Парциальная программа "Краеведение"
рабочая программа (младшая группа)

Пименова Ольга Борисовна

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Горненская средняя общеобразовательная школа

Парциальная программа для детей

младшего дошкольного возраста

                                                                                   Составила :воспитатель Тарануха Л.В.

Содержание

         1.Пояснительная записка.

- Цели и задачи программы

-Целевые ориентиры

 -Направления деятельности

-Формы работы

   2.Раздел рабочей программы 1 младшая группа / 2 – 3 года/

           - Возрастные особенности развития детей                                                                                                                                                                                        

          -  Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области  «Речевое развитие».    

3. Раздел рабочей программы 2 младшая группа /3 – 4 года/

            - Возрастные особенности развития детей                                                                                                                                                                                        

          - Содержание психолого-педагогической работы по образовательной  области  «Речевое развитие».  

 

    4.Учебно-методическое сопровождение

  Пояснительная записка:    Программа «Краеведение» разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), с учетом   примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой  -   Москва 2014 г.; Государственной  программы  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» утвержденная Постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 года № 795

 В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в детском саду специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.

Несомненно, любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Краеведение играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью ДОО. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

 В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
 Понятие патриотизм  исходит из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
Под патриотическим воспитанием  понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, толерантности.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Содержание                                  
            патриотического воспитания дошкольников:

-приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

-знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной. Знакомство с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями. Знакомство с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, с жизнью прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

        -проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое; организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости-

 Цель программы:

 Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан страны, патриотов своего Отечества.

Задачи программы:    

-Формирование познавательной активности у детей через знакомство с историей и культурой родного края, с природным, социальным и рукотворным миром.

-Развитие чувства гордости за свой родной край, его достижения и культуру.

 Ожидаемые результаты: 

 Знает свое имя, фамилию, название города, республики, свой адрес. Называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей. Знает и узнает флаг, герб, гимн Карелии; герб города. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства Карелии. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Основные направления программы

  1. Окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка,  воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
  2. Использование всех видов фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).
  3. Животный и растительный мир Карелии
  4. Труд людей в Карелии
  5. Использование народных праздников и традиций.
  6. Знакомство с    элементами карельского орнамента.
  7.  Знакомство с символикой (герб, флаг, гимн);
  8.  Столица республики, ее достопримечательности; богатства карельского края (полезные ископаемые, животный и растительный мир, реки и озера), достопримечательности;
  9. Народы, живущие в Карелии;
  10.  Культура Карелии (народные промыслы, традиции и т.д.).

Формы работы: 

   Рассматривание, наблюдение, игра – экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, экскурсии, ситуативный разговор, беседа, проблемные ситуации,  проектная деятельность,  интегрированная деятельность, целевые прогулки; коллекционирование; моделирование; реализация проектов; хороводные игры с пением; чтение; обсуждение; драматизация и  инсценирование, разучивание стихов.

                                                                      Учебный план по «Краеведению» 

Часть, выбранная участниками образовательных отношений (вариативная)

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Образовательные области

Парциальные программы

нед

Месяц

год

нед

Месяц

год

нед

Месяц

год

нед

Месяц

год

нед

Месяц

год

Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие. Речевое развитие

«Краеведение»

0,16

6

0,25

1

9

0,25

1

9

0,5

2

18

0,5

2

18

2 в кв.

Раздел программы для детей 2-3 лет

Возрастные особенности детей

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 младшая группа (2-3 года)

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей (ОО)

Материал

1. Дидактическая игра « Кто, где живет?»

 Дидактическая игра « Кто как кричит?».

Познакомить детей с домашними животными, где они живут. Способствовать развитию речи как средства общения.

Закрепить умение детей различать на слух звукоподражания животных, повторять их, отчетливо произносить звуки.

 «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Дидактическая игра « Чей домик?».

Предметные картинки

Игрушки животных

Ширма

2. Дидактическая игра «Каждой игрушке свое место»

Совершенствовать умение детей убирать игрушки на свои места, знать местоположение каждой игрушки. Воспитывать желание поддерживать порядок в группе.

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Игрушки

Дидактические игры и

пособия

3.Рассматривание картины «Таня и голуби»

Учить воспринимать изображенное на картине, отвечать на вопросы по ее содержанию, повторяя отдельные слова и несложные фразы.

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Картина

4.Игра с разрезными картинками» Мой дом».

Учить детей складывать разные дома с помощью разрезных картинок. Развивать мыслительную деятельность, активную речь.

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Наборы разрезных картинок.

5. Пение колыбельных песен.

Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне.

Вызывать у детей положительный эмоциональный настрой.

«Художественно-эстетическое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие».

Музыкальные инструменты.

 6.Чтение потешек « Солнышко- ведрышко»,

« Огуречик, огуречик».

Вызвать у детей радость от прослушивания потешек и желание слушать неоднократно, поощрять попытки проговаривать слова потешек, имитировать движения.

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Книги с иллюстрациями.

К концу года дети первой младшей группы могут:

• различать основные формы деталей строительного материала;

• с помощью взрослого сооружать разнообразные постройки, используя большинство форм;

• разворачивать игру вокруг собственной постройки;

• образовывать группу однородных предметов;

• различать один и много предметов;

• различать большие и маленькие предметы, называть их размер;

• узнавать шар и куб;

• различать и называть предметы ближайшего окружения;

• называть имена членов семьи и воспитателей;

• узнавать и называть некоторых домашних и диких животных, их детенышей;

• различать некоторые овощи, фрукты (1-2 вида);

• различать некоторые деревья ближайшего окружения, природные сезонные явления;

•  поделиться информацией, пожаловаться на неудобство, на негативные действия сверстника;

Раздел рабочей программы /для детей 3-4 лет/

Возрастные особенности развития детей 3-4 лет (вторая младшая группа)

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 2 младшая группа  (3-4 года)

Тема

Содержание работы

Программное содержание

Литература

1

«Во саду ли, в огороде»

Знакомство с овощами и фруктами. Загадывание загадок.

Закреплять представление детей о фруктах и овощах, растущих у нас в Карелии ( картофель, капуста, морковь, огурец, помидор). Познакомить с элементами русского народного фольклора – загадками. Воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые,  благодаря своему труду, получают урожай.

О.Л. Князева,                             Приобщение к истокам русской народной культуры  стр. 46.

2

« Волк и семеро козлят»

Знакомство со сказкой

Знакомить с устным народным творчеством. Воспитывать умение слушать новые сказки. Учить с помощью воспитателя инсценировать небольшие отрывки из народных сказок.

3

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Знакомство с печкой, чугунком.

Познакомить детей с кухонной утварью, ее использованием.  Способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков.

4

« Три медведя»

Знакомство со сказкой.

Знакомить с устным народным творчеством. Воспитывать умение слушать новые сказки. Учить с помощью воспитателя инсценировать небольшие отрывки из народных сказок.

5

«Сундучок Деда Мороза»

Загадывание загадок о зиме, зимней одежде.

Знакомство с малыми фольклорными формами. Учить детей отгадывать простейшие загадки. Закрепить название предметов зимней одежды.

6

  Хозяйкины помощники

Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.

Познакомить детей с кухонной утварью, ее использованием.  Способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков.

О.Л. Князева,                             Приобщение к истокам русск. народ. культуры.  стр. 56.

В.Н. Косарева                             Народная культура и традиция.    Стр. 94.

К концу года ребенок может:

1. Владеет соответствующими возрасту основными движениями;  сформирована  потребность в двигательной активности.

2.  Проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх; интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением свойствами; проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях.

3. Откликается на эмоции близких людей и друзей; эмоционально заинтересовано следит за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях; пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

4. Умеет в быту, играх налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками;  умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями; обращаться к воспитателю по имени и отчеству.  

5. Готов соблюдать элементарные правила в совместных играх;  может общаться спокойно, без крика;  соблюдает правила элементарной вежливости.

6. Проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке; использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты; умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью.

7.  Называет членов своей семьи, их имена; знает название родного города;  знает свое имя, возраст,  пол.

8. Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; в случае проблемной ситуации обращается за помощью; проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций.

           9. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Т.Н. ДЕВЯТОВОЙ

Обобщение опыта по внедрению парциальной программы Т.Н.Девятовой "Звук-волшебник"...

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи).

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи). Е.Н. Колесник....

Парциальные программы

  ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - вос...

Парциальная программа "Маленькие фантазеры"

Программа "Маленькие фантазеры" направлена на обучение старших дошкольников творческим описаниям....

Парциальная программа "ВОЙВЫВ ДЗОРИДЗЪЯС" по обучению русскоязычных детей коми языку

Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка.Успех в возраждении коми языка зависи...

Парциальная программа "ВОЙВЫВ ДЗОРИДЗЪЯС" по обучению русскоязычных детей коми языку

Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка.Успех в возраждении коми языка зависи...