Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию
картотека

Вышкварка Тамара Эйвальдовна

Актуальность обусловлена ростом интереса к истории и культуре нашего государства и социальным заказом на формирование активной творческой личности как части великого целого – своего народа, своей страны, уважающей ее прошлое и настоящее, заботящейся о будущем. Ведь знание истории и культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности ребенка, взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

по патриотическому воспитанию

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому…»

Задачи нравственно-патриотического воспитания в средней группе

Актуальность обусловлена ростом интереса к истории и культуре нашего государства и социальным заказом на формирование активной творческой личности как части великого целого – своего народа, своей страны, уважающей ее прошлое и настоящее, заботящейся о будущем. Ведь знание истории и культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности ребенка, взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, своей Родине.

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском саду предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Задачи

·         Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).

·         Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, путем рассказа о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).

·         Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

·         Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

·         Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.

«Наша страна».

Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

Материал: иллюстраций, фотографий

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

«Флаг России»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области, областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

«Герб России»

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, области, областного центра) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.

Материал: картинка герба разрезанная на 6-8 частей

Ход игры: воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб из частей картинки.

Динамическая игра «Герб России»

Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил,                           поднять руки в стороны
Держит скипетр и  державу,                      поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку
Он Россию сохранил                                  нарисовать руками круг

На груди орла – щит красный,                  приложить руки к груди                           
Дорог всем: тебе и мне                              наклон головы вправо-влево
Скачет юноша прекрасный                    шаг на месте

На серебряном коне.

Развевается плащ синий,                           плавные покачивания рук впр. вл.  
И копьё в руке блестит.                             сжать руки в кулак
Побеждает всадник сильный,                   поставить руки на пояс
Злой дракон у ног лежит                           показать руками

Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны.                              поднять руки вверх

«Герб города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь
на память. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.

Пословицы о Родине

·         Родной край – сердцу рай.

·         Нет в мире краше Родины нашей.

·         Человек без Родины, что соловей без песни.

·         Одна у человека мать, одна у него и родина.

·         У народа один дом – Родина.

·         Нет сына без отчизны.

·         Родина – всем матерям мать.

·         Родина – мать, чужбина – мачеха.

·         Береги Родину, как зеницу ока.

·         Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.

·         Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.

·         Родная земля и в горсти мила.

·         Всякому мила своя сторона.

·         В своём доме и стены помогают.

·         Дома и стены помогают.

·         За морем теплее, а у нас светлее.

·         И пылинка родной земли – золото.

·         Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

·         Дым отечества светлее чужого огня.

·         На чужой стороне Родина милей вдвойне.

·         Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.


«Расскажи о своей семье»

Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.

  «Моих родителей зовут…»

Цель: закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал: семейные фотоальбомы, мяч.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы и других членов семьи.

«Оцени поступок»

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».


«Комплименты»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры: дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

«Жилище человека»

Цель: закрепить знания детей о жилище человека о том, из чего они сделаны. Прививать любовь к родному дому, Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры: воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба…

Пословицы о семье

·         Где любовь и совет, там и горя нет.

·         Чужая жена всем девицей кажется.

·         Жена не гусли, – поиграв, на стену не повесишь.

·         Семья сильна, когда над ней крыша одна.

·         Муж без жены – что гусь без воды.

·         Краса до венца, а ум до конца.

·         Мотоват, да не женат – одному себе в наклад, а женат, да мотоват – семерым живет в наклад.

·         Слепой щенок и тот к матери ползет.

·         Всякая невеста для своего жениха родится.

·         Слава сына – отцу отрада.

·         Кто родителей почитает , тот вовек не погибает.

·         Молитва матери со дна моря вынимает.

·         Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.

·         Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка.

·         Родительское благословение в воде не тонет в огне не горит.

·         Братская любовь крепче каменных стен.

·         Вся семья вместе, так и душа на месте.

·         Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

«Наш детский сад ».

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т.д.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада.

Ход игры: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.

Динамическая игра

«Что вы делали, ребята?»

Как дела у вас, ребята?

Как вы время провели?

Как играли?

Что видали? 

Что за день узнать смогли?

Руки вверх мы поднимали

-Раз, примерно, целых пять.

А подняв, не забывали

Опускать их вниз опять.

Поворачивали тело

То направо, то налево.

Это делали умело Саша, Катя, Ксюша, Сева...

Шишки дружно собирали

И в корзину их бросали. Вмиг окончили мы сбор,

Привели в порядок бор

Попрошу я вас, ребята, рассказать мне по порядку, например, как вы сегодня утром делали зарядку.

Подъём рук рывком над головой - на вдохе, плавное опускание на выдохе.

Повороты в стороны, руки на поясе.

Энергичные наклоны туловища вперёд.

Дидактическая игра по ознакомлению с истоками русской народной культуры «Русские матрёшки»

Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Русская матрёшка - чудный сувенир

Прославила Россию и покорила мир.

Красой твоей любуемся,

Мы взор не отводя.

Матрёшка-чудо-куколка

Все любим мы тебя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Беседы по патриотическому воспитанию" старшая группа

Картотека "Беседы по патриотическому воспитанию" старшая группа...

Картотека игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр "Патриотическое воспитание"

Этот материал, будет интересным как для педагогов, так и для родителей...

Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Великая Отечественная война1941-1945гг»

laquo;Собери картинку»Задачи игры:• Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне.• Развивать у детей интеллектуальную компетентность.• Воспитывать чувство гордости за на...

Патриотическое воспитание. Картотека. Дидактические игры патриотической направленности в рамках работы над проектом "Мы помним!"

Дидактические игры патриотической направленности в рамках работы над проектом "Мы помним!"...

Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Эти игры помогают закрепить знания детей о Великой Отечественной войне, воспитать чувство гордости за народ, который победил врага,уважение к героям Великой Отечественной войны....