С точки зрения педагога, внутренний мир ребёнка может раскрыться только во взаимодействии с миром внешним, а значит воспитатель должен такое взаимодействие провоцировать. Лучшим способом этого Фрёбель считал игру и разработал для детских игр систему из шести «даров», которые бы помогли ребёнку получить знания о базовых категориях (наиболее общих понятиях) нашего мира.

Система шести «даров» Фребеля: Первый дар – это небольшие разноцветные мячи на ниточках. С их помощью ребёнок учится различать цвета и получает первое представление о форме. Второй дар Фрёбеля – куб, шар и цилиндр, у которых диаметр шара и основания цилиндра, а также сторона куба одинаковые. Этот дар развивает понятие формы и размера. Третий, четвёртый, пятый и шестой дары состоят из более крупных кубов, разделённых на мелкие кубики, плитки, пирамиды всевозможных вариаций. Задача даров Фридриха Фрёбеля кроме углубления представлений ребёнка о геометрии – создать у него представление о целом и его частях и отношениях между ними. Отголоском этой системы даров является такая всем знакомая по советскому детскому саду игра как кубики. Таким образом, Фребёль ставит перед собой очень амбициозную задачу – на практике работать с абстрактным мышлением детей.

-Создание первой системы дошкольного воспитания и основание детских садов.

 -Введение термина «детский сад».

В самом названии детского учреждения, а также в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», проявилось особое отношение Фребеля к ребенку, как к цветку, который нужно бережно и заботливо выращивать, не меняя его врожденной природы.

-Впервые ввел в педагогику принцип деятельности. Именно через деятельность, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание.

= Еще один важнейший принцип педагогической системы Фребеля — необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом.

Педагог и воспитанники

Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Минус данной системы: в результате слишком четкой и хорошо прописанной автором схемы игр и их последовательности игры становятся слишком формальными. Многие педагоги просто демонстрируют детям действия с игрушкой, не проявляя при этом собственного нестандартного подхода к игре и не обучая этому детей, – а без такого важного фактора будет искажена теория Ф. Фребеля. Дети смотрят и слушают песни воспитателя, при этом выступая только пассивными наблюдателями. Чтобы данный метод работал так, как задумал его автор, воспитатель должен проявить немалую фантазию. В настоящее время число чисто «фребелевских» садиков очень мало, хотя на фундаменте его теории работают все детские сады. Иногда его теорию, адаптировав к современности, интегрируют в одну из одобренных Департаментом образования общепринятых программ.

Дары Ф.Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.

Педагогика Селестена Френе

Помочь поддержать индивидуальные способности каждого ребенка, найти естественные методы и создать соответствующую среду для их развития.

Обеспечение ребенку естественной здоровой среды обитания, создание новых организационных форм занятий и нового педагогического инструментария, чтобы воспитать в ребенке носителя новых идей и культуры, способных преобразит среду.

Педагогическая концепция С. Френе дошкольного воспитания представляет собой антропоцентристскую образовательную модель альтернативного типа и свободный, гуманистический тип воспитания. Ребенок сам определяет темп и направление развития, а взрослые предоставляют для этого ему максимальные возможности и выбирают соответствующие методы и приемы. 

Преобладающие средства: вербальные, наглядные, действенно-практические.

Основные этапы воспитания До 2 лет — воспитание в семье. От 2 до 4 лет — «Детский заповедник».  С 4 до 7 лет — детский сад С 7 до 14 лет — начальная школа.

Система С.Френе состоит она из трех компонентов: · создание гуманной образовательной среды вокруг ребенка, · формирование нравственной гуманной личности, · подготовка ребенка к жизни в соответствии с непростыми требованиями эпохи и среды.

Нет обучения, есть разрешение проблем, анализ, экспертиза. Нет домашних заданий, есть постоянно задаваемые вопросы. Нет оценок, но отличаются личные предложения. Нет ошибок – есть недоразумения. Нет программ, есть индивидуальное и групповое планирование. Нет учителя, но есть учитель организации общего дела Педагог нисколько не воспитывает, а решает общие проблемы. Классом правят нормы общежития, принятые самими детьми. Нет класса, есть детско-возрастная сообщность.

Педагог и воспитанники

Максимальное развитая личности ребенка в разумно организованном обществе, которая будет служить ему и которому он сам будет служить. Тогда ребенок осуществит свое предназначение, приобретет достоинство и стойкость, а став взрослым, будет эффективно трудиться без лжи и корысти над созданием гармоничного и упорядоченного общества.

Ориентации российского педагогического сознания на фронтально-коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса, что крайне затрудняет использование индивидуальных технологий, построенных на достижении учащимися личного успеха, автономного движения по индивидуальной траектории.

Неприятие организации педагогической деятельности самого учителя, предусматривающей дополнительные затраты жизненных ресурсов и времени.

Педагог лишался необходимого авторитета.

Педагогика Реджио Эмилия

Дети рассматриваются как уникальные существа, способные обучаться невероятными темпами и творить.

помочь малышу освоить речь и научить его пользоваться символическими языками самовыражения: живописью, скульптурой, театральным искусством.

1. Уважать ребёнка и смотреть ему в глаза

2. Объяснить правила и задать вопрос

3. Не «неправильно», а «по-другому»

4. Предлагать выбор и не торопить

5. Учиться в любой ситуации

6. Фантазировать важнее, чем читать

Главные методы в реджио-педагогике: проектная исследовательская деятельность, много творчества, обучение через окружающую среду и сотрудничество педагогов с детьми.

Детский сад как дом. Атмосфера напоминает домашнюю, а не дошкольно – учережденческую.

На стенах реджио-садов висят детские работы, фотографии и заметки. Это так называемые «говорящие стены». «Пьяцца» (итал. — «площадь») — пространство в детском саду, где дети и взрослые обсуждают свои идеи. «Тихая комната» — место, где можно отдыхать.

Педагоги и воспитанники.

В детских садах, работающих по принципам реджио-педагогики, не используются стандартизированные системы контроля. Дети не проходят тестирований, уровень их развития и знаний не оценивается по единым критериям. В то же время все, что происходит на занятиях, подробно документируется: педагоги делают записи, сохраняют детские поделки и рисунки, собирают фото и видео. Это позволяет педагогам, с одной стороны, отслеживать личные результаты каждого ребенка, с другой – постоянно учиться, анализируя собранный материал. По-новому оценить свой опыт, вернуться к нему через некоторое время могут и дети. К тому же важен сам факт записи: дети видят, что взрослые прислушиваются к ним и серьезно относятся к их словам и поступкам.

Недостатки: Как и в Монтессори-системе, реджио-педагог не считается в классе главным. Он лишь наблюдает и правит, с ним даже можно спорить. Считается, что детям, занимавшимся в подобных классах, сложно приспособиться к дисциплине в обычной школе.

Никаких систем отчёта, показателей развития, тестов. Дети просто занимаются тем, чем хотят, результаты отражаются во всевозможных поделках.

Достоинства:

Родители  тоже активно участвуют в развитии детей, причем, не только своих, но и других тоже. Они тоже своего рода воспитатели в этом детском саду. Учителя, которых в Reggio называют pedadogista, рассматривают родителей как первых и главных воспитателей своих детей.  Родители осведомлены о любых изменениях в программе, более того, они участники, соавторы этой программы обучения.  Те родители, которые выбрали подход Reggio Emilia, применяют его принципы и дома.

Технология Эмми Пиклер

Ребенок любого возраста не является объектом для контроля, воздействий и манипулирования, а воспринимается заботящимися о нем взрослыми как активный партнер и участник всех событий.

Главное — не освоение вех развития, а проживание ребенком промежуточных этапов, которые готовят его к новым открытиям. Не так важно, что ребенок стоит. Гораздо важнее, как он встает, приподнимается, приседает, держит равновесие.  Или как ребенок сидит, когда его посадили, — не столь значимо по сравнению с тем, что он делает сам.

Самостоятельное развитие моторики ребенка до свободного вертикального хождения», уважение к личности ребёнка

Ребенок не нуждается в чрезмерной опеке. Малыша нужно воспитывать так, чтобы он стал партнером для взрослого. В основе технологии лежат 7 принципов.

Важно проявлять уважение по отношению к детям все время, разъясняя, чем оно вызвано. Никому из детей не нужна «помощь» в прохождении жизненных этапов. Но мы можем терпеливо поддерживать их.

Как раньше родителей, так теперь воспитательниц она обучала смотреть на младенцев как на разумных партнеров, готовых к сотрудничеству: обращать внимание на инициативу и сигналы, идущие от них, ничего не делать с ними без предупреждения, превращать кормление, купание, смену подгузников из механической рутины в «танец».

Педагог и воспитанники

В подготовленном пространстве дети находят богатый и разнообразный материал, который специально подобран по их интересам и способностям. Здесь они могут быть активными в соответствии с их собственным временным ритмом, двигаться, играть, как они хотят, удовлетворять свое любопытство. 

Принципы, сформулированные Эмми Пиклер не имеют недостатков, а только лишь позволяют правильно организовать процесс взаимодействия с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика методической системы дошкольного образования "От рождения до школы". Особенности содержания и методов развития математических представлений дошкольников, реализующих требования ФГТ т ФГОС в данных системах.

Анализ раздела "Развитие элементарных математических представлений" комплексной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербово...

«Современные технологии дошкольного образования» на тему: Марафон игр для педагогов с использованием приёмов ТРИЗ – технологий в педагогической деятельности

В основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается идеал системы образования. Технология ТРИЗ позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, ...

Деловая игра «Современные технологии дошкольного образования» «Здоровьесберегающие технологии, в условиях реализации ФГОС ДО».

Сценарий деловой игры «Современные технологии дошкольного образования». «Здоровьесберегающие технологии, в условиях реализации ФГОС ДО». -методическое мероприятие, форма работы...

Технология «Банк идей», как одна из современных технологий дошкольного образования»

Наше время требует новых подходов, использования современных образовательных технологий, они должны быть очень разнообразны. В своей работе с детьми  используем технологию «Банк идей&r...