Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Юрта – жилище башкир»
план-конспект занятия (старшая группа)

Гатауллина Яна Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Юрта – жилище башкир»

Цель: формирование представления детей о юрте – жилище башкир.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с юртой - жилищем, в котором в древние времена жили башкиры – башкорты, что обозначает это слово в переводе на русский.

Развивающие: развивать интерес к жизни башкир; толерантность. Развивать речь детей: умение отвечать распространенными предложениями, с использованием прилагательных и наречий, умение обобщать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любознательность, желание узнать новое, интересное о жизни других народов Урала.

Словарь:

- обогащение словаря: ук, сагармак, войлок, аркан, юрта, аул;

- активизация словаря: башкорты, кочевники, скотоводы, земледельцы.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о башкирах; изготовление макета «Башкирская юрта»; рассказ воспитателя о башкирах – коренных жителях Урала. Рассматривание экспозиции «Башкирская юрта» в Краеведческом музее г. Челябинска (посещение по желанию с родителями).

Материал и оборудование: презентация «Юрта – жилище башкир»; интерактивная доска, 4 стула, 4 больших платка, альбомные листы бумаги, цветные карандаши.

Ход НОД:

Организационный момент:

Звучит башкирская музыка.

О каком народе южного Урала мы говорили на прошлом занятии? Как башкиры сами называют себя? Что обозначает слово «башкорт» на русском языке? Что интересного вы узнали о «башкортах» на прошлом занятии? Как понимаете слова: скотовод, кочевник, земледелец? Сегодня мы поговорим с вами о жилище башкир.

Может, кто из вас знает, как оно называется? (ответы детей). Послушайте:

Юрта, юрта – круглый дом,

Побывайте в доме том,

Трудятся отец и мать,

Что мне делать? Отдыхать.

Быть без дела не люблю,

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей.

Догадались, как называется жилище башкир? Да, это – «юрта» или по-башкирски – «тирмә».

Послушайте загадку:

В этом доме нет углов.

Вот уж рай для неслухов!

И такое вот жилище

Ты всегда в горах отыщешь?

Это юрта. Юрта – дом (тирмә – по-башкирски) переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников. Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод.

Юрты строились из жердей - ук, тонких, гибких прутьев, прутья переплетали, получалась решетка, из решеток строили юрту - тирмэ (решетчатая юрта). Верхняя часть юрты называлась сагармак. На что похожа верхняя часть юрты? (на солнышко, на цветочек и т. д.). А в самой середине – отверстие. Для чего оно было нужно? (для воздуха, выхода дыма из очага, появления в юрте солнышка). Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет легко проникать свету и воздуху, в юрте не было окон, как вы думаете, почему? (чтобы хранилось тепло). Но была дверь. Зимой она была деревянная. Почему? (чтобы было тепло). Летом, весной, осенью она была войлочная, тканевая. Почему? (чтобы не было жарко). Снаружи юрту покрывали войлоком.

Войлок - это очень плотный материал, сделанный из прессованной овечьей шерсти. Давайте поиграем в игру «Найди войлок» (нужно, среди множества кусочков ткани найти войлок). Зимой юрту укрывали 5-7 слоями войлока, а в теплое время года 1-2 слоями. Чтобы ветер не срывал войлок, его завязывали длинными веревками – арканом.

Юрты были повседневными и праздничными.

В повседневной жили постоянно. Праздничная была очень красивая, нарядная, она была для гостей, праздников, свадеб.

Сегодня мы отправимся в путешествие в аул.

Вы знаете, что это такое? Да, это поселение башкир – кочевников. Какое строение было главным в ауле? (конечно, юрта). В ауле было несколько юрт. Догадались почему? Да, кочевали башкиры из одного пастбища на другое не поодиночке, а небольшими группами. Кто-то пас скот, кто-то охранял аул, кто-то мед дикий искал. Но, главным в ауле была юрта

Я предлагаю вам поиграть в башкирскую игру «Тирмэ».

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Юрта и прилегающее к ней пространство - это место, где башкиры проводили все свободное время, работали, ели, спали и принимали гостей. По свидетельству очевидцев прием гостей и родственников по случаю праздников или семейных событий - любимое времяпрепровождение башкир.

Вот как описал юрту в VII веке китайский поэт Во Цзюй в стихотворении «Белая юрта», фрагмент которого я вам прочту:

Буря не оторвет юрту от земли,

Проливные дожди не просочатся в нее,

Нет углов в юрте, кругло поставленной,

Так тепло, когда уснешь, лежа в юрте».

Я предлагаю вам нарисовать юрту кочевников – башкортов, вспомните все, что я вам о ней говорила и постарайтесь отразить это в своем рисунке.

А теперь – игра «Найди жилище башкир».

Среди множества разных жилищ, найдите то, которое по-вашему мнению больше всего подходит башкирам и объясните, почему? (играет башкирская музыка). Правильно вы нашли башкирское жилище кочевников – скотоводов башкир.

Итог занятия:

Что интересного вы узнали на занятии? О чем бы рассказали своим родителям? Какими знаниями поделились бы с ребятами других детских садов нашего города?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной деятельности «Коммуникация» с использованием ИКТ. Тема: "Навстречу Олимпиаде".

Тема: «Навстречу Олимпиаде». Цель: расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними Олимпийскими видами спорта. Задачи: Образовательные: -Обогащение и уточнен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности  в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".

quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...