Методическая разработка по нравственно - патриотическому воспитанию в младшей группе "Мое Коротчаево"
методическая разработка (младшая группа)

Альфия Ильгизеровна Пронина

Актуальность и новизна

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной   культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Патриотическое воспитание – процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве.

Поэтому нравственно–патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Мое Коротчаево"79.31 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                                                                                                    УТВЕРЖДЕНО

         

                                                                                                                                                     приказом

                                                                                                                                                     заведующего МБДОУ

                                                                                                                                                     «Детский сад «Северная сказка»

                                                                                                                                                     от                                №    

Методическая разработка

Тема:

«Инновационные практики реализации ФГОС дошкольного образования

по нравственно – патриотическому воспитанию детей:

Планирование воспитательно – образовательной деятельности

в младшей группе «Мое Коротчаево»

Номинация:

«Лучшая методическая разработка»

Автор - разработчик:

воспитатель высшей квалификационной

категории Пронина А.И.

         

 Методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Пояснительная записка

Актуальность и новизна

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв.

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к родителям, близким людям; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Патриотическое воспитание – процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной   культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Поэтому нравственно–патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

План воспитательно-образовательной деятельности

        

Тема недели: Мое Коротчаево (социальный мир)

    Цель: Познакомить детей с родным поселком, его названием. Формировать первичные представления  о ближайшем окружении (детский сад, магазин, аптека). Познакомить с профессией продавца. Воспитывать любовь к своей малой родине.

Понедельник

Познавательное развитие

Тема: «Мое Коротчаево»

Содержание образовательной деятельности: Познакомить детей с родным поселком, его названием. Формировать первичные представления  о ближайшем окружении (детский сад, магазин, аптека). Познакомить с профессией продавца. Воспитывать любовь к своей малой родине.

Вторник

 Лепка

Тема:  «Бревнышки для крыши теремка»

Содержание образовательной деятельности: Вызывать у детей интерес к лепке. Учить  раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями рук. Учить любоваться готовым изделием.

Физическое развитие

Тема: «Мое Коротчаево»

Содержание образовательной деятельности: Учить ходить и бегать в колонне по одному с выполнением заданий (руки в стороны, на пояс, вверх). Учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед, катать мяч в воротца.

Четверг

Речевое развитие

Тема: Рассматривание альбома «Мое Коротчаево»

Содержание образовательной деятельности: учить детей рассматривать альбом, слушать пояснения воспитателя; закрепить название поселка, в котором они живут. Воспитывать любовь к малой родине.

Пятница

Рисование

Тема: «Украсим наши домики»  

Содержание образовательной деятельности: Познакомить детей с приёмом украшения домов -  мазками, точками. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Учить промывать кисть после рисования краской. Побуждать детей использовать краски 2 разных цветов. Закрепить названия жёлтого и зелёного цвета. Вызывать у детей чувство радости от проделанной работы.

     Итоговое мероприятие: Игра – путешествие «Мой дом, моя улица, мое Коротчаево»

Цель: закрепить знания детей о родном поселке. Воспитывать любовь к своей малой родине.

      Работа с родителями: вовлечение родителей в образовательный процесс: беседа с детьми о родном поселке, его названии, о ближайшем окружении. Участие в социальных акциях: «Чистый город», «Ждем в гости птиц». Индивидуальные беседы по текущим вопросам.

Понедельник 02.11.20

  1. Познавательное развитие

Тема: «Мое Коротчаево»

Содержание образовательной деятельности:  Познакомить детей с родным поселком, его названием. Формировать первичные представления  о ближайшем окружении (детский сад, магазин, аптека). Познакомить с профессией продавца. Воспитывать любовь к своей малой родине.

  1. Музыка

(по плану специалиста)

Утро радостных встреч под детскую музыку.

Утренняя гимнастика                                                 

Беседа: «Поселок, в котором мы живём»

Цель: учить детей называть родной поселок, подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин, воспитывать любовь к родному Коротчаево, активизировать знания детей по теме.

Рассматривание иллюстраций «Мое Коротчаево»

Цель: приобщать детей к рассматриванию иллюстраций, развивать любознательность, воспитывать любовь к родному поселку.

Трудовые поручения помощь в сервировке стола – расставить салфетницы.

Цель: поощрять у детей стремление помогать взрослым сервировать стол к завтраку, действовать аккуратно.

Инд. работа с Егором, Вероникой Игра «Минута тишины»

Цель: учить детей точно выполнять игровые действия, развивать у детей волевые качества, учить регулировать свое поведение.

Прогулка 

Наблюдение за деревьями.

Цель: организовать экскурсию по участку, отметить большое число сломанных ветвей деревьев на земле, пояснить детям причины, по которым ветви деревьев становятся хрупкими, указать на необходимость бережно относиться к растениям.

П/и. «Наседка и цыплята»

Цель: учить детей выполнять подлезание под веревку боком, не дотрагиваясь до земли, учить действовать по сигналу в соответствии с инструкцией.

Трудовая деятельность Сгребание снега с дорожек. 

Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада, побуждать оказывать взрослым помощь. «Много снега, негде бегать, На дорожке тоже снег.  Вот, ребята, вам лопаты, Поработаем для всех»

Инд. работа с  Исмаилом, Мухаммадом - учить ориентироваться в пространстве.

Формирование КГН Цель: Продолжать учить снимать расстегнутые вещи и аккуратно убирать их на место.

Вечер

Чтение сказки «Теремок»

Цель: Развивать слуховое и зрительное внимание детей, умение вслушиваться в речь  взрослого. Развивать интерес к произведению, память, устную речь, имитационные движения. Воспитывать чувство взаимопомощи, чувства сопереживания по отношению к героям сказки, желание им помочь.

Сюжетная игра «Магазин». Цель: продолжать знакомить детей с профессией продавца.

Работа в уголке сенсорного развития: объемное моделирование «Прищепки»

Цель: учить детей располагать прищепки на картонном круге по образцу, чтобы получилось желтое солнце.

Инд. работа с  Варей, Исмаилом. Игровое упражнение «Не забегай в кружок»

Цель: учить правильно выполнять игровые действия, согласовывать их с тактикой игры, обогащать двигательный опыт детей.

Прогулка  

Наблюдение за работой мусороуборочной машины: познакомить детей с новым видом техники, формировать представление о том, как собирается и куда вывозится мусор в поселке, подводить детей к пониманию того, что мусорить на улице нельзя, формировать уважительное отношение к людям труда.

П/и. «Найди, где спрятано»

Цель: развивать у детей способность ориентироваться в пространстве, повышать двигательную активность, доставлять радость от игры.

Трудовые поручения: Уборка снега на участке.  Цель: продолжать учить пользоваться лопатой.

Иллюстрации «Коротчаево», презентация «Моя Родина», макеты домов ближайшего окружения: аптека, магазин, вокзал.

Салфетницы.

Выносной материал:

формочки на каждого ребенка для игры со снегом, ведра, лопаты,  кукла в теплой одежде, машинки, санки, ледянки.

Сказка «Теремок»

Атрибуты к играм: касса, продукты питания.

Прищепки, желтый круг.

Выносной материал:

лопаты, совочки, формочки, игрушки, машинки.

Вторник  03.11.20

  1. Лепка

Тема:  «Бревнышки для крыши теремка»

Содержание образовательной деятельности: Вызывать у детей интерес к лепке. Учить  раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями рук. Учить любоваться готовым изделием.

2. Физическое развитие

Тема: «Мое Коротчаево»

Содержание образовательной деятельности: Учить ходить и бегать в колонне по одному с выполнением заданий (руки в стороны, на пояс, вверх). Учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед, катать мяч в воротца.

Утренняя гимнастика

Мультконцерт: песенка Умки из мультфильма «Умка»

Цель: учить детей узнавать знакомые песни, подпевать герою мультфильма, пропевать знакомые музыкальные фразы, создать радостное настроение в период адаптации.

Работа в уголке сенсорного развития Инд. работа с Ангырак, Пашей.

Цель: учимся различать геометрические фигуры: учить детей применять знания о геометрических фигурах, находить предметы заданной формы в окружающей обстановке. 

Беседа по ОБЖ «Правила безопасности в городском транспорте»

Цель: познакомить детей с правилами поведения в городском транспорте, подводить к пониманию сути основных правил: необходимо постоянно быть рядом со взрослым, не отвлекаться, быть внимательным, держать взрослого за руку. 

Ситуативный разговор «Послушная ложка»

Цель: формировать у детей КГН, учить правильно пользоваться ложкой (обращать внимание на правильное положение руки, учить брать небольшие кусочки пищи и аккуратно доносить их до рта). 

Прогулка

Наблюдение за птицами на участке д/с.

Цель: расширять представления детей о птицах, учить различать основные части тела.

Трудовая деятельность:  Развесим кормушки и покормим птиц.

Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам.

П/и: «С кочки на кочку» Инд. раб. с  Кириллом, Варей.

Цель: учить детей выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед в определенном направлении, развивать мышцы ног, координацию движений.

Творческая мастерская: учимся рисовать следами.

Цель: учить детей передавать в рисунке форму предметов, ориентироваться в пространстве, отведенном для рисования, развивать воображение.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Вечер

Рассматривание альбома по ПДД «Зебры в городе»

Цель: учить детей различать проезжую часть дороги и тротуар, познакомить с элементарными правилами безопасности, формировать навыки безопасного поведения на улице.

П/игра «Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. 

Конструирование -  «Домик для матрешки». 
Цель: продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, познакомить с деталями домика: кубик, трехгранная призма, учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками.

Прогулка

Наблюдение за вечерним городским пейзажом.

Цель: продолжать знакомить детей с различными характеристиками частей суток, учить отмечать характерные признаки вечера: зажигаются уличные фонари, загорается свет в окошках, обогащать словарный запас, развивать связную речь.

П/и. «Птички летают»

Цель: учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу.

Трудовые поручения: убираем игрушки на место

Цель: учить поддерживать стремление детей наводить порядок, воспитывать трудолюбие.

Мультфильм «Умка» пластилин, дощечки для лепки, салфетки для рук, мнемотаблица лепки палочки.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Картинки по ОБЖ: «Городской транспорт»

Худ. слово про ложку: «Дайте мне еще немножко, где моя большая ложка?»

Выносной материал:

Кормушки, корм для птиц: пшено. Лопаты, ведра, формочки, машинки, куклы в теплой одежде.

Пирамидки, вкладыши, мозаика, трафареты.

Руль для п/и.

Кубики, трехгранные призмы, матрешка на каждого ребенка. Схема постройки домика.

Выносной материал:

Лопаты, ведра, формочки, машинки, куклы в теплой одежде.

Четверг 05.11.20

  1. Речевое развитие

Тема: Рассматривание альбома «Мое Коротчаево»

Содержание образовательной деятельности: учить детей рассматривать альбом, слушать пояснения воспитателя; закрепить название поселка, в котором они живут. Воспитывать любовь к малой родине.

  1. Музыка

(по плану специалиста)

Утро радостных встреч под детскую музыку 

Утренняя гимнастика 

Беседа: «Моя родина – Коротчаево»

Цель: продолжать расширять знания детей о родном поселке Коротчаево, воспитывать любовь к своей малой родине.                                              

Труд в уголке природы:  «И деревья и цветы – все быть чистыми должны»                                                    

Цель:  Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.        

Рассматривание иллюстраций «Коротчаево»                        

Цель:  продолжать знакомить детей с родным поселком Коротчаево. Расширять и активизировать словарь.                                                      

Игровая ситуация «Научим Хрюшу умываться»

Цель: формировать у детей КГН, учить правильно умываться, способствовать росту осознанности действий детей.

Инд. раб.  с Витольдом, Димой  – учить называть основные цвета.

Прогулка 

Наблюдение за близлежащими домами: аптека, магазин.

Цель:  продолжать знакомить детей со зданиями  поселка, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы – продавец.

Трудовая деятельность Насыпать корм в кормушки для птиц.

Цель: развивать умение и желание помогать птицам.

П/и. «Птички летают»

Цель: учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу.

Инд. раб. с  Исмаилом, Ангырак. – ориентировка в пространстве. 

Экспериментирование со снегом. 

Цель: Показать детям, что снег белый, холодный, впитывает краску и окрашивается.

Вечер

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Цель: Побуждать детей проговаривать стихи вместе с воспитателем, развивать мелкую моторику рук. 

Театрализованная игра по русской народной сказке «Теремок»

Цель: учить детей видеть отрицательные и положительные черты персонажа, воспроизводить слова сказки, передавать настроение героев, развивать выразительность речи.

Инд. раб. по ЗКР с  Эмиром, Микаилом.– упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний.

Д/игра  «Волшебные руки»

Цель: оптимизировать взаимоотношения в группе, стимулировать телесный контакт между детьми, способствовать преодолению эгоцентризма.

Трудовое поручение по наведению порядка в группе.

Цель: приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Самостоятельная игровая деятельность (настольно-печатные игры)

Цель: учить детей находить игры по интересам, соблюдать правила игры, объединяться в игровые сообщества. 

Прогулка 

Наблюдение за небом.

Цель: Продолжать закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «Туча». Темные тучи на небе – будет снег.

Трудовая деятельность Сгребание снега в определенное место: к деревьям. 

Цель: учить правильно пользоваться лопатами, приучать детей заботиться о деревьях.

П/и «Догони меня».

Цель:  учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.

Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

Цель: воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости, жадности. Развивать умение играть не ссорясь.

Альбом с иллюстрациями «Мое Коротчаево»

Хрюша, мыло, полотенце

Пирамидка из основных цветов.

Выносной материал:

кормушки и корм для птиц, куклы, одетые в зимнюю одежду; краска основных цветов, ведра, машинки, формочки, лопаты, санки. 

Маски: мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя.

Настольно – печатные игры: «Кто где живет?», пазлы, вкладыши, мозаика, пирамидка, шнуровка.

Выносной материал:

Рули, ведра, формочки, игрушки, машинки, лопаты, санки.

Пятница 06.11.20

  1. Рисование

Тема: «Украсим наши домики»  

Содержание образовательной деятельности: Познакомить детей с приёмом украшения домов -  мазками, точками. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Учить промывать кисть после рисования краской. Побуждать детей использовать краски 2 разных цветов. Закрепить названия жёлтого и зелёного цвета. Вызывать у детей чувство радости от проделанной работы.

2.Физическое развитие  

на прогулке (по плану специалиста)

Утро радостных встреч под детскую музыку 

Утренняя гимнастика 

Проблемная ситуация: «Цветочки засохли»

Цель: воспитывать заботливое отношение к комнатным растениям, совместно с воспитателем полить цветы.

Рассматривание альбома «Коротчаево».          

Цель:  продолжать знакомить детей с родным поселком Коротчаево, воспитывать любовь к малой родине.

Д/и «Домик»                                              

Цель: учить детей выкладывать из геометрических фигур дом.

Инд. раб.  с Максимом, Егором.

Цель:  совершенствовать координацию мелкой моторики пальцев обеих рук.

Формирование КГН «Поведение за столом»

Цель:  формировать у детей культурно-гигиенические навыки  самообслуживания, приучать правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.

Прогулка   

Наблюдение  за собакой.

Цель: закрепить представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным.

Трудовая деятельность  Уборка снега на участке.

Цель: продолжать учить пользоваться лопатой.

П/и: «Попади в цель».

Цель: совершенствовать умение действовать с разными предметами; развивать умение бросать снежки в определенном направлении двумя руками».

Инд. работа с Кириллом, Микаилом- учить сгребать снег лопатами в определенное место.

Самостоятельная игровая деятельность детей: катание на санках, с горки.

Вечер

Чтение р.н. сказки «Как коза избушку построила» обр. Булатовой

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить слушать и понимать ее, сопровождаемую показом на фланелеграфе.

Итоговое мероприятие: Игра – путешествие «Мой дом, моя улица, мое Коротчаево»

Цель: закрепить знания детей о родном поселке. Воспитывать любовь к своей малой родине.

Игровая ситуация «Лисичка приехала в город»

Цель: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, закреплять понимание значения слов «дорога», «тротуар», «проезжая часть», «светофор», учить самостоятельно рассказывать правила перехода через дорогу.

Игры с кинетическим песком «Ручки радуются песочку»

Цель:  развитие тактильной чувствительности, воображения.

Формирование КГН

Инд. раб.  с  Витольдом, Эмиром - Учить детей одеваться в определенной последовательности.

Прогулка  

Наблюдение за деревьями.

Цель: знакомить со строением дерева; воспитывать бережное отношение к природе родного края.

П/и: «Догони меня». 

Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.

Самостоятельная игровая деятельность: катание с горки, на санках.

Альбом с иллюстрациями «Коротчаево»

Краски двух цветов: желтая и зеленая, кисти, листы с контуром домика.

Наборы геометрических фигур.

Кубики, мозаика, пирамидки, шнуровка, лото, фартуки, лейка.

Выносной материал:

Лопатки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки, санки.

Театр на фланелеграфе к сказке «Как коза избушку построила»

Макеты домов, деревянный коструктор.

Макет дороги. Мелкие машинки для обыгрывания.

Кинетический песок, формочки, совочки.

Выносной материал:

Лопатки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки, санки.

                                                                                                                                                                           Приложение 1

Конспект НОД образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим)

Тема: «Мое Коротчаево».

Содержание образовательной деятельности: Познакомить детей с родным поселком, его названием. Формировать первичные представления  о ближайшем окружении (детский сад, магазин, аптека). Познакомить с профессией продавца. Воспитывать любовь к своей малой родине.

Оборудование: Презентация «Моя Родина», силуэты домов с изображением детского сада, магазина, аптеки, домов.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие».

Использование инновационных технологий: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ.

Предварительная работа: беседа «Поселок, в котором мы живем», рассматривание иллюстраций «Мое Коротчаево».

Словарная работа: Россия, страна, Родина, поселок Коротчаево, детский сад, аптека, магазин.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Приглашаю детей в круг, провожу упражнение на развитие коммуникативных навыков.

- Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

  1. Основная часть.

Воспитатель включает презентацию и беседует с детьми.

- Дети, мы с вами не только друзья. Мы – жители одной страны. Вы знаете как она называется? (Ответы детей).

Да, у нашей страны удивительно красивое имя – Россия. (Повторяем вместе).

 В России много рек, морей, гор, лесов, городов. На Земле много чудесных стран, но Россия – единственная, необыкновенная, потому что это – наша Родина! Родина – значит родная.

Читаю отрывок из стихотворения В. Степанова:

- Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем.

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

-У всех нас есть Родина – наша огромная страна, но есть еще и «малая» Родина. Это место, где мы родились, где живут наши родные: мама, папа, братья, сестры. Ваша «малая» Родина – это поселок, в котором вы живете. Вы знаете, как он называется? (Ответы детей).

- Правильно, поселок Коротчаево.

Читаю стихотворение:

- Утром рано мы встаем,

Город видим за окном.

Он проснулся, он живет,

Нас на улицу зовет.

- Дети, вы хотите погулять по нашему поселку? Закройте глаза и представьте, что мы не в детском саду, а на улице. В поселке очень много домов, в которых живут люди. А есть дома, в которых люди работают. Вот к ним мы и подойдем.

Физкультминутка:

- Мы по городу идем

Звонко песенку поем:

Ля – ля – ля, ля – ля – ля.

Мы по городу шагаем

Ноги ровно поднимаем.

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко.

Поочередно подходим к «домам».

1.Магазин.

Загадка:

Мы пошли купить продукты:

Молоко, сметану, фрукты.

На кассу все несем в корзине.

Мы в продуктовом... (магазине).

Задаю вопросы:

- Что еще можно купить в магазине?

- Кто работает в магазине? (Продавец)

2. Аптека.

Загадка:

В этом светлом магазине

Ты увидишь на витрине

Не одежду, не продукты,

И не книги, и не фрукты.

Здесь микстуры и таблетки,

Здесь горчичники, пипетки,

Мази, капли и бальзамы

Для тебя, для папы с мамой.

Для здоровья человека

Открывает дверь ...(аптека).

- Зачем люди ходят в аптеку? (Ответы детей).

3. Детский сад.

Загадка:

Играть, танцевать,
Петь, рисовать,
Кушать, отдыхать,
Дети ходят в … (детский сад)

- Кто работает в детском саду? (Ответы детей).

Затем предлагаю детям отдохнуть после прогулки, присесть на «скамейку» в парке (на стулья).

Предлагаю поиграть в игру «Ты – моя частичка» и вспомнить, что еще есть в поселке Коротчаево.

-Я – поселок Коротчаево. Ты – моя частичка. Кто ты? (улица, дорога, деревья, светофор и т. д.)

- А вы знаете, как надо вести себя на улице?

Д /и «Можно – нельзя».

- Слушайте внимательно, что я буду говорить. Если я скажу правильно, вы говорите: «Да – да – да», если я ошибусь, говорите: «Нет – нет – нет».

- Можно переходить улицу на красный свет.

- Можно сажать деревья и цветы во дворе.

- Можно бросать фантики от конфет на землю.

3. Заключительная часть.

- Вот и закончилась наша прогулка, пора возвращаться в детский сад.

Понравилась вам прогулка? Как называется наш поселок? (Ответы детей).    

В заключение читаю стихотворение П. Воронько:

Жура – жура – журавель!

Облетел он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

Приложение 2

Конспект НОД образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (Лепка)

Тема: «Брёвнышки для крыши теремка»

Содержание образовательной деятельности: Вызывать у детей интерес к лепке. Учить  раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями рук. Учить любоваться готовым изделием.

Оборудование: настольный театр «Теремок», схема лепки бревнышка, пластилин, доски для лепки, макет теремка, фигурка петушка, звукозапись голоса петушка.

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие».

Использование инновационных технологий: театрально  игровая, здоровьесберегающая, ИКТ.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, просмотр сказки «Теремок» на мультимедийном оборудовании.

Ход занятия:

 1. Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. На столе стоит лесная полянка с теремком.

- Ребята, посмотрите какой  красивый теремок и в этом теремке кто-то живет. Давайте постучимся в дверь и узнаем, кто же там живёт.

Дети имитируют стук в дверь.

Терем теремок, кто в тереме живёт?

Воспитатель из домика вынимает мышку, ведёт диалог и за себя и за героев сказки.

- Пи – пи – пи! Это я мышка - норушка. Здравствуйте ребята! (Дети здороваются)

- Мышка - норушка – это ты в теремочке живёшь?

- Да! Я живу в этом домике, но не одна со мной живут и мои друзья. А вон и они.

Воспитатель достаёт из домика лягушку

- Это я лягушка – квакушка. Здравствуйте ребята.

Воспитатель достаёт из домика зайчика

- Это я зайчик – побегайчик. Здравствуйте ребята.

Воспитатель достаёт лису.

- Это я лисичка сестричка. Здравствуйте ребята.

Воспитатель достаёт волка

- Это я волчок серый бочок. Здравствуйте ребята.

- Сколько же у тебя мышка – норушка много друзей! Ой, а это к нам кто пришёл?

Воспитатель достаёт медведя. (Дети отвечают)

- Да, это я медведь косолапый. Здравствуйте. Я тоже хочу с вами в теремочке жить, возьмите меня.

- Ну, заходи.

Воспитатель показывает как медведь влезает в теремок, но у него нечего не получается.

- Я лучше на крыше жить буду.

- Нет, Миша, ты нас раздавишь.

- Нет, не раздавлю.

Воспитатель показывает, как теремок ломается.

- Вот мишка, говорили тебе, что домик сломается, а ты не верил! Что же теперь нам делать, где жить скоро зима придёт.

Поплакали зверята и решили, что надо за дело приниматься, новый теремок строить.

Физкультминутка.

Вот какой красивый дом

(дети стоят в кругу, руки на поясе повороты в стороны)

Дом большой, высокий дом

(встают на носочки, тянут руки вверх)

Окна ставим, крышу кроем

(прыжки)

Вот какой красивый дом

Будут жить зверушки в нём!

(приседают).

- Строили, строили зверушки теремок и вот какой построили. (Воспитатель показывает макет теремка). Очень устали зверята, а ещё решили, что нужно на крышу брёвна положить, чтобы больше никто её сломать не смог. Поможем им в этом ребята? (ответы детей)

2. Основная часть.

Тогда давайте с вами перейдём за столы и будем брёвнышки катать.

Воспитатель помогает детям сесть за столы, а затем показывает по схеме и рассказывает, как правильно скатать брёвна из пластилина.

- Сначала возьмём большой комочек пластилина, погреем его в ручках, помнём, чтобы он стал мягкий и тёплый! Теперь можно раскатывать комочек между ладоней, а можно на доске. Хорошо нажимайте, чтобы брёвнышко получилось ровное и длинное.

Самостоятельная деятельность детей. (Воспитатель при необходимости помогает детям)

Затем дети прикрепляют скатанные брёвна к крыше теремка.

3. Заключительная часть.

- Вот какая у нас получилась прочная крыша. Слышится голос петуха (запись) и воспитатель помещает на крыше теремка фигурку петуха.

Ребята, посмотрите, кто это прилетел? (ответы детей). Да это петушок, очень ему понравился новый теремок, и теперь он будет жить на крыше. А вам, зверята, нравится теремок?

- Нам очень нравится теремок, спасибо вам ребята за помощь.

Воспитатель с детьми, ставят теремок на подставку, в уголке «Мы лепим» и идут мыть руки.

Приложение 3

Конспект НОД образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (рисование)

Тема: «Украсим наши домики»  

Содержание образовательной деятельности: Познакомить детей с приёмом украшения домов -  мазками, точками. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Учить промывать кисть после рисования краской. Побуждать детей использовать краски 2 разных цветов. Закрепить названия жёлтого и зелёного цвета. Вызывать у детей чувство радости от проделанной работы.

Оборудование: книжка «Теремок», предметные картинки – лягушка, мышка, лисичка, волк, медведь; мольберт; контуры  домиков, гуашь жёлтого и зелёного цвета, кисточки, ватные палочки стаканчики с водой, тряпочки на каждого ребёнка.

 Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие».

 Использование инновационных технологий: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ.

  Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение, просмотр сказки «Теремок» на мультимедийном оборудовании, лепка.

                         Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель подзывает к себе детей и начинает с ними беседовать о сказках. В руках «Русские народные сказки».

- Ребята, а как вы думаете, какая сказка спряталась в этой книжке? (Теремок).

- А как вы догадались? (По рисунку на книге).

- И кто же в этой сказке живёт? (Ответы детей).

- Да! Это мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчище-серый хвостище и медведь косолапый.

- Посмотрите, вот они – жители теремка (Воспитатель обращает внимание детей на мольберт с животными).

- Ребята, а что же сделал медведь в этой сказке? (Ответы детей).

- Медведь сломал их домик.

- А почему он сломал? (Потому что медведь был большой, тяжёлый!)

- Бедные звери. Где же им теперь жить? Ведь им необходим домик!

- Ребята, а помните, мы ведь уже с вами делали домик для наших животных.

- Помните, как мы лепили бревнышки? (Ответы детей).

- А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы эти домики были ещё красивей и понравились бы нашим лесным зверям? (Раскрасить красками.)

- А вы хотите их раскрасить? (Да).

- Денис, ты для кого хотел бы украсить домик? (Для…). Вот, возьми себе лисичку. А ты, Ева, кому хочешь украсить домик? Вот тебе зайчик-побегайчик. А Кириллу достался мишка косолапый. (Каждому ребёнку достаётся по одному животному).

2. Основная часть.

Тогда садитесь за столы. Кладите ваших животных рядом. Они будут смотреть, как вы будете украшать для них домик!

- Давайте с начала мы с вами разомнём наши пальчики, чтобы они очень красивыми сделали домики.

Пальчиковая гимнастика.

Мы строим домик для зверей.

Тук, тук, я стучу.

Новый домик сколочу.

Мы покрасим этот дом.

Жить зверята будут в нём.

Сделали кулачки, поочерёдно ставят друг на другу. Делать взмахи обеими руками вверх-вниз, Как будто красят.

- Ну вот, наши пальчики согрелись, размялись и теперь можно приступать к украшению домиков.

- Перед вами лежат домики. Посмотрите, а что у вас ещё на столах лежит? (Краска, кисточки, ватные палочки, вода)

- Сели прямо, ножки прямые.

- Возьмите в руки правильно кисточки, двумя пальчиками, или ватные палочки. Кисточки окунаем в водичку, отжимаем и затем в краску, какую выбрали. А ватными палочками мы уже с вами умеем пользоваться.

- Вы уже умеете рисовать кружочки, точки! А теперь будем рисовать мазками, пятнами. (Показ детям).

(Знакомство с правилами промывания кисти после рисования краской одного цвета, чтобы пользоваться другим.) Закрепление названий цвета краски. Индивидуальная помощь).

3. Заключительная часть.

- Какие у вас красивые домики получились!

- И лисичке с волком, и зайчику с мышкой, и медведю с лягушкой очень понравятся домики! Спасибо вам, ребята!

Анализ детских работ с помощью игровых персонажей.

 

Приложение 4

Конспект НОД образовательной области «Физическое развитие»

(физическая культура)

Тема: «Мое Коротчаево»

Содержание образовательной деятельности: Учить ходить и бегать в колонне по одному с выполнением заданий (руки в стороны, на пояс, вверх). Учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед, катать мяч в воротца.

Оборудование: по 2 кубика на каждого ребенка, мяч, воротца, маска кошки.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».  

Использование инновационных технологий: игровая, здоровьесберегающая.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ходьба и бег в колонне по одному с выполнением заданий (руки в стороны, на пояс, вверх).

2. Основная часть.

Упражнения с кубиками

1. И. п. – ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу. Вынести кубики через стороны вперед, ударить друг о друга, опустить кубики вниз, вернуться в исходное положение.

2. И. п. – ноги на ширине плеч, кубики в обеих руках за спиной. Наклониться, положить кубики на пол, выпрямиться, наклониться, взять кубики, вернуться в исходное положение.

3. И. п. – ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу. Присесть, кубики вынести вперед, встать, вернуться в исходное положение.

4. И. п. – ноги слегка расставлены, руки на поясе, кубики на полу. Прыжки вокруг кубиков в чередовании с небольшой паузой.

Упражнение «Прыгаем как зайки на лужайке в Коротчаево»

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Упражнение «Прокати мяч в ворота»

Катание мяча в ворота.

3. Заключительная часть.

Подвижная игра «Кошка и птички».

В центре площадки на стульчике сидит кошка, дети-птички летают вокруг кошки, помахивая крылышками (воспитатель регулирует умеренный темп). Воспитатель подает сигнал, кошка просыпается и ловит птичек, а те улетают в домики (стульчики). Игровое задание проводится два раза.

Ходьба в колонне по одному в обход площадки.

Приложение 5

                    Консультация для родителей 

                     «Роль семьи в формировании нравственно –    патриотических чувств

у младших дошкольников»

    Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям и живой природе. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
   Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Мы проводим совместные праздники в группе. Родители вместе с детьми участвуют в конкурсах поделок и рисунков.

 Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники, более уверенны в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образования своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе.

 Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность.

 Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющем в формировании внутреннего мира ребенка.

 Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями.

  Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

                  Список используемой литературы

1. Маханёва М. Д. Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. – Сфера, 2009.

2.  От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 

3.    Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – 25.11 (№ 265).

4.    Рабочая программа по осуществлению образовательной деятельности в младшей группе общеобразовательной направленности на 2021-2022 учебный год, МБДОУ «Детский сад «Северная сказка» г. Новый Уренгой.

Опыт педагога Прониной А.И.  представлен на сайте МБДОУ «ДС «Северная сказка»: «День народного единства», совместное участие в социальных акциях родителей, детей и педагогов: «Чистый город», «Ждем в гости птиц», итоговое мероприятие: Игра – путешествие «Мой дом, моя улица, моё Коротчаево»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию.

Былины как средство приобщения детей к устному народному творчеству....

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию на тему "Моя семья" (средняя группа).

Цель: формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе.Задачи:1. Формировать представление детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает.2. Развивать мелкую моторику, обогащать ...

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию посредством фольклора.

Фольклор как средство нравственного воспитания дошкольников....

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ

Данная методическая разработка включает в себя планирование работы музыкального руководителя в ДОУ по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников....

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе "То берёзка, то рябинка".

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым бли...

Методическая разработка по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "От улыбки станет всем светлей"

Методическая разработка воспитателя Родионовой Евгении Викторовны по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "От улыбки станет всем светлей"...