Отчет о проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках социально-значимого проекта «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям» Тема проекта: «Заповедной тропой Хвалынского парка»
проект (старшая группа)

Полькина Татьяна Николаевна

             В период с 29 ноября по 4 декабря 2021 г. воспитателем старшей группы Полькиной Татьяной Николаевной были организованы и проведены тематические мероприятия в рамках реализации проекта «Заповедной тропой Хвалынского парка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение д/сад «Юбилейный»

«Отчет о проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках социально-значимого проекта

«Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям»

Тема проекта:

«Заповедной тропой Хвалынского парка»

                                                                                     Реализовала: воспитатель

 Полькина Татьяна Николаевна

г. Балашов, 2021 г.

          В период с 29 ноября по 4 декабря 2021 г. воспитателем старшей группы Полькиной Татьяной Николаевной были организованы и проведены тематические мероприятия в рамках реализации проекта «Заповедной тропой Хвалынского парка».

          1 день: В ходе организационно-мотивационной беседы дети принимали участие в планировании проекта и распределении обязанностей. Была проведена беседа «Зачем нужны экологические тропы». Дети узнали, что такое экологические тропы. Ознакомились с правилами поведения на экологической тропе. На прогулке дети по просьбе «Лесовичка» - хранителя экологической тропы, совершили путешествие по экологической тропе детского сада, и все внимательно осмотрели, все ли в порядке. «Лесовичок» прислал письмо и карту-путеводитель с природными объектами.

         

Путешествие было с определенной целью – сохранить природу в наилучшем ее состоянии, а если придется, то и спасти ее. Объекты природы: «Русская березка», «Веселый скворечник», «Яблонька», «Кормушка», «Пень», «Елочка – красавица».

О каждом объекте природы были проведены беседы. Дети отгадывали загадки. Насыпали в кормушку корм для птиц. В конце прогулки дети встретились с «Лесовичком». Он поблагодарил ребят за то, что они вместо него прошлись по экологической тропе и осмотрели, все ли в порядке.

          2 день: Была проведена экскурсия по выставке «Заповедной тропой Хвалынского парка». Воспитатель обсудил с детьми, зачем людям нужны карты. Дети нашли на карте город Саратов, родной город Балашов, город Хвалынск. Совершили путешествие в окрестности г. Хвалынска, где находится Национальный парк «Хвалынский». Детям было очень интересно увидеть на фотографических полотнах заповедные меловые горы, растительный и животный мир Хвалынского Национального парка, пройти по экологической тропе, где их ждало множество открытий (белые лягушки, разноцветный дятел и т.д.) Поиграли в игры «Кто где живет?», «Я встретил на тропе…» (дети рассказывали об обитателях парка, представленных на выставке).

          3 день: НОД по ознакомлению с окружающим миром «Красная книга Саратовской области». С детьми вспомнили, что такое Красная книга, что означает красный цвет. Была показана презентация «Красная книга Саратовской области». Дети познакомились с некоторыми растениями, животными, птицами, занесенными в Красную книгу Саратовской области.

          В результате совместной деятельности воспитателя и детей была изготовлена основа для лэпбука «Национальный парк Хвалынский».

          4 день: Дети вместе с воспитателем (родители заочно) участвовали в подборе материала для лэпбука.

          5 день: В совместной деятельности дети с воспитателем наполняли лэпбук подобранными материалами: загадками, дидактическими играми, пазлами, раскрасками, экологическими знаками, показывающими, что нельзя делать в природе. В Красную книгу лэпбука вошли растения, животные, птицы Хвалынского Национального парка. Дети вырезали карточки, раскладывали по кармашкам,  проигрывая в дидактические игры «Кто чем питается», «Береги нашу окружающую природу», «Живая и неживая природа».

          Была организована и проведена родительская встреча «Проект «Национальный парк Хвалынский», как это было» с презентацией лэпбука «Национальный парк Хвалынский».

          6 день: Семейные прогулки в парке, аллее.

          Все проведенные мероприятия положительно повлияли на детей. Они стали бережнее относиться к природе, к растениям и животным, а именно: дети начали делать замечание сверстникам по поводу сломанных веток, сорванных цветов, брошенных фантиков на территории детского сада. У воспитанников появилось желание помогать животным, птицам, соблюдать правила бережного отношения к природе. У детей закрепились знания о разнообразии животного и растительного мира, пришло понимание неразделимого единства человека и природы. Повысилась  общая культура ребёнка; сформировались нравственно-эстетические отношения к окружающему, навыки экологической безопасности. Дети стали понимать, что человек – часть природы, что он должен беречь и охранять её.

Занятие-экскурсия «Заповедной тропой Хвалынского парка»

Цель: на примере Национального парка Хвалынский расширить представления детей о природе родного края, закрепить знания о бережном отношении к природе.

Задачи: воспитывать у детей бережное отношение к природе, развивать умение видеть красоту окружающего мира, формировать у дошкольников экологические знания.

Оборудование: фотопейзажи: «Панорама с видом на Волгу и город Хвалынск», «Вход на экологическую тропу», «Гора Богданиха. Меловые отложения», «У дупла», «Лягушка в меловой лужице», «Хвалынская орхидея» (пыльцеголовник красный), «Прострел раскрытый» (сон-трава), карта Саратовской области, музыкальное оформление «Звуки леса».

Ход занятия: Помещение делится на игровую и галерейную зоны. В центре игровой зоны лежит карта Саратовской области. Дети встают вокруг стола. Обсудите с детьми предмет, лежащий на столе: - Что лежит на столе? - Зачем людям карты? - Какого цвета карта Саратовской области? - Почему? - А если бы в Саратовской области были пустыни, то какого цвета была бы карта? Найдите с детьми на карте город Саратов, родной город, город Хвалынск. Педагог предлагает детям совершить путешествие в окрестности г. Хвалынска, где находится Национальный парк «Хвалынский». Дети с педагогом переходят в галерейную зону.

«Панорама с видом на Волгу и город Хвалынск». Хвалынск – самый старинный город Саратовской области. Легенда рассказывает, что приезжал в эти места знаменитый русский царь - Пётр Первый. Местный народ не хотел перед царём в грязь лицом ударить: когда Пётр сошел со своего корабля на землю, в качестве подарка подвели ему козла с золотыми рогами. Долго царь смеялся над диковинным подарком и сказал: «Живут здесь хвальбуны и быть городу Хвалынском!». Так город, если верить легенде, получил свое имя. Расположился город на правом берегу Волги, которая в этих краях очень широка. (Обсудите с детьми, как сделана эта фотография – с высокого или низкого места, была бы видна Волга, если бы мы стояли в низинке). Город окружен Хвалынскими горами – самыми высокими в Приволжской возвышенности.

«Гора Богданиха. Меловые отложения». Какое время года напоминают эти горы? Зиму. Кажется, что на склонах Хвалынских гор всегда лежит ярко-белый снег, сверкающий на солнце. Но на санках с этих гор не съедешь, так как они полностью состоят из мела. Как же образовались эти горы?  На этом месте миллионы лет назад плескалось древнее море, дно которого было усеяно раковинами, панцирями, скелетами моллюсков. Постепенно их количество увеличивалось, наслаиваясь друг на друга. Сначала это были небольшие бугорки, затем они поднимались всё выше и выше, пока не превратились в огромный слоёный каменный торт. Когда море стало сушей, на смену морским обитателям пришли земные растения и животные. Так, на вершинах гор, на тонком слое земли растут меловые сосны – они так называются, потому что любят почвы, богатые мелом. Две краски определяют колорит пейзажа: (какие?) – белая и зеленая. Зимой на заснеженных горах пятнами зелени стоят столетние сосны, а летом, среди зелени лесов, ярчайшей белизной сверкают обнажения мела. Сегодня крайне редко можно увидеть такое не только на территории нашей страны, но и планеты. Национальный парк Хвалынский – одно из самых красивых, самых интересных мест Саратовской области. Создан он был в 1994 году (27 лет назад). В этом парке не покатаешься на качелях, карусели, не съешь мороженое. Национальный парк – это место, где все растения и животные находятся под присмотром и защитой человека. И неспроста. Здесь произрастает большое количество растений, занесенных в Красную книгу (вспомните, что это за книга), и обитают многие редкие насекомые, птицы и животные. Давайте пройдем по одной из экологических троп этого необычного парка.

«Вход на экологическую тропу». При входе на тропу нас встречает указатель: «Заповедный край». А что значит «Заповедный»? Край дорогой, охраняемый, оберегаемый, неприкосновенный. Во время прогулки по парку нельзя рвать цветы, ломать ветки, ловить насекомых; даже сильно шуметь, чтобы не испугать лесных жителей, ведь мы у них в гостях. Какое животное встречает нас? (Лось). Одним из символов Хвалынского национального парка считается лось. Его может здесь встретить любой посетитель. С руки покормить, конечно, не получится, но увидеть издалека его мощную фигуру труда не составит. А это настоящий лось или его сделал человек? Человек учится творчеству у природы. 

 «У дупла».

Гуляя по лесной тропинке, надо не только присматриваться, но и прислушиваться: то ветка хрустнет, то листва зашуршит, то кузнечик застрекочет. Но интереснее всего слушать птиц. Как птицы «переговариваются»? В лесу так много разных птиц, что, слушая звуки леса, трудно понять, какая из птиц поет или кричит. Но одну птицу всегда можно узнать:

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой!

(Дятел.)

Кто из нас не слышал, как стучит, долбит по дереву неугомонный барабанщик наших лесов – дятел (можно постучать пальцем по столу). Дятлы не поют, зато барабаня по стволу клювом, предупреждают о своем присутствии, причем у каждого дятла своя манера и ритм, что позволяет им отличать друг друга. Дятел – птица умная. Наблюдать за дятлом очень интересно. Он деловито постукивает клювом кору дерева и определяет, есть ли под ней пустоты, в которых живут насекомые. До насекомых, находящихся под корой или в древесине, он добирается сильными ударами длинного клюва. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса». Дятлы бывают нескольких разновидностей: В национальном парке обитают восемь видов дятлов. Два из них занесены в Красную книгу Саратовской области. Перед нами большой пестрый дятел. Свое название эта красивая птица получила из-за пестрого оперения: голова и шея дятла черные, с белыми пятнами, такие же пятна и белые полоски имеются на черной спине и черных крыльях, а на голове самца красное пятнышко, как будто шапочка.

Свои гнезда дятел устраивает на деревьях. Он выдалбливает гнездо по большей части в старых деревьях (почему в старом, а не в молодом?). В старом, потому что у него мягкая древесина. Чтобы в гнезде было тепло и уютно, чтобы не залетели снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно устилает мягкими опилками.

     А другие птицы могут сделать дупло? Нет, только у дятла такой крепкий клюв. Но дятел и им помогает – он каждый год новое гнездо делает, а в старых дуплах поселяются другие лесные птицы.

    Какая полезная птица дятел! А если бы он исчез? Без него и лес бы пропал, и многим птицам негде было бы жить. 

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Кто где живёт?»

Цель: определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

Педагог называет животное, а дети – место их обитания (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

(Педагог может использовать другую игру, соответствующую теме экскурсии)

Кто в луже живёт? «Лягушка в меловой лужице»
      В лесу после дождя нередко встречаются лужи. Есть даже лужи, которые вообще почти никогда не высыхают. В лужах живёт много разных водных насекомых и их личинок. Большую часть обитателей лесной лужи не рассмотреть без увеличительного стекла, но нам может встретиться кто-то и покрупнее. Кого в лужах бывает полно, так это головастиков - личинок лягушки. Проходя мимо лужи, легко можно заметить и саму лягушку. Посмотрите, лягушка с удовольствием принимает ванны в луже. Только лужа не простая (какого цвета вода в луже, почему?) - меловая. Не будем тревожить отдыхающую.

«Пыльцеголовник красный». В тени деревьев, на пригорке, можно увидеть красивый цветок, похожий на колокольчик.  Это очень редкий цветок, он занесен в Красную книгу России, - «хвалынская орхидея». Редким он стал потому, что очень долго (до 20-и лет) может вести подземный образ жизни, если что-то ему не понравится на поверхности, например, солнышка мало. Есть у него еще одна «странность»… Очень важным событием в жизни растений является опыление их насекомыми, после чего образуются плоды и семена. Обычно, насекомые-опылители за свою «работу» получают от цветка угощение – нектар. Растения с помощью своей «рекламы» - яркого цветка - как бы призывают насекомое: «Опыли меня, а я тебе за это что-то дам!» Однако не всегда насекомое находит в цветке то, что ищет - цветки орхидей их обманывают, сладкого питательного нектара у «хвалынской орхидеи» нет. Угостить насекомое цветку нечем. Зато пыльца у него особенная, пьянящая - севшие на это растение насекомые-опылители часто пьянеют от его пыльцы настолько, что не только забывают про нектар, но и взлететь не могут. При этом, хотя насекомое остается без обеда, опыление происходит.

Цветок этот настолько особенный и редкий, что, если увидите – не дышите рядом, может испугаться и спрятаться надолго под землю.

 «Прострел раскрытый» (Сон-трава). Ранней весной, едва сойдет снег, в сосновом лесу вполне может обнаружиться чудо! Зацветает прострел раскрытый, известный также под названием «сон-трава». Его можно назвать «подснежником соснового леса» (можете вспомнить про меловые сосны). Он является одним из самых первых цветков, радующих своими яркими колокольчиками. Уж очень красив цветок! Так и тянется рука сорвать его и унести с собой. Цветок сине-лилового цвета с яркой, почти оранжевой серединкой. У прострела сильно опушены все части цветка – опушение защищает растение от мороза (словно шубка). В одной из легенд говорится, что старуха-зима, не желая дать красавице-весне пробудить природу, напустила на землю стужу. Все цветы испугались и завяли, и только сон-трава гордо выпрямила стебелек и раскрыла свой фиолетовый пушистый цветок. Солнце заметило его сигнал и согрело землю теплом.

Откуда же такое сказочное название – «сон-трава»? На ночь и перед дождем стебелек сгибается и цветок поникает, как будто, засыпает. А ещё люди верили, что, положив под подушку немного травы, можно увидеть вещий сон и узнать своё будущее.

Сейчас этот цветок стал очень редким. Человек с давних пор понял, что прострел обладает лечебными свойствами, поэтому начал активно срывать его. Прострел раскрытый занесен в Красную книгу России.

Наша прогулка по экологической тропе Национального парка «Хвалынский» подошла к концу. Путешествие по парку – это встреча с природой, которая щедро одарила наш край своими богатствами. Есть такая пословица: «Тот свой край не любит, кто его природу губит» (обсудите её смысл).

В заключении, можно прочитать детям стихотворение

«Лесные правила»

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки - не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам – не враги!

Помоги лесным зверушкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек –

Будь то ласка иль хорек,

Ёж лесной, речная рыба –

Скажет: «Ты – мой друг!

Тебе – спасибо!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям" Тема: " Заповедной тропой Хвалынского парка"

Проект "Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям" Тема: " Заповедной тропой Хвалынского парка"...

Отчет о реализации социально-значимого проекта "Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям". Тема "Насекомые Хвалынского парка"

Отчет о реализации социально-значимого проекта "Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям"...

Реализация социально-значимого проекта "Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям". Тема "Течет река Волга"

Реализация второго этапа социально-значимого проекта "Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям". тема:"Течет река Волга"...

Отчет о проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках социально-значимого проекта «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям» на тему «Течет река Волга»

В период с 18 мая по 24 мая 2022 г. воспитателем старшей группы Полькиной Татьяной Николаевной были организованы и проведены тематические мероприятия в рамках реализации проекта «Течет река Волг...