Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Народные промыслы Белогорья"
план-конспект занятия (средняя группа)

Конспект образовательной деятельности (познавательное развитие в средней группе) Тема: «Народные промыслы Белогорья»                           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

    (познавательное развитие в средней группе)                

            Тема: «Народные промыслы Белогорья»                            

Цель: формирование  представлений у детей старшего дошкольного возраста о народных  промыслах Белгородской области.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей о характерных особенностях старооскольской глиняной игрушки;

-расширять представления дошкольников о борисовской керамике;

-продолжать учить детей анализировать, сравнивать, обобщать, строить простые умозаключения, делать выводы;

-способствовать развитию умения взаимодействовать в паре, группе детей, умения договариваться.

Развивающие:

-продолжать обогащать словарный запас детей за счет расширения представлений о предметном окружении;

-способствовать развитию внимания, кратковременной памяти, наглядно-образного мышления, диалогической стороны речи, мелкой моторики;

-продолжать формировать произвольность поведения, функции самоконтроля;

-способствовать развитию познавательной активности.

Воспитательные:

-воспитывать  уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине;

-формировать бережное отношение к окружающему миру ребенка;

-формировать уважительное отношение к себе, сверстникам и взрослым;

-способствовать созданию эмоционально позитивной обстановки в группе;

- способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе; развитие навыка самоанализа (рефлексии)

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста

Продолжительность педагогического мероприятия: до 30 минут

Форма деятельности: фронтальная, групповая

Используемые методы и приемы: словесные (диалог, инструктаж, словесная установка), практические (работа со схемой «Тайна старооскольской росписи», изобразительная деятельность), наглядные (дидактический, демонстрационный и раздаточный материал), стимулирования и мотивации к деятельности (одобрение, похвала, поощрение, мотивирование, саморефлексия, прием обратной связи.

Приемы организации детей в деятельности: индивидуальное выполнение заданий, работа в группе. 

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Предварительная работа: экскурсия в музей Народной культуры, рассматривание старооскольских игрушек, изделий борисовской керамики, фотографий, рисунков с видами народных промыслов, работа со схемой «Тайна старооскольской росписи», чтение художественной литературы, отгадывание загадок; дидактические игры: «Народные промыслы России»,

Оборудование: изделия народных промыслов Белогорья: старооскольская глиняная игрушка, борисовская керамика,  иллюстрации изделий народных промыслов; шаблоны старооскольских игрушек, опорные  схемы для составления описательных рассказов по теме «Посуда», кисти, краски, круги красного, зеленого и желтого цвета для деления детей на подгруппы.

  Сценарный план педагогического мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы. Сегодня мы совершим путешествие на улицу мастеров. На этой улице мастера живут и своим трудом добро несут. Хотите узнать, что же это за мастера?

Предлагаю зайти в гости к первым мастерам. (Дети подходят к выставке изделий борисовской керамики, расставленных на столе).

В начале 18 века в поселке Борисовка начинает развиваться один из старейших промыслов - гончарный. Развитию отрасли послужило наличие крупного месторождения глины. Что за изделия стоят перед вами? (Это посуда)

Воспитатель:

  1. Какие изделия делают  борисовские мастера? (Борисовские мастера изготавливают в основном кухонную посуду- горшки, крынки, кружки, миски).
  2. Из какого материала сделана посуда? (Посуда сделана из глины)
  3. Какого цвета эта посуда? (Цвета, используемые гончарами-коричневый, желтый и зеленый)
  4.  Каким узором расписана эта посуда? (Украшение посуды связано с местным колоритом, богатством края, плодородной землей. Часто посуду украшали изображением полей пшеницы, подсолнухов, дубравами)
  5. Какие чувства вызывает у вас эта посуда?

Составление рассказа - описание посуды с использованием опорной схемы.

Воспитатель: а теперь  предлагаю разделиться на группы по цвету кругов на вашей одежде, выбрать предмет посуды и описать его, используя опорную схему. (Дети делятся на группы, берут предметы посуды и рассказывают о них, используя схему)

Воспитатель: Предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику:

Упражнение на развитие мелкой моторики:

Раз, два, три, четыре                                 Удар кулачками друг о друга

Мы посуду перемыли                                Одна ладонь скользит по другой 

Чайник, чашку, ковшик, ложку                 Загибать пальчики по одному,

И большую поварёшку                               начиная с большого пальца.

Мы посуду перемыли,                                Загибать пальчики по одному,

Только чашку мы разбили,                         начиная с большого пальца.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника разбился

Ложку мы чуть-чуть сломали,                   Удар кулачками друг о друга.      

Так мы маме помогали

Воспитатель: Ребята! Мы с вами узнали, что борисовская керамика хрупкая. У наших мастеров случилась неприятность - стол, на котором стояли готовые изделия, перевернулся и посуда разбилась. Предлагаю  помочь  им собрать посуду.

 Дидактическая игра «Сложи целое»

Каждый ребенок получает картинку с разрезанной  на части посудой- миской, кружкой, горшком, чайником,  и складывает ее.

Воспитатель: Молодцы дети, вы справились с этим заданием, теперь мы можем отправляться к следующему мастеру.

Дети подходят к столу, на котором стоят изделия старооскольских мастеров- глиняные игрушки, рассматривают их.

 Воспитатель: Одним  из древнейших промыслов на территории нашего края, как мы уже знаем, был гончарный. Но наша старооскольская игрушка была менее известна потому, что долгое время считалась разнообразием курской игрушки. Свой расцвет производство старооскольских игрушек получило в 19 веке, но потом промысел постепенно исчез. И лишь приезд в Старый Оскол искусствоведа М. Никитина, который сумел уговорить сестер О. М. И Н. М. Гончаровых слепить старооскольские игрушки, после чего образцы попали на выставку «Народное гончарство России» в 1987 году,  способствовал возрождению этого народного промысла. Сегодня старооскольская игрушка стоит в одном ряду с филимоновскими и дымковскими игрушками.

Воспитатель:

  1. Какие изделия делают старооскольские мастера? (Игрушки, свистульки- женщина, баранчик, коник, коровка)
  2. Из какого материала сделаны игрушки? (Из глины)
  3. Какими красками они расписаны? (В отличие от дымковской или филимоновской игрушки, наши игрушки не тонируются и не глазируются. Мастера предлагают оценить свойства белой глины)
  4. Каким узором украшены старооскольские игрушки? (Черная полоска-символ земли, зеленая- трава, горизонтальная волна синего цвета-ручеек, река, вертикальная- дождь; ромбы символизируют вспаханное поле, ростки или засеянное поле, круг- солнце, круг с точкой- солнце и лучики)
  5. Нравятся ли вам эти игрушки?
  6. Какие чувства они у вас вызывают?

 Украшение шаблона по мотивам старооскольских игрушек

Воспитатель: Предлагаю украсить наши игрушки узорами старооскольских мастеров.

 Дети рассматривают схему «Тайна старооскольской росписи».

Воспитатель: Предлагаю познакомиться с  символикой  цвета старооскольских мастеров:

красный-символ огня, красоты, здоровья;

желтый- символ солнца, света, радости;

зеленый- символ жизни, земли и пашни;

синий- символ неба или воды;

черный- символ земли.

Знаки солнца: круг, круг с точкой

Знаки земли: ромбы

Знаки воды: волны синего цвета.

Воспитатель:  Вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие по улице мастеров. Не у всех мастеров мы побывали в гостях. Но это не беда! У нас еще будет время прийти на эту старинную улицу в гости к мастерам, дарящим нам радость. А теперь предлагаю , вспомнить, с изделиями каких мастеров мы сегодня познакомились? Какие изделия вам понравились больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме "В прошлое одежды" На занятии дети не только знакомяться с историей одежды, но и сами становяться манекенщиками при показе разной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Здравствуй, весна"

Закрепление знаний об основных признаках ранней весны: на основе наблюдений, сравнений и личных впечатлений детей; с помощью дидактических игр, схем, составление познавательно-экологических сказок и в...

Конспект занятия по познавательному развитию (в средней группе) «Кто как к зиме приготовился?»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.Показать зависимость живой и неживой природы.2. Познакомить с новыми видами птиц, зимующими в наших краях. Материал: картинки с зимующими и перелетными птицами ;  ка...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе

Конспект по окружающему миру "Свойства воды"...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Лес. Деревья».

Знакомство с окружающим миром, развитие речи, мышления, творческого воображения, фантазии....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Народные промыслы»

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Народные промыслы»...