Конспект занятия "Посиделки в русской избе"
план-конспект занятия (старшая группа)

Марина Александровна Климашина

Конспект занятия "Посиделки в русской избе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_posidelki_v_russkoy_izbe_1.doc125.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию детей на тему:

«ПОСИДЕЛКИ В РУССКОЙ ИЗБЕ»

Выполнила:

Воспитатель старшей группы

Климашина М.А.

Тема: «Посиделки в русской избе»

      Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа;

      Задачи:

  1. Познакомить детей с внутренним убранством русской избы;
  2. Познакомить с традициями русского народа;
  3. Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде;
  4. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;
  5. Обогащать словарный запас новыми и уменьшительно – ласкательными словами;
  6. Обобщить знания детей о народных промыслах;
  7. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к  русскому фольклору;

Предварительная работа:

  1. Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», «Русская изба»;
  2. Чтение русских народных сказок, былин;
  3. Рассматривание иллюстраций;
  4. Слушание русских народных  песен, колыбельных, сказок;
  5. Организация и проведение с детьми русских народных игр;

 Методы и приемы:

  1. Игровой (появление интерьера русской избы);
  2. Наглядный (презентация на тему: «Посиделки в русской избе», показ предметов старины);
  3. Практический (лепка из соленого теста);
  4. Словесный (беседы, рассказ воспитателя);
  5. Музыкальный (русская народная песня «В деревне, то было в Ольховке», игра: «Кумок, кумок продай уголок»);

Тип занятия: комбинированное;

Форма организации занятия: групповая;

Материал:  русские народные костюмы ( по количеству детей), лучина, шкатулка, карточки с пословицами, предметы быта и утварь русской старины, кукла – оберег.

Ход занятия:

- Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся на стульчики).  В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице».

Русь деревянная – края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

- Ребята, а знаете почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как называли такие дома? (Изба). Правильно!

- Сейчас мы с вами попали в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались.  

- Сегодня мы будем знакомиться с жилищем наших прадедушек и прабабушек. Узнаем, как они жили, чем занимались, как весело и задорно умели отдыхать.

- Ребята, раньше в избах не было  света, и в старину пользовались лучиной (вот такая палочка), поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. А каким ремеслом могли заниматься? (шить, вязать, вышивать, прясть пряжу, лапти плести, лепить игрушки). Правильно.

- Посмотрите на убранство русской избы. В центре избы – русская печь, в которой не только готовили, но и спали на ней. Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Все это хозяйство у печи называлось бабьим углом. Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить домашних животных. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие.

Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Все это хозяйство у печи называлось бабьим углом. Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить домашних животных. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие. Вот и брала хозяюшка в руки ухват и ворочала огромные чугуны

Сейчас я вам загадаю загадки о предметах быта.

Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт.
(ухват)

- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе? (дети показывают)

То печет блины,

То показывает сны. (печка)

Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля …
(чугунок)

- Покажите         мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок стоит. (дети показывают).

- Молодцы, ребята, хорошо отгадываете загадки. Ведь одна голова- это хорошо, а много лучше!

-Посмотрите, что это за кукла сидит! Это кукла – оберег, такие куклы  принято считать достоянием прошлого. Славянские куклы, или как их еще называли, ляльки, защищали, помогали собирать урожай, исцеляться от болезней, укреплять семью. 

- Ой, посмотрите, какая красивая шкатулка. Давайте посмотрим, что в ней. (в шкатулке пословицы и поговорки о труде).

- Взрослые в старину трудились и детей приучали к труду начиная с 5 лет. Как вам сейчас. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать. (по ходу рассказа воспитатель показывает детям расписную посуду, прялку). 

- В старину дети не только помогали взрослым, но и любили играть. Давайте и мы с вами поиграем. Давайте встанем по кругу парами и поиграем в старинную русскую игру: «Кумок, кумок, продай уголок». Молодцы, ребята .

- В старину в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. (воспитатель показывает иллюстрации посиделок). Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах. На посиделки приходили после трудового дня. Посиделки были праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да если и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Юноши плели лапти, делали короба, туески. (Презентация)

- Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками.

Но парни и девушки на посиделках не только работали, но и песни пели. Давайте и мы с вами споем русскую народную песню – «В деревне, то было в Ольховке».(Поют песню).

- Ай да молодцы!

- А сейчас ребятки предлагаю  поиграть  в «цапки».

Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:

Под моею крышей,

Собрались мыши,

Заяц, белка, жаба. Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

- Молодцы! Послушайте я расскажу вам одну историю.

«Жили в одной деревушке две девчушки, Настенька и Алёнушка. Настенька очень любила наряжаться в мамины вещи, одевать бусы, туфли и всем говорить «Я уже стала взрослая! ». Алёнушка в тоже время убирала игрушки, подметала пол в избе и тоже говорила: «Я уже стала взрослая! ».

- Как вы думаете, какая же из девочек стала взрослая? Почему? (Алёнушка стала большой, потому что она помогает маме. А Настя только,  любит наряжаться).

Так вот ребята, в народе говорят «По одёжке не суди, по делам гляди».

- Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», пришло время  возвращаться нам из старины в наше время и в нашу  группу.

Рефлексия:

- Понравилось вам путешествие? (да). 

- Как называется жилище из бревен, которые строили на Руси? (русская изба)

- Чем освещали избу, когда темнело?(лучиной)

-  Каким ремеслом занимались люди в старину? (шили, вязали, плели лапти, пряли пряжу).

- Как называлось событие, когда парни и девушки собирались в какой-нибудь избе для работы и развлечений? (посиделки)- Что было одним из  главных  украшений  избы? (, печка).Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Знакомство с русской избой»

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация»  Тема: «Знакомство с русской избой »...

конспект интегрированного занятия "Русская изба"

Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...

Конспект познавательного занятия "Русская изба"

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях....

Конспект образовательной деятельности "Русская изба"

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».Задачи:Формировать интерес к русской народной...

Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе

Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе...

Конспект "Посиделки в русской избе"

Формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа....