Выступление на Педагогическогом совете № 1 Тема: «Успех каждого ребенка»
материал

Чопанова Эльмира Исаевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете.

Тема: Воспитание и обучение успехом.

Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий,

иными источниками опыта, иными стремлениями иной игрой чувств.

Януш Корчак

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто. Что следует понимать под словом "успех" в дошкольном возрасте, как воспитать ребенка успешным и какие приемы для этого использовать воспитателям.

В настоящее время слово «успех» - одно из наиболее употребляемых в обстоятельствах, когда люди хотят пожелать друг другу что-либо позитивное.

За последние годы словосочетание “ситуация успеха” в  воспитательном процессе стало уже привычным. Никто не спорит, что именно положительные эмоции могут стать для ребёнка стимулом в любой деятельности.

Прежде всего нужно разделять понятия “успех” и “ситуация успеха”.

Ситуация – это ряд условий, который обеспечивает успех, а сам Успех – это то, что способны организовать мы – педагоги.

  С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

Применительно к дошкольникам, с социальной, педагогической, психологической точек зрения, успех — это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидания и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе.

          В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя). На разных этапах психического развития он по-разному реагирует на нее.

          Установлено, что в 3–5 лет у дошкольников наблюдаются так называемые неспецифические реагирования, в 6–7 — специфические, которые характеризуются тем, что переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а неуспеха — ее понижению.

          Выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам:

-признание конкретного результата ребенка, в т. ч. и в случае преодоления им каких-либо трудностей;

-признание личности ребенка в целом.

         При организации и осуществлении образовательной деятельности педагогу важно помнить, что на основе (на фоне) состояния успешности у дошкольника формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки и самоуважения.

Если ситуация успеха становится для ребенка постоянной, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

Напротив, эмоциональная неустойчивость, ощущение неуспешности мешают общению ребенка, формированию его взаимодействия в детском сообществе и отношениям со взрослыми, могут провоцировать робость, застенчивость, некоммуникабельность или, наоборот, агрессию, неадекватность реакции.

          Выделяя условия создания ситуации успеха, на первое место ученые ставят создание атмосферы одобрения, радости, которая может быть обеспечена с помощью вербальных и невербальных (мимических, пластических) средств, таких как обнадеживающие слова, мягкие интонации, корректность и доброжелательность обращений, открытая поза  . Это помогает ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

   Существуют следующие педагогические приемы, которые целесообразно использовать для создания ситуации успеха.

          Снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнить, — осуществляется с целью преодоления ребенком неуверенности в собственных силах, в положительном конечном результате. Это вербализуется в следующих фразах: «Для тебя это просто, однако если что-то не получится…», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы выполнения задач». Таким образом, педагог дает понять воспитаннику, что от него не ожидают абсолютного совершенства, что он имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляют его действия и желание выполнить задание.

          Внесение мотива — вместе с целью и описанием предполагаемого результата педагог объясняет ребенку, ради чего или кого это делается. Системообразующим качеством личности выступает ее направленность. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, субъективные отношения к различным сторонам действительности. Социальная направленность деятельности содержит в себе значительный педагогический смысл, поскольку раскрывает перед ребенком значимость его усилий для других людей.

          Авансирование успешного результата — вербализуется в следующих фразах: «Имея такие возможности, как у тебя…», «Ты уже неоднократно демонстрировал нам, как нужно преодолевать трудности…», «Ты непременно все сделаешь правильно, ведь…». Для этого диагностируются положительные сильные стороны личности ребенка (хорошая память, наблюдательность, внимательность, скорость реакции, рассудительность и т. д.), на которые педагог сможет опереться.

          Скрытая инструкция — по своей сути является помощью ребенку, поскольку он только учится обходиться без поддержки, опираясь на свои силы. Реализуется путем использования намека, указания, пожелания («Лучше начать с…», «Обрати внимание на…«).

          «Персональная исключительность» — содержанием данного приема является указание важности усилий именно этого ребенка в данной деятельности («Только ты и мог бы…», «Только тебе я могу доверить…«), что возлагает ответственность, мобилизует личность.

          Педагогическое внушение — эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферы ребенка, результатом чего является появление состояния уверенности, чувство подъема, желание действовать и т. д.

          Оценка полученного благодаря детским усилиям результата, при которой ребенок почувствует радость успеха — предусматривает как оценку целостного продукта деятельности, так и деталей, в которых проявилась индивидуальность ребенка, например, использование необычного способа, красивого оформления, оригинального элемента: «Особенно у тебя хорошо получилось…».

          Таким образом, можно воспроизвести следующую схему создания ситуации успеха для дошкольников:

1. снятие страха;

2. мотивация деятельности;

3. авансирование;

4. скрытая инструкция;

5. «персональная исключительность»;

6. педагогическое внушение;

7. позитивная и искренняя оценка полученного результата.

          Давая возможность переживать ребенку удовольствие от успеха, взрослые тем самым способствуют формированию у него мотивации достижения, в т. ч. достижения успеха. Как обнаружили ученые, она не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причем уже с детского возраста и становится относительно устойчивой в 5–6 лет.

          Приобретенная потребность в достижении успеха в последующих периодах жизни почти не меняется. Она оказывает значительное влияние на социальное поведение человека, на его психическое развитие и жизнь в целом.

          Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний, показывают низкий уровень тревожности и развиваются более быстро по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха.

Наша задача – создать максимальные условия для раскрытия способностей каждого воспитанника. Каждый должен стать успешным в той или иной сфере деятельности. Нельзя забывать, что каждый ребёнок – индивидуальность, и поэтому у каждого свой собственный успех и свои собственные достижения. Но, так или иначе, они должны быть у каждого. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

В процессе взаимодействия педагог формирует у дошкольника положительную

« Я-Концепцию». Для этого необходимо:

1.видеть в каждом уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё («Все дети талантливы»);

2. создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы дошкольная жизнедеятельность, приносила ребенку радость;

3. понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству («Ребенок хорош, плох его поступок»);

4. помогать детям реализовать себя в деятельности («В каждом ребенке - чудо, ожидай его»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме «Индивидуализация как способ достижения успеха каждым ребенком».

Обобщение опыта по теме «Индивидуализация как способ достижения успеха каждым ребенком».Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интере...

ТЕМА «Успех каждого ребенка» через организацию дополнительного образования в ДОУ.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка», решает задачу формирования эффективной системы выявления, поддержки, развития способностей и талантов у детей дошкольного возраста....

Выступление на педагогическом совете «Наши успехи и трудности» на тему «Скоро в школу»

Цель: Выработать единый механизм взаимодействия детского сада, семьи и школы по вопросам подготовки детей к школьному обучению....

городское выступление на форсайт - центре «Успех каждого ребенка» по теме «Предметно – пространственная среда в ДОО как фактор развития финансово – экономической грамотности дошкольников»

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон  включается всё больше слов финансовой среды.Человек, который уверен в своем будущем, чу...

Выступление на педагогическом совете «Наши успехи и трудности» на тему «Скоро в школу»

Цель:Выработать единый механизм взаимодействия детского сада, семьи и школы по вопросам подготовки детей к школьному обучению.Психологическая подготовка детей к школе является одной из главных задач ...

Выступление на педагогическом совете «Наши успехи и трудности» на тему «Скоро в школу»

Выработать единый механизм взаимодействия детского сада, семьи и школы по вопросам подготовки детей к школьному обучению.Психологическая подготовка детей к школе является одной из главных задач дошкол...