Методическая разработка по использованию игровых технологий и дидактических игр в процессе ознакомления старших дошкольников с Санкт-Петербургом «Играем в Петербург»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Иванова Маргарита Васильевна

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является актуальной проблемой дошкольного образования. Одним из направлений этой темы является краеведение, в случае Санкт-Петербурга – петербурговедение, ведь важной частью воспитания является приобщение ребёнка к истории родного города. Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Поэтому базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе.

 Однако занятия по истории Санкт-Петербурга достаточно сложны для восприятия дошкольников по следующим причинам:

1.   Наличие в теме исторических/энциклопедических данных;

2.   Специфическая терминология, связанная с историческими данными, архитектурой города.

3.   Большой объем информации.

Следовательно, перед педагогом стоит вопрос, как организовать занятия с детьми по петербурговедению таким образом, чтобы детям было проще усвоить сложную информацию, и при этом это проходило с удовольствием для воспитанников.

В данной проблеме на помощь приходит геймификация, как новый и эффективный способ организации обучения, имеющий огромный педагогический потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по использованию игровых технологий и дидактических игр

в процессе ознакомления старших дошкольников

с Санкт-Петербургом «Играем в Петербург»

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является актуальной проблемой дошкольного образования. Одним из направлений этой темы является краеведение, в случае Санкт-Петербурга – петербурговедение, ведь важной частью воспитания является приобщение ребёнка к истории родного города. Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Поэтому базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе.

Однако занятия по истории Санкт-Петербурга достаточно сложны для восприятия дошкольников по следующим причинам:

  1. Наличие в теме исторических/энциклопедических данных;
  2. Специфическая терминология, связанная с историческими данными, архитектурой города.
  3. Большой объем информации.

Следовательно, перед педагогом стоит вопрос, как организовать занятия с детьми по петербурговедению таким образом, чтобы детям было проще усвоить сложную информацию, и при этом это проходило с удовольствием для воспитанников.

В данной проблеме на помощь приходит геймификация, как новый и эффективный способ организации обучения, имеющий огромный педагогический потенциал. Геймификация – способ вовлечения детей в образовательную деятельность посредством внедрения игровых форм в обучение. Основная цель геймификации в дошкольном возрасте является повышение мотивации к учебе в школе, обеспечение заинтересованности восприятия учебного материала.

Данный способ показывает нам, что применения инструментария игры, как компьютерной, так и настольной в образовательном процессе положительно влияет на мотивацию ребенка.

К основным элементам геймификации в образовательном процессе можно отнести: настольные игры, дидактические игры, квесты, квизы, викторины, дебаты, турниры, и т.д. Важно, чтобы обучающие игры вызывали интерес, были занимательными, а не только развлекательными.

Во время игры осуществляется формирование детского интеллекта, становление их психики, закладываются основы коммуникативных навыков и умений. С развитием информационных технологий произошло изменение системы образования дошкольников в плане повсеместного использования игровых приложений как средства творческого и интеллектуального развития.

Но перед педагогом встает следующая проблема: дидактических игр по петербурговедению достаточно мало: на полках магазинов м можем найти несколько игр-бродилок о Санкт-Петербурге, «Мемо», домино. Этого недостаточно, чтобы процесс ознакомления воспитанников с Санкт-Петербургом стал по-настоящему игровым. Поэтому мной была создана методическая разработка под названием «Играем в Петербург»: в ней я систематизировала свои разработки по созданию игр по краеведению. Одни из них – адаптация дидактических игр для дошкольников к теме краеведения, другие – полностью авторские разработки.

Целью данной методической разработки является внедрение новых современных способов игрового обучения в работу педагогов по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом.

Описание игр

Дидактические игры

Дидактические игры способствуют развитию умений рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать выводы. Также при помощи игр у детей развивается нестандартное мышление, воображение при решении проблемных ситуаций.

Петербургские тантамарески

Для её проведения игры нарисовала памятники Санкт-Петербурга на плотных листах бумаги формата А3 и вырезала отверстия для лица - получились петербургские тантамарески.

Один из детей выглядывает в отверстие - теперь он памятник, но не знает, какой. Задача проста - угадать, что ты за памятник, а помогут подсказки друзей. Не называя памятник, ребята подсказывали нашему герою:
1. Этот памятник окружен водой.

2. Он исполняет желания.
3. У него есть брат-близнец и т.д.

Угадавший выбирает из числа детей следующего главного героя и вручает ему следующую тантамареску.

Строим Петропавловский собор

Предложите детям собрать собор из отдельных частей, на которых можно увидеть и колокольню с знаменитым карильоном, и часы-куранты, и золотого ангела на шпиле - одного из символов города. Таким образом закрепляются знания об архитектурных особенностях собора. Мной был выполнен Петропавловский собор из фетра, также его можно выполнить из плотной бумаги или картона.

Медный всадник из фетра

В данной игре, также выполненной из фетра, детям необходимо собрать из отдельных деталей скульптуру Медный всадник. Игра развивает пространственные представления детей, а также закрепляют знания о внешнем виде одного из главных памятников Санкт-Петербурга.

Замочная скважина

Состоит она из основы-конверта из фетра с окошком в центре в виде замочной скважины. С задней стороны конверта вставляется фото с достопримечательностью города, которое можно свободно передвигать. При этом в замочной скважине мы можем увидеть отдельные детали достопримечательности на фото.

Ребенок водит фото/картинку с противоположной стороны конверта-основы и старается угадать по отдельным элементам, что изображено на картинке. Как только дает ответ – открываем и проверяем. Можно задать вопрос: по каким элементам он угадал загадочный объект.

Для успешного использования игры в своей деятельности необходимо провести предварительную работу с детьми: рассмотреть иллюстрации с достопримечательностями родного города, побеседовать о их запоминающихся деталях. Эта игра направлена на развитие внимания, целостного восприятия и воображения.

Решетка Кардано

Решетка Кардано — один из древнейших инструментов кодирования и декодирования, представляющий собой специальную прямоугольную или квадратную таблицу-карточку, часть ячеек которой вырезана.
Шифратор помещает решетку на лист бумаги и пишет сообщение в прямоугольных отверстиях, в которых помещается отдельный символ, слог или целое слово. Исходное сообщение оказывается разделенным на большое число маленьких фрагментов. Для расшифровки у получателя сообщения должна быть такая же решетка.

Такую таблицу можно сделать из бумаги, картона, свой де вариант я сделала из фетра, вышив на нём буквы и дополнительные знаки. Я загадала 4 слова, состоящих из 5 букв - их последовательность обозначена на решетке. А чтобы слова было искать интереснее, я подготовила вопросы для игры-кодера. Найдите на них ответы и вы:

1. У этого величественного здания на Васильевском острове можно насчитать целых 44 колонны

2. Александровскую колонну Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении «Памятник» назвал Александрийский

3. Среди культурных чистых жителей

Грязнулю видеть не хотите ли?

Он с грязной рожицей гуляет

И прохожих всех пугает.

Не жалей воды, умой-ка

Ты грязнулю, речка …

4. Этот символ - второй по популярности после львов, который использовался в архитектуре Санкт-Петербурга. Его можно найти даже на гербе и флаге города.

Герб Санкт-Петербурга

Перед ребятами находятся все материалы для сборки герба: 2 якоря (морской и речной), держава с двуглавым орлом на вершине и красный щит-основа. Для начала стоит обсудить все элементы по отдельности.
Например, спросить ребят, чем отличаются якоря. Возможно, кто-то даже знает их названия. Затем обсудим, почему именно такие якоря изображены на гербе Санкт-Петербурга? Потому, что в городе есть как речной, так и морской порт. Держава - символ царской власти и того, что город был столицей Российской Империи.

Теперь нужно расположить все детали на гербе в правильном виде, что не так просто, несмотря на небольшое количество элементов.
Благодаря такой игре дети запомнят, как выглядит герб города, а также будут понимать его символику и значение.

Выводы

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную, познавательно-исследовательскую деятельность, общение.

Помощником в этой непростой, но важной работе могут стать дидактические игры краеведческого содержания, представленные в данной методической разработке. С помощью них дети не только расширят и закрепят свои знания о Санкт-Петербурге, но и сделают это с удовольствием, «играючи».

Список использованной литературы

  1. Емельянова Т.В., Медяник Г.А. «Игровые технологии в образовании», Электронное учебно-методическое пособие, ФГБОУ ВПО «Тольяттенский государственный университет», Тольятти, 2015
  2. Захарова И.Ю., Моржина Е.В. «Игровая педагогика», Теревинф, Москва, 2018
  3. Сердюк В.В., Маркова А.А., Масленникова И.А., статья «Геймификация, как способ вовлечения дошкольников в образовательную деятельность», международный научный журнал «Вестник науки», №10, октябрь 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ "С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ САНКТ - ПЕТЕРБУРГ".

Методическая разработка предназначена для детей младшей группы ( 3 - 4 лет ). В данной образовательной деятельности учавствуют 16 детей и воспитатель. Место проведения - групповое помещение, в к...

Интеграция образовательных областей в процессе ознакомления детей с городом Санкт- Петербургом

Познакомить детей с районом, близлежащим окружением : домом, улицами, микрорайоном. • Познакомить детей с названиями некоторых островов и рек, и их • Формировать познавательный интерес к культуре и ис...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.       Для оптимизации кор...

Ознакомления старших дошкольников с Санкт-Петербург

Подбор материала для ознакомления стврших дошкольников с Санкт-Петербургом, стихи, сказки, фото....

Использование игровых технологий для формирования основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение худ литературы, экскурсии и т.д....

Методическая разработка конспекта культурно-образовательной практики в рамках партнерства ДОУ и семьи в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга "Маршрут выходного дня по теме «Покормите птиц зимой!»"

С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формирова...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ В. ВОСКОБОВИЧА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ В. ВОСКОБОВИЧА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ...